Мастер - класс по литературному чтению с использованием ИКТ "Честь и достоинство человека"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Разработка занятия по литературному чтению на примере произведения Л. Пантелеева "Честное слово", дает возможность понять значение слов "честь" и "достоинство" и применить его в собственном жизненном опыте.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесно-наглядные, практические.
Организуется фронтальная, индивидуальная и групповая работа. На уроке используется мультимедийная презентация "Честь и достоинство человека".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chest_i_dostoinstvo.docx | 25.26 КБ |
chest_i_dostoinstvo.ppt | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Мастер - класс» с использованием ИКТ «Честь и достоинство человека»
Мелихова Т.А., учитель начальных классов
Цели для педагога:
- Дать понятие «чести и достоинства человека» на примере героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», а так же через применение его в собственном жизненном опыте.
- Совершенствование навыков работы в коллективе, в группе, развитие коммуникативных навыков.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств человека, формированию личной жизненной позиции.
Форма работы: работа в группах.
Оборудование:
- Карточки – загадки
- Стихи – ситуации
- Тест
- Жетоны «Солнечные зайчики»
- Презентация
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели занятия.
- Работа по теме:
А) Введение в тему занятия.
- На доске карточки со словами
ОБОРДАТ | ВИЧОТЫЗТЬОВС | ВЖИЛСЬТО | НССЕТЬЧТО |
- предлагаю вам разгадать зашифрованные слова (доброта, отзывчивость, лживость, честность)
- что объединяет эти понятия? (качества человека)
- какое качество для порядочного человека здесь лишнее? (лживость)
- (напишите это слово на листочке, сомните и отодвиньте его от себя)
Б) Работа по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово»
- сегодня мы будем говорить о герое рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». (Слайд 1) Предлагаю иллюстративно вспомнить текст. (Слайд 2-5)
- подберите родственные слова к слову «честное» (честность, честь)
- как понимаете слово честь? (ответы учителей)
Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкует слово честь С.И. Ожегов. (Слайд 6)
- достойные уважения и гордости моральные качества человека;
- хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
- почет, уважение.
Обратимся к тексту.
- так почему же мальчик не ушел?
- что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Ответы учителей)
Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением.
Да, конечно маленький мальчик проявил мужество и стойкость взрослого человека. В жизни каждый выбирает свой путь, а жизненный путь всегда сложный, и чтобы не произошло, нужно всегда оставаться человеком, честным человеком.
Мы живем сейчас в очень непростое время. Бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять.
Ведь так непросто нам порой,
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье Человека заслужить?
Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье человека. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?
В) Совместный анализ понятий.
И снова обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
(Слайд 7) Достоинство – положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Все начинается с человека. Нельзя автоматически стать благородным, совестливым, честным. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к окружающим нас людям, наше отношение к миру.
Работа в группах.
Каждый из нас самостоятельно делает выбор. Такой выбор я предлагаю сделать вам.
Сейчас вы будете работать в группах, где вы сможете обсудить ситуации и высказать свое мнение.
Задание 1-й группы:
Но как же быть, когда идет игра,
Партнеры лгут, блефуют, кто как может,
И для победы правды и добра
Тебе солгать необходимо тоже -
И как же быть тогда?
Задание 2-й группы:
Но как же быть, когда идет борьба
За идеал и лучшие надежды?
Ну, а в борьбе нельзя без топора,
А где топор – там щепки неизбежны.
И как же быть тогда?
В наше время можно часто слышать «Хочешь жить – умей вертеться» или «Победителей не судят». Что оправдывают люди этими словами? (собственное предательство, трусость, подлость)-ответы учителей.
Любой бесчестный поступок может привести к потери чести. Человек, обладающий честью, бережет ее. Этот человек уважает окружающих, но прежде всего, он уважает себя.
Г) Рефлексия.
(Слайд 8) «Моя честь - это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец».
И в завершении нашего занятия, с помощью теста вы сможете ответить, задуматься, сделать выбор: Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? По очереди будем читать тестовое задание. Свое отношение, «да» или «нет», вы можете проявить с помощью «солнечных лучиков», которые вы прикрепите к нашему солнышку от каждой группы.
Тест.
- Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.
- Честь – это ответственность за свое поведение.
- Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.
- Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.
- Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.
- Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.
- Достоинство – это чувство превосходства над другими.
- Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.
- Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.
- Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.
О, сколько солнечных лучиков засветилось у нас! Это сделали вы! Такие светлые, добрые люди могут воспитывать честных и достойных учеников. Аплодисменты вам!
Д) Итог занятия.
а) В заключении скажу вам святые слова:
- Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
- Те, кто не испытывает стыда, уже не люди!
или
б) В заключении хочу прочитать вам стихи Б. Окуджавы:
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
Благодарю за труд! Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Честь - это достойные уважения и гордости моральные качества человека; хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя; почет, уважение. Ожегов С.И.
Достоинство - это положительное качество, совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе. Ожегов С.И.
«Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец.»
Тест . 1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат. 2. Честь – это ответственность за свое поведение. 3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.
4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя. 5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству. 6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.
7. Достоинство – это чувство превосходства над другими. 8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение. 9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это. 10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по литературному чтению "Мифы народов мира"4 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Урок по литературному чтению разработан для учащихся 4 класса (программа Н.Ф.Виноградова) для межшкольного семинара "Применение РКМЧП"в начальной школе...
Мастер-класс по литературному чтению
Тема: Доброта души делает мир прекраснее (по стихотворению С.А.Махотина «Жук» и картине Ф.П.Толстого «Жук на ветке розы»)Цель: воспитание доброты, пробуждения светлых чувств к природе, создания ...
Презентация мастер-класса по литературному чтению
Мастер-класс по литературному чтению...
Мастер – класс по литературному чтению во 2 классе р. п Озинки
Учитель: Апендеева Ирина Александровна Место работы: МОУ «СОШ с. Пигари» Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века» Тема учебного занятия: Русская народная ...
мастер-класс по литературному чтению
Мастер-класс по литературному чтению "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения" Работа над проблемой почему дети ...
Мастер-класс по литературному чтению (4 класс). Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 2022 г.
Мастер-класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Лев и собачка", 4 класс, 2022 г....
Мастер - класс по литературному чтению, 2 класс
Мастер-класс на тему «Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения», во 2 классе....