Методическая разработка по диагностике "Эмоционально - эстетическое развитие детей".
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Николаева Светлана Альфредовна

Данная разработка помогает учителю определить эмоциональное развитие детей. Приведены таблицы с показателями эмоционально-эстетического развития детей и конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Русская народная сказка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_diagnostike.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по диагностике «Эмоционально-эстетическое развитие детей».

Цель работы : способствовать развитию интеллектуально – познавательных, художественно – эстетических способностей младших школьников, а также формировать нравственно – этические представления ( добро, честность, дружба, справедливость, ответственность ) в доступной для данного возраста эмоционально – образной форме.

Введение.

Была проведена диагностика, для выяснения, в какой степени учащиеся обладают качествами, которые мы бы хотели у них сформировать. Диагностика проводилась два раза, в начале и конце года.

Метапредметные универсальные учебные действия ( регулятивные, познавательные, коммуникативные ) формируются в результате изучения всех без исключения предметов, в том числе, и средствами предмета литературное чтение.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования лежит системно – деятельный подход, который предполагает:

  • Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
  • Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего и среднего общего образования;
  • Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Основная часть.

Не все младшие школьники, которые только что пришли из дошкольного учреждения,  готовы влиться в коллектив. Многие дети даже испытывают страх перед учёбой, самое главное на мой взгляд – это сформировать в классе доброжелательные отношения. В этом возрасте дети лучше всего воспринимают сказки. Сказка учит нас, что добро всегда побеждает зло . Но чтобы победить его, надо приложить усилие . Здесь мы преследуем ещё одну задачу, духовно – нравственное воспитание детей.

За несколько дней до проведения диагностики, дети знакомятся со сказкой. Педагог предлагает нарисовать сказочных героев . Эти рисунки используются на занятии.

Провести диагностику педагогу поможет русская народная сказка «Теремок». Теремок – это сказка, в которой волей случая оказались все вместе в одном домике самые разные звери: как безобидный зайчик, так и хитрая лиса и волк, который во многих сказках гоняется за зайчиком, чтобы полакомиться им. Такое собрание зверей учит единству, доброжелательности и добре. Все звери в этой сказке добрые и отзывчивые. Они никому не отказали в крыше над головой. И о чудо! Маленький теремок вместил всех зверей, без ограничений. Мне кажется, эта сказка лучше всех подходит для диагностики. Ребята проникаются в проблемы зверей, подражают им, пытаются им помочь. Это сплачивает их ещё больше, делает добрее.

В процессе занятия педагог наблюдает за детьми, чтобы потом заполнить таблицу диагностики. Здесь педагог вправе выбрать любую историю и способ её представления. Дети с удовольствием включаются в работу. Благодаря приятной доброжелательной атмосфере, царившей в классе во время таких занятий, наблюдать за эмоционально – эстетическим развитием детей легко. Дети раскрепощаются и даже не подозревают, что учитель внимательно наблюдает за ними.

Методический комментарий:

Хочу обратить внимание на то, что дети могут дать разнообразные ответы. Они могут нас удивить. Например волк может показаться им добрым на рисунке. Пусть ребёнок докажет, что он прав. После самостоятельных рассуждений ученик может поменять своё мнение, а может остаться при своём. Мы не должны забывать, что главное – это доброжелательная атмосфера на занятии.

Предлагаю свою разработку занятия для проведения диагностики «Эмоционально – эстетического развития детей ».

        


Конспект урока

Литературного чтения в 1 классе

на тему : «Русская народная сказка »

Урок разработан учителем начальных классов Николаевой С.А.

Цель: развивать умение сотрудничать в детском коллективе.

Задачи:

  • образовательные
  1. поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности
  2. расширить знания детей о русских народных сказках
  • коррекционно-развивающие
  1. побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок
  2. формировать у учащихся добрые взаимоотношения и классного коллектива
  3. способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей
  4. развитие воображения, сообразительности, речи учащегося
  • воспитательные
  1. воспитывать любовь к русским народным сказкам
  2. расширять кругозор
  3. приобщать детей к народному творчеству

Оборудование: доска, картинки, карточки.

Используемые образовательные технологии:

  1. проблемное обучение;
  2. развивающее обучение;
  3. игровые технологии;
  4. групповые технологии.

ЭОР: электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской(1CD).

Ход урока:

Структура урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Актуализация знаний

Приветствие.

Как прекрасно начинать новый день с хорошего настроения. А чтобы так произошло, пожелаем всем здоровья!

К нам в гости пришёл Мишутка. Он привёл с собой зверей из леса. У них случилась беда, их заколдовала злая волшебница. И они забыли, кто они. Звери из сказочных, волшебных превратились в обычных, диких зверей. Педагог задаёт вопрос:

-Ребята,вы дружные? Смелые?

-Значит мы обязательно поможем зверюшкам.

Дети:

- Здравствуй, Солнце!

  Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуйте, гости дорогие!

Дети, произнося слова, поднимают руки вверх, а в конце делают поклон.

Дети отвечают

Основная часть

Педагог показывает иллюстрации диких зверей.

Дети описывают их, включая мимику и движения рук и ног.

Закрепление

вас на столе карточки с изображением добра и зла. Поднимите ту карточку, которая характеризует данное животное.

Дети поднимают карточки.

Самостоятельная работа

-Ребята, вы такие молодцы. Все звери расколдованы и они могут вернуться в свою сказку – «Теремок».

-но это ещё не всё. Звери потеряли свой дом-теремок. Нам надо построить им новый дом. Мишутка принёс всё, чтонужно для строительства терема.

-Ребята, осталась последняя деталь в строительстве дома, но что это такое, мы узнаем из загадки, которую мы покажем.

Проводится физкультминутка:

Белый столб стоит на крыше

И растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес-

И исчез.

-Что это?

Дети выходят к доске и на ватмане составляют дом.

Дети выполняют движения. Отвечают на вопрос (дым)

Рефлексия

теремок построен и  все звери могут занять свои комнаты.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наша любимая сказка.

Мы сегодня из зрителей превращаемся в сказочных героев. Сказка называется «Теремок».

-ребята, мишка очень расстроился, что из-за него сломался теремок. Он попросил прощения и его звери простили. Они все вместе построили новый большой теремок.

А теперь мы повернёмся и друг другу улыбнёмся. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. В этой сказке победила дружба и у нас в классе победила дружба.

-из какой сказки к нам приходили герои?

-ребята, понравилось вам помогать Мишутке и его друзьям?

Чтобы эта встреча не забывалась, надо сделать фотографию на память у теремка, который мы все вместе построили.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Победила дружба и хорошее настроение.

Дети надевают маски, встают в круг. Начинается представление. Педагог выполняет роль ведущего, дети – зверей. В конце сказки теремок ломается, звери разбегаются.

Дети встают снова вкруг и крепко держатся за руки.

Отвечают на вопросы.

Дети все вместе фотографируются у теремка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".

Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...

Методические рекомендации к диагностике эстетического развития детей

Методические  рекомендации  к диагностике эстетического развития детей....

Собственная методическая разработка программы художественно-эстетического направления «Массовые и спортивно – бальные танцы»

Отделение дополнительного образования детейГосударственного бюджетного образовательного учреждениясредняя общеобразовательная школа №461Колпинского района Санкт-Петербурга    Рассм...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию связной речи детей

По логопедической теме "Дифференциация Д-Т" на лексическом материале "Дикие животные и птицы" представлена разработка логопедического занятия для учащихся 4-х классов. Целью данног...

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...

Методическая разработка "Использование пиктограмм для развития коммуникации у детей с ОВЗ"

В методической разработке представлены пиктограммы, способствующие формированию социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания, усвоению правил поведения....

Методическая разработка на тему «Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Среди методов развития речи у детей можно выделить три основные группы: наглядные, словесные и практические. Данное деление является условным, так как наглядные методы сопровождаются словом, а при исп...