Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, не всегда можно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная программа «Умники и Умницы», которая помогает детям с помощью игры решать нестандартные задачи.
Для проведения занятий по РПС я использую учебно-методический комплект, состоящий из:
а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для детей на каждое полугодие;
б) методического руководства для педагога
в) программы курса РПС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znyatie_.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности программы дополнительного образования «Умники и Умницы» в развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, не всегда можно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная программа «Умники и Умницы», в отделении дополнительного образования, которая помогает детям с помощью игры решать нестандартные задачи.
Для проведения занятий по РПС я использую учебно-методический комплект, состоящий из:
а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для детей на каждое полугодие;
б) методического руководства для преподавателя
в) программы курса РПС.
занятие кружка « Умники и Умницы”
в 1 классе
по теме: «Развитие познавательных способностей ».
(Составила и провела: педагог первой квалификационной категории Лысенкова Н.Ф,.)
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и преподавателя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии кружка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.
- Тут затеи, и задачи,
- Игры, шутки, всё для вас!
- Пожелаем всем удачи -
- За работу, в добрый час!
- Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? (Солнце)
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На занятие торопит нас –
«Умники и Умницы» сейчас.
Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернитесь к соседу по парте и подарите свои солнечные улыбки друг другу. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.
Звучит куплет песни «Улыбка»
Улыбка
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Учитель:
• Сегодня, к нам на занятие пришли сказочные герои «Крокодил Гена и Чебурашка» и они подготовили для вас интересные задания.
Чтобы вам легче, лучше думалось и работалось, давайте, выполним «Мозговую гимнастику». Готовы? (Да).
II. Мозговая гимнастика.
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.
1. «Качание головой» - (30 сек).
Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.
Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
2. «Ленивые восьмерки».
Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3. «Шапка для размышлений».
Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
4. «Гимнастика для глаз».
Цель: Профилактика нарушения зрения.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг
III. Разминка. Коллективная работа.
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.
- Итак, ребята, выполняем 1 задание Крокодила Гены и Чебурашки:
«А, ну ребята не зевай, хором дружно отвечай!»
1. Какое сегодня число? День недели?
2. Как кричит осёл?
3. Наименьшее однозначное число?
4. На чём путешествовал Емеля?
5. Как называется рот у птицы?
6. Кто сидит на троне и управляет царством?
7. Заведение, где детей пытаются чему-нибудь научить.
8. Назови наибольшее однозначное число.
9. Её наклеивают на конверт. Что это?
10. Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле?
11. В шахте трудится? (шахтер)
12. В жаркой кузнице? (кузнец)
13. Кто все знает? (молодец).
• Молодцы, ребята, мы с вами справились с 1 заданием.
IV. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, мышления, воображения.
Индивидуальная работа.
1. Упражнение «Кто больше запомнит слов?»
Цель: Тренировка слуховой памяти, спонтанной грамотности письма, развитие умений и навыков индивидуальной работы.
А) «В каком из следующих слов ПАРТА, ПАРА, КОРОБКА. СЕДЛО, МАМА – есть буква «Д»? (Седло)
Б) В ряду слов СОН, КОН, СТОН, СЛОН, ВОН – вторым стоит СТОН. Права ли я? (Нет).
В)«Внимательно прослушайте 10 слов, постарайтесь запомнить и записать их в любом порядке. Чем быстрее и больше, тем лучше».
Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.
Проверка: учитель зачитывает слова, учащиеся отмечают и подсчитывают их количество. Количество слов соответствует количеству баллов за данное задание.
2. Упражнение «Кто больше игрушек запомнит ?»
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
(Наглядный материал: набор из 10 игрушек).
«Ребята, внимательно посмотрите, запомните игрушки, которые я вам покажу, затем запишите их названия на листочке, а потом мы их проверим. Чем быстрее и больше, тем лучше».
Проверка: учитель показывает игрушки, дети отмечают и подсчитывают их количество.
- Молодцы, ребята!
V. Веселая переменка.
Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно
1. «Левой ногой крутите «от себя», а левой рукой крутите к себе».
Цель: профилактика нарушений позвоночника.
VI. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, мышления, воображения.
Коллективная работа.
Задание 1. “Умники и Умницы вспоминайте, быстро руку поднимайте!”
Цель: развитие внимания, зрительной памяти, умения воспроизводить;
обучение детей навыкам коллективной работы.
• Прочитайте слова на данной карточке, постарайтесь их запомнить. Затем карточку я уберу, а вы должны будете ответить на следующие вопросы.
(Утка, салат, лето, трава, осина).
Вопросы:
1. Сколько букв в последнем слове? (Осина, 5 букв).
2. Какие два слова начинаются с гласной буквы? (Утка, осина).
3. Сколько слов заканчиваются на А? (Утка, трава, осина).
4. Встречается ли буква К в словах? (Утка).
5. Было ли среди слов название дерева? (Осина).
Молодцы, справились и с этими заданиями Крокодила Гены и Чебурашки.
VII. Логически – поисковые задания. Работа в парах.
Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.
1. Задание «Выполните действия и напишите полученное слово»
Цель: развивать логическое мышление, умение работать парами и осуществлять прием взаимопроверки.
ВО + РОК – БЕЙ = ВОРОБЕЙ
МЫ + ЛОВ – В =
КРО – РО + ОМ + ПОТ =
БА + РОК – ОК + А + БАН =
СОМ – ОМ + НЕ Г =
ЗИЛ – Л + МАГ – Г =
МОК – К + РОМ – М + З =
КОМ – М + Н + ФЕ + ТА=
2. Коррегирующая гимнастика для глаз (Электронная физ.минутка для глаз).
Цель: повысить остроту зрения и снять зрительное утомление
Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят.
Порезвиться захотели, друг за дружкой полетели.
Полетали, прилетели и на место свое сели.
IX. Графический диктант. Штриховка.
Цель: развивать внимание, глазомер, зрительную память, аккуратность, логическое мышление.
А) (Перед выполнением работы дети выполняют зарядку для пальчиков).
Сцепим мы два кулачка,
Словно крепких два крючка.
А потом мы ждать не станем –
Посильнее их потянем.
(Дети сцепляют пальцы «в замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывают и «вкладывают» друг в друга. Пальцы сжимают. Затем тянут руки в разные стороны. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Б) Отгадайте загадку ( по выбору учителя):
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет. (Весна).
- Какие времена года вы знаете? Каковы отличительные признаки весны?
В) Сегодня на уроке вы нарисуете весенний цветок. Какие цветы расцветают одними из первых? (Первоцветы, подснежники).
Г) Графические диктанты для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Индивидуальная работа.
От начальной точки начинай рисовать.( После того как дети выполнят это задание, дети себя оценивают и раскрашивают флажок внизц своей страницы соответствующим цветом).
Х. Рефлексия.
- Кто сегодня доволен собой?
- Кто считает, что легко выполнил все задания?
- Кому было трудно?
- Что было самое интересное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Статья для практикующих учителей....
Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста
Доклад на тему" Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста"...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».
В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...
Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»
Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....
Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности
Работа по самообразованию. Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности....
"Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования
quot;Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности" план профессионального самообразования...
Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста
Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный ...