Методические рекомендации к диагностике эстетического развития детей
учебно-методический материал по теме
Методические рекомендации к диагностике эстетического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_diagnostike_estetika.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к диагностике эстетического развития детей Перед началом диагностического обследования педагог раскладывает демонстрационный материал. Он предупреждает ребенка о том, что выполнять задание необходимо самостоятельно. В случае затруднений ребенок должен обратиться к педагогу. Педагог объясняет детям каждое задание и дает время на его выполнение. Педагог ждет, когда ребенок справится с заданием, и только потом переходит к следующему. Детям, испытывающим затруднения, взрослый повторяет задание. После проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребенка и заносит их в карты развития, которые дают возможность проследить динамику детского развития. Методика 1. «Культура поведения» Культура еды. Наблюдение за детьми во время приема пищи: владение культурными навыками, умение пользоваться приборами, салфеткой, аккуратно принимать пищу. Культура речи. Анализирование речи детей: умение правильно обращаться к сверстникам, взрослым, составлять простые и сложные предложения, употреблять в речи слова благодарности, приветствия, владеть обширным лексическим словарем; отсутствие в речи грубых слов и «слов-паразитов». Культура деятельности. Наблюдение за детьми во время любого вида деятельности: владение культурными навыками, быть аккуратным, внимательным, старательным. Навыки общественного поведения. Наблюдение за детьми в общественных местах: умение правильно вести себя при встрече с людьми, говорить необходимые слова, пропускать девочек и взрослых людей, умение владеть своими чувствами и эмоциями, сдерживать желания и капризы. Критерии оценки 3 балла – ребенок умеет вести себя в общественном месте, владеет КГН, аккуратен, внимателен, вежлив, владеет обширным лексическим словарем. 2 балла – ребенок частично владеет КГН, не всегда ведет себя тактично в общественных местах; следит за своим внешним видом, речью при напоминании педагога. 1 балл – ребенок не владеет навыками общественного поведения, КГН, употребляет в речи грубые слова и «слова-паразиты» Методика 2. «Ознакомление с живописью» Задание № 1. «Определение жанров живописи» Материал: репродукции картин. Для детей 5-6 лет – 6 образцов, для детей 6-7 лет – 12 образцов. Перед ребенком выкладывают репродукции и предлагают разложить их на 3 группы: пейзаж, портрет, натюрморт. Критерии оценки 3 балла – ребенок самостоятельно определяет жанр и раскладывает на группы. 2 балла – ребенок частично определяет жанр с помощью педагога. 5-6 лет – 3 образца, 6-7 лет – 6 образцов. 1 балл – ребенок не справился с заданием Задание № 2. «Способность различать семантику цвета» Материал: Для детей 5-6 лет – карточки различных цветов и оттенков. Для детей 6-7 лет – панно «Бабочка» (крылья бабочки раскрашены в теплые и холодные цвета) Ребенок 5-6 лет должен назвать основные цвета и их оттенки, разложить похожие цвета друг с другом. Ребенок 6-7 лет должен назвать теплые и холодные цвета, которые видит на панно. Критерии оценки 3 балла – ребенок называет все цвета и оттенки, определяет холодные и теплые цвета. 2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога. 1 балл – ребенок не справляется с заданием. Задание № 3. «Сложи мозаику (панно)» Материал: разноцветные детали мозаики геометрической формы, схема-чертеж Ребенок 5-6 лет должен сложить мозаику по собственному узору. Ребенок 6-7 лет сложить панно по схеме, используя при этом только теплые и холодные цвета по собственному замыслу. Критерии оценки 3 балла – ребенок придумал узор и выложил мозаику (панно) самостоятельно. 2 балла – ребенок придумал узор с помощью педагога и выложил его самостоятельно. 1 балл – ребенок не справился с заданием. Методика 3. «Ознакомление с музыкой» Задание № 1. «Знание композиторов» Материал: портреты композиторов, изучаемых на занятиях. Ребенок должен назвать композиторов, которых знает. Для ребенка 5-6 лет – 4 композитора, для ребенка 6-7 лет – 8 композиторов 3 балла – ребенок показывает портрет и называет композитора самостоятельно. 5-6 лет – 3 композитора, 6-7 лет - 7 композиторов 2 балла – ребенок частично справляется с заданием. 5-6 лет – 2 композитора, 6-7 лет – 4 композитора. 1 балл – ребенок не справился с заданием. Задание № 2. «Определение музыкального жанра» Материал: Для детей 5-6 лет - запись произведений: «Марш» П.И.Чайковского, «Полька» И.Штрауса, любая песня в фортепианной обработке. Для детей 6-7 лет – запись произведений: «Марш Радецкого» Р.Штрауса, «Вальс до-диез минор» Ф.Шопена, «Песня» А.Боччелли в инструментальной обработке. Ребенок, прослушав произведение, должен определить его жанр. Критерии оценки 3 балла – ребенок самостоятельно называет жанры. 2 балла – ребенок называет жанры с помощью педагога. 1 балл – ребенок не справляется с заданием. Задание № 3. «Знание музыкальных инструментов» Материал: Для детей 5-6 лет – картинки с изображением музыкальных инструментов. Для детей 6-7 лет – запись произведений для определенного инструмента (прилагается к занятию о музыкальных инструментах) Ребенок 5-6 лет должен определить струнные, клавишные, духовые, ударные инструменты по картинкам. Ребенок 6-7 лет – по звучанию. Критерии оценки 3 балла – ребенок называет все виды инструментов 2 балла – ребенок частично называет инструменты 1 балл – ребенок не справляется с заданием. Методика 4. «Ознакомление с литературой» Задание № 1. «Знание писателей» Материал: портреты писателей и поэтов, изучаемых на занятиях. Ребенок должен назвать писателей, которых знает. Для ребенка 5-6 лет – 4 писателя, для ребенка 6-7 лет – 8 писателей. Критерии оценки 3 балла – ребенок показывает портрет и называет писателя самостоятельно. 5-6 лет – 3 писателя, 6-7 лет - 7 писателей. 2 балла – ребенок частично справляется с заданием. 5-6 лет – 2 писателя , 6-7 лет – 4 писателя. 1 балл – ребенок не справился с заданием. Задание №2. «Знание стихотворений о природе» Материал: литературный альбом каждого ребенка. Ребенок должен вспомнить и прочитать стихотворения из своего альбома. Критерии оценки 3 балла – ребенок 5-6 лет рассказывает до 4 стихотворений, 6-7 лет до 6 стихотворений. 2 балла – ребенок 5-6 лет рассказывает до 2 стихотворений, 6-7 лет до 3 стихотворений. 1 балл – ребенок 5-6 лет не рассказывает стихотворения, 6-7 лет – 1 стихотворение Задание № 3. «Умение анализировать текст» Материал: Для детей 5-6 лет – отрывки из рассказов В.В.Бианки, К.Г.Паустовского. Для детей 6-7 лет – отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, К.Д.Бальмонта. Ребенок должен проанализировать текст. Критерии оценки 3 балла – ребенок анализирует текст самостоятельно; 2 балла – ребенок анализирует текст с помощью воспитателя (наводящие вопросы) 1 балл – ребенок не справился с заданием. Методика 5. «Развитие творческих способностей» Задание № 1. Для детей 5-6 лет. «Какая маска больше всего подходит положительному герою» Материал: карточка с изображением масок (веселая, грустная, гневная) Ребенок должен показать подходящую маску Критерии оценки 3 балла – веселая маска 2 балла – плачущая маска 1 балл – гневная маска Для детей 6-7 лет. «Дорисуй маску» Материал: карандаши или фломастеры, шаблоны масок начатым изображением. Ребенок должен дорисовать маску для положительного героя. Критерии оценки 3 балла – веселая маска 2 балла – плачущая маска 1 балл – гневная маска Задание № 2. Для детей 5-6 лет. «Какой цвет больше подойдет для платья Золушки» Материал: карточки трех цветов: розового, фиолетового, черного. Ребенок должен показать подходящую карточку Критерии оценки 3 балла – розовый цвет 2 балла – фиолетовый цвет 1 балл – черный цвет Для детей 6-7 лет. «Подбери цвет для музыки» Материал: запись произведения Ж.Массне «Элегия», карточки трех цветов: сиреневого, красного, желтого Ребенок должен подобрать цвет к музыке Критерии оценки 3 балла – сиреневый цвет 2 балла – желтый цвет 1 балл – красный цвет Задание № 3. «Определить символ» Материал: карточки с изображением: капли дождя, солнце, снежинка. Для детей 5-6 лет. Подобрать карточку к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою..» Критерии оценки 3 балла – снежинка 2 балла – солнце 1 балл – капли дождя Для детей 6-7 лет. Подобрать карточку к «Вальсу до-диез минор» Ф.Шопена Критерии оценки 3 балла – капли дождя 2 балла – снежинка 1 балл – солнце Методика 6. «Этические представления» «О дружбе и товариществе» Наблюдение за детьми во время пребывания в группе: умение дружить, общаться со всеми детьми, находить себе товарища по интересам, защищать товарища, оказывать помощь. «О справедливости и доброте» Наблюдения за детьми во время пребывания в группе: умение быть справедливым в любых случаях, проявлять доброту к окружающим, животным, растениям. «Об уважении к старшим» Наблюдение за детьми во время пребывания в группе: отношение к педагогам, родителям, старшим детям, умение быть тактичным, внимательным. Критерии оценки: 3 балла – ребенок умеет дружить с детьми, находить общие интересы и налаживать контакт со всеми, уважительно относится к старшим, оказывает помощь младшим. 2 балла – ребенок по настроению общается с детьми, коммуникабилен с отдельными детьми (по интересам), не всегда уважителен 1 балл – ребенок замкнут, пассивен, плохо идет на контакт как со взрослыми, так и с детьми. По итогам набранной суммы: Высокий уровень развития: ребенок набирает от 30-42 баллов Средний уровень развития: ребенок набирает от 20-30 баллов Низкий уровень развития: ребенок набирает от 0-20 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартовая диагностика эстетических способностей детей
Проверяемые умения:1. Умение передавать эмоциональное состояние сочетанием цветов.2. Владение простейшим способом декоративного письма – «примакивание».3. Композици...
Творческое и эстетическое развитие детей на уроках литературного чтения
Через стихи дети учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, видеть образ самого автора в данном стихотворении, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворе...
Художественно-эстетическое развитие детей.
Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Он...
Методическая разработка по диагностике "Эмоционально - эстетическое развитие детей".
Данная разработка помогает учителю определить эмоциональное развитие детей. Приведены таблицы с показателями эмоционально-эстетического развития детей и конспект урока по литературному чтению в 1 клас...
«Обучение искусству оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей младшего школьного возраста»
Если вы решили познакомить своих учеников с оригами, но сомневаетесь - прочтите эту короткую статью. Перед вами раскроются все привлекательные стороны данной области. Оригами можно сравнить с маленьки...
Роль ритмики в эстетическом развитии детей.
Статья на тему "Роль ритмики в эстетическом развитии детей" - это попытка рассказать об актуальности программы ритмики в начальной школе (1 класс)....
Комментарии
Диагностика
Буду использовать в своей работе!