Методические рекомендации к диагностике эстетического развития детей
учебно-методический материал по теме

Методические  рекомендации  к диагностике эстетического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_k_diagnostike_estetika.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                           

Методические  рекомендации  к диагностике

эстетического развития детей

         Перед началом диагностического обследования педагог раскладывает демонстрационный материал. Он предупреждает ребенка о том, что выполнять задание необходимо самостоятельно. В случае затруднений ребенок должен обратиться к педагогу. Педагог объясняет детям каждое задание и дает время на его выполнение. Педагог ждет, когда ребенок справится с заданием, и только потом переходит к следующему. Детям, испытывающим затруднения, взрослый повторяет задание. После проведения диагностического обследования педагог оценивает результаты каждого ребенка и заносит их в карты развития, которые дают возможность проследить динамику детского развития.

Методика 1. «Культура поведения»

Культура еды.

Наблюдение за детьми во время приема пищи: владение культурными навыками, умение пользоваться приборами, салфеткой, аккуратно принимать пищу.

Культура речи.

Анализирование речи детей: умение правильно обращаться к сверстникам, взрослым, составлять простые и сложные предложения, употреблять в речи слова благодарности, приветствия, владеть обширным лексическим словарем; отсутствие в речи грубых слов и «слов-паразитов».

Культура деятельности.

Наблюдение за детьми во время любого вида деятельности: владение культурными навыками, быть аккуратным, внимательным, старательным.

Навыки общественного поведения.

Наблюдение за детьми в общественных местах: умение правильно вести себя при встрече с людьми, говорить необходимые слова, пропускать девочек и взрослых людей, умение владеть своими чувствами и эмоциями, сдерживать желания и капризы.

Критерии оценки

3 балла –  ребенок умеет вести себя в общественном месте, владеет КГН, аккуратен, внимателен, вежлив, владеет обширным лексическим словарем.

2 балла – ребенок частично владеет КГН, не всегда ведет себя тактично в общественных местах; следит за своим внешним видом, речью при напоминании педагога.

1 балл – ребенок не владеет навыками общественного поведения, КГН, употребляет в речи грубые слова и «слова-паразиты»

Методика 2. «Ознакомление с живописью»

Задание № 1. «Определение жанров живописи»

Материал: репродукции картин. Для детей 5-6 лет – 6 образцов, для детей 6-7 лет – 12 образцов.

Перед ребенком выкладывают репродукции и предлагают разложить их на 3 группы: пейзаж, портрет, натюрморт.

Критерии оценки

3 балла – ребенок самостоятельно определяет жанр и раскладывает на группы.

2 балла – ребенок частично определяет жанр с помощью педагога. 5-6 лет – 3 образца, 6-7 лет – 6 образцов.

1 балл – ребенок не справился с заданием

Задание № 2. «Способность различать семантику цвета»

Материал: Для детей 5-6 лет – карточки различных цветов и оттенков. Для детей 6-7 лет – панно «Бабочка» (крылья бабочки раскрашены в теплые и холодные цвета)

Ребенок 5-6 лет должен назвать основные цвета и их оттенки, разложить похожие цвета друг с другом.  Ребенок 6-7 лет должен назвать теплые и холодные цвета, которые видит на панно.

Критерии оценки

3 балла – ребенок называет все цвета и оттенки, определяет холодные и теплые цвета.

2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 3. «Сложи мозаику (панно)»

Материал: разноцветные детали мозаики геометрической формы, схема-чертеж

Ребенок 5-6 лет должен сложить мозаику по собственному узору. Ребенок 6-7 лет сложить панно по схеме, используя при этом только теплые и холодные цвета по собственному замыслу.

Критерии оценки

3 балла – ребенок придумал узор и выложил мозаику (панно) самостоятельно.

2 балла – ребенок придумал узор с помощью педагога и выложил его самостоятельно.

1 балл – ребенок не справился с заданием.

Методика 3. «Ознакомление с музыкой»

Задание № 1. «Знание композиторов»

Материал:  портреты композиторов, изучаемых на занятиях.

Ребенок должен назвать композиторов, которых знает. Для ребенка 5-6 лет –

4 композитора, для ребенка 6-7 лет – 8 композиторов

3 балла – ребенок показывает портрет и называет композитора самостоятельно. 5-6 лет – 3 композитора, 6-7 лет - 7 композиторов

2 балла – ребенок частично справляется с заданием. 5-6 лет – 2 композитора, 6-7 лет –

4 композитора.

1 балл – ребенок не справился с заданием.

Задание № 2. «Определение музыкального жанра»

Материал: Для детей 5-6 лет - запись произведений: «Марш» П.И.Чайковского, «Полька» И.Штрауса, любая песня в фортепианной обработке. Для детей 6-7 лет – запись произведений: «Марш Радецкого» Р.Штрауса, «Вальс до-диез минор» Ф.Шопена, «Песня» А.Боччелли в инструментальной обработке.

Ребенок, прослушав произведение, должен определить его жанр.

Критерии оценки

3 балла – ребенок самостоятельно называет жанры.

2 балла – ребенок называет жанры с помощью педагога.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Задание № 3. «Знание музыкальных инструментов»

Материал: Для детей 5-6 лет – картинки с изображением музыкальных инструментов. Для детей 6-7 лет – запись произведений для определенного инструмента (прилагается к занятию о музыкальных инструментах)

Ребенок 5-6 лет должен определить струнные, клавишные, духовые, ударные инструменты по картинкам. Ребенок 6-7 лет – по звучанию.

Критерии оценки

3 балла – ребенок называет все виды инструментов

2 балла – ребенок частично называет инструменты

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Методика 4. «Ознакомление с литературой»

Задание № 1. «Знание писателей»

Материал:  портреты писателей и поэтов, изучаемых на занятиях.

Ребенок должен назвать писателей, которых знает. Для ребенка 5-6 лет – 4 писателя, для ребенка 6-7 лет – 8 писателей.

Критерии оценки

3 балла – ребенок показывает портрет и называет писателя самостоятельно. 5-6 лет – 3 писателя, 6-7 лет - 7 писателей.

2 балла – ребенок частично справляется с заданием. 5-6 лет – 2 писателя , 6-7 лет – 4 писателя.

1 балл – ребенок не справился с заданием.

Задание №2. «Знание стихотворений о природе»

Материал: литературный альбом каждого ребенка.

Ребенок должен вспомнить и прочитать стихотворения из своего альбома.

Критерии оценки

3 балла – ребенок 5-6 лет рассказывает до 4 стихотворений, 6-7 лет до 6 стихотворений.

2 балла – ребенок 5-6 лет рассказывает до 2 стихотворений, 6-7 лет до 3 стихотворений.

1 балл – ребенок 5-6 лет не рассказывает стихотворения,  6-7 лет – 1 стихотворение

Задание № 3. «Умение анализировать текст»

Материал: Для детей 5-6 лет – отрывки из рассказов В.В.Бианки, К.Г.Паустовского. Для детей 6-7 лет – отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, К.Д.Бальмонта.

Ребенок должен проанализировать текст.

Критерии оценки

3 балла – ребенок анализирует текст самостоятельно;

2 балла – ребенок анализирует текст с помощью воспитателя (наводящие вопросы)

1 балл – ребенок не справился с заданием.

Методика 5. «Развитие творческих способностей»

Задание № 1.

Для детей 5-6 лет. «Какая маска больше всего подходит положительному герою» 

Материал: карточка с изображением масок (веселая, грустная, гневная)

Ребенок должен показать подходящую маску

Критерии оценки

3 балла – веселая маска

2 балла – плачущая маска

1 балл – гневная маска

Для детей 6-7  лет. «Дорисуй маску»

Материал: карандаши или фломастеры, шаблоны масок начатым изображением.

Ребенок должен дорисовать маску для положительного героя.

Критерии оценки

3 балла – веселая маска

2 балла – плачущая маска

1 балл – гневная маска

Задание № 2.

Для детей 5-6 лет. «Какой цвет больше подойдет для платья Золушки»

Материал: карточки трех цветов: розового, фиолетового, черного.

Ребенок должен показать подходящую карточку

Критерии оценки

3 балла – розовый цвет

2 балла – фиолетовый цвет

1 балл – черный цвет

Для детей 6-7  лет. «Подбери цвет для музыки»

Материал: запись произведения Ж.Массне «Элегия», карточки трех цветов: сиреневого, красного, желтого

Ребенок должен подобрать цвет к музыке

Критерии оценки

3 балла – сиреневый цвет

2 балла – желтый цвет

1 балл – красный цвет        

Задание № 3. «Определить символ»

Материал: карточки с изображением: капли дождя, солнце, снежинка.

Для детей 5-6 лет. Подобрать карточку к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою..»

Критерии оценки

3 балла – снежинка

2 балла – солнце

1 балл –  капли дождя

Для детей 6-7  лет. Подобрать карточку к  «Вальсу до-диез минор» Ф.Шопена

Критерии оценки

3 балла – капли дождя

2 балла – снежинка

1 балл – солнце

Методика 6. «Этические представления»

 «О дружбе и товариществе»

Наблюдение за детьми во время пребывания в группе: умение дружить, общаться со всеми детьми, находить себе товарища по интересам, защищать товарища, оказывать помощь.

«О справедливости и доброте»

Наблюдения за детьми во время пребывания в группе: умение быть справедливым в любых случаях, проявлять доброту к окружающим, животным, растениям.

«Об уважении к старшим»

Наблюдение за детьми во время пребывания в группе: отношение к педагогам, родителям, старшим детям, умение быть тактичным, внимательным.

Критерии оценки:

3 балла – ребенок умеет дружить с детьми, находить общие интересы и налаживать контакт со всеми, уважительно относится к старшим, оказывает помощь младшим. 

2 балла – ребенок по настроению общается с детьми, коммуникабилен с отдельными детьми (по интересам), не всегда уважителен

1 балл – ребенок замкнут, пассивен, плохо идет на контакт как со взрослыми, так и с детьми.

По итогам набранной суммы:

Высокий уровень развития: ребенок набирает от 30-42 баллов

Средний уровень развития: ребенок набирает от 20-30 баллов

Низкий уровень развития: ребенок набирает от 0-20 баллов

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая диагностика эстетических способностей детей

Проверяемые умения:1.   Умение передавать эмоциональное состояние сочетанием цветов.2.   Владение простейшим способом декоративного письма – «примакивание».3.   Композици...

Творческое и эстетическое развитие детей на уроках литературного чтения

Через стихи дети  учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, видеть образ самого автора в данном стихотворении, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворе...

Художественно-эстетическое развитие детей.

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Он...

Методическая разработка по диагностике "Эмоционально - эстетическое развитие детей".

Данная разработка помогает учителю определить эмоциональное развитие детей. Приведены таблицы с показателями эмоционально-эстетического развития детей и конспект урока по литературному чтению в 1 клас...

«Обучение искусству оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей младшего школьного возраста»

Если вы решили познакомить своих учеников с оригами, но сомневаетесь - прочтите эту короткую статью. Перед вами раскроются все привлекательные стороны данной области. Оригами можно сравнить с маленьки...

Роль ритмики в эстетическом развитии детей.

Статья на тему "Роль ритмики в эстетическом развитии детей" - это попытка рассказать об актуальности программы ритмики в начальной школе (1 класс)....


 

Комментарии

Вострикова Светлана Юрьевна

Буду использовать в своей работе!