«Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)»
Цели деятельности учителя: Постановка и решение учебной орфографической задачи: обозначение гласных после шипящих Ч, Щ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob.gr_28.02.18.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Школа №148 Учитель: Кожевникова Т.И.________
Класс: 1-б Методист: Солопова Т.В.________
Урок № 1 Студентка: Ерзакова З, 43 гр.
Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)»
Цели деятельности учителя: Постановка и решение учебной орфографической задачи: обозначение гласных после шипящих Ч, Щ
Планируемые результаты:
- Предметные: Конкретизировать позиционный принцип обозначения звуков (фонем) буквами (правила графики). Познакомить с новыми буквами, звуками; орфограммами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Личностные: Воспитывать интерес к знаниям, взаимоуважение. Воспитание любви к природе, к родному краю.
- Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Букварь» В.В. Репкина, 1 класс, презентация.
Этапы. Методы и приемы | Время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
Организационный момент Словесный метод: сл. учителя | 8:15-8:16 | Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Регулятивные: осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
Практический : Артикуляционные упражнения Наглядный метод: уч. презентация | 8:16- 8:19 | Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью. Работаем по таблице “Лента букв”. - Покажите и назовите гласные верхнего ряда. (а о у э ы). Ща - ща - ща – мы домой несли леща. Ащ - ащ - ащ – мы наденем плащ. - Какую “работу” они выполняют? (Показывают твёрдость предыдущего согласного и обозначают гласный звук.) - Покажите и назовите гласные буквы нижнего ряда. (я ё ю е и) - Для чего нужны эти гласные буквы? (Они обозначают мягкость предыдущего согласного и обозначают звуки.) - Покажите и назовите все изученные нами звонкие согласные, потом — глухие. - С какими буквами познакомились на предыдущем уроке? Дайте полную характеристику этих звуков. | Развивать артикуляционный аппарат Читают чистоговорки | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
Актуализация знаний Практический: чтение букв Наглядный метод: уч. презентация | 8:19-8:25 | -Ребята, на экране вы видите буквы(а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё). - Разделите буквы на группы и объясните по какому признаку вы это сделали. Можно ли их разделить по-разному?(да) Возможны 2 варианта: 1 – гласные буквы, обозначающие 1 звук и гласные буквы, обозначающие 2 звука. 2 - гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука и гласные буквы, обозначающие мягкость согласного звука.) Молодцы! | Отвечать на вопросы учителя. Делить на группы буквы. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. Познавательные: |
Постановка учебной задачи Практический: целеполагание | 8:25-8:27 | - Ребята, откройте учебник на стр. 28. С чем мы сегодня познакомимся? (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). - А сейчас внимательно послушайте сказку. Жили – были на свете шипящие Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща. Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.) - Давайте выучим правило. “ЧА-ЩА – пиши с буквой А. “ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.” - И так ребята, с какими буквами дружат шипящие ? - Давайте посмотрим на картинки. - что изображено? - Какую букву напишем после шипящей? - Давайте составим звуковую модель этого слова. - кто выйдет к доске и выполнит это задание? | Отгадывать загадку. Произносить звуки хором . Характеризовать звуки. Составлять схемы. Читать слово. Формулировать тему и цели урока. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. |
Решение частных задач Практический: работа с слого-звуковым анализом Практический: работа со звуковой моделью слова | 8:27-8:33 | Работа с звуковой моделью. - Давайте посмотрим на картинки. - что изображено? - Какую букву напишем после шипящей? - Давайте составим звуковую модель этого слова. - кто выйдет к доске и выполнит это задание? - Ребята, сделайте вывод. | Читать слово. Работа над слого-звуковым анализом слова. Работать со звуковой моделью слова. Работать с звуковой моделью слова. Делать вывод | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Динамическая пауза | 8:33- 8:34 | Видеоматериал. | Выполнять соответствующие упражнения | Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. |
Решение частных задач Практический: работа со словами Практический: анализ слов Практический: чтение рассказа Практический: чтение рассказа по цепочке Практический: анализ и чтение предложений | 8:34- 8:43 | Работа со словами. -Откройте букварь на стр.28. Давайте с вами хором прочитаем эти слова под линией. - Наша задача записать звуковую модель слова. - Первое слово чаща. Давайте все вместе проинтонируем его и я запишу звуковую модель на доске, а вы у себя в тетради. Чаща (2 слога), ч(согласный, глухой, мягкий), ча (гласный, ударный), чащ (согласный, глухой, мягкий), чаща (гласный, безударный). Кто выйдет к доске и вместе с нами запишет звуковую модель? - Чудак (2 слога), ч ( согласный, глухой, мягкий), чу (гласный, ударный), чуд (согласный, твердый, звонкий), чуда (гласный, ударный), чудак (согласный, глухой, твердый). - тащу (2 слога), т (согласный, глухой, твердый), та ( гласный, безударный), тащ (согласный, глухой, мягкий, шипящий), тащу (гласный, ударный). Кричат – выполните самостоятельно в тетради, кто первый закончит выйдет к доске и нарисует звуковую модель слова, а мы сверим. - Ищу ( 2 слога), и (гласный, безударный), ищ (согасный, глухой, мягкий, шипящий), ищу (гласный, ударный). - Ребята, следующие слова, разберите самостоятельно. - Сверять будем с доской. У кого все правильно, поднимите руку! - Молодцы! Хорошенько потрудились. | Слушать установку учителя. Читать хором слова. Отвечать на вопросы. Придумывать пары слов Перечислять месяца с мягким знаком. Слушать установку учителя. Читать по цепочке рассказ. Отвечать на вопросы. Анализировать слова. Работать на лексическим значением слов. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; действия с учетом выделенных ориентиров. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. в диалог. |
Итог урока. Рефлексия. Практический: оценка деятельности | 8:43- 8:45 | Какая была тема урока? – Что нового вы узнали на уроке? -Для чего нужен мягкий знак? –– Что вызвало затруднение? Почему? Поднимите руки те, кто :хорошо поработал на уроке, и не возникло трудностей. А теперь, поднимите руки те,кому не всё удалось, иногда возникали трудности. Поднимите руки те, кто: ничего не понял. | Отвечать на вопросы учителя. Оценивать свою деятельность на уроке. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РНС.«Обозначение гласных звуков после букв Ш,Ж» ( по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Дети знакомятся с работой гласных букв и их обозначение после Ж,Ш....
"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"
Урок -КВН обучения грамоте по теме: "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...
«Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
laquo;Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с формой и названием элементов букв...
«Обозначение гласных звуков после Ц» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
Тема урока: «Обозначение гласных звуков после Ц» Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным....
Технологическая карта урока по теме "Обозначение гласных звуков после букв Ж, Ш, Ч, Щ. Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу (систематизация)"
Систематизация знаний по теме "Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу"...