Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Денисова Любовь Сергеевна

Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения кругозора, развития чувства товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx47.78 КБ
Файл zagadki.docx13.21 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению. 1 класс.07.11.14

Учитель: Денисова Л.С.

Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Цели деятельности педагога: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения кругозора, развития чувства товарищества.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают правила обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; умеют выполнять звуковой анализ слов, составлять модели слов, используя жёлтые фишки и буквы разрезной азбуки.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – преобразование слов путём замены буквы; классификация предметов по заданному признаку; сопоставление первых звуков в словах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Ход урока

I.  Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем дорогих гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. За окном у нас - осень. Считается, что осень – это грустная пора. Но пусть это осеннее утро принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку грамоты. Начинаем наш урок.
- Какие задания вы хотели бы выполнять на нашем уроке сегодня?

   II. Речевая разминка.
1. Дыхательные упражнения.
      - Представьте, что мы с вами сейчас находимся в осеннем лесу. Под ногами лежит ковёр из осенних листьев. Прислушайтесь, как шуршат листья. Повторите: ш-ш-ш-ш. Высоко в листве деревьев засвистел ветер с-с-с-с. К вам на ладошку упал листочек.

      – Упражнение «Подуй на листочек!». Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.


2. Дикционные упражнения.
       Трехкратное произношение скороговорки с опорой на хлопки. Учитель задает ритм хлопками сначала в медленном, а затем в убыстренном темпе, который подхватывают дети. В соответствии с ритмом дети произносят хором скороговорку.
                     Наш  Полкан  попал  в  капкан.

III. Актуализация опорных знаний.
Работа в парах. Игра «Собери буквы в лукошко».

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

– Хотите побывать в лесу? Тогда поспешим! Только кто же ходит в лес без лукошка?

В лес пускают без билета.

Там грибов, плодов и ягод

Наберёшь в лукошко на год.

На каждой парте – карточки. (Одна корзина зелёного цвета, другая – синего.)

– Лес, ребята, волшебный, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы. Выберите себе лукошко и соберите в него нужные буквы. (Соединяют буквы с лукошком.)

Проверка работы. (В зелёном лукошке буквы я, ю, ё, е, так как они пишутся после мягких согласных; в синем – а, о, у, э, так как они пишутся после твёрдых согласных.)

IV. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

V. Закрепление изученного материала.


1. Звукобуквенный анализ слов.

– Отгадайте загадки и определите слово, звуковой анализ которого вам предстоит выполнить.

Вместе:

В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

                                 (Мел.)

На доске картинка с изображением мела.
- Что нарисовано на картинке?
- Сколько звуков в слове?
- Составьте схему этого слова с помощью фишек.


Игра « Живые буквы».

– Назовите первый звук в слове «мел». (Ученик, первым назвавший звук [м’], получает зелёную фишку и остаётся на своём месте.)

– Назовите второй звук в слове «мел». (Ученик получает красную фишку и остаётся на своём месте.)

– Назовите третий звук в слове «мел». (Ученик, первым назвавший звук [л], получает синюю фишку и остаётся на своём месте.)

– Выйди к доске, «буква» М (К доске выходит ученик с зелёной фишкой – это буква м)

– Выйди к доске, «буква» Е. Выйди к доске, «буква» Л.

– «Буквы», встаньте по порядку, чтобы получилось слово «мел». Проверим. Назовите по порядку свой звук.

– Садись на место, «звук» [м’]. Садись на место, «звук» [э].

– Садись на место, «звук» [л].

–Давайте поработаем ещё.

Работа в группах.

1-я группа.

Между двух светил

Я в середине один.

                                 (Нос.)

2 группа:

Сарафан на сарафане,

Платьице на платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься.

                             (Лук.)

-Посмотрите в учебнике с. 58 на картинки. Что будем делать? (Звукобуквенный анализ слова «нос» и «лук»).
- Работаем по группам: I группа – «нос», II группа – «лук» самостоятельно. (на наборном полотне)
Каждая группа выстраивает звуковую модель слова с помощью цветных фишек и букв. После этого осуществляется выступление.

Пример:

Интонационное выделение на фоне слова и изолированное произношение каждого звука с последующей характеристикой: [н] – твёрдый согласный звук, ставлю жёлтую фишку; второй звук [о] – гласный, ставлю букву о; третий звук [с] – твёрдый согласный звук, ставлю жёлтую фишку.

Далее ученик «читает» слово, ведя указкой по схеме.

Учитель задаёт команде по 3 вопроса:

1. Назвать и дать характеристику первому звуку вашего слова.

2. Интонационно выделить последний звук.

3. Назвать гласный звук в вашем слове.

-Давайте проверим.


Задание «Буква за буквой».

Каждая группа получает по 4 карточки-буквы: а, ё, у, о;   а, ю, у, и.

Задание: меняя последовательно гласные буквы в словах-отгадках, прочитать новые слова.

- Уберите букву «о», поставьте вместо неё букву «ё»; прочитайте новое слово (нёс). Изменилась одна буква и получилось новое слово. Уберите букву «ё», поставьте вместо неё букву «а»; прочитайте новое слово (нас).

- Уберите букву у, поставьте вместо неё букву «ю»; прочитайте новое слово (люк). Изменилась одна буква и получилось новое слово. Что такое люк?
-После какого согласного стоит буква «ю»?
-Замените букву «ю» на «а», прочитайте слово.
-Замените букву «а» на «и», прочитайте слово. Как вы понимаете слово «лик»?
-После какого согласного стоит буква «и»?

  (2 ученика выходят к доске и составляют схему слова.)

                                                     

2. Работа по учебнику.

Дифференцированная работа.        

  1. Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».

Учитель читает стихотворение.

Как хорошо уметь читать!        Не надо умолять сестрицу:

Не надо к маме приставать,        «Ну, почитай ещё страницу!»

Не надо к бабушке идти:        Не надо звать, не надо ждать,

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»        А можно взять и почитать!

В. Берестов

Хорошо читающие готовится к выступлению – выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой.

  1.  Классификация предметов по заданному признаку «В гости к нам портфель пришел».

– Я буду рассказывать, как маленький Мишутка собирался в школу, что он с собой брал. Если он взял что-либо такое, что ученику на уроке ни к чему, – поднимайте красный карандаш.

Собирался Мишка в класс.

Взял он мёда про запас,

Взял учебники, тетрадки,

Две большие шоколадки,

Положил в портфель пенал,

Ручку, краски, книжку взял.

Положил карандаши

И точилку тоже,

Взял он куклу и волчок

Сунул осторожно.

Положил в портфель альбом,

Кисточку, машинки        

И блестящий туесок,

Полненький малинки.

И, довольный очень, Мишка

Щёлкнул весело замком

И берёзовым леском

В школу побежал вприпрыжку.

– Как вы думаете, умеет ли Мишка собираться в школу? (Не умеет.)

– Он взял много вещей, которые школьнику на уроках не нужны.

* Проверка выразительного чтения стихотворения И. Токмаковой.


V. Итог урока
- Что мы сегодня повторили?
- Какие буквы вспомнили?

VI. Рефлексия
-Что на уроке вам понравилось больше всего?
- С каким настроением покидаете урок?
-Спасибо за работу. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Загадки про мел

ОН может быть цветной и белый,
Им дети любят рисовать,
Художник он, в руках умелых,
Картины может создавать!

На асфальте, вот так дело
Я рисую чем-то белым,
Смоет дождь рисунок мой
Нарисую я другой!

Белый камушек 
Растаял, 
На доске следы оставил.

Загадки про нос

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей
.

Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.

Стоит домик на поляне,
Кто на этот домик глянет,
Тот окошки разглядит:
Два окошка, в них темно,
В доме спать легли давно.

У Петьки — картошкой,
У Марьюшки — уточкой.

Загадки про лук

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает. 

Прежде чем его мы съели
Все наплакаться успели.

Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а … .

ЛЮК

а) Закрывающееся крышкой отверстие для проникновения вниз или внутрь чего-л.

б) Крышка, закрывающая такое отверстие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе по теме "Цветок здоровья . Твёрдые и мягкие согласные звуки."

урок русского языка во 2 классе по теме "Цветок здоровья. Твёрдые и мягкие согласные звуки"  вместе с изучением учебного материала позволяет учителю провести с учащимися работу по привитию навыко...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"

Урок -КВН обучения грамоте по теме:  "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных  звуков"...

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»

Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....

Технологическая карта урока русского языка «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных» (УМК «Школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: совершенствование умения обозначать гласные звуки указывающие на твёрдость и мягкость согласного буквами.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: понятия о гласных «звуках» ...

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме гласными буквами .

Презентация для урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме гласными буквами"....