Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения кругозора, развития чувства товарищества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 47.78 КБ |
zagadki.docx | 13.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению. 1 класс.07.11.14
Учитель: Денисова Л.С.
Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Цели деятельности педагога: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения кругозора, развития чувства товарищества.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают правила обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; умеют выполнять звуковой анализ слов, составлять модели слов, используя жёлтые фишки и буквы разрезной азбуки.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – преобразование слов путём замены буквы; классификация предметов по заданному признаку; сопоставление первых звуков в словах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем дорогих гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. За окном у нас - осень. Считается, что осень – это грустная пора. Но пусть это осеннее утро принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку грамоты. Начинаем наш урок.
- Какие задания вы хотели бы выполнять на нашем уроке сегодня?
II. Речевая разминка.
1. Дыхательные упражнения.
- Представьте, что мы с вами сейчас находимся в осеннем лесу. Под ногами лежит ковёр из осенних листьев. Прислушайтесь, как шуршат листья. Повторите: ш-ш-ш-ш. Высоко в листве деревьев засвистел ветер с-с-с-с. К вам на ладошку упал листочек.
– Упражнение «Подуй на листочек!». Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.
2. Дикционные упражнения.
Трехкратное произношение скороговорки с опорой на хлопки. Учитель задает ритм хлопками сначала в медленном, а затем в убыстренном темпе, который подхватывают дети. В соответствии с ритмом дети произносят хором скороговорку.
Наш Полкан попал в капкан.
III. Актуализация опорных знаний.
Работа в парах. Игра «Собери буквы в лукошко».
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
– Хотите побывать в лесу? Тогда поспешим! Только кто же ходит в лес без лукошка?
В лес пускают без билета.
Там грибов, плодов и ягод
Наберёшь в лукошко на год.
На каждой парте – карточки. (Одна корзина зелёного цвета, другая – синего.)
– Лес, ребята, волшебный, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы. Выберите себе лукошко и соберите в него нужные буквы. (Соединяют буквы с лукошком.)
Проверка работы. (В зелёном лукошке буквы я, ю, ё, е, так как они пишутся после мягких согласных; в синем – а, о, у, э, так как они пишутся после твёрдых согласных.)
IV. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
V. Закрепление изученного материала.
1. Звукобуквенный анализ слов.
– Отгадайте загадки и определите слово, звуковой анализ которого вам предстоит выполнить.
Вместе:
В чёрном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел.)
На доске картинка с изображением мела.
- Что нарисовано на картинке?
- Сколько звуков в слове?
- Составьте схему этого слова с помощью фишек.
Игра « Живые буквы».
– Назовите первый звук в слове «мел». (Ученик, первым назвавший звук [м’], получает зелёную фишку и остаётся на своём месте.)
– Назовите второй звук в слове «мел». (Ученик получает красную фишку и остаётся на своём месте.)
– Назовите третий звук в слове «мел». (Ученик, первым назвавший звук [л], получает синюю фишку и остаётся на своём месте.)
– Выйди к доске, «буква» М (К доске выходит ученик с зелёной фишкой – это буква м)
– Выйди к доске, «буква» Е. Выйди к доске, «буква» Л.
– «Буквы», встаньте по порядку, чтобы получилось слово «мел». Проверим. Назовите по порядку свой звук.
– Садись на место, «звук» [м’]. Садись на место, «звук» [э].
– Садись на место, «звук» [л].
–Давайте поработаем ещё.
Работа в группах.
1-я группа.
Между двух светил
Я в середине один.
(Нос.)
2 группа:
Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься.
(Лук.)
-Посмотрите в учебнике с. 58 на картинки. Что будем делать? (Звукобуквенный анализ слова «нос» и «лук»).
- Работаем по группам: I группа – «нос», II группа – «лук» самостоятельно. (на наборном полотне)
Каждая группа выстраивает звуковую модель слова с помощью цветных фишек и букв. После этого осуществляется выступление.
Пример:
– Интонационное выделение на фоне слова и изолированное произношение каждого звука с последующей характеристикой: [н] – твёрдый согласный звук, ставлю жёлтую фишку; второй звук [о] – гласный, ставлю букву о; третий звук [с] – твёрдый согласный звук, ставлю жёлтую фишку.
Далее ученик «читает» слово, ведя указкой по схеме.
Учитель задаёт команде по 3 вопроса:
1. Назвать и дать характеристику первому звуку вашего слова.
2. Интонационно выделить последний звук.
3. Назвать гласный звук в вашем слове.
-Давайте проверим.
Задание «Буква за буквой».
Каждая группа получает по 4 карточки-буквы: а, ё, у, о; а, ю, у, и.
Задание: меняя последовательно гласные буквы в словах-отгадках, прочитать новые слова.
- Уберите букву «о», поставьте вместо неё букву «ё»; прочитайте новое слово (нёс). Изменилась одна буква и получилось новое слово. Уберите букву «ё», поставьте вместо неё букву «а»; прочитайте новое слово (нас).
- Уберите букву у, поставьте вместо неё букву «ю»; прочитайте новое слово (люк). Изменилась одна буква и получилось новое слово. Что такое люк?
-После какого согласного стоит буква «ю»?
-Замените букву «ю» на «а», прочитайте слово.
-Замените букву «а» на «и», прочитайте слово. Как вы понимаете слово «лик»?
-После какого согласного стоит буква «и»?
(2 ученика выходят к доске и составляют схему слова.)
2. Работа по учебнику.
Дифференцированная работа.
- Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».
Учитель читает стихотворение.
Как хорошо уметь читать! Не надо умолять сестрицу:
Не надо к маме приставать, «Ну, почитай ещё страницу!»
Не надо к бабушке идти: Не надо звать, не надо ждать,
«Прочти, пожалуйста! Прочти!» А можно взять и почитать!
В. Берестов
Хорошо читающие готовится к выступлению – выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой.
- Классификация предметов по заданному признаку «В гости к нам портфель пришел».
– Я буду рассказывать, как маленький Мишутка собирался в школу, что он с собой брал. Если он взял что-либо такое, что ученику на уроке ни к чему, – поднимайте красный карандаш.
Собирался Мишка в класс.
Взял он мёда про запас,
Взял учебники, тетрадки,
Две большие шоколадки,
Положил в портфель пенал,
Ручку, краски, книжку взял.
Положил карандаши
И точилку тоже,
Взял он куклу и волчок
Сунул осторожно.
Положил в портфель альбом,
Кисточку, машинки
И блестящий туесок,
Полненький малинки.
И, довольный очень, Мишка
Щёлкнул весело замком
И берёзовым леском
В школу побежал вприпрыжку.
– Как вы думаете, умеет ли Мишка собираться в школу? (Не умеет.)
– Он взял много вещей, которые школьнику на уроках не нужны.
* Проверка выразительного чтения стихотворения И. Токмаковой.
V. Итог урока
- Что мы сегодня повторили?
- Какие буквы вспомнили?
VI. Рефлексия
-Что на уроке вам понравилось больше всего?
- С каким настроением покидаете урок?
-Спасибо за работу. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Загадки про мел
ОН может быть цветной и белый,
Им дети любят рисовать,
Художник он, в руках умелых,
Картины может создавать!
На асфальте, вот так дело
Я рисую чем-то белым,
Смоет дождь рисунок мой
Нарисую я другой!
Белый камушек
Растаял,
На доске следы оставил.
Загадки про нос
Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
Стоит домик на поляне,
Кто на этот домик глянет,
Тот окошки разглядит:
Два окошка, в них темно,
В доме спать легли давно.
У Петьки — картошкой,
У Марьюшки — уточкой.
Загадки про лук
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Прежде чем его мы съели
Все наплакаться успели.
Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а … .
ЛЮК
а) Закрывающееся крышкой отверстие для проникновения вниз или внутрь чего-л.
б) Крышка, закрывающая такое отверстие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка во 2 классе по теме "Цветок здоровья . Твёрдые и мягкие согласные звуки."
урок русского языка во 2 классе по теме "Цветок здоровья. Твёрдые и мягкие согласные звуки" вместе с изучением учебного материала позволяет учителю провести с учащимися работу по привитию навыко...
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".
Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....
"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"
Урок -КВН обучения грамоте по теме: "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"...
Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»
Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....
Технологическая карта урока русского языка «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных» (УМК «Школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: совершенствование умения обозначать гласные звуки указывающие на твёрдость и мягкость согласного буквами.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: понятия о гласных «звуках» ...
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме гласными буквами .
Презентация для урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме гласными буквами"....