«Обозначение гласных звуков после Ц» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ерзакова Зауре Куаншевна

Тема урока: «Обозначение гласных звуков после Ц» 

Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob.gr_3.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения:

Школа №148                                                                                                  Учитель: Кожевникова Т.И.________

Класс: 1-б                                                                                                            Методист: Солопова Т.В.________

Урок № 1                                                                                                         Студентка: Ерзакова З, 43 гр.

Тема урока: «Обозначение гласных звуков после Ц»  

 

Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.

Планируемые результаты:

  • Предметные: осознают роль буквы ъ как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

  • Личностные: проявляют интерес к окружающей природе.

  • Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Букварь» В.В. Репкина, 1 класс, презентация.

Этапы.

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Организационный момент

Словесный метод: сл. учителя

8:15-8:16

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли готово у  вас к уроку?

    -  Долгожданный дан звонок,

-  Начинается урок!

    -  Каждый день – всегда, везде,

    -  На занятиях, в игре,

    -  Смело, четко говорим

    -  И тихонечко сидим.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные: 

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Практический :

Артикуляционные упражнения

Наглядный метод: уч. презентация

8:16- 8:19

Чтобы выразительно и грамотно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Интонационная разминка

Та-та-та – у нас дома чистота.
        Ты-ты- ты – сметану съели все коты.

-Давайте все вместе хором прочитаем чистоговорки.

Прочитайте шепотом, шевеля губами.

Теперь прочитайте девочки/мальчики, проговаривая каждое слово.

Кто хочет прочитать?

Первую строчку прочитаем тихо, а вторую громко.

Развивать артикуляционный аппарат

Читают чистоговорки

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Актуализация знаний

Практический: чтение букв

Наглядный метод: уч. презентация

8:19-8:25

- С какой буквой познакомились на прошлом уроке?

- Какой звук  может обозначать эта буква?

- Какие гласные мы пригласим для работы с буквой «Ц»?

- Ребята, я очень довольна вашими ответами,  знаю, что вы любите отгадывать загадки и приготовила их для вас:

      1. Миллион задачек сразу вам решит помощник мой,

          Он с одним огромным глазом и квадратной головой.

- Сейчас мы поработаем с компьютером. Будем отгадывать кроссворд, обязательное условие: в слове отгадке должна быть буква «Ц»  (слайд 2 с кроссвордом)

-   Отгадайте слово по вертикали.

      2. У меня ходули - не страшит болото

        Лягушат искать – вот моя работа.

- Какую гласную букву поставим после «Ц»?  

- Почему?

-  Вставьте слово по горизонтали:

      3. Что такое с тонкой, хрупкой и овальной скорлупой?

         А в гнезде оно смотрите - раскололось изнутри.

- Какую гласную букву поставим после  «Ц»

- Следующую отгадку вставим по горизонтали:

       4.  Зимой беленькие, летом – серенькие.

          Никого не обижают, сами всех боятся,

            И в кустах таятся.

 - Какую гласную выберем после «Ц»

 - Почему?

Отвечать на вопросы учителя.

Делить на группы буквы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Познавательные:

Постановка учебной задачи

Практический: целеполагание

8:25-8:27

- Как вы  думаете, почему у вас ничего не получается?

 - Все мы делаем правильно, в слове ЗАЙЦЫ, в слоге [ЦЫ] ,будем писать букву »И», так как она выполняет одну работу. Но не тут то было, компьютер с вами не соглашается. Может попробовать обозначить буквой «Ы»?

  - Отгадаем последнюю загадку:

      Проживают в умной книжке хитроумные братишки.

     Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.

- Какую гласную будем писать после  «Ц»

-  Итак, кроссворд разгадали.

- Не возникли ли у вас, ребята вопросы?

- Какая учебная задача стоит перед нами?

- Может быть, у кого - то есть предложения?

- Хорошо, давайте разбираться вместе, только ещё раз напомните вопрос, на который мы будем искать ответ. (Слайд3) Учитель фиксирует вопрос в виде знака. ЦИ  ?  ЦЫ

1.  Чтение  слов с сочетанием [ЦЫ] и нахождение способов 1.     Обозначения буквами звукосочетания [ЦЫ],  а также [ЦЭ]

  - Откроем учебники на странице 44  Букваря и прочитаем слова.

- Кто внимательно прочитает слова каждого столбика и подумает над обозначением [ЦЫ] буквами, сможет разгадать секрет обозначения буквами звукосочетание [ЦЫ] в разных позициях.

- Что объединяет слова каждого столбика?   (Слайд 4)

1). -  Прочитайте слова первого столбика:

МОТОЦИКЛ                

ЦИРК                          

ЦИНК                          

- Какой буквой в  словах обозначен гласный звук после «Ц» (Слайд 5)

- Этот звук ударный или нет?

- Он находится в середине слова или в конце?

- Какой вывод можно сделать? (слайд 6)                    [ЦЫ]

                                                                                        ЦИ

2) - Прочитайте слова второго столбика. (Слайд 7)

- Какой буквой в этих словах обозначен гласный звук после «Ц»?

- Этот звук ударный или нет?

- Он находится в середине слова или нет?

- Какой вывод можем сделать? (Слайд 9)

Отгадывать загадку.

Произносить звуки хором .

Характеризовать звуки.

Составлять схемы.

Читать  слово.

Формулировать  тему и цели урока.

Слушать стихотворение.

Предполагать как выглядит буква.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Решение частных задач

Практический: работа с слого-звуковым анализом

Практический: работа со звуковой моделью слова

8:27-8:33

                                                   [ЦЫ]

                           ЦИ…                                         ЦЫ…

 Итак, почему в первом столбике после»Ц» под ударением пишется буква «И», а во втором столбике буква «Ы»?

 Вывод: Оказывается, в русском языке есть слова, которые пишутся с буквой «И» и с буквой «Ы» после «Ц» под ударением. Так договорились люди между собой. Это общепринятый закон и надо эти слова запоминать. А так как для нас трудно сразу все слова запомнить и мы не можем сразу на слух сказать, какая пишется буква Ы или И. Данная орфограмма остается для нас орфографической задачей. В буквенной записи на месте орфограмм ставить будем знак вопроса.

- Ребята, сможем ли мы это открытие изобразить в виде модели? В группах подумайте и дайте ответ.

3). -Прочитайте слова третьего столбика: (Слайд 11)

Читать слово.

Работа над слого-звуковым анализом слова.

Работать со звуковой моделью слова.

Работать с звуковой моделью слова.

Делать вывод

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Динамическая пауза

8:33-

8:34

               - Вы, наверное, устали?

               - Да!

               - И поэтому все дружно встали

               Дружно потянули шеи

               И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш!»

               Пошипели, помолчали

               И как зайки, поскакали.

               И за кустом пропали.        

-  Итак, кроссворд разгадали.

Выполнять соответствующие упражнения

Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров.

Решение частных задач

Практический: работа со словами

Практический: анализ слов

Практический: чтение рассказа

Практический: чтение рассказа по цепочке

Практический: анализ и чтение предложений

8:34-

8:43

                                   

 

- Какой буквой в этих словах обозначен гласный звук после «Ц»?

- Этот звук ударный или нет?

- Он находится в середине слова или нет?

- Какой вывод можем сделать? (Cлайд 12)                      

                                   [ ЦЭ]

                   

                                     ЦЕ

    Звукосочетание [ЦЭ] с ударным звуком     обозначатся буквой Е. «ЦЕ» пиши с буквой «Е». Это орфограмма, её нужно запомнить.

          4)    -  Прочтите слова четвертого столбика:   (Слайд 13)  

 Объясните значение каждого слова

    - В какой позиции находится звукосочетание [ЦЫ]?

    - Какими гласными буквами обозначены?  

    - Какой можем сделать вывод?

Вывод: Обозначение буквами [ЦЫ] в безударной позиции мы узнаем позднее в старших классах. А сейчас нужно раскрыть секрет обозначения буквами [ЦЫ]  с ударным гласным звуком.        

 5)  -  Все ли позиции звукосочетания [ЦЫ] отмечены на схеме?

  - Посмотрите внимательно на записи слов в учебнике и найдите слово, где [ЦЫ]  записано в конце слова.

  - И какой буквой обозначено?

  Вывод: - В конце слова под ударением будем писать только Ы после »Ц».  Это орфограмма, которую нужно запомнить.      - - Приведите пример.

- Подумайте в группах и покажите окончательную схему для обозначения буквами звукосочетания [ЦЫ] и [ЦЭ]      (слайд  14)  

- Какими гласными буквами обозначать  звукосочетание [ЦЫ] с ударным звуком в середине слова?

- А какими гласными буквами в конце слова?

1. Работа в тетради.

 -Запишите буквами слова данные в транскрипции. Выбрав нужную букву или обозначив, как орфографическая задача в звукосочетаниях [ЦЫ]  и [ЦЭ] в середине слова и на конце. (Слайд 15).

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

2 – Попробуйте в группах поработать. Вставьте пропущенные буквы, где это возможно в словах стихотворения. (Слайд 16)

       Ц..плёнок в ц..рке выступал

       Играл он на ц..мбалах.

       На мотоц…кле разъезжал

       И ц..фр знал не мало

       Он из ц..линдра доставал

       Морковь и огурц…

       И только одного не знал

       Где «И», а где же «Ы»?

- Что поставили после «Ц» в словах?

 -В каком слове написали букву «Ы» после «Ц»

- Почему?

Слушать установку учителя.

Читать хором слова.

Отвечать на вопросы.

Придумывать пары слов

Перечислять месяца с мягким знаком.

Слушать установку учителя.

Читать по цепочке рассказ.

Отвечать на вопросы.

Анализировать слова.

Работать на лексическим значением слов.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;  действия с учетом выделенных ориентиров.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

Итог урока.

Рефлексия.

Практический: оценка деятельности

8:43- 8:45

Какая была тема урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

-Для чего нужен мягкий знак?

–– Что вызвало затруднение? Почему?

Поднимите руки те, кто :хорошо поработал на уроке, и не возникло трудностей.

А теперь, поднимите руки те,кому не всё удалось, иногда возникали трудности.

Поднимите руки те, кто: ничего не понял.

- Урок окончен. Ребята, до свидания.

Отвечать на вопросы учителя.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

уметь  слушать и вступать в диалог.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РНС.«Обозначение гласных звуков после букв Ш,Ж» ( по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Дети знакомятся с работой гласных букв и их обозначение после Ж,Ш....

"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"

Урок -КВН обучения грамоте по теме:  "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных  звуков"...

Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...

«Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

laquo;Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с формой и названием элементов букв...

«Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)» Цели деятельности учителя: Постановка и решение учебной орфографической задачи: обозначение гласных...

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...