«Обозначение гласных звуков после Ц» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Тема урока: «Обозначение гласных звуков после Ц»
Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob.gr_3.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения:
Школа №148 Учитель: Кожевникова Т.И.________
Класс: 1-б Методист: Солопова Т.В.________
Урок № 1 Студентка: Ерзакова З, 43 гр.
Тема урока: «Обозначение гласных звуков после Ц»
Цели деятельности учителя: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.
Планируемые результаты:
- Предметные: осознают роль буквы ъ как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
- Личностные: проявляют интерес к окружающей природе.
- Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Букварь» В.В. Репкина, 1 класс, презентация.
Этапы. Методы и приемы | Время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
Организационный момент Словесный метод: сл. учителя | 8:15-8:16 | Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? - Долгожданный дан звонок, - Начинается урок! - Каждый день – всегда, везде, - На занятиях, в игре, - Смело, четко говорим - И тихонечко сидим. | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Регулятивные: осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
Практический : Артикуляционные упражнения Наглядный метод: уч. презентация | 8:16- 8:19 | Чтобы выразительно и грамотно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе. Дыхательная гимнастика Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). Интонационная разминка Та-та-та – у нас дома чистота. -Давайте все вместе хором прочитаем чистоговорки. Прочитайте шепотом, шевеля губами. Теперь прочитайте девочки/мальчики, проговаривая каждое слово. Кто хочет прочитать? Первую строчку прочитаем тихо, а вторую громко. | Развивать артикуляционный аппарат Читают чистоговорки | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
Актуализация знаний Практический: чтение букв Наглядный метод: уч. презентация | 8:19-8:25 | - С какой буквой познакомились на прошлом уроке? - Какой звук может обозначать эта буква? - Какие гласные мы пригласим для работы с буквой «Ц»? - Ребята, я очень довольна вашими ответами, знаю, что вы любите отгадывать загадки и приготовила их для вас: 1. Миллион задачек сразу вам решит помощник мой, Он с одним огромным глазом и квадратной головой. - Сейчас мы поработаем с компьютером. Будем отгадывать кроссворд, обязательное условие: в слове отгадке должна быть буква «Ц» (слайд 2 с кроссвордом) - Отгадайте слово по вертикали. 2. У меня ходули - не страшит болото Лягушат искать – вот моя работа. - Какую гласную букву поставим после «Ц»? - Почему? - Вставьте слово по горизонтали: 3. Что такое с тонкой, хрупкой и овальной скорлупой? А в гнезде оно смотрите - раскололось изнутри. - Какую гласную букву поставим после «Ц» - Следующую отгадку вставим по горизонтали: 4. Зимой беленькие, летом – серенькие. Никого не обижают, сами всех боятся, И в кустах таятся. - Какую гласную выберем после «Ц» - Почему? | Отвечать на вопросы учителя. Делить на группы буквы. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. Познавательные: |
Постановка учебной задачи Практический: целеполагание | 8:25-8:27 | - Как вы думаете, почему у вас ничего не получается? - Все мы делаем правильно, в слове ЗАЙЦЫ, в слоге [ЦЫ] ,будем писать букву »И», так как она выполняет одну работу. Но не тут то было, компьютер с вами не соглашается. Может попробовать обозначить буквой «Ы»? - Отгадаем последнюю загадку: Проживают в умной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. - Какую гласную будем писать после «Ц» - Итак, кроссворд разгадали. - Не возникли ли у вас, ребята вопросы? - Какая учебная задача стоит перед нами? - Может быть, у кого - то есть предложения? - Хорошо, давайте разбираться вместе, только ещё раз напомните вопрос, на который мы будем искать ответ. (Слайд3) Учитель фиксирует вопрос в виде знака. ЦИ ? ЦЫ 1. Чтение слов с сочетанием [ЦЫ] и нахождение способов 1. Обозначения буквами звукосочетания [ЦЫ], а также [ЦЭ] - Откроем учебники на странице 44 Букваря и прочитаем слова. - Кто внимательно прочитает слова каждого столбика и подумает над обозначением [ЦЫ] буквами, сможет разгадать секрет обозначения буквами звукосочетание [ЦЫ] в разных позициях. - Что объединяет слова каждого столбика? (Слайд 4) 1). - Прочитайте слова первого столбика: МОТОЦИКЛ ЦИРК ЦИНК - Какой буквой в словах обозначен гласный звук после «Ц» (Слайд 5) - Этот звук ударный или нет? - Он находится в середине слова или в конце? - Какой вывод можно сделать? (слайд 6) [ЦЫ] ЦИ 2) - Прочитайте слова второго столбика. (Слайд 7) - Какой буквой в этих словах обозначен гласный звук после «Ц»? - Этот звук ударный или нет? - Он находится в середине слова или нет? - Какой вывод можем сделать? (Слайд 9) | Отгадывать загадку. Произносить звуки хором . Характеризовать звуки. Составлять схемы. Читать слово. Формулировать тему и цели урока. Слушать стихотворение. Предполагать как выглядит буква. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. |
Решение частных задач Практический: работа с слого-звуковым анализом Практический: работа со звуковой моделью слова | 8:27-8:33 | [ЦЫ] ЦИ… ЦЫ… Итак, почему в первом столбике после»Ц» под ударением пишется буква «И», а во втором столбике буква «Ы»? Вывод: Оказывается, в русском языке есть слова, которые пишутся с буквой «И» и с буквой «Ы» после «Ц» под ударением. Так договорились люди между собой. Это общепринятый закон и надо эти слова запоминать. А так как для нас трудно сразу все слова запомнить и мы не можем сразу на слух сказать, какая пишется буква Ы или И. Данная орфограмма остается для нас орфографической задачей. В буквенной записи на месте орфограмм ставить будем знак вопроса. - Ребята, сможем ли мы это открытие изобразить в виде модели? В группах подумайте и дайте ответ. 3). -Прочитайте слова третьего столбика: (Слайд 11) | Читать слово. Работа над слого-звуковым анализом слова. Работать со звуковой моделью слова. Работать с звуковой моделью слова. Делать вывод | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Динамическая пауза | 8:33- 8:34 | - Вы, наверное, устали? - Да! - И поэтому все дружно встали Дружно потянули шеи И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш!» Пошипели, помолчали И как зайки, поскакали. И за кустом пропали. - Итак, кроссворд разгадали. | Выполнять соответствующие упражнения | Регулятивные: действия с учетом выделенных ориентиров. |
Решение частных задач Практический: работа со словами Практический: анализ слов Практический: чтение рассказа Практический: чтение рассказа по цепочке Практический: анализ и чтение предложений | 8:34- 8:43 |
- Какой буквой в этих словах обозначен гласный звук после «Ц»? - Этот звук ударный или нет? - Он находится в середине слова или нет? - Какой вывод можем сделать? (Cлайд 12) [ ЦЭ]
ЦЕ Звукосочетание [ЦЭ] с ударным звуком обозначатся буквой Е. «ЦЕ» пиши с буквой «Е». Это орфограмма, её нужно запомнить. 4) - Прочтите слова четвертого столбика: (Слайд 13) Объясните значение каждого слова - В какой позиции находится звукосочетание [ЦЫ]? - Какими гласными буквами обозначены? - Какой можем сделать вывод? Вывод: Обозначение буквами [ЦЫ] в безударной позиции мы узнаем позднее в старших классах. А сейчас нужно раскрыть секрет обозначения буквами [ЦЫ] с ударным гласным звуком. 5) - Все ли позиции звукосочетания [ЦЫ] отмечены на схеме? - Посмотрите внимательно на записи слов в учебнике и найдите слово, где [ЦЫ] записано в конце слова. - И какой буквой обозначено? Вывод: - В конце слова под ударением будем писать только Ы после »Ц». Это орфограмма, которую нужно запомнить. - - Приведите пример. - Подумайте в группах и покажите окончательную схему для обозначения буквами звукосочетания [ЦЫ] и [ЦЭ] (слайд 14) - Какими гласными буквами обозначать звукосочетание [ЦЫ] с ударным звуком в середине слова? - А какими гласными буквами в конце слова? 1. Работа в тетради. -Запишите буквами слова данные в транскрипции. Выбрав нужную букву или обозначив, как орфографическая задача в звукосочетаниях [ЦЫ] и [ЦЭ] в середине слова и на конце. (Слайд 15). - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. 2 – Попробуйте в группах поработать. Вставьте пропущенные буквы, где это возможно в словах стихотворения. (Слайд 16) Ц..плёнок в ц..рке выступал Играл он на ц..мбалах. На мотоц…кле разъезжал И ц..фр знал не мало Он из ц..линдра доставал Морковь и огурц… И только одного не знал Где «И», а где же «Ы»? - Что поставили после «Ц» в словах? -В каком слове написали букву «Ы» после «Ц» - Почему? | Слушать установку учителя. Читать хором слова. Отвечать на вопросы. Придумывать пары слов Перечислять месяца с мягким знаком. Слушать установку учителя. Читать по цепочке рассказ. Отвечать на вопросы. Анализировать слова. Работать на лексическим значением слов. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; действия с учетом выделенных ориентиров. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание. |
Итог урока. Рефлексия. Практический: оценка деятельности | 8:43- 8:45 | Какая была тема урока? – Что нового вы узнали на уроке? -Для чего нужен мягкий знак? –– Что вызвало затруднение? Почему? Поднимите руки те, кто :хорошо поработал на уроке, и не возникло трудностей. А теперь, поднимите руки те,кому не всё удалось, иногда возникали трудности. Поднимите руки те, кто: ничего не понял. - Урок окончен. Ребята, до свидания. | Отвечать на вопросы учителя. Оценивать свою деятельность на уроке. | Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог. Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РНС.«Обозначение гласных звуков после букв Ш,Ж» ( по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Дети знакомятся с работой гласных букв и их обозначение после Ж,Ш....
"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"
Урок -КВН обучения грамоте по теме: "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"...
Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...
«Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
laquo;Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с формой и названием элементов букв...
«Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)
Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)» Цели деятельности учителя: Постановка и решение учебной орфографической задачи: обозначение гласных...
Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...
Технологическая карта урока по теме "Обозначение гласных звуков после букв Ж, Ш, Ч, Щ. Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу (систематизация)"
Систематизация знаний по теме "Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу"...