Конспект урока. Тема: "М.М. Пришвин. Выскочка" 4 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шабанова Татьяна Сергеевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

Выполнила студентка 41 гр.

Ф.И. Шабанова Т.

Проверил: Согрина Е.Г.

Отметка:_______________

Дата: 26.02.18

Челябинск, 2018

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 Д

Тема урока: «М.М. Пришвин. Выскочка»

Цель урока: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление

Планируемые результаты:

 Предметные

- умение прогнозировать содержание произведения

- воспринимать на слух научное и художественно-познавательное произведение

- умение ориентироваться в тексте

- формирование выразительного чтения

Личностные

- вызвать интерес учащихся к книгам и рисункам М.М. Пришвина

- воспитывать правильное отношение к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Литературное чтение», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, презентация, листы со словарно-лексической работой

Название этапа

Методы, приемы

хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте!

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Приветствуют учителя.

Проговаривают за учителем

К:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2. Мотивационный этап

Актуализация знаний

Словесный: беседа о писателе

Словесный: беседа

Словесный: определение темы и целей урока

10 мин

Прочитайте на странице 92 учебника имя автора. Михаил Михайлович Пришвин.

Посмотрите внимательно на портрет писателя.

Какие ассоциации у вас возникают с именем М.М Пришвина?

Какие произведения М.М. Пришвина вы читали? О чем они?

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Каким  надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими?

(Вдумчивым.  Внимательным. Грамотным.)

Прочитайте на стр 92 учебника название рассказа. Как вы о чем рассказ? Что можно предположить по названию?

Давайте определим тему нашего урока.

Тема: «М.М. Пришвин. Выскочка»

Какие мы поставим с вами цели урока?

- познакомится с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»

- учиться читать выразительно

- учиться анализировать текст рассказа

Участвуют в беседе о писателе

Выдвигают свое мнение

Внимательно слушают биографию писателя

Выдвигают свое мнение

Читают название рассказа и анализируют

Формулируют тему и цель урока

Р: осмысляют уч. материал;

К: диалог с учителем

Р: осмысляют уч. материал;

К: диалог с учителем

Р: целеполагание

Р: планируют свое действие в соответствие с задачей

3. Постановка учебной задачи/ решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Словарная работа

Практический: работа с загадками

Практический: словарная работа

Практический: работа с карточками

Словарная работа

Работа в парах

Практический: чтение рассказа с остановками

Словесный: беседа

Практический: анализ текста рассказа

Физкультминутка

Практический: работа с текстом рассказа

Словесный: беседа

Практический: составление пирамиды критика

Работа в группах

Практический: презентация пирамид критика от каждой группы

13 мин

 

 

2 мин

10 мин

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».  

А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.

                                                    (Из «Толкового словаря» Ожегова). 

Давайте еще раз подумаем, о чём может быть этот рассказ с таким названием?

Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас.

С хозяином дружит,                                    

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.           (собака)

Трещала с самого   утра:

«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит….            (сорока)

Перед чтением проведём словарно-лексическую работу.

Я раздаю листы с заданием в парах.

Кто закончит,  покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему сигналу.

Соедините слова и выражения с их значением:

  • Выводок
  • Сородичи
  • Улучила
  • Поскакала дуром
  • С заскоком и с пыльцой в голове 

- нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова )

 родственники.

– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

– не умная, глуповатая

- не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

Подберите синонимы к словам:

срам                                                                  - разноцветный.

бдительность                                                  - стыд, позор

радужный                                                        – зоркость, настороженность                                             

Открываем учебники с 92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. (с карандашом в руке)

Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки.

Кто является героем рассказа?

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

- Как могут дальше развиваться события?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как про таких говорят?

- Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?

Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

- Поднимите руки, чьи предположения оправдались?

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

Видеофрагмент

Обратимся к тексту.

Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)

Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость)

Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.

Прочитайте описание сороки после этого случая.

Как автор относится к Выскочке?

А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? (стыда)

А теперь мы попытаемся с вами построить пирамиду критика по плану.

Работу будете выполнять в четверках.

Вспомним правила работы в группе:

- Активность всех членов группы

- Выслушивание точки зрения каждого

- Взаимоуважение и вежливость

- Правило «Стоп», при котором работа группы оканчивается

Составьте пирамиду по плану:

- О чём рассказ? (Одно слово.)

- Особенности (Два слова.)

- Место и время действия. (Три слова.)

- Главные события в рассказе. (Четыре слова.)

- Главные герои, какие они? (Пять слов.)

- Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.)

- О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.)

- Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)

После окончания составления, вы проведете презентацию ваших пирамид, по этому пред началом работы выберете того кто будет выступать.

Работают с определением понятия

Отгадывают загадки

Работают в парах по карточкам

Читают рассказ с остановками

Обсуждают прочитанное

Выполняют движения

Работают с текстом рассказа

Вспоминают правила работы в группе

Работают в группе: составляют пирамиду критика

Презентуют пирамиду критика

П:

 Поиск и выделение информации

К: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

П: строят речевое высказывание

П:

 Поиск и выделение информации

К: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

4. Итог урока. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем с вами итог.

Вспомните, какие цели мы ставили на урок?

Все ли цели выполнили?

О каком авторе сегодня шла речь? Что вы можете о нем сказать?

«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М. Пришвин

Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал»

Обратите внимание на слайд. Оцените свою работу, дополнив предложения:

Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

На уроке мне понравилось…

Обобщают прочитанный материал

Оценивают свои достижения на уроке

Р.: осуществляют итоговый контроль

Р.: Оценка

П.: рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Окружающий мир». 1 класс. «Школа России», программа А.А. Плешакова. Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Задачи урока:расширить и  закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами;учить находить взаимосвязи в природе и на этой о...

Конспект урока. Тема: "Водный транспорт. Яхта". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по технологии на тему: «Водный транспорт. Яхта»...