Конспект урока по курсу «Окружающий мир». 1 класс. «Школа России», программа А.А. Плешакова. Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Cкоблякова Лариса Николаевна

Задачи урока:

  • расширить и  закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами;
  • учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представления о научном поиске, методах работы ученых;
  • воспитывать за­ботливое отношение к птицам, к своему краю;
  • развивать наблюдательность, любознательность, интерес к предмету.

умение сравнивать, наблюдать, анализировать.

Планируемые достижения учащихся:

развитие

знать: условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц;

освоение

 уметь: приводить примеры представителей групп зимующих и перелётных птиц, раскрывать особенности их жизни, усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы. Использовать приобретённые на уроке знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения и сравнения; установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; удовлетворение познавательных интересов, поиск дополнительной информации о родном крае.

Воспитание: наблюдательности, любви к природе, к родному краю, бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, воспитание  экологической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_zimuyut_ptitsy.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Окружающий мир».

1 класс. «Школа России», программа А.А. Плешакова.

Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Задачи урока: 

  • расширить и  закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами;
  • учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представления о научном поиске, методах работы ученых;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, к своему краю;
  • развивать наблюдательность, любознательность, интерес к предмету.

умение сравнивать, наблюдать, анализировать.

Планируемые достижения учащихся:

развитие

знать: условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц;

освоение

 уметь: приводить примеры представителей групп зимующих и перелётных птиц, раскрывать особенности их жизни, усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы. Использовать приобретённые на уроке знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения и сравнения; установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; удовлетворение познавательных интересов, поиск дополнительной информации о родном крае.

Воспитание: наблюдательности, любви к природе, к родному краю, бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, воспитание  экологической грамотности.

Оборудование.

Учитель: компьютер, медиапроектор, презентация (изображение птиц, зимующих в наших краях, перелётных птиц; звукозаписи «разговоров»  птиц), глобус, опорные слова плана урока, опорные слова схемы нового материала, словарные слова, учебник.

Учащиеся —  учебник, рабочая тетрадь, план описания птицы, набор карточек подведения итогов урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок окружающего мира. (1 слайд)

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?(Интересным,  хитрым, чтобы надо было подумать)

- А чтобы у нас получился такой урок, какими мы должны быть?(Внимательными, думающими, добрыми)

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом,  что-то новое и интересное.

  1. Минутка календаря погоды.  

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Прочитайте опорные слова в таблице и дайте характеристику погодных условий сегодня.

(Дети используют опорные слова таблицы и рассказывают, какая сегодня погода).

 

Д. – Сегодня 6 февраля, погода сейчас… , …, ….

3. Определение темы и задачи урока.  

У. - Некоторые ребята очень внимательны и наблюдательны. Молодцы! Сегодня на уроке мы тоже будем наблюдать, сравнивать, размышлять.

Мы продолжим знакомство с пернатыми друзьями, которые встречаются в природе нашего края.

У. – Сегодня на уроке нас ждёт.

 План урока:

1. Минутка календаря погоды.

2. Сообщение темы и задач урок.

3. Сообщения путешественников из жарких стран.

4. Загадки.

5. Работа с учебником.

6. Инсценировка.

7. Сообщение юных экологов.

8. Работа в тетради.

9. Игра.

10. Мозаика. Тест. Разукрашивание.

У.- Нравятся задания?

У. –Когда мы выполним задания, то ответим на вопрос. (2 слайд)

Прочитайте  тему урока.

 Где зимуют птицы?

У. – Отметьте, что мы уже выполнили?

Д. Мы провели минутку календаря погоды, определили тему и задачи урока

(эти пункты плана убрать)        

У. – Продолжаем урок по плану - сообщение путешественников из жарких стран.

  1. Проверка знаний.

а) проверка домашнего задания. (3 слайд)

Сегодня ученики вернулись из путешествия, и пришли на урок,  не с пустыми руками, т.к. были они далеко от дома -  там, где живут слоны.

Что же интересного они узнали?

Первая группа.

Мы были в жарких странах, там, где есть саванна.

Саванна – открытое пространство, которое  заросло травой (африканская степь).

Здесь водятся носороги, львы, зебры, самая крупная в мире птица– страус, африканские слоны и др. животные. Африканским слонам грозит уничтожение, т.к. их бивни (зубы) очень ценятся. У них большие уши - лопухи. Они ими обмахиваются, когда жарко. Животные в саванне живут группами, они  осторожны и очень быстро бегают, потому что спрятаться негде.

Вторая группа. (4 слайд)

Мы путешествовали по тропическому лесу (джунглям). Встретились с обезьянами, павлинами (показывают перо павлина), черепахами, крокодилами, питонами и индийскими слонами.

Индийский слон — лесной, живет в джунглях, кустарниковых зарослях.  По характеру индийский слон более добродушен,  и люди его одомашнили.

У индийских слонов уши меньше,  чем у африканских. В Индии все-таки не так жарко! Ближайший родич индийского слона - мохнатый мамонт.

У. - Я благодарю Вас, путешественники. Из Ваших сообщений мы узнали много нового и интересного о том, где живут слоны. (5 слайд)

А что же ест слон? Выполните задание. Убери лишнее слово и из оставшихся составь «меню» слона: листья, ветки,    рыба.(ответы детей)

У. –Слон - травоядное животное, питается  листьями, ветками,    плодами, корой деревьев, цветами, плодами и  семенами растений, он является  символом не только физической мощи, но и мудрости, доброты, спокойствия.

К какой группе животных относятся слоны? Почему? (звери- животные, тело которых покрыто шерстью)

б) подготовка к усвоению нового материала. (6 слайд)

У. –Какая это группа животных?(насекомые – это животные, у которых шесть ног)

У. –Посмотрите, что у меня в руках?  (Перья).

У. –Чьё это перо?  (курица, гусь)

У. –А гусь и курица относятся к какой группе животных?

Почему? (птицы – животные, тело которых покрыто перьями)

Чем питаются птицы? (насекомыми, которых ловят в тёплое время года)

  5.  Изучение нового материала.

        Отгадайте загадки. (После отгадки появляется изображение птицы)(7 слайд)

1. Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) Лесной «доктор».

2. Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.   
(Ласточка)

3. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.  (синица)

4. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
(воробей).

5.Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)

6. Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. 
(Скворец)

7. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. 
(Жаворонок)

У. – Ребята, каких из этих птиц вы можете встретить сейчас на улице? (ответы детей)

У. – Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие)

На доске схема:

ПТИЦЫ            ЗИМУЮЩИЕ            (8 слайд)

У. – Назовите зимующих птиц? (ответы дети выбирают со слайда).

У. – Чем они питаются? (ответы детей)

У – Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.

У. – Легко ли им зимой? (ответы детей)

У. – А как мы можем им помочь? (ответы детей)

У. – А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей)

У. – Какие птицы Вы видели в своей кормушке? (ответы детей)

У. – Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.

У. – А как можно назвать остальных птиц, которых Вы не назвали?

У. –Почему их нет? (улетают)

 У. – Как их можно назвать? Почему Вы их назвали перелётными?

                               ЗИМУЮЩИЕ

ПТИЦЫ            

                            ПЕРЕЛЁТНЫЕ

У. – Объясните это слово (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).

Физминутка.

Каждый из нас хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Учитель предлагает детям:

Давайте мы с вами руками помашем,
и что-нибудь птичье давайте мы скажем…
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
что мы сидим?!
Э. Мошковская

Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи.

Работа по учебнику.

У. –  Откройте, пожалуйста, учебник на странице 16 и простым карандашом отметьте птиц, которых вы видели. Галка – родственница вороны. (Раньше все галки, грачи улетали на юг, но в крупных городах сейчас много мест, где можно согреться, а главное – найти корм, поэтому они часто остаются).

У. – Каждая птица имеет свою особенность. (9 слайд)

 Послушайте. Кто это кричит так задорно? (Звукозапись голоса поползня)

То, лесной акробат – поползень. Прозвали его акробатом за то, что это единственная птица, которая лазает вниз головой по стволу дерева.

                                        Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
 

У. –  Кто видел всех птиц? Кто каких птиц видел много раз? К какой группе их отнесём?

У. –  Мы привыкли к частым переменам года, к их смене, и не задумываемся, что большая часть людей на земле никогда не видела зимы, не знает, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы. А, впрочем, послушайте сами  разговор цапли и скворца.(Инсценировка)

Цапля: - Здравствуй, скворушка!

Скворец: - А что ты такая печальная, цапля?

Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни!

Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А, может быть, это правда?

Скворец: - Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!

У. – Можем мы согласиться со скворцом?

У. – К какой группе птиц мы отнесём цаплю? Скворца? Почему?

У. – Спасибо, ребята. Поаплодируем. Они как настоящие артисты.

У. – Назовите перелётных птиц   с. 76 (внизу).

У. – Каких перелетных птиц вы видели?

У. – Первыми в наши края прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Появляются они в марте, когда в полях лежит снег, но уже появились первые проталинки.

У. - Сообщение юных экологов  о жаворонке по плану. (10 слайд)

План описания птицы:

  1. Название.
  2. Внешний вид.
  3. Чем питается.
  4. Как зимуют.

1. Жаворонок.

2. Внешне жаворонки неприметны: серые с тёмными пестринами, так как такая окраска их хорошо скрывает.

3.Жаворонки поедают насекомых – вредителей и семена сорняков.Едят они и зёрна хлебных растений, но никогда не выклёвывают их из колосьев, а собирают с земли то, что упало.  

4.Зимуют жаворонки в Африке.

Чем эта птица особенна? (поёт на лету). Спасибо.

 Послушаем голос жаворонка.

У. –  Составим цепь питания жаворонка. (11 слайд) (клик)

У. –  Перед нами глобус – модель Земли, уменьшенная во много раз.

Перелётные птицы улетают в тёплые страны на очень далёкое расстояние:

жаворонки – в Африку,

грачи– во Францию,

некоторые утки – в Северную Америку,

скворцы – в Италию,

а, некоторые птицы добираются даже до Австралии и Южной Америки.

В пути много бед ждёт перелётных птиц. Не все птицы долетают до тёплых стран. Почему перелётным птицам приходиться преодолевать далёкое расстояние. Не лучше ль им остаться и перезимовать здесь?

 У. –  Прочитаем и выполним задание Мудрой Черепахи (с. 77, внизу). Рассматривая рисунок, дети пытаются самостоятельно объяснить причину перелетов птиц, которая заключается в исчезновении их корма. 

У. –  Почему перелётным птицам приходится преодолевать тяжёлые и длительные перелёты в тёплые края? (Отсутствие корма). 

У. –  Как люди узнали, что птицы улетают в тёплые края?

У. –  Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной.

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на ..Луну. Добираются туда будто 60 дней и погружаются в спячку. Ласточки вообще никуда не улетают – зимуют под водой, зарывшись в ил.

Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.

У. –  А как они это сделали? Подумайте.

 «Страничка для любознательных» (страница 17(в правом верхнем углу)

Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. Давайте рассмотрим эти кольца на рисунке  и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся)

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.

У. –  Какие группы птиц  мы узнали на уроке?

У. –  Почему их называем зимующими?

У. –  Почему их называем перелётными?

У. –  Почему они улетают от нас в тёплые края?

Практическая работа.

-Теперь откроем тетрадь на странице 32 и выполним задание.

Задание: Определите названия птиц, а потом перелетным птицам нарисуйте колечко на одну лапку (зяблик, скворец, ласточка).

Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни - вредных насекомых уничтожают, другие – семена сорняков поедают. Да и какой же это лес, если там не поют птицы? Птиц надо беречь, охранять,  не беспокоить, а зимой, в трудное голодное время – подкармливать.

У. –  Каких  птиц Вы окольцевали? К какой группе птиц они относятся? (Перелётных)

У. –   Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края)

У. –   Когда они к нам вернуться? (Весной)

У. –  Как называют таких птиц? (Перелетные)

У. –   Почему их так называют? (Совершают перелеты из одного района Земли в другой)

У. –   По какой причине они улетают? (Нет корма) 

У. –    Как вы думаете, что помогает птицам определить, что пора улетать и возвращаться? (становится холодно)

 Дополнительно (в рамках «Странички для любознательных») можно рассмотреть карты на с. 77 учебника, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки (карта слева) и журавли (карта справа). Стрелками на картах дети могут показать направления перелетов осенью и весной.

6. Обобщение и систематизация знаний.  (1 минута)

У. –   Какие группы птиц запомнили?

Игра «Кто лишний?» (на слух)

Воробей, синица, скворец, ворона  -  Какая группа птиц?

Ласточка, сорока, зяблик, соловей -  Какая группа птиц?  

Самостоятельная работа

I группа –выполните тест на компьютере.

1.Птицы  делятся на две группы: зимующие и …(перелётные, прилетающие)

2. Когда перелётные птицы к нам вернуться? (Весной, осенью)

3. По какой причине улетают перелётные птицы? (Нет корма, холодно)

4. Выдели лишнюю птицу в этой группе:

                                                       сова, синица, ласточка, нет лишней    птицы;

5. Выдели лишнюю птицу в этой группе:                       

                                               жаворонок, ласточка, зяблик, нет лишней   птицы.

II группа –  составьте пазлы «Птицы». 

III группа –  найдите птицу на рисунке и разукрась её.

У. – Как называется птица? К какой  группе её отнесём?

7. Подведение итога урока.

Каждый из вас может подвести итог своей работы на уроке. (12 слайд)

У. –Наведём порядок в памяти. (Загибаем пальчики)

У. –На какие группы делятся птицы?

При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос(13 слайд)

У. –Где зимуют птицы?

 Ответили мы на вопрос урока? Что нам помогло? Какими Вы были на уроке?

Внимательными, любознательными, наблюдательными, отзывчивыми, самостоятельными, трудолюбивыми.

8. Домашнее задание.  

У. – Рассказать родителям, что узнали нового о птицах.

(14 слайд)

У. – На следующем уроке мы узнаем,  когда жили динозавры? Нарисуйте, какими Вы их себе представляете или видели в книгах?

(15 слайд)

Не забудьте покормить птиц. 

(16 слайд)

Спасибо за урок! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ,4 класс, "Школа России".Тема урока :Закрепление пройденного материала по теме "Имя существительное".

Тема урока :Закрепление пройденного материала  по теме "Имя существительное". С презентацией....

Конспект урока по курсу окружающий мир УМК Школа России

Конспект урока по курсу окружающий мир УМК Школа России...