Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 13 марта, вторник Школа: МБОУ НОШ №95 Класс: 1 «6» Урок: 2 Время: 9:00 – 9:45 Кабинет: 211 | Учитель: Полякова Н.М. Студент: Чупина Наталья, 44 гр. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с новой учебной книгой, логикой ее построения, соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;
- привить интерес к литературному чтению как учебному предмету (интерес – любовь – уважение);
- развитие воображения, творческих способностей, образной речи, ассоциативного мышления.
Предметные:
- выявить особенности волшебной сказки;
- способствовать совершенствованию навыков беглого выразительного чтения.
Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).
Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 кл. 1 часть.
Этап урока. Методы и приемы. | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг.момент. | 2мин. | Здравствуйте, ребята! Встаньте ровненько, спинки выпрямите. Вдоль картинок вы шагали, По ступенькам-строчкам шли. Очень много вы узнали! Очень много вы прочли! Был ваш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. И теперь на книжной полке Вас другие книжки ждут. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | К: настраиваться на урок. |
2.Мотивационный. Словесн: беседа. Наглядный: рассматривание книги. | 2 мин. | – Прочитайте название учебника. (Литературное чтение.) – Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.) – Обратимся к толковому словарю. Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником. Литература – произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература). – Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись. – Рассмотрите обложку. Что заметили? (Маша и Миша читают.) – Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой.
– Почему надо беречь книги? (Ответы детей.) – Объясните смысл пословиц и поговорок:
Задание (по желанию): к следующему уроку подберите свои пословицы о книге. Образец условных обозначений – на доске. – Обратите внимание: у нашего нового учебника есть помощники – рабочая тетрадь и хрестоматия. | Знакомиться с книгой. Слушать внимательно учителя. Рассматривать книгу. Вспоминать правила работы с книгой. Объяснять смысл пословиц и поговорок. Рассматривать помощников книги. | П: осмысленно читать текст. Р: принимать и сохранять задачу. |
3. Постановка учебной задачи и её решение.
Словесный: ответы на вопросы. Словесный: беседа
Практическ.: работа по тетради. Словесный: отработка навыка чтения. | 30 мин. | - Знакомство с героями путешествия. – Сегодня мы начитаем путешествие с Машей и Мишей. Кот ученый будет нас сопровождать По лесам дремучим, По рекам кипучим, По сказкам интересным, По дорогам заповедным. – Знакомьтесь, ребята, вот он (показ иллюстрации). – Что вы знаете о нем? (Ответы детей.) Кот ученый – мастер рассказывать сказки. В сказке может все случиться, Наша сказка впереди... Сказка в двери к нам стучится. Скажем сказке: «Заходи!» Однажды Машенька говорит: – Смотри, братец, В комнате светло! Какой денек хороший: Солнечно, тепло! Берем с тобою по лукошку – И скорее в путь-дорожку. 2. Работа по учебнику (с. 3). – Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный лес.) – Какие препятствия надо преодолеть? Перечислите их. – Давайте поможем Маше и Мише. Кот ученый протянул детям шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Что это за волшебные предметы? (Сапоги-скороходы – это сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага – и оказаться в другой стране. Шапка-невидимка – это головной убор, надев который, его владелец становится невидимым.) – Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему? (Шапка-невидимка поможет любознательному заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны, разгадать все тайны; сапоги-скороходы помогут преодолеть трудный путь. Варианты ответов: я думаю, что сапоги-скороходы выберет Маша, потому что ей надо быстрее преодолеть огороды Бабы-яги, а Миша в это время незаметно, с помощью шапки-невидимки, обойдет препятствия, ведь мальчик сильный и смелый, хотя и маленький; а я думаю, что Маша – старшая и смелая девочка – выберет шапку-невидимку и осторожно пройдет через огород, а Миша – младший – возьмет сапоги-скороходы и в один шаг пробежит путь, даже не устав.) – Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого? (Предположения детей.) 3. Работа по тетради. а) Отработка навыка чтения (задания № 1, 2). б) Работа по группам (задание № 3). (Дюймовочка – ласточка, дед и баба – курочка Ряба, Буратино – золотой ключик, Емеля – щука, печка.) – Какие из этих сказок вам знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно? 4. Индивидуальная работа по карточкам. Карточка 1 «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванью Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное, для топки очага в зимнее время. – Неплохая вещь, – сказал сам себе Джузеппе, – можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола... Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, – так как очки были тоже старые, – повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенный тоненький голосок пропищал: – Ой-ой, потише, пожалуйста!» («Буратино, или золотой ключик».) Карточка 2 «Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». («Курочка Ряба».) Карточка 3 «Хорошенькая лакированная ореховая скорлупка была колыбелью Дюймовочки, синие лепестки фиалки служили ей перинкой, а лепесток розы – одеялом. Здесь она спала ночью, днем же играла на столе. Женщина ставила на стол тарелку с водой, окружая ее венком из цветов, стебельки которых лежали на воде, в тарелке плавал большой тюльпановый лист, и на нем Дюймовочка могла кататься с одного края тарелки на другой, причем веслами ей служили два конских волоса. Это было прелестно!» («Дюймовочка».) Карточка 4 «Потом зачерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду. В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой». («По щучьему велению».) 5. Работа над стихотворением А. Пчельникова «Репей» (тетрадь, задание № 4). – Прочтите стихотворение А. Пчельникова «Репей» сначала медленно по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения. – Какое настроение вызвало это стихотворение? – Можно ли действительно назвать репей несчастным? – Из какой строчки видно, что он надоедливый? Подчеркните эту строчку. Выразительное чтение стихотворения «Репей». 6. Проверка индивидуальной работы. Чтение отрывков из сказок. | Определять цели и пути их достижения. Рассматривать и анализировать иллюстрации. Слушать учителя. Работать с учебником. Отвечать на поставленные вопросы. Изучать волшебные предметы. Читать строчки, так как передает их поэт. Думать какие волшебные предметы выберет Миша и Маша. Работать в рабочей тетради. Работать самостоятельно по карточкам. Работать над стихотворением «Репей». Читать отрывки из сказок. | К: высказывать своё мнение. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: строить речевое высказывание. Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. П: перечитывать текст с осуществлением поиска нужных строк. |
Физ.минутка. | 2мин | А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения. | Выполнять двигательные упражнения. | |
4. Решение частных задач на основе анализа теста. Словесный: слово учителя, ответы учеников. Практич.: отгадывание загадки. Практич: работа в тетради. Словесный: рассказ сказки. Словесн.: слово учителя, ответы детей. | 12 мин. | Работа по учебнику (с. 4–5). – Рассмотрите карту нашего пути. Нелегким будет путь в Волшебный лес. Мы в волшебство нырнем с тобой, Не покидая парту. Страну Чудес своей рукой Мы нанесем на карту. Лежит на севере тот лес, А может, на востоке? Он страшный иль красивый, Жестокий или добрый? Не можем знать мы – ты и я – Все о Волшебном лесе. Но из него придут друзья, И станет интересней! – Ой, а это кто? Сказочный я элемент, У меня есть документ. На метле своей летаю И детишек я пугаю. – Кто это? (Баба-яга.) Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. Зачем Баба-яга их выращивает? (Варить колдовское зелье, чтобы был труден путь в Волшебный лес и т. д.) – Кто у нас самый внимательный? Скажите, если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес? (Нет, на карте есть еще пещера Эхо.) 8. Работа по тетради. – Сколько интересного ждет нас впереди! Ой, а это кто? Учитель читает стихотворение Е. Серовой «Репейник» (тетрадь, задание № 5). 9. Работа по учебнику. – Найдите и прочитайте в учебнике (с. 4–5), какое задание просит нас выполнить репейник. (Рассказать докучную сказку.) – Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое «докучная сказка», а вы, ребята, знаете?(Предположения детей.) – Что значит скучать? (Бездельничать, грустить, не с кем играть, говорить.) В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки». Можно ли сказать, что он бездельничал, грустил, ему не с кем было общаться? (Нет, он мешал делать уроки.) – Какое же слово поможет нам объяснить значение слова «докучать»? (Надоедать.) Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения. – Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.) Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать». (Приставать.) Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения. («Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!») Примечание. во время составления предложений учитель обращает внимание детей на правильное построение. Чтение статьи учебника (с. 5). 10. Обобщение. – Ребята, кот ученый предлагает Маше и Мише вернуться домой. Они решили найти в словаре определение «докучная сказка». А что вам хочется сделать дома? О чем вы расскажете дома родителям? | Работать по учебнику. Отгадывать сказочного героя. Отвечать на поставленные вопросы. Работать в рабочей тетради, выполнять №5. Работать по учебнику. Думать, что значит слово «докучать». Отвечать на поставленные вопросы учителя. Читать статью из учебника. | Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.
П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. |
7. Рефлексия. Итог урока. | 5 мин. | - Давайте обобщим наши знания по пройденному уроку. - С чем познакомились? -Чему учились на уроке? -Что узнали нового? У вас на партах – фишки. Зеленый квадрат – я молодец, , у меня все получилось, я все понял. Желтый– я испытывал затруднение. Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь. Покажите тот цвет на который вы себя оцениваете. -Молодцы. Урок закончен. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Р: осуществлять итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)
Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...
Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова
В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники."
Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники....
Конспект урока литературного чтения по теме : "Русская народная сказка «Два Мороза»
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»
УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель знакомство учащихся с русской народной сказкой «Заяц- хваста»Задачи:Образовател...
Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с факторами биографии Ю. Коваля и произведен...
Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"
План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю.Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для продолжения знакомства учащихс с произведением Ю. Коваля "Сказка ...