Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Балдина Ольга Владимировна

В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Особеннонности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щекунчик и мышиный король». Часть. « Битва»

Цель:

- исследовать, как в повести – сказке автор творит предчувствие чуда, и как волшебный мир появляется;

- отметить черты характера героев повести – сказки;

- прививать чувство сопереживания, сострадания к чужому горю;

- воспитывать культуру восприятия авторской литературы сказочного жанра;

Задачи: 
– развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;

– подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

– развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;

– продолжать формировать умение читать выразительно, четко, достаточно громко;
– формировать умение грамотно работать с книгой.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение», 4класс

- портрет Э.Т.А. Гофмана

- Чайковский П.И. “Щелкунчик”, балет-феерия в 2-х действиях (грамзапись);

- аудиозапись главы «Битва»;

- иллюстрации детей

Ход урока

  1. Организационный момент

На доске – выставка детских работ.

На пушистых лапах ели
Тут развешены игрушки,
Новогодние хлопушки
И бенгальские огни!
Но пока закрыты двери
До начала карнавала,
Чтобы ваша грусть пропала,
Сказка в гости к нам лети!

2.  Введение в тему и проверка дом. задания.

         И совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского, который однажды услышал эту волшебную историю и пересказал ее на языке музыки. (начинает тихо звучать музыка). Её сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко… в мир сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (1776–1822) -немецкий писатель, композитор и художник. Он родился в Кёнигсберге, прожил всего 46 лет, умер в Берлине. Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. В 19 лет он начал писать свои первые романы и сказки, которые позже и принесли ему всемирную известность.         Сюжет сказки про Щелкунчика родился у него в общении с детьми его друга. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман мастерил для своих маленьких друзей искусные игрушки. В сказке он сохранил имена этих детей. Настоящая Мари прожила недолго, а вот ее Брат Фриц вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств.

  – Где же писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь)

  – Чему учат сказки? (Не мириться со злом, стремиться наказать его, торжествовать должно только добро; не надо гоняться за счастьем, сумей рассмотреть его – оно рядом, даже в самом обычном.)

К сегодняшнему дню вы прочитали  первые три главы.

Вам понравилось?

Сейчас выясним, внимательно ли вы читали.

Викторина

1. Как называется самое известное произведение Эрнста Теодора Амадея Гофмана? ("Щелкунчик и мышиный король".)

2. Как звали детей в сказке? (Мари и Фриц.)

3. Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря.)

4. Что подарили Мари? (Нарядные куклы, посуда, шелковое платьице, книжки.)

5. Что подарили Фрицу? (Гнедой конь, эскадрон гусар, книжки.)

6. Чем была украшена елка? (Золотые и серебряные яблоки, обсахаренные орехи, пестрые конфеты и всякие сласти, сотни маленьких свечек.)

7. Какой сюрприз получили дети от крестного Дроссельмейера? (Замок, Щелкунчик.)

8. Щелкунчик - это... (Инструмент для колки орехов.)

9. Кем приходится Щелкунчик Дроссельмейеру? (Племянник.)

10. В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов.)

11. Сколько голов было у мышиного короля? (7.)

3. Постановка целей урока

- Давайте попробуем разобраться вот в чем: события, описанные в этих трех главах, можно назвать сказочными? (ответы детей) Если ответят – да, то постараться их разубедить, но главное подвести к мысли, что появилось предчувствие чуда.

- С чем связано предчувствие чуда?

(Это и сидение детей в темной комнате,

и ожидание рождественского чуда – елки и подарков,

и загадочный крестный, имеющий почти сказочную внешность и фантастические способности,

и что события разворачиваются в канун Рождества, когда могут случаться всякие чудеса,

и что Мари воспринимает Щелкунчика как живого,

а Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку)).

Работа в группах

 –  Назовите героев первых трех глав. (Отец Штальбаум, Фриц и Мари, крестный Дроссельмейер)

Кого-то из героев автор описывает подробнее, о ком-то можно составить представление по их поступкам. Вы ведь уже подметили характерные черты того или иного героя.

 – Я предлагаю поработать в группах: составить словесное описание одного из главных героев сказки. А потом угадать о каком герое вам будет рассказывать представитель группы.

 –  Вы хорошо справились с заданием.

4. Работа по теме урока.

а) прослушивание аудио записи главы Битва

б) анализ содержания главы «Чудеса» 

Словесное рисование.

- Что вы представляете при прослушивании  этой главы?

-  Какие звуки мы слышим в изображении битвы.

-  Какие цвета можно использовать для изображения битвы? Почему?

Обсуждение прочитанного.

-Как Гофман заканчивает битву?

-Все в сказке изменилось?

- – Найдите в двух последних главах («Чудеса» и «Битва») все «точки» перехода из реального мира в волшебный и наоборот. Этот переход связан с попаданием героя в другое пространство, в другое время (ночное, в отличие от дневного)? (Переход в волшебный мир связан с волшебным временем: часы отстукивают полночь, и тем самым начинается серия волшебных превращений: игрушки оживают, обретают мир своих чувств и свой голос. Мари не попадает в другое пространство: действие происходит все в той же гостиной, все у того же стеклянного шкафа.)

– Сопровождается ли этот переход в волшебный мир волшебными словами? (Переход в волшебный мир сопровождается волшебными словами, причем эти слова обладают всеми признаками волшебных: сама стихотворная форма, не совсем ясный смысл и звукоподражание («Тик-и-так, трик-и-так, бум-бум, щелк-щелк») придают им характер волшебных заклинаний.)

– Звуковыми и световыми эффектами? (Переход в волшебный мир сопровождается разными звуковыми эффектами: слышится странный шум, барабанная дробь, стеклянные дверцы шкафа дрожат и дребезжат, Панталоне оглушительно свистит, слышится ржание и топот, грохот пушек: «Раз за разом бухали пушки: прр-прр!.. Др-др!.. Трах-тарарах-трах-тарарах!.. Бум-бурум-бум-бурум-бум!.. И тут же пищали и визжали Мышиный Король и мыши, а потом снова раздавался грозный и могучий голос Щелкунчика, командовавшего сражением» и т. д. Появляются в этих главах и несколько световых эффектов: тысячи крошечных огонечков мышиных глаз; сверкающие семь корон на семи головах Мышиного Короля; странное освещение внутри шкафа.)

Сравнительный анализ авторской сказки с народной

- Выбери из данного списка характерные черты присущие волшебной сказке.

-Изображает обыкновенную жизнь, быт.

- Мир волшебной сказки делится на свой и чужой.

- Есть чудесные превращения

-Герои-животные

-У главных героев есть помощники

-Магические числа

-Трудные испытания

-Победа зла и добра

Какие черты волшебной сказки присутствуют в народной сказке и в сказке Гофмана.

Заполни таблицу пользуясь основными чертами волшебной сказки.

Народная сказка

Авторская сказка

Что важнее в народной сказке (например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»): волшебное пространство или волшебное время? (В народной волшебной сказке важнее волшебное пространство: именно смена пространства свидетельствует о том, что герой находится не в реальном, а в волшебном мире, например: попадает в подводный или в подземный мир, в тридевятое царство в тридесятое государство, волшебный лес  или в волшебный сад, или в колодец и т. д.)

– А в сказке Гофмана? (В сказке Гофмана важнее волшебное время – время Рождественской ночи, которое преображает окружающий мир, приоткрывает в предметах ту душу, которая спит в них днем.)

– Что важнее в народной сказке: волшебное слово или звуковые и световые эффекты? (В народной сказке важнее волшебное слово.)

– А в сказке Гофмана? (В сказке Гофмана, если судить по прочитанной части, волшебное слово также чрезвычайно важно, хотя огромное значение приобретают звуковые эффекты; световых эффектов пока немного, хотя они есть.)

- IV. Итог урока.

– Чем, по-вашему, закончилась битва армии Щелкунчика с армией Мышиного Короля? Вспомните законы волшебной сказки. (По законам волшебной сказки армия Щелкунчика терпит поражение, но это поражение не может быть окончательным, необходимо преодолеть другие испытания, чтобы достигнуть какого-либо счастливого конца. Но, в отличие от народной сказки, где сразу известно, для чего герой преодолевает трудности, в сказке Гофмана тайна еще не раскрыта.)

– Чью сторону и почему приняли вы в этой битве? (Мари и Щелкунчик вызывают симпатию, так как они храбрые, добрые.)

Домашнее задание: читать с. 108–112; пересказать текст на с. 104–107.

рефлексия- Выберите игрушку по цвету, которому соответствует ваше настроение от проделанной работы.

жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;

зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;

синий цвет – грустное, печальное, тоскливое

Обсуждение.

- Шаров какого цвета на елочке больше. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ

На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....

конспект урока литературного чтения 3 класс Обобщение по сказке "Мороз Иванович"

Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать х...

Конспект урока литературного чтения, УМК "Перспектива", 2 класс "Сказки К. Чуковского. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности сказки»"

Цели деятельности учителя: ознакомление с творчеством К. Чуковского и его произведением «Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона».Планируемые результатыПредметные:...