Конспект урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мазурова Екатерина Константиновна

УМК

«Гармония»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель, задачи

Цель  знакомство учащихся с русской народной сказкой «Заяц- хваста»

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с русской народной сказкой «Заяц – хваста», её содержанием;
  2. Совершенствовать навыки чтения;
  3. Совершенствовать навыки выразительного чтения произведений.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь учащихся;
  2. Развивать образное и логическое мышление;
  3. Развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные:

  1. Воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения;
  2. Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

 

Планируемые результаты урока

Личностные

Учащиеся научатся оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.

 

Предметные

Обучающиеся получат представление о русской народной сказке «Заяц- хваста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_zayats-hvasta.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

по теме «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»

Конспект урока  литературного чтения

Тема урока: «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»

Общая информация

УМК

«Гармония»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель, задачи

Цель  знакомство учащихся с русской народной сказкой «Заяц- хваста»

Задачи:

Образовательные: 

  1. Познакомить с русской народной сказкой «Заяц – хваста», её содержанием;
  2. Совершенствовать навыки чтения;
  3. Совершенствовать навыки выразительного чтения произведений.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь учащихся;
  2. Развивать образное и логическое мышление;
  3. Развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные:

  1. Воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения;
  2. Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Планируемые результаты урока

Личностные

Учащиеся научатся оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.

Предметные

Обучающиеся получат представление о русской народной сказке «Заяц- хваста»

Метапредметные

Регулятивные: учащиеся научатся оценивать результат своей деятельности, анализировать, делать выводы.

Познавательные: учащиеся научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: учащиеся научатся воспринимать другие мнения, формулировать собственное мнение и позицию.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник по литературному чтению для 2-го класса. Автор Кубасова О.В.

План урока

1.Орг. момент (1 мин)

2.Открытие нового знания (35 мин)

3.Первичное закрепление (5 мин)

4. Домашняя работа (1 мин)

5.Подведение итогов (3 мин)

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приёмы и средства

Формируемые УУД

1

Организация начала урока

Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята, напоминаю, что меня зовут Екатерина Константиновна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Слушают учителя.

Беседа

Регулятивные

 ( контроль своей готовности к работе)

2

Открытие нового знания

Физкульт-

минутка

Организация усвоения учениками нового знания

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой ( СЛАЙД 1)

Ребята, а какой заяц в сказках?

В сказке Льва Николаевича Толстого вы увидели еще одно качество зайца, какое?

В чем оно проявляется?

А кто из вас знает стихотворение про зайца?

Молодцы!

Милые зверюшки, герои народных сказок и детских песенок- славные, добрые зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну, перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А так – всего боится. И ведь не только в сказках подобная репутация у зайца. Заяц стал также символом трусости, боязливости.

-А кто помнит сказки, в которых главный герой заяц? Назовите их.

-Отгадайте, из какого произведения эти отрывки?.

1) «Жили – были лиса  да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная…»

2) «А Зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти – то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли?»

- А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц – хваста». ( СЛАЙД 2)

На доске представлены слова, которые вам встретятся в тексте, а так же их значение, вам нужно попробовать сопоставить слово и его значение. (ГУМНО, КОКОРИНО, ЗУБИЩИ, ЛАПИЩИ, УСИЩИ) ( СЛАЙД 3)

-А теперь ребята, я попрошу вас открыть страницу 1,3,6  учебника.

-Сейчас я буду читать произведение, а вы внимательно будете следить за мной.

(Чтение учителем текста)

Что это, рассказ, сказка ил повесть? Почему?

- Кто главные герои этого произведения?

- Какой заяц?

А как бы вы закончили эту сказку? пофантазируйте.

Сейчас вы прочитаете  эту сказку еще раз про себя. А затем мы с вами ответим на вопросы.

- Каким заяц предстает в начале сказки? каким в конце?

- Почему зайцам приходилось ходить на гумно?

- Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»? зачем она его  потрепала?

- Что однажды произошло с вороной? прочитайте

- Что же осуждается и что одобряется в этой сказке?

На доске изображены картинки, найдите те части сказки, которые относятся к картинке. ( СЛАЙД 4,5)

Утром заинька проснулся,

Потянулся, улыбнулся.

Раз умылся

Два прогнулся

Три нагнулся и присел,

У сосны остановился

И легонько покружился.

- Как вы понимаете словосочетание « собаки ее подхватили»? СЛАЙД 6

- Как вы понимаете словосочетание «давай мять»?

- Как заяц повел себя в этой ситуации? прочитайте

- Какие качества зайца мы видим в конце сказки?

- В чем главная мысль этого произведения?

Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки.

А теперь мы с вами прочитаем эту сказку по ролям, а начнем мы со стр. 136, со слов: «Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту».  Для начала давайте пометим карандашом где чья роль.

А теперь начинаем.

Молодцы.

Ребята, найдите конец сказки, перечитайте его. Подумайте, с каким чувством говорит ворона? почему? прочитайте слова вороны выразительно.

А теперь ребята перескажите сказку, стараясь передать всю ее выразительность.

Молодцы!

На последних уроках вы изучили произведения о зайце, подумайте и скажите, какое из них учит нас, как правильно вести себя.

Заяц

трусливый

хитрость

он умело запутывал следы

чтение стихотворения

(Заюшкина избушка)

(У страха глаза велики)

Подбирают слова по значению

Гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.

Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.

Усищи, лапищи, зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы».

Сказка, т.к. начинается со слов «Жил-был…», животные разговаривают на человеческом языке.

Заяц и ворона

хвастливый

ответы детей

в начале-

хвастливый, в конце- храбрый

потому что они хотели есть.

(трепать – дергать, трясти (приводить в порядок)).

(потому что хвастаться не красиво)

Раз сидела ворона на заборе…

Осуждается хвастовство, одобряется храбрость

1- приходит он к одному крестьянину…

2- вот она его и потрепала

 

давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать

выскочил на горку и переключил внимание собак на себя

 храбрость зайца

«Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»)

Ворона говорит с чувством гордости, радости, потому что она убедилась что заяц храбрый

Пересказывают сказку

Заяц- хваста, сказка учит быть храбрым, помогать если кто то в беде.

Метод иллюстрации, беседа, метод частично-поисковый,

Средства: карточки, презентация. Работа по учебнику.

Познавательные

( поиск и выделение необходимой информации;          - строить высказывания в устной форме;        - учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию), Коммуникативные (слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию).

Регулятивные (выделять необходимую информацию из текста; оценивание правильности выполнения действий и их коррекция).

Личностные             ( формировать мотивационную основу учебной деятельность, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу)

3

Закрепление

Организация выполнения учащимися работы на новое знание

- На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

 СЛАЙД 7

1) « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

2) « Любишь кататься – люби и

саночки возить»

3) «Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ?

- Какое маленькое дело сделал заяц?

(Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало).

( Эта пословица о труде.)

 

(Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун.)

Спас ворону

Беседа

Познавательный (построение речевого высказывания в устной форме)

Личностные (развитее этических чувств как регуляторов морального поведения)

4

Подведение итогов

Организовать  с учащимися формулирования главной мысли сказки.

- Какое качество в человеке высмеивает народ в этой сказке?

- Что такое «хвастовство»?

- Как вы считаете хорошее это качество или плохое? Докажите

- А в нашей сказке кто помогает нам показать это качество?

Наш урок подходит к концу. Давай те запишем домашнее задание.

(хвастовство)

Это излишнее хваление своих качеств

Плохое, т.к. не всегда те качества которые восхваляешь могут оправдать ожидания

(животные)

Беседа

Коммуникативные (слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;

- учувствовать в коллективном обсуждении;

Личностные (оценивание усваиваемого содержания)

5

Домашнее задание

Ознакомить учащихся с домашним заданием, проконтролировать его запись в дневник

- Итак, откройте дневники и запишите домашнее задание. Еще раз прочитать сказку «Заяц-хваста» стр 1,3,6 по ролям.

Объяснение

Регулятивные            ( контроль и оценка своих способностей)

6

Дополнительно  

Открываем с вами рабочую тетрадь на странице 29 и выполняем 1 и 2 задание.

Вам было задано найти загадки про зайца. Кто готов прочитать их?

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Конспект урока чтения по теме Русская народная сказка "Теремок"

Урок - путешествие в страну сказок "Маленькая страна"...

2 кл. (2018 год) Интерактивная книжка русская народная сказка "Заяц-хваста"

Интерактивная книжка русская народная сказка "Заяц-хваста"к урокам литературного чтения. Презентация сделана на основе приема «листание», который предложил  С.Н. Лебедев (ht...

Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс

Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс. Рекомендую использовать в качестве открытого урока. Конспект урока содержит все разд...

Викторина от зайца (по четырём русским народным сказкам «Заяц-хваст», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок»).

1 класс. Внеурочная деятельность "В гостях у сказки". Занятие № 6.  Викторина от зайца (по четырём русским народным сказкам   «Заяц-хваст», «Теремок&raq...

Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать про...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...