Открытый урок литературного чтения во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Тема урока: Эдуард Успенский "Чебурашка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_cheburashka_avtosohranennyy.docx | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
Учитель: Матвеенко Ирина Анатольевна
Школа: ГБОУ ООШ с.Новопавловка
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Дата проведения: 25.04.2018г.
Тема урока: Э.Н.Успенский «Чебурашка».
УМК: «Школа России».
Тип урока: закрепление знаний
Технология: ТРКМ. Здоровьесберегающие технологии.
Цель: продолжение работы по формированию умения определять главную мысль произведения, характеризовать героя по его поступкам; формирование умения работы с текстом; развитие читательских умений.
Задачи:
образовательные:
- совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок;
- обучать работе текстом (определение главной мысли произведения, характеристика героя);
развивающие:
- развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
- развивать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, совершенствовать технику чтения; учить составлять характеристику героя, выражая собственное отношение к изображенным событиям, героям, и их поступкам;
воспитывающие:
- воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким;
- обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обогащать словарный запас;
- воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
Планируемые результаты обучения:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературного произведения;
основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; осуществлять поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.
Методы и формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и групповая, работа в парах.
Используемые приемы: прием «Предположение», «чтение с остановками», рефлексия, Синквейн.
Оборудование: портрет Э.Н.Успенского, выставка книг, запись ”Песенка Чебурашки”, физкультминутки, презентация, интерактивная доска. Учебник “Литературное чтение”, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2 класс, 2 часть, карточки для работы в парах, для рефлексии, тест.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Время | Содержание | Формирование УУД | Формы работы на уроке | ||
действия учителя | действия учеников | |||||
I. Организационный момент. Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки в классе, настрой на работу. | 1 мин | - Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. | Занимают рабочие места, приветствуют учителя. | Регулятивные УУД: проявление волевого усилия, самоконтроль в организации своего рабочего места. | Фронтальная | |
II. Речевая разминка Цель: настроить детей на работу, привить определенную культуру пользования речевым аппаратом. | 1 мин | - Прочитайте чистоговорку вслух, начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – необходимо четко произносить все звуки. Слайд 2. Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко говорим, Потому , что не спешим. Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем. Хорошо мы говорим, Потому, что не спешим. | Читают чистоговорку, четко проговаривая все звуки | Фронтальная | ||
III. Актуализация знаний. Стадия вызова. Цель: подготовка к работе над произведением, актуализация опорных знаний. Прием: «Предположение». | 9 мин | - Ребята, Девиз нашего урока «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Слайд 3. - Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы? 1.Проверка домашнего задания – Какое произведение мы читали на прошлом уроке? - Кто его автор? Слайд 4. – Дома вы должны были найти дополнительную информацию о писателе Э.Успенском и записать в рабочую тетрадь. Расскажите, что ещё вы узнали о писателе? 2. Работа с выставкой книг. - Ребята, а как вы думаете, как появился на свет Чебурашка? Слайд 5. Ученица (Трофимова Варвара) выходит с книгой “Крокодил Гена и его друзья” и рассказывает о книге: - Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу на вырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки. Пестов Дима рассказывает о продолжении этой книги «Крокодил Гена – лейтенант милиции»: Слайд 6 - Знаете ли, вы, что есть продолжение книги «Крокодил Гена и его друзья». Где Крокодил Гена служил в Армии и стал лейтенантом милиции. Гена был замечательным молодым бойцом. Он лучше всех бросал гранату, смело прыгал с парашюта и отлично маскировался. За отличные успехи по службе Гена был награждён медалью “За отвагу, смелость, героизм и нырятельность”. Книга “Крокодил Гена – лейтенант милиции” - о новой жизни Крокодила Гены после службы в Армии 3. На слайде: “Испокон века – книга растит человека”. Слайд 7. –Как вы понимаете смысл этого высказывания? ( Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить) – Вы должны понять, что книга является для вас самым лучшим другом. Вы должны любить книги, читать их. | Дети высказывают свои предположения. «Чебурашка». Э.Н.Успенский. Дети рассказывают дополнительную информацию о Э.Н.Успенском. «Весна в Простоквашино» «Новая жизнь в Простоквашино» “Крокодил Гена и его друзья” «Крокодил Гена – лейтенант милиции» “Дядя Федор, пес и кот» Дети высказывают свои предположения. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия. Личностные УУД: интерес к способу решения, к общему способу действия. | Фронтальная Опрос, индивидуальная | |
III. Целеполагание. Цель: постановка проблемы, цели урока. | 2 мин | Отгадайте загадку: Этот милый, странный душка Безымянною игрушкой Был когда - то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - ..... – Правильно - это Чебурашка. - Ребята, как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке? -Сформулируйте тему нашего урока. - Я предлагаю вам снова вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного для нас произведения. -А теперь давайте поставим для себя на уроке цель и попытаемся достичь её к концу урока. - Сегодня мы будем анализировать произведение, будем учиться совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать внимание, память, высказывать свое мнение и слушать мнение других - К какому жанру относится это произведение? | - Чебурашка Сегодня мы продолжим изучать отрывок «Чебурашка» из произведения « Крокодил Гена и его друзья». Слайд 8 Дети формулируют тему урока, ставят задачи. Учиться анализировать произведение, давать характеристику героям, искать информацию в тексте Повесть-сказка. | Регулятивные УУД: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; | Фронтальная Фронтальная | |
Физминутка «Чебурашка» 1 мин. Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция | ||||||
IV. Работа по теме урока. Стадия осмысления. Цель: анализ содержания произведения, составление характеристики главного героя. Прием: «Чтение с остановками». | 19 мин | 1. – Кто является главным героем? – Где жил Чебурашка? Найдите отрывок, в котором рассказывается о первоначальном месте проживания Чебурашки. - Найдите и прочитайте отрывок, о том, как Чебурашка провел утро в своем тропическом лесу. – Как он попал в ящик с апельсинами? – Как он оказался в магазине? (Его привезли в ящике с апельсинами) – Почему у него такое странное имя? 2. Работа в рабочей тетради с печатной основой. - Откройте тетради на стр. 80, прочитайте задание 1: Выпиши из рассказа предложение, которое помогает понять, почему Чебурашку так назвали. - Кто ему дал такое имя? - Куда решил отдать директор магазина Чебурашку? – Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? – Куда директор магазина отнёс Чебурашку? – Кем предложил работать директор №2 Чебурашке? – Где он стал жить? 3. Работа с иллюстрацией. Слайд 10. – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 143. - Зачитайте отрывок, к которому подойдет иллюстрация из учебника. - Найдите отрывок, где описывается новый дом Чебурашки. - Почему Чебурашке некому было позвонить? - Как вы думаете, Чебурашка хотел иметь друзей? - Вспомните, кто стал первым другом Чебурашки? - Чебурашка хотел иметь много друзей, давайте дадим ему совет, как найти настоящих друзей и как сохранить крепкую дружбу. А сделаем мы это с помощью пословиц. Физминутка для глаз под музыку песни «Чебурашка» (1мин) 4. Работа в парах. Слайд 12. У вас на столах лежат пословицы. Вам необходимо собрать их и объяснить смысл.
5. Чтение отрывка по ролям (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.(Тогда директор…стр.141) | - Чебурашка. Дети работают с текстом (В густом тропическом лесу..) (Однажды он проснулся рано…) (Спал Чебурашка репко…) (Ящики долго плавали по морям…) (Он все время падал, чебурахался) - Директор магазина - В зоопарк -Не знали, куда его поместить. -В магазин уцененных товаров. -Стоять в витрине и привлекать покупателей. -В телефонной будке. - Директор показал Чебурашке старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин. Это и будет твой дом. - Безусловно, этот дом был не самым лучшим в городе… - Он никого еще не знал, у него не было друзей. - Крокодил Гена Дети работают в парах, составляют пословицы, объясняют их смысл. Читают по ролям. | Регулятивные УУД: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; - смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы, обосновывая собственное мнение; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Фронтальная Индивидуальная Смысловое чтение Индивидуальная Фронтальная Работа в парах Работа в группе Смысловое чтение. | |
V. Итог урока. Рефлексия. Цель: выявление главной мысли произведения, характеристика героя, выявление собственного отношения учащихся к главному герою. Прием: « Синквейн» | 5 мин | Анализ произведения и составление характеристики героя. - Какие основные качества Чебурашки вы могли бы назвать?
Составление Синквейна. Слайд 13. –Как звали главного героя сказки? – Какой этот герой? (забавный, одинокий) - Что делал Чебурашка в тропическом лесу? - Что сделал Чебурашка, когда его посадили на стол? (чебурахнулся) - Что делал Чебурашка в витрине магазина? - Какие вещи сдавали в магазин уцененных товаров? (бракованные) 1. Чебурашка 2. одинокий, забавный 3. жил, чебурахнулся, стоял 4. Чебурашка бракованная игрушка 5. Зверек - Какова главная мысль произведения «Чебурашка». О чем хотел сказать нам автор, какую мысль донести до нас? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья). - А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). –За что вы похвалили бы себя? –Что у вас особенно получилось? –Какое произведение мы читали на уроке? – Кто его автор? Обобщение: – Как вы думаете, как живется без друзей? – Нашел ли друзей Чебурашка? - А кто из вас хотел бы стать другом Чебурашки? – Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу «Крокодил Гена и его друзья» и прочитайте её. | “добрый”, “мягкий”, “робкий”, “забавный” Чебурашка
Высказывают свое мнение Оценивают свою работу на уроке
- Плохо. | Познавательные УУД: - уметь формулировать несложные выводы, производить анализ. Коммуникативные УУД: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные УУД: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; | Беседа Самоконтроль | |
VI. Домашнее задание. | 1 мин | Пересказ от имени Чебурашки. Стр. 144, задание 2. Придумать вопросы, которые помогут пересказать сказку, записать в рабочую тетрадь. | Регулятивные:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
Самоанализ урока
Согласно календарно-тематическому планированию данный урок представлен в разделе «И в шутку, и всерьез».
Свой урок я построила в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В процессе обучения использовались современные образовательные технологии – ТРКМ, ИКТ, технология здоровье сбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).
Фронтальная работа на уроке сочеталась с индивидуальной, групповой. В ходе урока я использовала технологии деятельностного метода:
-самоопределение к деятельности
-актуализация знаний
-постановка учебной задачи
-самостоятельная работа с самопроверкой
-включение в систему знаний и повторения
-рефлексия деятельности
На своих уроках я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (не все ученики читают в соответствии с нормами и выше нормы), на каждом уроке я стараюсь создавать условия для формирования выразительного чтения.
Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и закрепления изучаемого материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на данном уроке.
Мною были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения универсальным учебным действиям: исходя из соответствующей проблемной ситуации, учащиеся сами определяли цели урока, самостоятельно ставили перед собой учебные задачи. В ходе урока мною продумана мотивация, побуждающая каждого учащегося к вступлению к учебной деятельности. Для этого я тщательно продумала каждый этап урока, составила задания, подобрала вопросы, использовала различные приёмы активизации учащихся. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока способствовал организации поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды презентации, демонстрационный материал, межпредметные связи. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления изучаемого материала я оцениваю как хороший. Для каждого учащегося была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации урока была достаточно эффективной. Организованная таким образом работа на уроке позволила учащимся ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. На этапе осмысления проводилась работа в парах и группах, что способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему мнению.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся 2 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен полностью. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, литературное чтение, 4 класс
Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...
Открытый урок литературного чтения 2й класс
урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
открытый урок Литературное чтение 1 класс
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...
Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.
Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...
Открытый урок литературного чтения 4 класс Л.Н. Толстой "Два брата"
Литературное чтение 4 класс...
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....