Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Зайцева Ольга Михайловна
Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»
(система Л.Занкова) 
К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфинотерапия
 
Цель: Узнать всегда ли  чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?
 
Задачи 
 
1. Обучающие: 
 развивать умение анализировать текст, понимать поступки  героев;
продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;
 познакомить с краткой биографией писателя
2. развивающие :
развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения.
развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
развитие рефлексии и адекватной самооценки;
 
3. воспитательные: 
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям.
 
 
 
      оборудование:    - презентация с иллюстрациями к произведению;
                               одно фото акулы, разрезанное   на  5 фигур;
                                паруса для корабликов алого цвета и серого цвета 
                                 в расчете на каждого ребенка двух цветов.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-literaturnoe_chtenie-2_klass_poslat.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №1

П.Селижарово Тверской области

Зайцева Ольга Михайловна

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»

(система Л.Занкова)

Цель: Узнать всегда ли  чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?

Задачи

  1. Обучающие:

 развивать умение анализировать текст, понимать поступки                         героев;

продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;

 познакомить с краткой биографией писателя

  1. развивающие :
  • развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
  • наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
  • развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения.
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

  1. воспитательные:
  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
  • воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям.

      оборудование:    - презентация с иллюстрациями к произведению;

                               одно фото акулы, разрезанное   на  5 фигур;

                                паруса для корабликов алого цвета и серого цвета

                                 в расчете на каждого ребенка двух цветов.

Ход урока:

Жужжащее чтение-5 минут.

1.Самоопределение к деятельности:

-Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с хитрым заданием.

                                                    Слайд1

артиллерист – а) военнослужащий

                     б) спортсмен

                        полотно -  в) слабое освещение

      г) льняная ткань

 фитиль – д) горючий шнур для орудия

                 е) тропическое растение

                         ропот -  ж) негромкая речь    

             з) классическая музыка

                         хобот -   и) удлиненный нос

                                                  к) задняя часть орудия (для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)

Работа в парах.

/ На партах  разрезанная картинка  акулы (5 частей  под буквами правильных ответов словаря:  а, г, д, ж, к  и 5 частей бумаги без рисунка/.  

аааа                               

  -Дети, найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложенных. Правильный ответ оставим, а  фигуру с буквой неправильного толкования уберем. (на доске останутся 5 фигур, которые перевернув, сложить для воссоздания рисунка ).

Слайд 2  «Акула»

Что вы знаете об акулах?  

Акулы – это кто?

 Хищные рыбы. (ответы детей)

В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул.

Учёные установили ,что появились они раньше динозавров.

    Как и любой хищник, акула добывает себе пищу, убивая животных. Поэтому ее организм приспособлен, в первую очередь, к эффективному достижению именно этой цели. Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Это не удивительно - ввиду особенностей строения организма акулы вынуждены постоянно находиться в движении, от первого до последнего мгновения своей жизни. А движение требует затрат энергии, которая восполняется  пищей.

                                                    Слайды 3-7

Посмотрим на акул.

2.Написание синквейна  

                                                    Слайд-8

Акула

Кровожадная, большая

Плавает, нападает, кусает

У неё острые зубы.

Хищник.

Давайте мы это слово прочитаем с разной интонацией

                                                        Слайд 9

Акула ! Акула?  Акула.

Как вы думаете всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?

Цель:

Узнать всегда ли  чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?  (прикрепить на доску)

Ответ на этот вопрос  мы найдём ,если исследуем произведение Л.Н Толстого ,которое он так и назвал «Акула» 

                                Слайд 10 ( обложка от книги.)

А какое литературное произведение с названием « Акула»  по-своему содержанию нас ждет: научный  или художественный текст?

Нужно прочитать .

3. Работа над новым материалом:

  -Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка

Африка .Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло ,горячий пустынный ветер дует в паруса.

Итак , вместе с героями  рассказа мы отправляемся вперёд .

  (читаю рассказ, выдерживаю паузу)

«Акула плыла прямо на мальчиков»

Прогнозирование по содержанию:

 Предположите, что может быть дальше?

Чтение до конца

Так ли вы думали услышать окончание рассказа.

-Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты.  Сразу же обратимся к тексту,  зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств

                    С.37 1-ый абзац – акула, чудовище

                             2 –ой абзац - бледный, не шевелясь

                             3 –ий абзац - пронзительный визг

                             4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл

                                        лицо руками

тихий ропот напряжённого ожидания сменился радостным криком.

Найдите в тексте моменты напряжённой тишины

(артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь смотрел на детей)

(все замерли от страха)

   -Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение?

-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение?

 (У автора особые слова, выражения)

Автор использует речевые обороты и слова, чтобы показать пик ситуации бывает так в жизни-наступает момент когда никто не знает что делать дальше, тогда наступает «момент напряжённой тишины». Мы нашли их в рассказе ,а теперь давайте отдохнём.

 

4.Физминутка : дельфино- терапия (слайд11)

Сняли  напряжение давайте поговорим

Кого можно назвать главным героем рассказа?

(артиллериста-он наблюдал ситуацию и нашёл из неё выход)

Найдите и прочитайте переживания старого артиллериста

-сначала что его сын стал отставать

-акула

-самое напряженное когда он целился и стрелял т.к.у него не было права на ошибку

Каким человеком он предстаёт перед нами

Мужественный ,смелый ,настоящий солдат.

- Как на судне оказались маленькие мальчики?

 (ответы детей)

-Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Как они плавали? Зачитайте.

 ( по тексту)

-Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении?

- смелость

-А вы прочитали имя автора?

-Л.Н.Толстой

5. Новое сообщение. (ученик)    Слайд 12

  -Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.

     А еще до армии будучи маленьким мальчиком увлекался разными науками: историей, музыкой, географией, рисованием, медициной. Всю жизнь он пополнял свои знания. Имя этого писателя известно всему миру.

А как бы можно было озаглавить рассказ по- другому?

Но это право автора.

6. Рефлексия.(слайд13- море)

 -Покажем свое отношение к тому, что вы сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны – белый  парус. Выберите и приклейте к своему паруснику. (магнитная доска) Посоветуйтесь  друг с другом.

 -Пора возвращаться к родным берегам. Мы это сделаем на ваших парусниках .

7. Домашнее задание (дифференцированное)

 На листах три варианта домашнего задания.

 Прочитайте и выберите один вариант, который тебе  по силам.

1)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

2)Как вы думаете, кому и как мог рассказать об этом старый артиллерист ? Творческий пересказ от старого артиллериста

     3)Составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту (письменно).

а

к

е

в

б

и

д

ж

г

з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе  по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»   Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...

Разрабртка урока литературного чтения в 3 классе по теме: Рассказ о родной стороне.

   Как построить урок, чтобы он был глубоким, воспитывающим, оставляющим след в детском сердце? Как воспитать любовь к Родине, природе, бережному отношению к ней? Представляю разработ...

Конспект урока литературного чтения во 2 класса по теме "Рассказы Л.Н.Толстого"

Задачи: 1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого, умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст. 2. Развивать речь, внимание, воображение. 3. Воспитывать в детях до...

Конспект урока чтения во 2 классе по теме "Рассказ "Снеговик" по Г.Скребицкому".

Урок построен на широком использовании наглядно-иллюстративного материала в форме фигурок и презентации, а также графического материала, в форме опорного словаря, так как глухие учащиеся 2 класса имею...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему: Рассказ Е.И. Носова «Где просыпается солнце»

Открытый урокпо литературному  чтениюв 3 классе на тему:                Рассказ Е. И. Носова  «Где просыпается солн...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...