Открытый урок, литературное чтение, 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»
4 класс
Цели и задачи урока: создать условия для:
- формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в стихотворении;
- развития эмоциональной сферы учащихся;
- совершенствования коммуникативных речевых умений и навыков учащихся;
- воспитания любви и бережного отношения к природе;
- повышения интереса к лирическим произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok__sa_esenin__lebedushka__4_klass__boreyko_op.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: С. А. Есенин «Лебедушка»
4 класс
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи: создать условия для:
- формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в стихотворении;
- развития эмоциональной сферы учащихся;
- совершенствования коммуникативных речевых умений и навыков учащихся;
- воспитания любви и бережного отношения к природе;
- повышения интереса к лирическим произведениям.
Оборудование: иллюстрации картин природы, портрет С. А. Есенина, учебник со стихотворением.
- Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
- Проверка готовности к уроку
- Наличие принадлежностей
- Сообщение темы и целей урока
- Проверка домашнего задания
- Конкурс на лучшего чтеца стихотворения (которое было задано на дом)
- Вопросы к стихотворению
- Актуализация знаний
ИГРА – ЛОТО
Он любовался С. Есенин очень
любил природу, луговых трав, песнь ветра.
слушал шелест утренней зарей,
звездным ночным небом.
Задание: Собрать предложения
Учитель: О ком и о чем мы будем сегодня говорить?
Ученик: О русском поэте Сергее Есенине и о природе.
Учитель: Что вы знаете о С. А. Есенине?
Ученик: С. А. Есенин родился на рязанщине. В стихах Есенина живые трепетные картины природы. Его стихи положены на музыку.
- Работа по теме
- Прочтите название стихотворения
Учитель: Прочтите название стихотворения
Ученик: «Лебедушка»
Учитель: Как выдумаете, какая тема этого произведения?
Ученик: Это описание жизни лебедушки
Учитель: Ребята, опишите лебедушку. Какой вы ее себе представляете
Ученик 1: Лебедушка – лебедь – большая красивая птица с длинной изогнутой шеей
Ученик 2: Лебедь – это гордая верная птица. Она воспевается в песнях, о ней складываются сказки.
Учитель вывешивает картину с изображением лебедушки.
- Выразительное чтение стихотворения учителем. Эмоциональное восприятие
Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства оно в вас пробуждает?
Ученики: Понравилось! Переживание, восхищение, печаль, радость, доброта, тоска и т. д.
Учитель: Разделите эти слова на две группы (по какому признаку?)
- восхищение, радость, доброта
- переживание, печаль, тоска, тревога
Как можно назвать каждую группу слов? (синонимы)
Вы благодарные слушатели, все прочувствовали и сопереживали с героями
- Чтение стихотворения учащимися «про себя». Разбор новых (непонятных) слов.
Учитель: Возьмите карандаши и отметьте в тексте непонятные для вас слова.
Ученики читают стихотворение.
Учитель: Ребята, какие слова для вас непонятны?
Ученики называют слова, а ученики-консультанты (готовились дома) объясняют значение этих слов.
Затон – тихое место на реке, залив
Ватага – собрались кучкой, шумная толпа
Гладь – нет волн
Око – глаз
Заросль – частый кустарник
Мурава – молодая трава
Лазоревый – лазурный светло-синий цвет
Раздолье – широкое свободное пространство
Белоснежный – безупречно белый
- Учитель: Чем достигается красота и мелодичность этого стихотворения?
Ученики: Изобразительными средствами языка
Учитель: А что относится к изобразительным средствам языка?
Ученики: К изобразительным средствам языка относятся эпитеты, сравнения, олицетворения.
Учитель: Давайте повторим, что такое эпитеты?
Ученики: Эпитеты – это образные определения.
Учитель: Давайте в тексте найдем эпитеты.
Ученики: Красна зорюшка, лучи багровые, сосны могучие, покрывала златотканые, роса жемчужная, озером серебряным, белоснежная лебедушка, сторона раздольная, побережье зеленое.
Учитель: А что такое олицетворение?
Ученики: Олицетворение – перенос значения по сходству с одушевленного на неодушевленный предмет.
Учитель: Ребята, найдите в тексте олицетворение.
Ученики: Зорюшка рассыпала, сосны наряжали, камыши шептались, лилии перешептывались, цветы улыбались.
Учитель: А что такое сравнение?
Ученики: Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другими предметами или явлениями.
Учитель: Ребята, найдите сравнения.
Ученики: Лебедушка словно зоренька, росинки словно жемчуг, цветы как гости, орел как стрела.
Микроитог
Учитель: Для чего поэт использует эпитеты, сравнения и олицетворения?
Ученики: Благодаря своему художественному изложению, автор показал, как прекрасна природа, живые существа, окружающие растения.
Учитель: Правильно ребята!
- Учитель: А теперь вы будете выразительно – эмоционально читать текст и делить его на части.
Учитель: Возьмите карандаши, отметьте границы каждой части.
Чтение цепочкой 1-й части. Озаглавить: Утро на озере
Учитель вывешивает картину
Вопросы:
- Что описывает поэт в 1-йчасти? (Природу)
- Какая была в этот день природа? (Прекрасная)
Учитель: В каком темпе мы будем читать этот стих? Каким тоном?
Чтение 2-й части. Озаглавить: На лугу
Учитель вывешивает картину
Вопросы:
- О чем говорится в этой части?
- Подумайте, почему лебедушка позвала деток на луг?
Ученик 1: Она, как любая заботливая мама, хотела накормить своих деток.
Ученик 2: Она очень ответственная мама, т. к. она их защищала, дозорила.
- Как она их звала? (Гоготала)
Чтение 3-й части. Озаглавить: Хищник
Учитель вывешивает картину
Вопросы:
- Какой момент вызвал у вас тревогу? Найдите в тексте.
- Кого сначала заметил молодой орел? (Змею, но она притаилась).
- Зоркий орел высмотрел другую добычу. Кого он увидел? (Он увидел лебедушку).
Чтение 4-й части. Озаглавить: Лебедушка спасла своих детей.
Учитель вывешивает картину
Вопросы (доказать словами из текста):
- В какой момент действие достигает наивысшего напряжения?
- Какие глаголы употребляет автор, описывая гибель лебедушки?
- Почему она оттолкнула лебежатушек?
- Почему у лебедушки покатились слезы горькие?
- О чем думала лебедушка в последний момент? (Лебедушка думала о детках, об их судьбе, что с ними будет? Ведь она не успела их еще всему научить).
- Учитель: Какая главная мысль этого произведения?
Ученики: Это поступок лебедушки ради детей. Она пожертвовала собой, чтобы спасти деток.
Учитель: Да, ребята, в природе так же как и у людей, мамы оберегают своих детей. Они вас очень любят и часто ради вас жертвуют чем-нибудь, но делают это так, что вы порой и не замечаете. Берегите своих мамочек, любите и уважайте!
- Рефлексия
- Почему поэт именно так закончил свое стихотворение? (Потому что в природе есть добро и зло).
- Что мы можем сделать, чтобы хотя бы в нашем классе было больше добра? (быть добрыми, вежливыми, не обижать товарищей, помогать им).
- Оценки
- Домашнее задание.
- Прочитать все произведение и выучить любую часть.
- Прочитать выразительно и сделать рисунки к понравившейся части.
- Слабым ученикам – выразительное чтение понравившейся части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"
Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Презентация для открытого урока литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе
Презентация кейс-заданий...
Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки"
Нет аннотации...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....