Открытый урок, литературное чтение, 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

 

 

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»

4 класс

Цели и задачи урока: создать условия для:

  • формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в стихотворении;
  • развития эмоциональной сферы учащихся;
  • совершенствования коммуникативных речевых умений и навыков учащихся;
  • воспитания любви и бережного отношения к природе;
  • повышения интереса к лирическим произведениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: С. А. Есенин «Лебедушка»

4 класс

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи: создать условия для:

  1. формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в стихотворении;
  2. развития эмоциональной сферы учащихся;
  3. совершенствования коммуникативных речевых умений и навыков учащихся;
  4. воспитания любви и бережного отношения к природе;
  5. повышения интереса к лирическим произведениям.

Оборудование: иллюстрации картин природы, портрет С. А. Есенина, учебник со стихотворением.

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

  1. Проверка готовности к уроку
  2. Наличие принадлежностей
  3. Сообщение темы и целей урока
  1. Проверка домашнего задания
  1. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения (которое было задано на дом)
  2. Вопросы к стихотворению
  1. Актуализация знаний

ИГРА – ЛОТО

Он любовался                С. Есенин очень

любил природу,                луговых трав, песнь ветра.

слушал шелест                утренней зарей,

звездным ночным небом.

Задание: Собрать предложения

Учитель: О ком и о чем мы будем сегодня говорить?

Ученик: О русском поэте Сергее Есенине и о природе.

Учитель: Что вы знаете о С. А. Есенине?

Ученик: С. А. Есенин родился на рязанщине. В стихах Есенина живые трепетные картины природы. Его стихи положены на музыку.

  1. Работа по теме

  1. Прочтите название стихотворения

Учитель: Прочтите название стихотворения

Ученик: «Лебедушка»

Учитель: Как выдумаете, какая тема этого произведения?

Ученик: Это описание жизни лебедушки

Учитель: Ребята, опишите лебедушку. Какой вы ее себе представляете

Ученик 1: Лебедушка – лебедь – большая красивая птица с длинной изогнутой шеей

Ученик 2: Лебедь – это гордая верная птица. Она воспевается в песнях, о ней складываются сказки.

Учитель вывешивает картину с изображением лебедушки.

  1. Выразительное чтение стихотворения учителем. Эмоциональное восприятие

Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства оно в вас пробуждает?

Ученики: Понравилось! Переживание, восхищение, печаль, радость, доброта, тоска и т. д.

Учитель: Разделите эти слова на две группы (по какому признаку?)

  1. восхищение, радость, доброта
  2. переживание, печаль, тоска, тревога

Как можно назвать каждую группу слов? (синонимы)

Вы благодарные слушатели, все прочувствовали и сопереживали с героями

  1. Чтение стихотворения учащимися «про себя». Разбор новых (непонятных) слов.

Учитель: Возьмите карандаши и отметьте в тексте непонятные для вас слова.

Ученики читают стихотворение.

Учитель: Ребята, какие слова для вас непонятны?

Ученики называют слова, а ученики-консультанты (готовились дома) объясняют значение этих слов.

Затон – тихое место на реке, залив

Ватага – собрались кучкой, шумная толпа

Гладь – нет волн

Око – глаз

Заросль – частый кустарник

Мурава – молодая трава

Лазоревый – лазурный светло-синий цвет

Раздолье – широкое свободное пространство

Белоснежный – безупречно белый

  1. Учитель:  Чем достигается красота и мелодичность этого стихотворения?

Ученики: Изобразительными средствами языка

Учитель: А что относится к изобразительным средствам языка?

Ученики: К изобразительным средствам языка относятся эпитеты, сравнения, олицетворения.

Учитель: Давайте повторим, что такое эпитеты?

Ученики: Эпитеты – это образные определения.

Учитель: Давайте в тексте найдем эпитеты.

Ученики: Красна зорюшка, лучи багровые, сосны могучие, покрывала златотканые, роса жемчужная, озером серебряным, белоснежная лебедушка, сторона раздольная, побережье зеленое.

Учитель: А что такое олицетворение?

Ученики: Олицетворение – перенос значения по сходству с одушевленного на неодушевленный предмет.

Учитель: Ребята, найдите в тексте олицетворение.

Ученики: Зорюшка рассыпала, сосны наряжали, камыши шептались, лилии перешептывались, цветы улыбались.

Учитель: А что такое сравнение?

Ученики: Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Учитель: Ребята, найдите сравнения.

Ученики: Лебедушка словно зоренька, росинки словно жемчуг, цветы как гости, орел как стрела.

Микроитог

Учитель: Для чего поэт использует эпитеты, сравнения и олицетворения?

Ученики: Благодаря своему художественному изложению, автор показал, как прекрасна природа, живые существа, окружающие растения.

Учитель: Правильно ребята!

  1. Учитель: А теперь вы будете выразительно – эмоционально читать текст и делить его на части.

Учитель: Возьмите карандаши, отметьте границы каждой части.

Чтение цепочкой 1-й части. Озаглавить: Утро на озере

Учитель вывешивает картину

Вопросы:

  1. Что описывает поэт в 1-йчасти? (Природу)
  2. Какая была в этот день природа? (Прекрасная)

Учитель: В каком темпе мы будем читать этот стих? Каким тоном?

Чтение 2-й части. Озаглавить: На лугу

Учитель вывешивает картину

Вопросы:

  1. О чем говорится в этой части?
  2. Подумайте, почему лебедушка позвала деток на луг?

Ученик 1: Она, как любая заботливая мама, хотела накормить своих деток.

Ученик 2: Она очень ответственная мама, т. к. она их защищала, дозорила.

  1. Как она их звала? (Гоготала)

Чтение 3-й части. Озаглавить: Хищник

Учитель вывешивает картину

Вопросы:

  1. Какой момент вызвал у вас тревогу? Найдите в тексте.
  2. Кого сначала заметил молодой орел? (Змею, но она притаилась).
  3. Зоркий орел высмотрел другую добычу. Кого он увидел? (Он увидел лебедушку).

Чтение 4-й части. Озаглавить: Лебедушка спасла своих детей.

Учитель вывешивает картину

Вопросы (доказать словами из текста):

  1. В какой момент действие достигает наивысшего напряжения?
  2. Какие глаголы употребляет автор, описывая гибель лебедушки?
  3. Почему она оттолкнула лебежатушек?
  4. Почему у лебедушки покатились слезы горькие?
  5. О чем думала лебедушка в последний момент? (Лебедушка думала о детках, об их судьбе, что с ними будет? Ведь она не успела их еще всему научить).
  1. Учитель: Какая главная мысль этого произведения?

Ученики: Это поступок лебедушки ради детей. Она пожертвовала собой, чтобы спасти деток.

Учитель:  Да, ребята, в природе так же как и у людей, мамы оберегают своих детей. Они вас очень любят и часто ради вас жертвуют чем-нибудь, но делают это так, что вы порой и не замечаете. Берегите своих мамочек, любите и уважайте!

  1. Рефлексия
  1. Почему поэт именно так закончил свое стихотворение? (Потому что в природе есть добро и зло).
  2. Что мы можем сделать, чтобы хотя бы в нашем классе было больше добра? (быть добрыми, вежливыми, не обижать товарищей, помогать им).
  1. Оценки
  2. Домашнее задание.
  1. Прочитать все произведение и выучить любую часть.
  2. Прочитать выразительно и сделать рисунки к понравившейся части.
  3. Слабым ученикам – выразительное чтение понравившейся части.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"

Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....