Открытый урок литературного чтения 4 класс Л.Н. Толстой "Два брата"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Литературное чтение 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 177.69 КБ |
skazka_1.docx | 15.62 КБ |
zadanie_dlya_grupp.docx | 13.91 КБ |
tolstoy_lev_nikolaevich_1828-1910_graf_russkiy_pisatel_chlen.doc | 28 КБ |
blank_otvetov.docx | 130.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения Л. Н. Толстой "Два брата"
Проект урока литературного чтения с компетентностно-ориентированными заданиями, 4 класс
Тема урока: Л. Н. Толстой «Два брата»
Цель:
- формирование коммуникативной компетентности (первый уровень, аспект – публичное выступление) и информационной компетентности (первый уровень, аспект – извлечение вторичной информации) через использование ЦОР.
- учить полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительности в речи, элементы анализа литературного произведения.
- развитие внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие фонематического слуха, воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности.
- учить видеть в сказке добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества, на примерах сказочных героев.
Тип урока: закрепление знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, карточки с рефлексией, кроссворд с литературоведческой терминологией, , карточки с заданиями для групп, характеристики братьев, цветовые сигналы.
ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828–1910) – русский писатель;
ЦОР. Капельки солнца. Книга для чтения. 1 класс/ «В одном счастливом детстве». Книга для чтения. 3 класс/ «И кот учёный свои мне сказки говорил…» Какие бывают сказки.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, почему для нас важны уроки литературного чтения? (хорошо читать, пересказывать, рассуждать, пригодиться в будущем, понимать причины поступков главных героев).
- С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать, отвечать полными ответами, думать. Покажите, пожалуйста.
- Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что сегодняшний урок у нас получится, и мы многое узнаем нового для себя.
- Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)
- Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух
- Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)
- Нам пригодится этот эпиграф на уроке? (мы должны помогать друг другу)
- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в произведение будет говориться о счастье)
- Что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)
- Ваши родители тоже написали, что для них счастье.
«Я счастлива, когда мой сын здоров и без устали говорит! А еще я счастлива, когда мы вместе!»
«Счастье – это когда тебя понимают, ценят, любят, когда с работы хочется идти домой и наоборот»
- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с произведениями Льва Николаевича Толстого.
- На уроке нам предстоит ответить на вопросы:
Вопросы-установки.
1. Что нового я узнал о Льве Николаевиче Толстом?
2. Что нового я узнал на уроке?
3. Чему удивился?
4. Что стал ценить?
- Повторение пройденного материала.
КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ЗАДАНИЕ.
Информационная компетентность. 1 уровень – извлечение вторичной информации.
1. Стимул.
- Вы прочитали много сказок, умеете определять жанры сказок, находить сказочные приметы.
2. Задачная формулировка.
- Внимательно рассмотрите картинки, прочитайте текст, назовите, какие сказки бывают по жанру. Основываясь, на полученную информацию решите кроссворд.
3. Источник информации.
Слайды с вопросами.
ЦОР. Капельки солнца. Книга для чтения. 1 класс/ «В одном счастливом детстве». Книга для чтения. 3 класс/ «И кот учёный свои мне сказки говорил…» Какие бывают сказки.
4. Модельный ответ
волшебные,
бытовые,
богатырские,
анималистические.
4. Бланк ответов.
Модельный ответ
1. Вступительная часть произведения.
2. Жанр сказки, главные герои, который являются животные.
3. Вид устного повествования с волшебным вымыслом.
4. Жанр сказки, в которой события близки к реальной жизни, показаны сценки из жизни людей.
5. Жанр сказки, в которой воспевают силу, мужество русских людей, их героизм, защиту русской земли.
6. Начало сказки, заговора, былины и других произведений фольклора.
7. Жанр сказки, истоки, которой восходит к магическим обрядом, добро побеждает зло.
КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ЗАДАНИЕ.
Коммуникативная компетентность. 1 уровень - публичное выступление.
1. Стимул.
- Вы уже многое знаете о творчестве Л. Н. Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях.
2. Задачная формулировка.
Опираясь на текст «ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828–1910) – русский писатель».
По плану подготовьте выступление о жизни Л. Н. Толстого. В ходе выступления можно более подробно остановиться на одном из этапов жизни писателя.
3. Источник информации.
Фотографии высвечиваются на доске
- Вехи жизни Л. Н. Толстого.
- 1828 год.
- Детство Л. Н. Толстого
- 1859 год – открытие школы в Ясной Поляне
- «Азбука» и 4 тома «Русских книг для чтения»
4. Модельный ответ (ученик пересказывает, модельный ответ высвечивается на доске).
5. Инструмент проверки:
полный ответ, опора на источник, высказывание своего мнения, аргументация – 5;
полный ответ, опора на источник - 4
пересказ источника - 3
- Новый материал.
- Прочитайте, с какой сказкой мы познакомимся? («Два брата»).
- Именно для своих учеников, написал Л. Н. Толстой сказку «Два брата».
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию сказки. Попробуйте спрогнозировать, о чём будет сказка, что может случиться с братьями, из какого времени братья, почему? О чём они говорят? Что написано на камне?
Проблемный вопрос:
- В конце урока нам предстоит ответить на вопрос:
Почему родные братья выбрали разный путь в жизни?
- Когда будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки, исходя из общей позиции Толстого – охранять «таинственный и нежный процесс души»
- Чтение сказки
- Какая это сказка? (бытовая с элементами волшебства)
- На какие вопросы вы можете ответить, прочитав сказку:
1. Что сулило тому, кто заберёт медвежат у медведицы?
2. Какой брат захотел пойти за счастьем?
3. Какое счастье нашёл брат?
4. Осталось ли счастье с братом?
- В сказке вам встретятся слова, значение которых я прошу вас объяснить (поиск в словаре:
- Какие слова вы можете объяснить.
- Найдите объяснение слов и словосочетаний, которые даются в толковом словаре (показать)
не сули вспомнить
побежал без оглядки не обещай, не обнадёживай
помянуть очень быстро
не тужу не расстраиваюсь, не огорчаюсь, не печалюсь, не горюю
- Работа в группах.
- Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу, работая в группе, мы сможем ответить на большее количества вопросов. Каждая группа вытянет своё задание.
Вспомните, как вы будете работать в группах.
1. Проследить, как реагирует старший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. Ваше мнение.
2. Проследить, как реагирует младший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться.
3. А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы. Какие, например. Соберите пословицу. Почему именно эту пословицу я вам дала:
На чужом несчастье, своё счастье не построишь.
Каждая группа внимательно слушает ответ другой группы.
- А ваше мнение, какое?
- Вы внимательно прослушали мнения ребят. Давайте охарактеризуем братьев.
Младший брат Старший брат
смелый живет, как жизнь поведёт
ищет лучшее в жизни разумный
эгоист приключений не ищет
оптимист рассудительный
добивается своего довольствуется малым
решительный думает, что о нём подумают люди
- Подтвердите словами из текста.
- Младший брат смелый, подберите к этому слову антоним. Можно ли старшего брата назвать трусливым. Докажите.
- Посмотрите, у обоих братьев, как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества. Чья позиция вам близка? С кем вы согласны.
- В чём мудрость сказки?
В жизни нужно чего-то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям.
Он своровал счастье, доставив горе матери-медведице.
- Давайте подведём итог нашего разговора. Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми.
Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство).
- Почему эти качества вы выбрали? (положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться, другие отрицательные).
- Какими качествами обладаете вы?
Проблемный вопрос:
Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные). КЛИП
- Рефлексия
- Нашёл ли отражение эпиграф урока в данном произведении? (разное счастье у братьев, искал счастье по-разному)
- Почему Л. Н. Толстой написал эту сказку для своих учеников, а не написал правила? (сказки нас учат, детям правила читать не интересно)
- Сегодня на уроке я предлагаю сделать «Дерево Счастья» (творческая работа)
- Домашняя работа.
Написать сочинение-сказку, чтоб заголовком была одна из пословиц сказки.
Литература.
1. Л. Н. Толстой «Два брата».
2. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2000 г.
3. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003 г.
5. Ясная поляна. Музей – усадьба Л. Н. Толстого, М., «Правда», 1972 г.
Предварительный просмотр:
Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли: "Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. В лесу придет река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдешь счастие".
Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:
- Давай пойдем вместе. Может быть, мы переплывем эту реку, донесем медвежат до дому и вместе найдем счастие.
Тогда старший сказал:
- Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне; может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана, - пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся.
Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку, - разве легкое дело отнять у медведицы медвежат? Она нас задерет, и мы вместо счастия пропадем ни за что.
Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, - мы не добежим без отдыха в гору.
Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастие, какого нам вовсе не нужно.
А младший сказал:
- По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастие, а мы останемся ни при чем. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.
Тогда старший сказал:
- И пословица говорит: "Искать большого счастия - малое потерять"; да еще: "Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки".
А меньшой сказал:
- А я слыхал: "Волков бояться, в лес не ходить"; да еще: "Под лежачий камень вода не потечет". По мне, надо идти.
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал до верху, - выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.
Старший брат и говорит:
- Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хошь и был царем, зато много горя видел.
А меньшой сказал:
- Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть, чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
Предварительный просмотр:
- Проследить, как реагирует старший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. Ваше мнение.
- Проследить, как реагирует младший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться.
3. А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы. Какие, например. Соберите пословицу. Почему именно эту пословицу я вам дала:
На чужом несчастье, своё счастье не построишь.
Предварительный просмотр:
Толстой - Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель
«Радостный период детства»
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".
Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".
В кругу литераторов и за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника. Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем в Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и 4 тома «Русских книг для чтения»
Уход и смерть
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
План:
- Вехи жизни Л. Н. Толстого.
- Детство Л. Н. Толстого
- 1859 год – открытие школы в Ясной Поляне
- «Азбука» и 4 тома «Русских книг для чтения»
Предварительный просмотр:
1. Вступительная часть произведения.
2. Жанр сказки, главные герои, который являются животные.
3. Вид устного повествования с волшебным вымыслом.
4. Жанр сказки, в которой события близки к реальной жизни, показаны сценки из жизни людей.
5. Жанр сказки, в которой воспевают силу, мужество русских людей, их героизм, защиту русской земли.
6. Начало сказки, заговора, былины и других произведений фольклора.
7. Жанр сказки, истоки, которой восходит к магическим обрядом, добро побеждает зло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Л. Н. Толстой "Два брата"
Урок литературного чтения (4 класс). Тема урока: Л.Н. Толстой "Два брата"(сказка).Представлена подробная разработка материала урока литературного чтения....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Презентация для открытого урока литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе
Презентация кейс-заданий...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....
Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Николаевич Толстой "Два брата"" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Льва Николаевича Толстого «Два брата».Планируемые резул...