III. Мотивация к учебной деятельности.
IV. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы
Словарь
VI. Работа с текстом
V.Этап открытия нового знания.
VI. Этап применения нового знания
| Введение в тему урока. - Послушайте загадку и определите тему урока: У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев. (Птицы- доска) -А я предлагаю поговорить о птицах с характером Тема урока: «Птицы с характером». Слайд 5. -Какой возникает у вас вопрос? - М. Пришвин поможет нам ответить на этот вопрос. А так же приоткроет еще одну страничку этого удивительного мира животных. Современники называли Пришвина -птичником. - Давайте убедимся в этом. Работа с учебником -Откройте учебник на стр. 93. - Над каким произведением мы будем с вами работать? - Дополните тему урока. - Кто такой изобретатель? -Подберите синонимы к этому слову. В толковом словаре Ожегова написано: ИЗОБРЕТАТЕЛЬ – тот, кто создал, изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное. Изобретателем может быть только человек или животное тоже? - Рассмотрите иллюстрации к тексту. -Можно ли по иллюстрации предположить, о чем пойдет речь? - Предположите о чём этот рассказ? - Как вы думаете, почему заголовок текста заключён в кавычки? - Какую учебную задачу поставим перед собой?
Словарная работа. Найти в толковом словаре. Слайд Дикие кряковые утята Селезень Пустая голова
Работа с текстом во время чтения. Чтение вслух (по предполагаемым частям) с вопросами после каждой части. 1 часть (Дикие утята) читаем по цепочке с остановками Вопросы: -От чьего имени написан рассказ? -Как утята появились у рассказчика? -Зачем автор взял трех утят себе? - Попробуйте предположить, что может произойти дальше? 2 часть (Как Пиковая дама стала утиной мамой) читаем в паре, ищем ответ на вопрос -Оправдались ваши предположения? -Зачем люди сделали во дворе кочки? - Почему автор назвал утку Мусю “пустая голова”? - Кто такая Пиковая дама? - Кто может высиживать утиные яйца, кроме утки? - Что будет дальше? 3 часть (Почему рассердилась Пиковая дама) читаем по ролям (распределить): -Предположение подтвердилось? -Как люди ухаживали за утятами первое время? -Почему утка повела утят к пруду, а курица - в огород? -Почему Пиковая Дама была сердита?_(докажите в тексте ) - Почему они не захотели жить с курицей? - Что будет дальше? 4 часть (Как он выбрался из корзинки?) самостоятельное чтение и ответ. Почему Пиковая Дама весь день была сердитая? -Где находились утята всю ночь? - Как автор называет утенка? Почему? - Какой вопрос задаёт сам себе и нам тоже автор. Физминутка Закрыли глаза, сейчас мы представим себя в роли утенка-изобретателя. Представили большую корзину, мы спим вместе с уткой и утятами. Включается свет – открываем глаза. Карабкаемся по перьям утки – глаза вверх, стоим на крою корзины – вытаращили глаза, страшно, зажмурились, вытаращились, зажмурились. Утенок прыгнул вниз – глаза в пол, осмотрелся, сделали восьмерку глазами. Массаж. 5 часть (Эксперимент с ленточкой) Дети задают толстые вопросы к отрывку. Самостоятельное чтение - Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка? - Как вы думаете, как утёнок мог вылезти из корзины? 6 часть (Изобретатель) – читает учитель - Можно ли назвать утёнка изобретателем? Почему? -Что заметили? Как написано слово «изобретатель»? -Почему? - А почему в начале это слово дается в кавычках?. - Как можно по - другому назвать утёнка? Делаем вывод: это стало его именем. - Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос “могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести? Слайды “животные –изобретатели (слайды 8, 9) -Да, мы с вами убедились, что животные изобретательны и этим похожи на людей. -Вспомните тему урока. -На какой вопрос мы должны ответить?
- Есть ли у птиц Пришвина прозвища, имена? - Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определённое поведение, индивидуальный характер? -Разворачиваемся друг к другу в четверки – Понаблюдайте, как рождаются характеры птиц в рассказе Пришвина. Подготовьте сообщение по плану о Дусе, о Пиковой Даме, об Изобретателе. Каждая группа получает карточку. а) прозвище птицы; б) её поступки, поведение; в) характер птицы; г) отношение автора к птице. 1-4 группы-сообщения, 5-6 гр. – синквейн, 7 группа – пословицы.
Выступление групп. Слайд 10,11.12 -Пришвин рассказывает реальную историю из жизни. И таких историй очень много. - Давайте вернёмся к проблемному вопросу и попробуем ответить на него. Слайд 13,14
-Какое открытие делает писатель? Как он об этом рассказывает? Сделаем вывод - Главным становится не внешнее описание птицы, а создание её «характера», выделение каких-либо индивидуальных особенностей. |
Птицы – тема урока
Может быть у птиц характер?
М. Пришвин «Изобретатель» Тема урока: «Птицы с характером». (М. Пришвин «Изобретатель»). Ответы детей. Выдумщик, фантазёр», сочинитель. (синонимы)
Ответы детей. Предположения о содержании текста. Название произведения, кличка чья-либо, и др. варианты ответов. Ответить на вопросы: Изобретателем может быть только человек или животное? Может быть у птиц характер? Ответы детей.
От имени автора. Автор взял их себе на воспитание. Во дворе жили куры и гуси, не было уток. Ответы детей.
Чтобы утки чувствовали себя как дома. Она отказалась высиживать яйца. Курица может высиживать утиные яйца. Предположения детей
Воин ростом с огурец. Показывает, что утенок очень мал. Но смог выбраться из корзинки. Как же мог такой воин выбраться из корзинки?
Да, он придумал способ выбраться из корзины.
Слово изобретатель написано с заглавной буквы, потому что стало именем утенка. Утенок его еще не заслужил. Смышленый, догадливый, сообразительный) Изобретателями могут быть не только люди, но и животные.
Птицы с характером. Может у птиц быть характер?
Пиковая Дама – 1 гр., Муся – пустая голова – 2 гр., Дуся – 3 гр., Изобретатель – 4 гр. Каждая группа получает листок с заданием и готовится к выступлению. Группа №1. Курица | Прозвище птицы |
| Её поступки, поведение |
| Характер птицы |
| Отношение автора к птице. |
|
У птиц тоже есть свой "характер" и его можно увидеть, если внимательно за ними наблюдать. Автор поведал о материнстве, о разных отношениях мам к своим деткам, о разных характерах. На примере утки и курицы мы видим, как они заботятся о своем потомстве, учат их, переживают. И как по- другому относится утка Муся. «Пустая голова», – говорит автор. | 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |