Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_bukvy_a_a.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

(обучение грамоте)

«Звук [а]. Буквы А, а»

1-в класс

УМК «Планета знаний»

Учитель: Воронина В. М.

Тема: Звук [а]. Буквы А, а.

Цель: познакомить учащихся с буквой А, а.

Задачи.

Обучающие: учить выделять звук [а] в словах; давать ему характеристику, познакомить с буквенным обозначением этого звука в сильной позиции. Развивающие: расширять представления учащихся об окружающем мире и детской литературе; обогащать лексический запас; развивать устную речь, внимание, память, фонематический слух, умение наблюдать, сравнивать, анализировать. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, интерес к русской детской литературе, трудолюбие, активность, коммуникативную культуру.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; знание особенностей произношения звука [а] и его характеристику; произношение букв А, а как знаков звука [а]; различие печатной заглавной (большой) и строчной (маленькой) букв; составление небольшого рассказа повествовательного характера по сюжетной картинке; умение разгадывать ребус; анализ слова по модели.

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желание больше узнать; осознание значимости чтения, потребности в систематическом чтении, важности и необходимости помощи нуждающимся в ней; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):

Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – овладение основами смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждения в форме связи простых суждений; установление причинно–следственных связей.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные: понимание возможности существования позиций других обучающихся, отличных от собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение в коммуникации понятных для партнёра высказываний; задавание вопросов; контролирование действий партнёра; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи.

Ход урока.

1. Повторение.

Учитель: Вчера мы с вами закончили первый раздел «Букваря». Что мы узнали из этого раздела? Какие темы изучили?

Учитель: Мы говорили о речи, устной и письменной, о предложениях и знаках препинания, о словах, звуках и буквах. А с этого урока мы подробнее будем изучать звуки и буквы.  Откройте «Буквари» на той странице, которая перед вами на экране (с.22-23). Что изображено на рисунке?

Дети: Город, дома, дороги.

Учитель: Правильно, это город, но необычный. Кто может прочитать его название? Дети: Алфавитинск.

Учитель: От какого слова произошло название города?

Дети: От слова «алфавит».

Учитель: Кто может сказать, что обозначает слово «алфавит»? Выскажите предположения.

Учитель: Алфавит – это буквы языка, записанные в определенном порядке.  А почему этот город носит такое название?

Дети: В городе живут буквы.

Учитель: Буквы живут в своих домиках, и мы с вами сегодня начинаем большую экскурсию по городу Алфавитинску. Мы будем двигаться от домика к домику. Проложите маршрут движения.

(Дети с помощью учителя показывают, как они будут путешествовать по городу). Учитель: Итак, в путь…

2. Актуализация знаний. 

Учитель: Подъезжаем к первому домику. С какой же буквы мы начнем… А чтобы узнать это, мы обратимся за помощью к одному сказочному герою. Он всегда готов помочь всем, кто попал в беду. Именно он и познакомит нас с первой буквой. Чтобы узнать, кто это, отгадаем загадку:

Слайд 2.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

По щелчку появляется Айболит.

Учитель: Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?

Дети: Это доктор, который лечит животных, написал сказку про него К. Чуковский. Учитель: А кто-нибудь может вспомнить строчки из сказки?

Учитель: Почему у доктора такое необычное имя?

Дети: Животные, приходя к нему, кричат «Ай, болит!»

Учитель: А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?

Дети: Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.

Учитель: Давайте составим схему слова «Африка»

Слайд 3

Дети под руководством учителя поочередно называют звуки, дают им характеристику и выбирают соответствующий квадратик, и перемещают его на свободную часть слайда, потом определяют место ударения в слове, и перемещают знак ударения на нужный слог. 

Учитель: А что такое Африка?

Дети: Это континент, материк, земля, где почти круглый год тепло.

Учитель: Давайте и мы с вами сделаем маленький перерыв и отправимся на сказочный остров где-то в районе Африки – Чунга-Чанга!

Физминутка

Слайд 4

Дети танцуют под отрывок из песни «Чунга-Чанга».

3. Определение темы урока.

Учитель: Ну, что же, вернемся к нашему доктору. Что общего у слов «Ай!» и «Африка»?

Дети: Они начинаются со звука [а])

Учитель: Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?

Дети: Звук [а] и букву А.

Учитель: Посмотрите на ваши схемы, найдите обозначение звука [а], каким квадратиком мы обозначали звуки [а] в слове?

Дети: Красным.

Учитель: Произнесите еще раз этот звук, что вы можете о нем сказать?

Дети: Звук проходит свободно, без преград, это гласный звук.

Учитель: Итак, мы сегодня будем изучать гласный звук [а] и его обозначение буквой.

4. Работа по теме.

Учитель: Кого обычно лечил Айболит?

Дети: Животных.

Учитель: Как называется врач, который лечит животных?

Дети: Ветеринар.

Учитель: К нам в гости пришли звери, которых вылечил Айболит. Найдите среди этих животных тех, в названии которых нет звука [а].

 Слайд 5

Дети поочередно выбирают  лишних зверей, объясняя свое мнение. 

Учитель: Лишние звери ушли. В названиях оставшихся есть звук [а]. А теперь ваша задача подобрать к каждому названию животного схему и указать на схеме, где расположен звук [а] в этих словах.

Слайд 6

Дети поочередно показывают, к какому слову относится схема.

Учитель: Молодцы, вы хорошо узнаете этот звук в словах. А чтобы записать эти слова не схемой, а по-настоящему, что нам нужно?

Дети: Буквы.

Учитель: Откройте в «Букваре» вот такую страницу – страницу 24, рассмотрите буквы в квадрате. Почему их четыре?

Дети: Две печатные и две прописные.

Учитель: Почему букв по две?

Дети: Одна заглавная, а вторая маленькая.

Учитель: Давайте посмотрим видеофильм о букве «А» и узнаем, когда пишется заглавная буква, а когда маленькая.

Просмотр видеофильма с диска «АБВГДейка» «Звук [а]. Буквы А, а».

Учитель: Какие слова пишутся с большой буквы?

Какие запомнили слова из фильма?

Кому понадобится заглавная буква «А» со страницы букваря?

Дети: Айболиту.

Учитель: В каких еще словах мы будем писать строчную букву «а»?

Дети: Аист, зайцы, акула, арбуз.

Физминутка.

Учитель: Еще раз внимательно рассмотрите букву А. Встаньте и попробуйте изобразить своим телом букву А, можете вместе с соседом.

А – начало алфавита.

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Учитель: Африка - теплый континент, там круглый год можно собирать урожай разных фруктов. Айболит привез нам из Африки фрукты. Найдите им соответствующие схемы и «прочитайте» слова.

 Слайд 8

Дети  переставляют слова к нужным картинкам.

Учитель: Мы «почитали» слова, а теперь «почитаем» предложения. Оказывается «А» - это не только буква. Посмотрите на схему и скажите, какую еще работу может выполнять «А»?

Дети: «А» может быть словом.

Учитель: «А» может быть буквой в слове, а может быть и целым словом. В этих предложениях слово «а» противопоставляет предметы друг другу. Попробуйте догадаться, каких слов не хватает, и составить предложения.

 Слайд 9.

Бабочка летает, а акула плавает.

Айболит добрый, а Бармалей злой.

  (Подбираем  как можно больше вариантов).

Учитель: Что обозначает вертикальная черточка в начале предложений?

Дети: Начало предложения надо писать с большой буквы.

Учитель: А где еще есть вертикальная черточка и почему?

Дети: В слове «Бармалей».

Возможно, кто-то из детей сможет сам объяснить, что слово Бармалей – это имя, поэтому пишется с большой буквы, если затруднятся, то это коротко сообщает учитель.

5. Работа в парах.

Учитель: Рассмотрите рисунки. Что под ними записано?

Дети: Предложения.

Учитель: Что в них общего?

Дети: Они состоят из одного слова. А это слово состоит из одной буквы.

Учитель: Чем различаются эти предложения?

Дети:  В конце предложений стоят различные знаки препинания. Предложения должны произноситься с разной интонацией.

Учитель: В каких случаях люди произносят эти предложения?

(Дети разыгрывают по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли)

6. Работа с пословицей.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с пословицей. Пословицы — это короткие народные изречения с поучительным смыслом. Они учат людей быть мудрыми. С некоторыми пословицами вы, наверное, уже знакомы.

Пословицы были созданы много-много лет тому назад, а существуют они и по сей день. Пословицы будут нас сопровождать в нашем путешествии по всему букварю — будем от них уму-разуму набираться. А заодно понаблюдаем, как писались в далекие времена изучаемые нами буквы.

(Пословица прочитывается учителем или хорошо читающим учеником).

Учитель:  Как вы понимаете смысл этой пословицы?

7. Итог урока.

Учитель: Молодцы, вы активно работали на уроке!

Слайд 11

Учитель: Расскажите Айболиту и мне, что вам больше всего понравилось делать? Когда было особенно интересно? Какая информация была для вас новой, что удивило? Если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, положите красный кружок рядом с Айболитом в «Букваре», если вам было скучно и не интересно – рядом с Бармалеем.

Учитель: Кто желает поучаствовать в конкурсе: изготовить букву из разных материалов, подобрать стихи или нарисовать, на что похожа буква А.

Учитель: Ну что же, Айболиту пора уходить, он прощается с вами.

Кто хочет прочитать слова Айболита?

Урок окончен.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/02/09/konspekt-uroka-v-bukvarnyy-period-zvuk-a-bukvy-a-a

Конспект урока Шалимовой Н. М.

http://www.bez-mousosh4.minobr63.ru/wordpress/wp-content/uploads/2017/

http://www.myshared.ru/slide/1143604/

Презентация  и конспект урока Тарасовой Анны Михайловны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС.Обучение грамоте.Звук [о] и буква "о".

План-конспект урока по обучению грамоте с использованием ЭОР.1 класс, букварный период....

Литературное чтение (обучение грамоте) "Звуки Р, Р* и буква Рр"

Урок – исследование. Учитель исследует в игровой форме с героями из сказки Э.Успенского «Трое из Простоквашино» звуки Р,Р* и букву Р,р....

урок литературного чтения (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Д"

На уроке дети знакомятся с буквой Д и ее звуками, учатся производить фонетический анализ слова, читают с этой буквой слоги, слова и предложения. На уроке использовала решение  кроссвордов....

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация....

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"...

Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Место и роль урока в изучаемой теме: закреплениеЦель урока: закрепить знания о согласных звуках [б],[б'], буквах Б, б.Задачи урока:Образовательные: формировать навыки правильного, сознательного, п...

план-конспект урока 1 класс, обучение грамоте «Звук [л] -[л]. Буква Л л».

Тип урока: урок «открытия» новогоЦель урока: создать условия для формирования представления о звуках [л] -[л] и букве, которая их обозначает и, формирования умения читать слоги, слов...