Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Этот первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_bukvy_a_a.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
(обучение грамоте)
«Звук [а]. Буквы А, а»
1-в класс
УМК «Планета знаний»
Учитель: Воронина В. М.
Тема: Звук [а]. Буквы А, а.
Цель: познакомить учащихся с буквой А, а.
Задачи.
Обучающие: учить выделять звук [а] в словах; давать ему характеристику, познакомить с буквенным обозначением этого звука в сильной позиции. Развивающие: расширять представления учащихся об окружающем мире и детской литературе; обогащать лексический запас; развивать устную речь, внимание, память, фонематический слух, умение наблюдать, сравнивать, анализировать. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, интерес к русской детской литературе, трудолюбие, активность, коммуникативную культуру.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; знание особенностей произношения звука [а] и его характеристику; произношение букв А, а как знаков звука [а]; различие печатной заглавной (большой) и строчной (маленькой) букв; составление небольшого рассказа повествовательного характера по сюжетной картинке; умение разгадывать ребус; анализ слова по модели.
Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желание больше узнать; осознание значимости чтения, потребности в систематическом чтении, важности и необходимости помощи нуждающимся в ней; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):
Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – овладение основами смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждения в форме связи простых суждений; установление причинно–следственных связей.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: понимание возможности существования позиций других обучающихся, отличных от собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение в коммуникации понятных для партнёра высказываний; задавание вопросов; контролирование действий партнёра; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи.
Ход урока.
1. Повторение.
Учитель: Вчера мы с вами закончили первый раздел «Букваря». Что мы узнали из этого раздела? Какие темы изучили?
Учитель: Мы говорили о речи, устной и письменной, о предложениях и знаках препинания, о словах, звуках и буквах. А с этого урока мы подробнее будем изучать звуки и буквы. Откройте «Буквари» на той странице, которая перед вами на экране (с.22-23). Что изображено на рисунке?
Дети: Город, дома, дороги.
Учитель: Правильно, это город, но необычный. Кто может прочитать его название? Дети: Алфавитинск.
Учитель: От какого слова произошло название города?
Дети: От слова «алфавит».
Учитель: Кто может сказать, что обозначает слово «алфавит»? Выскажите предположения.
Учитель: Алфавит – это буквы языка, записанные в определенном порядке. А почему этот город носит такое название?
Дети: В городе живут буквы.
Учитель: Буквы живут в своих домиках, и мы с вами сегодня начинаем большую экскурсию по городу Алфавитинску. Мы будем двигаться от домика к домику. Проложите маршрут движения.
(Дети с помощью учителя показывают, как они будут путешествовать по городу). Учитель: Итак, в путь…
2. Актуализация знаний.
Учитель: Подъезжаем к первому домику. С какой же буквы мы начнем… А чтобы узнать это, мы обратимся за помощью к одному сказочному герою. Он всегда готов помочь всем, кто попал в беду. Именно он и познакомит нас с первой буквой. Чтобы узнать, кто это, отгадаем загадку:
Слайд 2.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
По щелчку появляется Айболит.
Учитель: Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?
Дети: Это доктор, который лечит животных, написал сказку про него К. Чуковский. Учитель: А кто-нибудь может вспомнить строчки из сказки?
Учитель: Почему у доктора такое необычное имя?
Дети: Животные, приходя к нему, кричат «Ай, болит!»
Учитель: А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?
Дети: Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.
Учитель: Давайте составим схему слова «Африка»
Слайд 3
Дети под руководством учителя поочередно называют звуки, дают им характеристику и выбирают соответствующий квадратик, и перемещают его на свободную часть слайда, потом определяют место ударения в слове, и перемещают знак ударения на нужный слог.
Учитель: А что такое Африка?
Дети: Это континент, материк, земля, где почти круглый год тепло.
Учитель: Давайте и мы с вами сделаем маленький перерыв и отправимся на сказочный остров где-то в районе Африки – Чунга-Чанга!
Физминутка
Слайд 4
Дети танцуют под отрывок из песни «Чунга-Чанга».
3. Определение темы урока.
Учитель: Ну, что же, вернемся к нашему доктору. Что общего у слов «Ай!» и «Африка»?
Дети: Они начинаются со звука [а])
Учитель: Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?
Дети: Звук [а] и букву А.
Учитель: Посмотрите на ваши схемы, найдите обозначение звука [а], каким квадратиком мы обозначали звуки [а] в слове?
Дети: Красным.
Учитель: Произнесите еще раз этот звук, что вы можете о нем сказать?
Дети: Звук проходит свободно, без преград, это гласный звук.
Учитель: Итак, мы сегодня будем изучать гласный звук [а] и его обозначение буквой.
4. Работа по теме.
Учитель: Кого обычно лечил Айболит?
Дети: Животных.
Учитель: Как называется врач, который лечит животных?
Дети: Ветеринар.
Учитель: К нам в гости пришли звери, которых вылечил Айболит. Найдите среди этих животных тех, в названии которых нет звука [а].
Слайд 5
Дети поочередно выбирают лишних зверей, объясняя свое мнение.
Учитель: Лишние звери ушли. В названиях оставшихся есть звук [а]. А теперь ваша задача подобрать к каждому названию животного схему и указать на схеме, где расположен звук [а] в этих словах.
Слайд 6
Дети поочередно показывают, к какому слову относится схема.
Учитель: Молодцы, вы хорошо узнаете этот звук в словах. А чтобы записать эти слова не схемой, а по-настоящему, что нам нужно?
Дети: Буквы.
Учитель: Откройте в «Букваре» вот такую страницу – страницу 24, рассмотрите буквы в квадрате. Почему их четыре?
Дети: Две печатные и две прописные.
Учитель: Почему букв по две?
Дети: Одна заглавная, а вторая маленькая.
Учитель: Давайте посмотрим видеофильм о букве «А» и узнаем, когда пишется заглавная буква, а когда маленькая.
Просмотр видеофильма с диска «АБВГДейка» «Звук [а]. Буквы А, а».
Учитель: Какие слова пишутся с большой буквы?
Какие запомнили слова из фильма?
Кому понадобится заглавная буква «А» со страницы букваря?
Дети: Айболиту.
Учитель: В каких еще словах мы будем писать строчную букву «а»?
Дети: Аист, зайцы, акула, арбуз.
Физминутка.
Учитель: Еще раз внимательно рассмотрите букву А. Встаньте и попробуйте изобразить своим телом букву А, можете вместе с соседом.
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Учитель: Африка - теплый континент, там круглый год можно собирать урожай разных фруктов. Айболит привез нам из Африки фрукты. Найдите им соответствующие схемы и «прочитайте» слова.
Слайд 8
Дети переставляют слова к нужным картинкам.
Учитель: Мы «почитали» слова, а теперь «почитаем» предложения. Оказывается «А» - это не только буква. Посмотрите на схему и скажите, какую еще работу может выполнять «А»?
Дети: «А» может быть словом.
Учитель: «А» может быть буквой в слове, а может быть и целым словом. В этих предложениях слово «а» противопоставляет предметы друг другу. Попробуйте догадаться, каких слов не хватает, и составить предложения.
Слайд 9.
Бабочка летает, а акула плавает.
Айболит добрый, а Бармалей злой.
(Подбираем как можно больше вариантов).
Учитель: Что обозначает вертикальная черточка в начале предложений?
Дети: Начало предложения надо писать с большой буквы.
Учитель: А где еще есть вертикальная черточка и почему?
Дети: В слове «Бармалей».
Возможно, кто-то из детей сможет сам объяснить, что слово Бармалей – это имя, поэтому пишется с большой буквы, если затруднятся, то это коротко сообщает учитель.
5. Работа в парах.
Учитель: Рассмотрите рисунки. Что под ними записано?
Дети: Предложения.
Учитель: Что в них общего?
Дети: Они состоят из одного слова. А это слово состоит из одной буквы.
Учитель: Чем различаются эти предложения?
Дети: В конце предложений стоят различные знаки препинания. Предложения должны произноситься с разной интонацией.
Учитель: В каких случаях люди произносят эти предложения?
(Дети разыгрывают по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли)
6. Работа с пословицей.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с пословицей. Пословицы — это короткие народные изречения с поучительным смыслом. Они учат людей быть мудрыми. С некоторыми пословицами вы, наверное, уже знакомы.
Пословицы были созданы много-много лет тому назад, а существуют они и по сей день. Пословицы будут нас сопровождать в нашем путешествии по всему букварю — будем от них уму-разуму набираться. А заодно понаблюдаем, как писались в далекие времена изучаемые нами буквы.
(Пословица прочитывается учителем или хорошо читающим учеником).
Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы?
7. Итог урока.
Учитель: Молодцы, вы активно работали на уроке!
Слайд 11
Учитель: Расскажите Айболиту и мне, что вам больше всего понравилось делать? Когда было особенно интересно? Какая информация была для вас новой, что удивило? Если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, положите красный кружок рядом с Айболитом в «Букваре», если вам было скучно и не интересно – рядом с Бармалеем.
Учитель: Кто желает поучаствовать в конкурсе: изготовить букву из разных материалов, подобрать стихи или нарисовать, на что похожа буква А.
Учитель: Ну что же, Айболиту пора уходить, он прощается с вами.
Кто хочет прочитать слова Айболита?
Урок окончен.
Конспект урока Шалимовой Н. М.
http://www.bez-mousosh4.minobr63.ru/wordpress/wp-content/uploads/2017/
http://www.myshared.ru/slide/1143604/
Презентация и конспект урока Тарасовой Анны Михайловны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ФГОС.Обучение грамоте.Звук [о] и буква "о".
План-конспект урока по обучению грамоте с использованием ЭОР.1 класс, букварный период....
Литературное чтение (обучение грамоте) "Звуки Р, Р* и буква Рр"
Урок – исследование. Учитель исследует в игровой форме с героями из сказки Э.Успенского «Трое из Простоквашино» звуки Р,Р* и букву Р,р....
урок литературного чтения (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Д"
На уроке дети знакомятся с буквой Д и ее звуками, учатся производить фонетический анализ слова, читают с этой буквой слоги, слова и предложения. На уроке использовала решение кроссвордов....
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация....
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"...
Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Место и роль урока в изучаемой теме: закреплениеЦель урока: закрепить знания о согласных звуках [б],[б'], буквах Б, б.Задачи урока:Образовательные: формировать навыки правильного, сознательного, п...
план-конспект урока 1 класс, обучение грамоте «Звук [л] -[л]. Буква Л л».
Тип урока: урок «открытия» новогоЦель урока: создать условия для формирования представления о звуках [л] -[л] и букве, которая их обозначает и, формирования умения читать слоги, слов...