Литературное чтение (обучение грамоте) "Звуки Р, Р* и буква Рр"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 

Урок – исследование. Учитель исследует в игровой форме с героями из сказки Э.Успенского «Трое из Простоквашино» звуки Р,Р* и букву Р,р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_urok_obucheniya_gramote_zvuki_rr_i_bukva_rr.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок:  литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: Звуки (Р), (Р*), буква Р,р.

Цели:

Используя частично - поисковый метод, вовлекая детей  в исследовательскую деятельность  - привести к открытию  - к знакомству  учащихся  с согласными звуками (Р), (Р*) и буквой ,которая их обозначает Р ,р.

Продолжение  формирования  плавного,  осознанного, выразительного  чтения слогов ,слов , предложений с изученными  буквами, для чего использовать  карточки со слогами, слоговые таблицы, стихотворение.  

 Развитие внимания, памяти, логического мышления, способствовать стимуляции речевых возможностей детей, формированию языковых средств.

Воспитывать чувство коллективизма, любви к  своей малой родине- п. Локомотивный , к родной школе , к своему классу , к своим родителям.                                                                                                                                                                                              

Оборудование для учащихся :сигнальные карточки (зеленые и синие).

Оборудование для учителя : интерактивная доска , презентация ,рисунки сказочных героев: кот Матроскин ,дядя Федор ,пес Шарик ,почтальон Печкин ,музыка из м/ф « Трое из Простоквашино».

Ход урока:

Орг.момент.

Введение в тему занятия.

Звучит музыка из мультфильма « Трое из Простоквашино».

- Узнайте героев популярного м/ф по описанию:

1. «У родителей мальчик был. Он был очень серьезный и самостоятельный .Он в четыре года читать научился , а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие – папа и мама.»( картинка  дяди Федора)

2. Это большой-пребольшой полосатый кот. И Барсиком был, и Оболтусом,  и Пушком. Но хотел какую-нибудь серьезную фамилию. Морскую. Бабушка и дедушка его на кораблях плавали с матросами. (Матроскин)- картинка

3. Он из простых собак, не из породистых. Лохматый, взъерошенный, весь в репейниках.(Шарик)-картинка

4. Назовите фамилию почтальона Игоря Ивановича из деревни Простоквашино (Печкин)-картинка

5. Из какого литературного  произведения взяты эти строки? ( «Дядя Федор , пес и кот»).-Книга на  выставке.

6. Кто автор этой литературной сказки?(Эдуард Успенский)

СЛАЙД 1.

-  Посмотрите, вот портрет Эдуарда Успенского.

- Помните, на уроке внеклассного  чтения вас знакомила с этим писателем? А вот на выставке книги из этой серии: «Каникулы в Простоквашино» и др. Все эти книги   есть в нашей библиотеке и мы их обязательно прочитаем.

- Захотели наши сказочные герои побывать у нас в гостях. Пригласим их?

- Дорога неблизкая. И пока жители Простоквашино собираются, мы должны узнать, какие звуки помогут нам встретить гостей ?

- Назовите кличку кота. (МАТРОСКИН)

- А почему это слово написано с большой буквы?

- Назовите 4-й звук. (Р)

- Назовите кличку собаки. (ШАРИК)

- А  это слово, почему написано с большой буквы?

- Назовите 3-й звук. (Р*)

- Как вы думаете, так какие звуки сегодня у нас  будут главными ?

СЛАЙД 2.

- Так это и будет темой нашего урока: «Звуки (Р), (Р*) и буква Р, р.». А теперь  давайте попробуем определить, чем же мы будем заниматься на уроке? Кто сможет продолжить : 1.ПОЗНАКОМИМСЯ…

2.НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ…

3.НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ…

Уточнение артикуляции и характеристик звуков.  

-Звуки (Р) И (Р*) - любимые звуки наших гостей, потому что встречаются  в имени каждого из них. Послушайте и повторите, нажимая на звук: дядя Федор, Шарик, Матроскин.

ИССЛЕДОВАНИЕ.

А сейчас мы с вами проведем маленькую, но очень важную научную работу. Мы с вами станем исследователями, исследуем эти звуки и докажем свою правоту.

-произнесем - (Р), замерли, повернулись  друг к  другу

-Какой вывод вы можете сделать?

СЛАЙД 3.                  

РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ.

- Посмотрите на экран.                

ГУБЫ - немного растягиваются  в стороны.

ЗУБЫ - между верхними и нижними зубами небольшая щель.

ЯЗЫК – вибрирует.

ВОЗДУШНАЯ струя - при произнесении воздушная струя встречает препятствие, значит он согласный.

- Как он произносится – твердо или мягко? Что слышится при произнесении – голос или шум?

-Так, давайте подведем итоги  нашего маленького исследования:

-Звук (Р) – согласный, звонкий, твердый. Обозначим, синим квадратом.

-Какой парный звук у (Р)? (Р*)

- Давайте, его исследуем. Произнесем еще раз  звук (Р*). Дайте его характеристику и докажите. (Звук Р* - согласный. т.к. при произнесении воздушная струя встречает преграду. Звук (р*) звонкий, т.к. при произнесении слышится голос. Он мягкий, потому что произносится мягко.

-Какой вывод? (звук (Р*)- согласный, звонкий, мягкий). Обозначим, зеленым квадратом.

СЛАЙД 4.

ИТОГ.    

-Вот, ребята, мы и сделали с вами маленькое открытие.

Исследовали…

- Посмотрите, ребята, справились ли мы с первой задачей - познакомиться с новыми звуками – (р) и (р*)?Доказали, чем отличаются они от других звуков?

 СЛАЙД  5.

Знакомство с новой буквой.

1. - А кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? Покажи.

- А почему две буквы?

СЛАЙД: 6,7,8,9.

2. - На что похожа буква?  (примеры детей, рисунки).

3. - Встаньте из-за парт и изобразите букву Р.

ЛЕНТА БУКВ

-В какой домик мы поселим букву Р? Почему? Почему он согласный?

СЛАЙД 10

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С НОВОЙ БУКВОЙ

-Внимание! Внимание! Телеграмма! Кто сможет прочитать?

Много встреч  здесь и гостей

С самых разных волостей!

Вот из Простоквашино идут,

В сумках буквы нам несут!

Дядя Федор – А и Я,

Прочитали  - РА И РЯ.

Шарик - О и букву Е,

Прочитали  — РО  и РЕ.

Матроскин - буквы У и Ю,

Прочитали  - РУ И РЮ.

Печкин - буквы И да  Ы,

Прочитали - РЫ да РИ.

Привезли и букву Е,

Прочитали дети – РЕ.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1). - Прочитайте слоги, в которых согласный – твердый.

Подвести итог: А как узнать, что согласный – твердый?

2). – Прочитайте слоги, в которых  согласный – мягкий.

Итог: А как узнать, что согласный – мягкий?

УПРАЖНЕНИЕ В ЧТЕНИИ СЛОГОВ                             

СЛАЙД 11

- Прочитаем слоги в столбике.

 СЛАЙ 12

-Добавим к ним согласные.

Чтение слогов на слайде. (таблица )

Физминутка.

1)- А что тут у почтальона Печкина из сумки выглядывает? Ага, конверт. Подписано для 1-го Б класса, обратного адреса нет. Интересно, откуда оно пришло? Посмотрим, что в конверте? Карточки со словами: уши, хвост. Гаврюша, галчонок…(из м/ф «Простоквашино») А знаете, я придумала, как мы используем эти слова! Я буду читать слово, а вы, если услышите в этом слове звуки Р  и    Р*, хлопните в ладоши, если – нет, то нужно присесть: уши, хвост, Гаврюша, галчонок, фоторужье, охота, телеграмма, велосипед, телевизор.

2) - А теперь я хочу, чтобы вы сами назвали слова, в которых  есть звуки –Р   и Р*. Посмотрите вокруг в классе. (дверь, экран, интерьер  и др.).

-В чьих именах есть эти звуки?

СЛАЙД 13

Итог урока.

- А теперь давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили?  (все 3 задачи).

-Мы справились? (Значит поставленную цель на сегодняшний урок мы решили ).

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ  

-Ребята, как вы думаете, когда состоится встреча с любимыми сказочными героями ? (на каникулах).

-Нам нужно приготовить подарок нашим друзьям.

-Как вы считаете, праздничный фотоальбом - будет хорошим подарком?

–А  чем мы можем похвастаться? Что мы можем рассказать о нашей школьной жизни? Кто сможет? Составим так фотоальбом, чтобы использовать как можно больше слов с новыми звуками.

ФОТОАЛЬБОМ  

СЛАЙД 14.

- 1 сентября мы впервые переступили порог  светлой, дорогой нашей школы.

-А кто помнит, какие стихи мы рассказывали?

ДАНИЛ Б.

У каждого в жизни единственный раз

Бывает свой первый, свой памятный класс.

И первый учебник, и первый урок,

И первый заливистый школьный звонок.

ДАША Л.

Двери школьные сегодня

Открываются для нас.

В первый раз идем мы в школу,

Поступаем в первый класс!

СЛАЙД 15.

 ДИМА:

Мы скорей хотим учиться,

Подружиться с Букварем.

От страницы до страницы

 Мы к весне его прочтем.

СЛАЙД 16.

ДАША Н.:

Мы научимся до лета

 Рисовать, писать, считать.

 И всегда по всем предметам

 Получать мы будем «5»!

СЛАЙД 17.

КИРИЛЛ:

Принимай, школа, нас

В первый класс в первый раз!

-А что больше всего запомнилось с этого праздника?

-А зачем мы учимся?

СЛАЙД 18, 19.  – Чтобы быть грамотными…

СЛАЙД 20.- Мы умеем не только учиться, но и отдыхать на перемене.

СЛАЙД 21.- Любим поговорить с соседом.

СЛАЙД 22.- Гордимся лучшей половиной класса, т.е. девочками.

СЛАЙД 23. – Веселая кучка ребят обсуждает игру.

СЛАЙД 24. – Следы на потолке от визга ребят.

-Мы учимся всего 1,5 месяца. Что интересного было у нас?

СЛАЙД 25,26,27,28.– Ходили в поход вместе с родителями.

 -  А что дал нам поход?

- В каком конкурсе мы участвовали?

СЛАЙД 29,30,31. - В конкурсе « ОСЕННИЕ  КРАСКИ». И мы заняли 2 место.

- А какой праздник мы провели?

СЛАЙД 32,33,34.- Провели праздник: «Осень! Рыженькая Осень!». Готовили костюмы, участвовали в конкурсах все – мы и родители. Танцевали.

-А на какие экскурсии мы с вами ходили?

СЛАЙД  35, 36, 37, 38. – С Юрием Николаевичем Дорошем – руководителем  школьного музея. Он познакомил  нас с историей городка. Мы потом сами ходили еще раз на экскурсию. Оказывается, очень интересно.

-А живем мы с вами в городке, который называется ЛОКОМОТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ. Он такой маленький, что даже не отмечен на карте. Но мы громко заявляем, что: «Мы есть! Мы –маленькая , но мы –частица !!! нашей огромной РОДИНЫ под названием –РОССИЯ!!!    И от каждого из нас зависит, какой она будет.»                                                                                                                                                                                СЛАЙД 39.

-Ребята, давайте  закончим урок  песней о России.

РОССИЯ.

Хохлома, Волжский плес,

Ширь полей, плач берез,

Это ты – Родина моя,

Это ты - Россия.

Припев:  

Россия, Россия  – ты моя звезда,

Россия, Россия – ты моя судьба,

Россия, Россия – повторю я вновь,

Россия, Россия – ты моя любовь.

Купола, неба высь,

Для тебя – наша жизнь,

Это ты – Родина моя,

В мире нет красивей.

-Спасибо всем за урок!

 

                     

 

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения /обучение грамоте/. Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з.

   На уроке литературного чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з» была использована проблемно-диалогическая технология. Цель её применения &ndash...

Урок обучения грамоте «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Рр»

Задачи урока:образовательные:познакомить с буквой Рр;учить выполнять звукобуквенный анализ слов;плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами....

Урок обучения грамоте «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Рр»

Задачи урока:образовательные:познакомить с буквой Рр;учить выполнять звукобуквенный анализ слов;плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами....

Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...

Урок литературного чтения (обучение грамоте) на тему : "Знакомство с буквой Ее"

Урок литературного чтения в 1 классе на тему: " Знакомство с буквой Ее"" по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....

Конспект урока 1-3классе в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица"

Конспект урока 1-3классе  в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица"...