Литературное чтение (обучение грамоте) "Звуки Р, Р* и буква Рр"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок – исследование. Учитель исследует в игровой форме с героями из сказки Э.Успенского «Трое из Простоквашино» звуки Р,Р* и букву Р,р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_urok_obucheniya_gramote_zvuki_rr_i_bukva_rr.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: Звуки (Р), (Р*), буква Р,р.
Цели:
Используя частично - поисковый метод, вовлекая детей в исследовательскую деятельность - привести к открытию - к знакомству учащихся с согласными звуками (Р), (Р*) и буквой ,которая их обозначает Р ,р.
Продолжение формирования плавного, осознанного, выразительного чтения слогов ,слов , предложений с изученными буквами, для чего использовать карточки со слогами, слоговые таблицы, стихотворение.
Развитие внимания, памяти, логического мышления, способствовать стимуляции речевых возможностей детей, формированию языковых средств.
Воспитывать чувство коллективизма, любви к своей малой родине- п. Локомотивный , к родной школе , к своему классу , к своим родителям.
Оборудование для учащихся :сигнальные карточки (зеленые и синие).
Оборудование для учителя : интерактивная доска , презентация ,рисунки сказочных героев: кот Матроскин ,дядя Федор ,пес Шарик ,почтальон Печкин ,музыка из м/ф « Трое из Простоквашино».
Ход урока:
Орг.момент.
Введение в тему занятия.
Звучит музыка из мультфильма « Трое из Простоквашино».
- Узнайте героев популярного м/ф по описанию:
1. «У родителей мальчик был. Он был очень серьезный и самостоятельный .Он в четыре года читать научился , а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие – папа и мама.»( картинка дяди Федора)
2. Это большой-пребольшой полосатый кот. И Барсиком был, и Оболтусом, и Пушком. Но хотел какую-нибудь серьезную фамилию. Морскую. Бабушка и дедушка его на кораблях плавали с матросами. (Матроскин)- картинка
3. Он из простых собак, не из породистых. Лохматый, взъерошенный, весь в репейниках.(Шарик)-картинка
4. Назовите фамилию почтальона Игоря Ивановича из деревни Простоквашино (Печкин)-картинка
5. Из какого литературного произведения взяты эти строки? ( «Дядя Федор , пес и кот»).-Книга на выставке.
6. Кто автор этой литературной сказки?(Эдуард Успенский)
СЛАЙД 1.
- Посмотрите, вот портрет Эдуарда Успенского.
- Помните, на уроке внеклассного чтения вас знакомила с этим писателем? А вот на выставке книги из этой серии: «Каникулы в Простоквашино» и др. Все эти книги есть в нашей библиотеке и мы их обязательно прочитаем.
- Захотели наши сказочные герои побывать у нас в гостях. Пригласим их?
- Дорога неблизкая. И пока жители Простоквашино собираются, мы должны узнать, какие звуки помогут нам встретить гостей ?
- Назовите кличку кота. (МАТРОСКИН)
- А почему это слово написано с большой буквы?
- Назовите 4-й звук. (Р)
- Назовите кличку собаки. (ШАРИК)
- А это слово, почему написано с большой буквы?
- Назовите 3-й звук. (Р*)
- Как вы думаете, так какие звуки сегодня у нас будут главными ?
СЛАЙД 2.
- Так это и будет темой нашего урока: «Звуки (Р), (Р*) и буква Р, р.». А теперь давайте попробуем определить, чем же мы будем заниматься на уроке? Кто сможет продолжить : 1.ПОЗНАКОМИМСЯ…
2.НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ…
3.НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ…
Уточнение артикуляции и характеристик звуков.
-Звуки (Р) И (Р*) - любимые звуки наших гостей, потому что встречаются в имени каждого из них. Послушайте и повторите, нажимая на звук: дядя Федор, Шарик, Матроскин.
ИССЛЕДОВАНИЕ.
А сейчас мы с вами проведем маленькую, но очень важную научную работу. Мы с вами станем исследователями, исследуем эти звуки и докажем свою правоту.
-произнесем - (Р), замерли, повернулись друг к другу
-Какой вывод вы можете сделать?
СЛАЙД 3.
РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ.
- Посмотрите на экран.
ГУБЫ - немного растягиваются в стороны.
ЗУБЫ - между верхними и нижними зубами небольшая щель.
ЯЗЫК – вибрирует.
ВОЗДУШНАЯ струя - при произнесении воздушная струя встречает препятствие, значит он согласный.
- Как он произносится – твердо или мягко? Что слышится при произнесении – голос или шум?
-Так, давайте подведем итоги нашего маленького исследования:
-Звук (Р) – согласный, звонкий, твердый. Обозначим, синим квадратом.
-Какой парный звук у (Р)? (Р*)
- Давайте, его исследуем. Произнесем еще раз звук (Р*). Дайте его характеристику и докажите. (Звук Р* - согласный. т.к. при произнесении воздушная струя встречает преграду. Звук (р*) звонкий, т.к. при произнесении слышится голос. Он мягкий, потому что произносится мягко.
-Какой вывод? (звук (Р*)- согласный, звонкий, мягкий). Обозначим, зеленым квадратом.
СЛАЙД 4.
ИТОГ.
-Вот, ребята, мы и сделали с вами маленькое открытие.
Исследовали…
- Посмотрите, ребята, справились ли мы с первой задачей - познакомиться с новыми звуками – (р) и (р*)?Доказали, чем отличаются они от других звуков?
СЛАЙД 5.
Знакомство с новой буквой.
1. - А кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? Покажи.
- А почему две буквы?
СЛАЙД: 6,7,8,9.
2. - На что похожа буква? (примеры детей, рисунки).
3. - Встаньте из-за парт и изобразите букву Р.
ЛЕНТА БУКВ
-В какой домик мы поселим букву Р? Почему? Почему он согласный?
СЛАЙД 10
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С НОВОЙ БУКВОЙ
-Внимание! Внимание! Телеграмма! Кто сможет прочитать?
Много встреч здесь и гостей
С самых разных волостей!
Вот из Простоквашино идут,
В сумках буквы нам несут!
Дядя Федор – А и Я,
Прочитали - РА И РЯ.
Шарик - О и букву Е,
Прочитали — РО и РЕ.
Матроскин - буквы У и Ю,
Прочитали - РУ И РЮ.
Печкин - буквы И да Ы,
Прочитали - РЫ да РИ.
Привезли и букву Е,
Прочитали дети – РЕ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1). - Прочитайте слоги, в которых согласный – твердый.
Подвести итог: А как узнать, что согласный – твердый?
2). – Прочитайте слоги, в которых согласный – мягкий.
Итог: А как узнать, что согласный – мягкий?
УПРАЖНЕНИЕ В ЧТЕНИИ СЛОГОВ
СЛАЙД 11
- Прочитаем слоги в столбике.
СЛАЙ 12
-Добавим к ним согласные.
Чтение слогов на слайде. (таблица )
Физминутка.
1)- А что тут у почтальона Печкина из сумки выглядывает? Ага, конверт. Подписано для 1-го Б класса, обратного адреса нет. Интересно, откуда оно пришло? Посмотрим, что в конверте? Карточки со словами: уши, хвост. Гаврюша, галчонок…(из м/ф «Простоквашино») А знаете, я придумала, как мы используем эти слова! Я буду читать слово, а вы, если услышите в этом слове звуки Р и Р*, хлопните в ладоши, если – нет, то нужно присесть: уши, хвост, Гаврюша, галчонок, фоторужье, охота, телеграмма, велосипед, телевизор.
2) - А теперь я хочу, чтобы вы сами назвали слова, в которых есть звуки –Р и Р*. Посмотрите вокруг в классе. (дверь, экран, интерьер и др.).
-В чьих именах есть эти звуки?
СЛАЙД 13
Итог урока.
- А теперь давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили? (все 3 задачи).
-Мы справились? (Значит поставленную цель на сегодняшний урок мы решили ).
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ
-Ребята, как вы думаете, когда состоится встреча с любимыми сказочными героями ? (на каникулах).
-Нам нужно приготовить подарок нашим друзьям.
-Как вы считаете, праздничный фотоальбом - будет хорошим подарком?
–А чем мы можем похвастаться? Что мы можем рассказать о нашей школьной жизни? Кто сможет? Составим так фотоальбом, чтобы использовать как можно больше слов с новыми звуками.
ФОТОАЛЬБОМ
СЛАЙД 14.
- 1 сентября мы впервые переступили порог светлой, дорогой нашей школы.
-А кто помнит, какие стихи мы рассказывали?
ДАНИЛ Б.
У каждого в жизни единственный раз
Бывает свой первый, свой памятный класс.
И первый учебник, и первый урок,
И первый заливистый школьный звонок.
ДАША Л.
Двери школьные сегодня
Открываются для нас.
В первый раз идем мы в школу,
Поступаем в первый класс!
СЛАЙД 15.
ДИМА:
Мы скорей хотим учиться,
Подружиться с Букварем.
От страницы до страницы
Мы к весне его прочтем.
СЛАЙД 16.
ДАША Н.:
Мы научимся до лета
Рисовать, писать, считать.
И всегда по всем предметам
Получать мы будем «5»!
СЛАЙД 17.
КИРИЛЛ:
Принимай, школа, нас
В первый класс в первый раз!
-А что больше всего запомнилось с этого праздника?
-А зачем мы учимся?
СЛАЙД 18, 19. – Чтобы быть грамотными…
СЛАЙД 20.- Мы умеем не только учиться, но и отдыхать на перемене.
СЛАЙД 21.- Любим поговорить с соседом.
СЛАЙД 22.- Гордимся лучшей половиной класса, т.е. девочками.
СЛАЙД 23. – Веселая кучка ребят обсуждает игру.
СЛАЙД 24. – Следы на потолке от визга ребят.
-Мы учимся всего 1,5 месяца. Что интересного было у нас?
СЛАЙД 25,26,27,28.– Ходили в поход вместе с родителями.
- А что дал нам поход?
- В каком конкурсе мы участвовали?
СЛАЙД 29,30,31. - В конкурсе « ОСЕННИЕ КРАСКИ». И мы заняли 2 место.
- А какой праздник мы провели?
СЛАЙД 32,33,34.- Провели праздник: «Осень! Рыженькая Осень!». Готовили костюмы, участвовали в конкурсах все – мы и родители. Танцевали.
-А на какие экскурсии мы с вами ходили?
СЛАЙД 35, 36, 37, 38. – С Юрием Николаевичем Дорошем – руководителем школьного музея. Он познакомил нас с историей городка. Мы потом сами ходили еще раз на экскурсию. Оказывается, очень интересно.
-А живем мы с вами в городке, который называется ЛОКОМОТИВНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ. Он такой маленький, что даже не отмечен на карте. Но мы громко заявляем, что: «Мы есть! Мы –маленькая , но мы –частица !!! нашей огромной РОДИНЫ под названием –РОССИЯ!!! И от каждого из нас зависит, какой она будет.» СЛАЙД 39.
-Ребята, давайте закончим урок песней о России.
РОССИЯ.
Хохлома, Волжский плес,
Ширь полей, плач берез,
Это ты – Родина моя,
Это ты - Россия.
Припев:
Россия, Россия – ты моя звезда,
Россия, Россия – ты моя судьба,
Россия, Россия – повторю я вновь,
Россия, Россия – ты моя любовь.
Купола, неба высь,
Для тебя – наша жизнь,
Это ты – Родина моя,
В мире нет красивей.
-Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения /обучение грамоте/. Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з.
На уроке литературного чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з» была использована проблемно-диалогическая технология. Цель её применения &ndash...
Урок обучения грамоте «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Рр»
Задачи урока:образовательные:познакомить с буквой Рр;учить выполнять звукобуквенный анализ слов;плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами....
Урок обучения грамоте «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Рр»
Задачи урока:образовательные:познакомить с буквой Рр;учить выполнять звукобуквенный анализ слов;плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами....
Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я
УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а] и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...
Урок литературного чтения (обучение грамоте) на тему : "Знакомство с буквой Ее"
Урок литературного чтения в 1 классе на тему: " Знакомство с буквой Ее"" по УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."
Этот первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....
Конспект урока 1-3классе в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица"
Конспект урока 1-3классе в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица"...