Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literaturnogo_chteniya_bukva_ya.docx | 23.72 КБ |
bukva_ya.ppt | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА «Я»
Тема | Гласные буквы Я, я |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии, как слог слияние [й’а]. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты | Проявляют интерес к изучению нового |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения. Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют звуки [й’а] [’а] и букву я. Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица |
Образовательные ресурсы | Шнурок, нитки. Слоги- пазлы, карточки-буквы, карточки-слоги, карточки с индивидуальными заданиями, презентация, изображение дерева. |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. У нас на парте всё в порядке: Альбомы, книги и тетрадки. Готовы мы начать урок, Звени скорей для нас, звонок! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Артикуляционная гимнастика | Коллективная | – Выполним упражнение «Лошадка». - Звонко «поцокать» языком о нёбо. - Упражнение «Язык-кисточка». - Во рту надо делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя! | Поют буквы | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное выполнение заданий. |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Перед вами карточки-буквы, разделите их на группы. М д а И Л н З К у о Я - Какую букву мы можем назвать лишней? -Определите тему и цели нашего урока. | Выполняют классификацию, с указанием основания. Гласные – согласные. Строчные – заглавные. Печатные – прописные. (Лишняя буква «Я», так как мы её не изучали) Тема урока – буква «Я» и её свойства. Цели –учиться читать слоги и слова с буквой «Я», узнать свойства буквы «Я». | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов | Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов | (Презентация – слайд 1) – Отгадайте загадку. Не человек, а пьет. Не повар, а всех кормит. Земля – Составьте это слово из слогов. Зем-ля - Давайте выполним слого-звуковой анализ слова, – Произнесите слово земля – Сколько слогов в слове? – Какой первый? – Какой второй? – Медленно произнесите последний слог [л’а]. - Давайте сделаем вывод. Что мы узнали о букве «Я»? | Отгадывают загадки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. – Первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй слог– это слог-слияние - Буква «я» обозначает гласный звук [а] и является показателем мягкости предшествующего согласного звука. | Производят слого-звуковой анализ слов яблоки, маяк: определяют количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делают вывод о том, что если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]. Анализируют схемы-модели слов. Обозначают слияние [й’а] буквой Я. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Я | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Танцевальная физминутка. | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
Слого-звуковой анализ слов | Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов | - Отгадайте следующую загадку. (Презентация – слайд 2.) - Соберите это слово из пазл. – Выполните анализ слова яблоко. – Вывод : если гласная буква Я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а] - Отгадайте третью загадку. (Презентация – слад 3) - Соберите из букв слово змея. – Выполните анализ слова змеч. – Вывод : если гласная буква Я находится после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а] -Давайте обобщим что мы узнали о букве «Я». | Отгадывают загадки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. 1) Если стоит после согласного – является показателем мягкости согласного и обозначает звук [а]. 2) Если стоит гласная буква Я находится после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]
| (обозначать целый слог-слияние – два звука). Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись. Выявляют способ чтения буквы Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делать вывод о чтении буквы Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов | |
2. Знакомство с бук-вой Я | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | Показывает на «ленте букв» букву Я. – Это буква Я. Читать слова – На что похожа буква Я? Куча яблок на прилавке... И заметил, я друзья: Если б яблоку две лапки, Сразу б вышла буква Я. | Находят букву Я Высказывают свое мнение | Находят букву Я на «ленте букв», определяют ее место среди других букв. Моделируют ее из шнурка или нитки | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
– Выложите из шнурка или нитки букву Я | Из шнурка или нитки выкладывают букву Я | ||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | На болоте две подружки – Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям – физкульт-привет! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа с карточками в парах | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, чтение | – Вы получили карточки со словами. Ваша задача в парах выполнить слого-звуковой анализ этих слов. Для работы в парах классу выдается 3 набора карточек. Пары 1–го ряда – Таня, пары 2-го ряда – яма, пары 3-го ряда – Рая. - Представьте свою работу классу. | Читают, выполняют задания в парах | Анализируют высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы, рассказ |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – С какой буквой мы работали на уроке? – Что особенного о ней вы узнали? – Что вызвало затруднение? Почему? – Оцените свое настроение после урока. У вас на партах карточки-яблоки. Если на уроке вам было интересно и вы узнали много интересного – то закрасьте ваше яблоко зелёным цветом, если урок вам понравился, но было сложно – то жёлтым, а если не понравилось и вы ничего не поняли – то красным. - Расположите свои яблоки на общем дереве. | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения обучение грамоте ОС "Школа 2100" .Тема "Заглавная буква А."
I межмуниципальный конкурс методических разработокдля педагогов начальной школы«Новой школе – современный учитель» Номинация: «Урок в начальной школе» Конкурсная работаД...
конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) - технология критического мышления
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной ...
Обучение грамоте Заглавная и строчная буква Мм
Презентация к уроку обучение грамоте Заглавная и строчная буква Мм...
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"...
Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Место и роль урока в изучаемой теме: закреплениеЦель урока: закрепить знания о согласных звуках [б],[б'], буквах Б, б.Задачи урока:Образовательные: формировать навыки правильного, сознательного, п...
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."
Этот первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....
План - конспект урока литературного чтения ( обучение грамоте) 1 класс
План конспет урока литературного чтения ( обучение грамоте ) 1 класс. Тема урока ; " Знакомство с буквой Оо, звук о....