Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Рузавина Мария Николаевна

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnogo_chteniya_bukva_ya.docx23.72 КБ
Office presentation icon bukva_ya.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА «Я»

Тема

Гласные буквы Я, я

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии, как слог слияние [й’а]. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта, схема); логические – характеризуют звуки [й’а] [’а] и букву я.

Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица

Образовательные ресурсы

Шнурок, нитки. Слоги- пазлы, карточки-буквы, карточки-слоги,  карточки с индивидуальными заданиями, презентация, изображение дерева.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Артикуляционная гимнастика

Коллективная

– Выполним упражнение «Лошадка». - Звонко «поцокать» языком о нёбо.

- Упражнение «Язык-кисточка».

- Во рту надо делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя!

Поют буквы

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное выполнение заданий.

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Перед вами карточки-буквы, разделите их на группы.

М д а И Л н З К у о Я

- Какую букву мы можем назвать лишней?

-Определите тему и цели нашего урока.

Выполняют классификацию, с указанием основания.

Гласные – согласные.

Строчные – заглавные.

Печатные – прописные.

(Лишняя буква «Я», так как мы её не изучали)

Тема урока – буква «Я» и её свойства.

Цели –учиться читать слоги и слова с буквой «Я», узнать свойства буквы «Я».

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный. Наблюдение учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

(Презентация – слайд 1)

– Отгадайте загадку.

Не человек, а пьет.

Не повар, а всех кормит.

Земля

– Составьте это слово из слогов.

Зем-ля

- Давайте выполним слого-звуковой анализ слова,

– Произнесите слово земля 
по слогам.

– Сколько слогов в слове?

– Какой первый?

– Какой второй?

– Медленно произнесите последний слог [л’а].

- Давайте сделаем вывод. Что мы узнали о букве «Я»?

Отгадывают загадки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

– Первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй слог– это слог-слияние

- Буква «я» обозначает гласный звук [а] и является показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Производят слого-звуковой анализ слов яблоки, маяк: определяют количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делают вывод о том, что если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]. Анализируют схемы-модели слов. Обозначают слияние [й’а] буквой Я.

Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Я 

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Танцевальная физминутка.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

Слого-звуковой анализ слов

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

- Отгадайте следующую загадку.

 (Презентация – слайд 2.)

- Соберите это слово из пазл.

– Выполните анализ слова яблоко.

– Вывод : если гласная буква Я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]

- Отгадайте третью загадку.

(Презентация – слад 3)

- Соберите из букв слово змея.

– Выполните анализ слова змеч.

– Вывод : если гласная буква Я находится после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]

-Давайте обобщим что мы узнали о букве «Я».

Отгадывают загадки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

1) Если стоит после согласного – является показателем мягкости согласного и обозначает звук [а].

2) Если стоит гласная буква Я находится после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а]

 

(обозначать целый слог-слияние – два звука).

Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись. Выявляют способ чтения буквы Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делать вывод о чтении буквы Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов

2. Знакомство с бук-вой Я

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

Показывает на «ленте букв» букву Я.

– Это буква Я. Читать слова
с буквой
Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й’а].

– На что похожа буква Я?

Куча яблок на прилавке...

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

Находят букву Я
на «ленте букв».

Высказывают свое мнение

Находят букву Я на «ленте букв», определяют ее место среди других букв. Моделируют ее из шнурка или нитки

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

– Выложите из шнурка или нитки букву Я

Из шнурка или нитки выкладывают букву Я

Физкультминутка

Коллективная. Практический

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям – физкульт-привет!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа с карточками в парах

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, чтение

– Вы получили карточки со словами. Ваша задача в парах выполнить слого-звуковой анализ этих слов.

Для работы в парах классу выдается 3 набора карточек. Пары 1–го ряда – Таня,

пары 2-го ряда – яма,

пары 3-го ряда – Рая.

- Представьте свою работу классу.

Читают, выполняют задания в парах

Анализируют высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– С какой буквой мы работали на уроке?

– Что особенного о ней вы узнали?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Оцените свое настроение после урока.

У вас на партах карточки-яблоки.

Если на уроке вам было интересно и вы узнали много интересного – то закрасьте ваше яблоко зелёным цветом, если урок вам понравился, но было сложно – то жёлтым, а если не понравилось и вы ничего не поняли – то красным.

- Расположите свои яблоки на общем дереве.

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу
на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения обучение грамоте ОС "Школа 2100" .Тема "Заглавная буква А."

I межмуниципальный конкурс методических разработокдля педагогов начальной школы«Новой школе – современный учитель» Номинация: «Урок в начальной школе» Конкурсная работаД...

конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) - технология критического мышления

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока            Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной ...

Обучение грамоте Заглавная и строчная буква Мм

Презентация к уроку обучение грамоте Заглавная и строчная буква Мм...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"...

Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе по теме: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Место и роль урока в изучаемой теме: закреплениеЦель урока: закрепить знания о согласных звуках [б],[б'], буквах Б, б.Задачи урока:Образовательные: формировать навыки правильного, сознательного, п...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....

План - конспект урока литературного чтения ( обучение грамоте) 1 класс

План  конспет  урока  литературного  чтения  ( обучение  грамоте ) 1 класс.  Тема  урока  ; " Знакомство  с  буквой  Оо,  звук о....