урок литературного чтения (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Д"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
На уроке дети знакомятся с буквой Д и ее звуками, учатся производить фонетический анализ слова, читают с этой буквой слоги, слова и предложения. На уроке использовала решение кроссвордов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конпект урока в 1 классе "Буква Д" | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения «Знакомство с буквой Д, д».
Цели:
- познакомить с буквой Д, д;
- учить давать характеристику звукам;
- формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
- развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Планируемый результат:
- повышение активности на уроке;
- научить проводить звуковой анализ слов.
Инновационные технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- объяснительно-иллюстрированное обучение.
Оборудование урока:
презентация в Power Point «Знакомство с буквой Д, д»;
карточки с текстом;
фишки;
конверты с фишками для индивидуальной работы;
картинки-раскраски.
Литература:
«Букварь I ч.» Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова. Москва: Вентана-Граф, 2011
Ход урока:
I. Создание атмосферы психологического комфорта.
(Слайд 1).
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- А девиз у нас такой: «То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай!»
- И начнем наш урок с хорошего настроения и улыбки.
II. Введение в тему урока.
(Слайд 2-4).
- Посмотрите в деревне дом, двор, во дворе – девочка Аня и ее брат Даня.
У Ани – удочка, у Дани – дудочка.
В доме резная дверь.
Аня называет ее: верь.
Брата Даню зовет: Аня.
Про двор говорит: вор,
Про дудочку: уочка.
- Какой звук не умеет произносить Аня?
- Правильно, звук д. Давайте поможем Ане. Я вам прочитаю стихи, а вы закончите предложения словами со звуком д.
В этом доме ты мне верь,
Заперта надежно… (дверь).
Если влезть захочет вор,
Он не попадет во… (двор).
Здесь живет малышка Аня
И ее братишка… (Даня).
В руках у Ани удочка,
В руках у Дани… (дудочка).
- С какого звука начинаются вставленные нами слова? (Со звука д).
- Можем мы его петь? (Нет).
- Значит, какой это звук? (Согласный).
- Как он звучал – твердо или мягко? (Твердо).
- Как можно одним словом назвать Аню и Даню? (Дети).
- Какой здесь слышим первый звук? (Звук д – мягкий).
Вывод: Звук [д] может быть твердым и мягким [д’].
- Определим – звонкий или глухой звук [д]. Для этого кладем пальчики на горлышко и, если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
(Дети определяют, что этот звук звонкий).
- Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д] и [д’]. (Буква д).
III. Сообщение темы урока.
(Слайд 5).
- Тема нашего урока «Знакомство с буквой Д, д».
(Слайд 6).
- На что похожа буква д?
IV. Работа по теме урока.
- Звуковой анализ слова «душ».
- А теперь Аня хочет загадать вам загадку.
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят … (душ).
(Слайд 7).
(Работа у доски с фишками).
- Звуковой анализ слова «дятел».
(Слайд 8).
(Чтение загадки, отгадывание,
самостоятельное составление звукового анализа слова «дятел»).
- Разделите слово «дятел» на слоги.
- Определите, какой слог ударный.
3. Игра «Закончите предложения».
(Слайд 9).
4. Работа в парах.
(Слайд 10).
Правила работы в парах:
- думаю сам
- высказываю свое мнение;
- выслушиваю соседа;
- приходим к общему мнению.
- Посчитайте, сколько слов с буквой д в этом стихотворении.
(Слайд 11)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил. (11 слов).
5. Чтение слогов, слов, предложений.
- Назовите слоги с буквой д.
(Слайд 12).
Прибежал веселый а, прочитали дети - да!
Прибежал зазнайка я, прочитали дети – дя!
Прибежал задорный о, прочитали дети - до!
Прибежал задира е, прочитали дети – де!
Прибежал пузатый ы, прочитали дети – ды!
Прибежал игривый и, прочитали дети – ди!
Прибежал угрюмый у, прочитали дети - ду!
Прибежал тихоня ю, прочитали дети – дю!
Прибежал обжора э, прочитали дети – дэ!
Прибежал звонкий е, прочитали дети – де!
(Чтение слогов в учебнике)
- Прочитайте слоги по строкам.
- Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук [д’].
- Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает твердый согласный звук [д ].
(Чтение слогов по тренажерам)
- Прочитаем все слоги с буквой д по тренажерам сначала медленно, затем быстро – на одном дыхании.
Буква Д – наш дружный дом,
В нем мы весело живем.
Каждый день по вечерам,
В дом друзья приходят к нам.
(Чтение строчки слов в учебнике)
Дом дома дома
- Придумайте предложения, включив в них эти слова.
(Прослушивание предложений детей)
Физкультминутка.
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окошко.
Зайка по полю бежит
В дверь к нему стучит.
- Тук, тук,- открой скорей!
- Там бежит охотник злой!
- Зайка, зайка, забегай,
- Лапу мне давай!
- Ребята, а к вам часто приходят в гости друзья?
- Давайте узнаем, кто пришел к нам в гости сегодня. А для этого прочитаем столбики слов
в учебнике.
(Чтение столбиков слов)
- Кто же пришел в гости? Как эти слова назвать одним словом? (Имена).
- А как мы называем имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия? (Имена собственные).
- Но в гости приходят с подарками. Давайте узнаем, какие подарки принесли нам.
(Чтение предложений с. 99)
(Слайд 13).
5. Отгадывание ребусов.
- Девочки не только принесли подарки, но и захотели узнать, умеете ли вы отгадывать ребусы.
- А что такое ребусы? (Загадки в картинках).
(Ребус 1)
(Слайд 14).
Букву «Д» на дне пруда
д + раки = драки Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело драки.
(Ребус 2)
(Слайд 15).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
с | р | е | д | а |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
- Что обозначает слово «среда»?
- Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке, который задают числа справа.
(Дети составляют слово - адрес).
- А вы знаете свой домашний адрес? А для чего его надо знать?
V. Обобщение.
- А теперь проведем тест. Вы должны выбрать один из трех вариантов ответа. Если выбрали правильно, то вам откроется буква, и в конце вы прочитаете слово.
(к) – красный, (ж) – желтый, (з) – зеленый.
(Слайд 16).
1. Укажите букву, которая обозначает гласный звук:
(к) д (ж) а (з) л
2. Укажите букву, которая обозначает звонкий согласный звук:
(к) к (ж) с (з) д
3. Назовите букву, которая обозначает два звука:
(к) ю (ж) ы (з) у
4. Найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор:
(к) дом (ж) ягода (з) Дима
5. Назовите слог с мягким согласным:
(к) да (ж) дя (з) до
6. Найдите слово, которое правильно разделено на слоги:
(к) ды – мок (ж) дымо – к (з) дым – ок
- Вы умницы! И я хочу вам подарить картинки с кроссвордом, которые вы можете раскрасить.
VI.Рефлексия.
(Слайд 17).
- А теперь сами оцените свою работу.
Я доволен собою, я все запомнил – зеленый цвет.
Не все получилось, как хотелось бы – желтый цвет.
Получилась только часть задания, не все понял – красный цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"
Цель урокаПознакомить со звуками [м м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...
Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "
На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"
Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....
Урок: Литературное чтение (обучение грамоте) Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: Большая буква в именах людей и кличках животных. ...
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."
Этот первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....
литературное чтение (обучение грамоте). Знакомство с буквой Б, б.
Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [б], [б`], обозначать их буквой «бэ»/ Бб).Задачи: Образовательные: формируем умения- различать звуки и бу...
Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г и букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию буквы г, строчных и письменных соединений, слов, ...