Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Загороднева Маргарита Александровна

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук  [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_liter_cht_bukva_zh.docx29.83 КБ
Файл prezentatsiya_liter_cht_bukva_zh.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО   УРОКА № 39                         

Учебный предмет: Литературное чтение

Тема урока: Твёрдый согласный звук  [ж]. Буквы «Ж, ж».

Тип урока: УОНЗ

Цели урока: 

Предметные :

  • познакомить учащихся с новым  звуком  [ж], буквами Жж;
  • формировать умение бегло, осознано и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты;
  • усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;
  • формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач

Личностные :

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;
  • повышать уровень ИКТ компетенции учащихся;
  • продолжить работу с учащимися по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса.

Метапредметные :

  • Регулятивные УУД
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
  • уметь исправлять  результаты своих действий;
  • Коммуникативные УУД
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • учиться работать в группе;
  • умение принимать решение, брать ответственность за свои действия;
  • Познавательные УУД
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  и во внеурочное время;

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Цель:

1. Включить детей в деятельность

2.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

3.Воспитывать культуру поведения

Создание положительного эмоционального настроя учащихся

Сегодня у нас гости. Повернулись к гостям, поприветствовали улыбками. Повернулись ко мне.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Физкультминутка

Игра на внимание.

Повторяют за учителей

2. Мотивация учебной деятельности

Цель:

1. Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

2.Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке

3.Определить тему и цель урока

4.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока

Читает стихотворение:

В мире много интересного,

 Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение

3. Актуализация знаний

Цели:

1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока

2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности

Мы продолжаем наше путешествие по стране Знаний в мир звуков и букв. Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках.

Продолжите предложения.

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

- Буквы е,ё, я в начале слова …(обозначают 2 звука).

Дополняют предложения.

Познавательные:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

4. Постановка учебной задачи.

Ребята,вы любите отгадывать загадки? И я тоже люблю. Чтобы нам узнать,что мы будем делать сегодня на уроке.,я вам прелагаю отгадать загадки. (Загадывает загадки)

Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет. (Жук)

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит            (журавль)

В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая … (жаба)

Узнать его нам просто,

    Узнать его легко:

    Высокого он роста

    И видит далеко.

    (Жираф).

Произнесите ещё раз эти слова.

- Назовите первые звуки в этих словах.

 - А теперь сформулируйте тему урока.

Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?

(На доске – опорная запись в виде предложений с  пропущенными словами и условными обозначениями.

  • Изучить … звук  и …букву.
  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой. )

Отгадывают загадки.

Произносят слова.

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательны:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

5. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный.

 - Встречает ли воздух преграду?

 - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать?

 - Какой же это звук, звонкий или глухой?

 - Звук [ж] согласный, звонкий. В какой группе ленты букв будет жить этот звук, на красной или на синей?

 - На каком этаже, на верхнем или нижнем?

 - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук?

 - С каким похожим звуком мы знакомились раньше?

 - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже.

 - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки?

 - Подберите слова со звуком [ж].

 - Как слышим звук [ж], твердо или мягко?

 - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

 - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод?

Выложите букву Ж  из счетных палочек.

В тетрадях напечатаем букву Ж.

Сравните печатную и письменную буквы Ж. На что похожа буква Ж?

Дети произносят звук.

При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.

Звонкий звук или глухой.

Дети закрывают уши руками.

 - Этот звук звонкий.

 

 

- На верхнем этаже.

Дети произносят звук [ж]

 - Этот звук шипящий.

 

- Со звуком [ш].

Дети произносят звуки [ж],[ш].

- Эти звуки парные по звонкости-глухости.

Дети подбирают слова со звуком [ж].

 

- Твердо.

Дети затрудняются ответить.

 

- Звук [ж] всегда твёрдый.

Выкладывают букву Ж из счетных палочек.

Печатают букву Ж.

-На жука, бабочку.

Познавательные:

логические:

подведение под понятие, выведение следствия.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем.

Физкультминутка.

Цели:

1. Снятие напряжения умственной и мышечной

2.Создание проблемной ситуации

– Послушайте слова, если вы слышите звук [ж], то хлопаете в ладоши, если звука [ж] нет, топаете ногами: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи

Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж], и топают ногами, если его не слышат в словах

6.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала.

Откройте учебники на странице 25.

 - Кто изображён справа над схемой?

 - Почему он бежит с завязанными глазами?

- Как называется игра, где один игрок ловит других игроков с закрытыми глазами?

- От какого слова могло образоваться название игры «жмурки»?

– Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»?

 - Пользуясь схемой, проведем звуковой анализ слова «жмурки».

– Хором прочитайте сочетания букв в красной табличке ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖИ.

– А теперь прочитайте эти слоги справа налево.

 

- Изображён мальчик.

 

- Мальчик играет в игру.

-Жмурки.

- От слова «жмуриться».

– Щуриться, прикрывать глаза.

Дети проводят звуковой анализ слова «жмурки»

Дети читают сочетания букв.

Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

моделирование.

Регулятивные :формируем умение высказывать своё предположение, строить план действий.

7. Первичное закрепление. Применение нового знания на практике.

Цель:решать типовые задачи, закреплять способ их решения

В учебнике на стр. 25 прочитайте слова  друг, дружок, могу, может, жук, Жучка, телега, тележка.

-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.

-Почему слова Жучка написано с заглавной буквы?

-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова.

-Прочитайте слова, где буквы [ж] нет.

Рассмотрим картинку на стр. 25. Во что играют дети?

Послушайте текст.(читает текст).

Ответьте на мои вопросы:

- Во что стали играть дети?

- -Кому завязали глаза?

- Куда разбежались ребята?

- Что не мог сделать Женя?

- Что кричали ему ребята?

-О чем предупредили ребята? Зачем?

-Можно называть друзьями?

Прочитайте текст по предложениям по цепочке.

Читают хором слова и по одному.

- жук, Жучка.

- Потому что это кличка животного.

- дружок, может, тележка.

- друг, могу, телега.

Рассматривают картинку.

-Дети играют в жмурки.

Слушают текст.

-Дети стали играть в жмурки.

- Ребята завязали Жене глаза платком.

-Ребята разбежались в разные стороны.

- Женя никого не смог поймать.

-Ребята кричали ему «Осторожно,лужа!»

- Ребята предупреждали о луже,чтобы он не наступил в нее и не испачкался.

-Да,можно.

Читают текст.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей.

Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции.

8. Подведение итогов

Мы дружно сегодня работали на уроке?

- Ответьте на вопрос.

-– Что нового вы узнали на уроке?

-С какой буквой мы познакомились на уроке?

- В чем же особенность этой буквы?

-С буквой Ж.

- Буква Ж обозначает всегда твердый звук [ж].

Познавательные:ориентироваться в системе полученных знаний.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено.

9. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка

Цели:

1.Рефлексия деятельности на уроке

2.Самооценка собственной деятельности

Оцените свою работу на уроке. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.

–Кто доволен сегодня своей работой.

– Я справился. Урок понравился. Я доволен собой (смайлик зелёного цвета).

– Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился (смайлик жёлтого цвета).

– Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь (смайлик красного цвета)

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные: оценка  - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено.

Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж». Презентация к уроку литературного чтения УМК «Школа России» Подготовила: Загороднева Маргарита Александровна Учитель начальных классов ГБОУ школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

В В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!

Слайд 3

Отгадай-ка

Слайд 4

1. Изучить … звук и … букву . 2. Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв. 3. Учиться читать … и … с новой буквой. ЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ?

Слайд 7

Ж ж ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж"

Предмет: обучение грамотеКласс: 1 аПрограмма: «Школа России»Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, жЛичностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов дейс...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш,ш.».

Урок русского языка в 1 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС в форме технологической карты по программе "Школа России"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."

Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения".

УМК «Школа России»  В.П. Канакина, Горецкий В.Г,   Цель  урока:   Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применения...