Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1 а

Программа: «Школа России»

Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж

Личностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

Метапредметные (МПР): определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии,  использовать обобщённые способы действий.

Предметные (ПР): выделять звук [Ж] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [Ж]   твёрдый, звонкий. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ЖИ пишется всегда И.

Оборудование: мультимедийная презентация,  предметные картинки, модели звуков у учителя и на партах, АБАК, образцы печатных букв Ж, ж, «мешочек с секретом», «лента букв», учебник В. Г. Горецкого «Азбука», «светофоры» (у каждого ученика)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1 а

Программа: «Школа России»

Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж

Личностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

Метапредметные (МПР): определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии,  использовать обобщённые способы действий.

Предметные (ПР): выделять звук [Ж] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [Ж]   твёрдый, звонкий. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ЖИ пишется всегда И.

Оборудование: мультимедийная презентация,  предметные картинки, модели звуков у учителя и на партах, АБАК, образцы печатных букв Ж, ж, «мешочек с секретом», «лента букв», учебник В. Г. Горецкого «Азбука», «светофоры» (у каждого ученика)

Результат этапа

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

ЛР:

самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность

МПР:

самоконтроль, самооценка, взаимопроверка

1.Включить детей в деятельность

2.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

3.Воспитывать культуру поведения

  1. Приветствие

-Сегодня у нас гости. Повернулись к гостям, поприветствовали улыбками. Повернулись ко мне

2. Девиз

-Вспомним девиз урока:

Мы - умные, мы – дружные,

Мы – внимательные, мы – старательные,

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

3.Проверка готовности к уроку

-Садитесь. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените своё рабочее место. Оцените рабочее место соседа, помогите, если надо. Если не надо – похвалите! И, если вы считаете, что готовы к уроку, то выпрямитесь!

Дети приветствуют гостей

-Создание ситуации успеха, доверия

- Проверяют свою готовность к уроку и порядок на парте

-Самопроверка, взаимопроверка

-Самооценка, оценивают друг друга

  1. Мотивация учебной деятельности

ЛР:

проявлять интерес к новому содержанию занятия

1.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

2.Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке

3.Определить тему и цель урока

4.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока

  1. Создание эмоционального настроя к уроку

Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:

-А законы нужно выполнять. Ведь как сказано в пословице: «Нет большего позора, чем не выполнить уговора»

2. Определение темы урока

-Молодцы! Итак, урок чтения, точнее, урок обучения грамоте.

Какая наша главная задача?

-Что нужно знать для этого?

-Сформулируйте тему урока

-Цель урока (ваши предположения), что мы должны знать и уметь к концу урока?

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

-Научиться читать

-Знать буквы и звуки

-Мы познакомимся с новой буквой

(кто-то, может, узнает букву и назовёт)

-Я думаю, к концу урока мы должны знать новую букву, уметь читать слоги и слова с новой буквой и разгадать её секрет.

  1. Актуализация знаний

ЛР:

Уметь воспринимать задание, сравнивать, оценивать результат своей деятельности и деятельность одноклассников, а также признавать свои ошибки

ПР:

понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки приобретённые ранее

1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока

2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности

-Для этого продолжаем наше путешествие по стране Знаний в мир звуков и букв. Звуки и буквы – как вы их отличаете?

  1. Рассказ о звуках

-Кто расскажет подробнее о звуках, пользуясь схемой и рисунками

-Просигнальте светофорами

2. О буквах

-Напомните, чем обозначаются звуки на письме?

-На больших плакатах буквы расположены на стене, зачем я их туда поместила?

-Все буквы здесь? Почему?

-А где находятся все буквы?

-Сколько букв всего в алфавите?

- Что такое алфавит?

-Зачем нужен алфавит?

-Где ещё в классе расположились буквы?

-Для чего используем ленту букв?

-Сегодня пригодится?

-Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем

- Звуки мы говорим и слышим. Звуки делятся на две группы: гласные и согласные. Гласные м/б ударными и безударными. Согласные есть твёрдые, есть мягкие. Одни согласные звонкие, а другие глухие.

Гласные хорошо поются, не встречают преград, их в русском языке 6. А согласные плохо поются, п.ч. встречают преграды: губы, зубы, язык.

Оценивают работу одноклассника.

-Звуки на письме обозначаются буквами

-Помогают вспомнить букву, если вдруг забыл

-Нет, ещё не все изучили

-В алфавите

-В алфавите 33 буквы

-Буквы стоят по порядку и каждая буква стоит на своём месте

-Порядок в библиотеке, в словарях, в списках – для удобства работы

-На ленте букв

-Для характеристики звуков, помогает сравнивать звуки, обобщать буквы и звуки

  1. Физминутка. Подготовка к изучению нового звука.  Создание проблемной ситуации

Саморегуляция

1.Снятие напряжения умственной и мышечной

2.Создание проблемной ситуации

-Сидеть устали? Встали, звуковая зарядка

Как жужжит жук?

-Присели. Будете вставать каждый раз, когда услышите звук [Ж] в словах: КОШКА, НОЖНИЦЫ, ЦАПЛЯ, ЛЫЖИ, ЧЕМОДАН, ЗАМОК, ЁЖИК, ЛИСА, ВОЛК, ЖУК.

-Молодцы! Сели! Почему некоторые ошибались?

-ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

-М/б были невнимательны

  1. Построение проекта выхода из затруднений

МПР:

самоконтроль, самооценка, взаимопроверка

1.Включить детей в ситуацию решения проблемы

1. Наблюдение над произношением звука [Ж]

-Да, м\б, а ещё ошибка м\б из-за неправильного произношения звука. (Можно ВИДЕО) Давайте потренируемся. Взяли зеркало.

Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд. Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Таким образом, язычок напоминает форму чашечки.

Произносим звук  [Ж]

-Получается? Зеркало положили. Проверим друг  друга. Работаем в парах. Сначала произносят звук [Ж]  девочки, мальчики слушают, а потом наоборот. Начали.

-Просигнальте зелёным, если сосед произносит звук правильно, а если соседу нужна помощь – просигнальте красным

-А зачем нужно уметь правильно произносить звуки?

-[Ж]

-Чтобы тебя понимали

  1. Открытие новых знаний и первичное закрепление

ПР:

Выделять новый звук из слов, характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой буквы на ленте букв

МПР:

Понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

ЛР:

проявлять интерес к новому содержания занятия

1.Включить детей в ситуацию поиска, решения проблемы

2.Уметь проверять результат работы

3.Почувствовать себя успешным

1. Характеристика звука [Ж]

- Продолжаем работу в парах.  Обсудите в паре, какой [Ж] звук и почему. Дайте характеристику по алгоритму

-Какая пара готова?

2. Составление звуковых схем, наблюдение над звуком

-Как узнать, есть ли пара мягкий звук – брат-близнец?

-Кто это?

- Составьте звуковые схемы этих слов. Отметьте место нового звука в слове

-Проверим. Просигнальте, если согласны - зелёным, если нет, то красным

-Вывод?

3. Знакомство с буквами Ж,ж

-На письме звук [Ж] обозначается буквой Ж

- Что напоминает вам эта буква? Легко запомнить?

(выставляются картинки)

4. Чтение слогов/ Артём и Арина получают индивидуальные задания: на листочках загадки

-Читаем слоги ЖА; ЖО; ЖУ; ЖИ; ЖЕ. Почему ЖИ с и, а не с буквой Ы?

- Теперь «жук» перелетает с цветка на цветок, а вы произносите слоги: (слоги вразброс)

-Послушать в словах

-Жук, ёжик, стрижи

Парами составляют звуковые схемы выбранных слов на парте

Три пары у доски составляют  схему слов

-Твёрдый согласный [Ж] непарный

– Буква ы не пишется с твёрдым звуком [ш] – правило. Значит, не пишется и со звуком [ж].

– ШИ и ЖИ пиши с буквой И

-ЖА - ЖИ - ЖЕ - ЖУ- ЖО - ЖУ - ЖЕ - ЖА- ЖО- ЖИ

  1. Физминутка

Снятие напряжения умственной и мышечной

-Жук приглашает потанцевать. (вкл. «Весёлая зарядка»)

  1. Применение нового знания на практике

МПР:

уметь высказывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  и во внеурочное время

1.Решать типовые задачи, закреплять способ их решения

  1. Чтение слов

жук                                 Женя

Жучка                            может

дружок                           осторожно

тележка                          лужа

- Лишнее слово?

  1.  Чтение текста (стр. 25)

-Вопрос Артёму и Арине, какие слова из данных слов встретятся в тексте?

-Прежде чем начнём все читать проведём прогнозирование: вспомните слова и посмотрите на рисунок, как вы думаете, о чём мы будем читать?

-Операция РУЧЕЁК в паре (голос – ручеёк, точка – камешек; один читает до точки, а другой следит; после точки меняются ролями)

-Просигнальте светофором: красным, если есть особое мнение

 3. Проверка понимания текста

-Стали дети играть во что?

-Завязали глаза Жене чем?

-А потом разбежались куда?

-Смог ли Женя догнать кого-нибудь?

4. Выполнение задания к тексту.

– Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

Дети работают под руководством учителя с текстами и иллюстрациями учебника

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя

-Слова второго столбика

Ученики прогнозируют с опорой на слова и рисунок в учебнике (с.25)

Работа в паре, ученики читают и проверяют друг друга, оценивают чтение

    IX.  Рефлексия учебной деятельности. Самооценка

ЛР:

Уметь оценивать результат своей работы

МПР:

Оценивать свои достижения

1.Рефлексия деятельности на уроке

2.Самооценка собственной деятельности

-Оцените свою работу на уроке, используя слова:

Я знаю…

Я умею…

Мне было интересно…

-Просигнальте светофором: кому было легко, и всё делал сам – зелёным, кому пока трудновато, надо повторить какие-то буквы - красным

Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке

Ученики выбирают и показывают нужный цвет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...

Конспект урока по обучению грамоте : Закрепление знания учащихся о согласных звуках [р], [р′], букве Р р;

Закрепить знания учащихся о согласных звуках {р} {р"} букве Р р; развивать речь, память, логическое мышление....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России Тема: Заглавная буква З.

Цель: : учить писать заглавную букву З, слова и предложения с ней; развивать умения писать большую букву в именах людей, орфографическую зоркость, мышление.Планируемые результаты:Предме...