Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1 а
Программа: «Школа России»
Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж
Личностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.
Метапредметные (МПР): определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы действий.
Предметные (ПР): выделять звук [Ж] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [Ж] твёрдый, звонкий. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ЖИ пишется всегда И.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков у учителя и на партах, АБАК, образцы печатных букв Ж, ж, «мешочек с секретом», «лента букв», учебник В. Г. Горецкого «Азбука», «светофоры» (у каждого ученика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок обучения грамоте по теме "Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж" | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1 а
Программа: «Школа России»
Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж
Личностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.
Метапредметные (МПР): определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы действий.
Предметные (ПР): выделять звук [Ж] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [Ж] твёрдый, звонкий. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ЖИ пишется всегда И.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков у учителя и на партах, АБАК, образцы печатных букв Ж, ж, «мешочек с секретом», «лента букв», учебник В. Г. Горецкого «Азбука», «светофоры» (у каждого ученика)
Результат этапа | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность ученика |
| |||
ЛР: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность МПР: самоконтроль, самооценка, взаимопроверка | 1.Включить детей в деятельность 2.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха 3.Воспитывать культуру поведения |
-Сегодня у нас гости. Повернулись к гостям, поприветствовали улыбками. Повернулись ко мне 2. Девиз -Вспомним девиз урока: Мы - умные, мы – дружные, Мы – внимательные, мы – старательные, Мы в первом классе учимся Всё у нас получится! 3.Проверка готовности к уроку -Садитесь. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените своё рабочее место. Оцените рабочее место соседа, помогите, если надо. Если не надо – похвалите! И, если вы считаете, что готовы к уроку, то выпрямитесь! | Дети приветствуют гостей -Создание ситуации успеха, доверия - Проверяют свою готовность к уроку и порядок на парте -Самопроверка, взаимопроверка -Самооценка, оценивают друг друга |
| |||
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия | 1.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха 2.Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке 3.Определить тему и цель урока 4.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока |
Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: -А законы нужно выполнять. Ведь как сказано в пословице: «Нет большего позора, чем не выполнить уговора» 2. Определение темы урока -Молодцы! Итак, урок чтения, точнее, урок обучения грамоте. Какая наша главная задача? -Что нужно знать для этого? -Сформулируйте тему урока -Цель урока (ваши предположения), что мы должны знать и уметь к концу урока? | не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. -Научиться читать -Знать буквы и звуки -Мы познакомимся с новой буквой (кто-то, может, узнает букву и назовёт) -Я думаю, к концу урока мы должны знать новую букву, уметь читать слоги и слова с новой буквой и разгадать её секрет. |
| |||
ЛР: Уметь воспринимать задание, сравнивать, оценивать результат своей деятельности и деятельность одноклассников, а также признавать свои ошибки ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки приобретённые ранее | 1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока 2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности | -Для этого продолжаем наше путешествие по стране Знаний в мир звуков и букв. Звуки и буквы – как вы их отличаете?
-Кто расскажет подробнее о звуках, пользуясь схемой и рисунками -Просигнальте светофорами 2. О буквах -Напомните, чем обозначаются звуки на письме? -На больших плакатах буквы расположены на стене, зачем я их туда поместила? -Все буквы здесь? Почему? -А где находятся все буквы? -Сколько букв всего в алфавите? - Что такое алфавит? -Зачем нужен алфавит? -Где ещё в классе расположились буквы? -Для чего используем ленту букв? -Сегодня пригодится? | -Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем - Звуки мы говорим и слышим. Звуки делятся на две группы: гласные и согласные. Гласные м/б ударными и безударными. Согласные есть твёрдые, есть мягкие. Одни согласные звонкие, а другие глухие. Гласные хорошо поются, не встречают преград, их в русском языке 6. А согласные плохо поются, п.ч. встречают преграды: губы, зубы, язык. Оценивают работу одноклассника. -Звуки на письме обозначаются буквами -Помогают вспомнить букву, если вдруг забыл -Нет, ещё не все изучили -В алфавите -В алфавите 33 буквы -Буквы стоят по порядку и каждая буква стоит на своём месте -Порядок в библиотеке, в словарях, в списках – для удобства работы -На ленте букв -Для характеристики звуков, помогает сравнивать звуки, обобщать буквы и звуки |
| |||
Саморегуляция | 1.Снятие напряжения умственной и мышечной 2.Создание проблемной ситуации | -Сидеть устали? Встали, звуковая зарядка Как жужжит жук? -Присели. Будете вставать каждый раз, когда услышите звук [Ж] в словах: КОШКА, НОЖНИЦЫ, ЦАПЛЯ, ЛЫЖИ, ЧЕМОДАН, ЗАМОК, ЁЖИК, ЛИСА, ВОЛК, ЖУК. -Молодцы! Сели! Почему некоторые ошибались? | -ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ -М/б были невнимательны |
| |||
МПР: самоконтроль, самооценка, взаимопроверка | 1.Включить детей в ситуацию решения проблемы | 1. Наблюдение над произношением звука [Ж] -Да, м\б, а ещё ошибка м\б из-за неправильного произношения звука. (Можно ВИДЕО) Давайте потренируемся. Взяли зеркало. Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд. Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Таким образом, язычок напоминает форму чашечки. Произносим звук [Ж] -Получается? Зеркало положили. Проверим друг друга. Работаем в парах. Сначала произносят звук [Ж] девочки, мальчики слушают, а потом наоборот. Начали. -Просигнальте зелёным, если сосед произносит звук правильно, а если соседу нужна помощь – просигнальте красным -А зачем нужно уметь правильно произносить звуки? | -[Ж] -Чтобы тебя понимали |
| |||
ПР: Выделять новый звук из слов, характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой буквы на ленте букв МПР: Понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя ЛР: проявлять интерес к новому содержания занятия | 1.Включить детей в ситуацию поиска, решения проблемы 2.Уметь проверять результат работы 3.Почувствовать себя успешным | 1. Характеристика звука [Ж] - Продолжаем работу в парах. Обсудите в паре, какой [Ж] звук и почему. Дайте характеристику по алгоритму -Какая пара готова? 2. Составление звуковых схем, наблюдение над звуком -Как узнать, есть ли пара мягкий звук – брат-близнец? -Кто это? - Составьте звуковые схемы этих слов. Отметьте место нового звука в слове -Проверим. Просигнальте, если согласны - зелёным, если нет, то красным -Вывод? 3. Знакомство с буквами Ж,ж -На письме звук [Ж] обозначается буквой Ж - Что напоминает вам эта буква? Легко запомнить? (выставляются картинки) 4. Чтение слогов/ Артём и Арина получают индивидуальные задания: на листочках загадки -Читаем слоги ЖА; ЖО; ЖУ; ЖИ; ЖЕ. Почему ЖИ с и, а не с буквой Ы? - Теперь «жук» перелетает с цветка на цветок, а вы произносите слоги: (слоги вразброс) | -Послушать в словах -Жук, ёжик, стрижи Парами составляют звуковые схемы выбранных слов на парте Три пары у доски составляют схему слов -Твёрдый согласный [Ж] непарный – Буква ы не пишется с твёрдым звуком [ш] – правило. Значит, не пишется и со звуком [ж]. – ШИ и ЖИ пиши с буквой И -ЖА - ЖИ - ЖЕ - ЖУ- ЖО - ЖУ - ЖЕ - ЖА- ЖО- ЖИ |
| |||
Снятие напряжения умственной и мышечной | -Жук приглашает потанцевать. (вкл. «Весёлая зарядка») | ||
| |||
МПР: уметь высказывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и во внеурочное время | 1.Решать типовые задачи, закреплять способ их решения |
жук Женя Жучка может дружок осторожно тележка лужа - Лишнее слово?
-Вопрос Артёму и Арине, какие слова из данных слов встретятся в тексте? -Прежде чем начнём все читать проведём прогнозирование: вспомните слова и посмотрите на рисунок, как вы думаете, о чём мы будем читать? -Операция РУЧЕЁК в паре (голос – ручеёк, точка – камешек; один читает до точки, а другой следит; после точки меняются ролями) -Просигнальте светофором: красным, если есть особое мнение 3. Проверка понимания текста -Стали дети играть во что? -Завязали глаза Жене чем? -А потом разбежались куда? -Смог ли Женя догнать кого-нибудь? 4. Выполнение задания к тексту. – Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что? | Дети работают под руководством учителя с текстами и иллюстрациями учебника Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя -Слова второго столбика Ученики прогнозируют с опорой на слова и рисунок в учебнике (с.25) Работа в паре, ученики читают и проверяют друг друга, оценивают чтение |
IX. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка | |||
ЛР: Уметь оценивать результат своей работы МПР: Оценивать свои достижения | 1.Рефлексия деятельности на уроке 2.Самооценка собственной деятельности | -Оцените свою работу на уроке, используя слова: Я знаю… Я умею… Мне было интересно… -Просигнальте светофором: кому было легко, и всё делал сам – зелёным, кому пока трудновато, надо повторить какие-то буквы - красным | Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке Ученики выбирают и показывают нужный цвет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"
конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".
Урок литературного чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме "Согласные звуки и буквы Фф" разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России". Данный урок явля...
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс: Согласные звонкие звуки [в], [в\']. Буквы В, в
УМК "ПНШ"...
Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...
Конспект урока по обучению грамоте : Закрепление знания учащихся о согласных звуках [р], [р′], букве Р р;
Закрепить знания учащихся о согласных звуках {р} {р"} букве Р р; развивать речь, память, логическое мышление....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России Тема: Заглавная буква З.
Цель: : учить писать заглавную букву З, слова и предложения с ней; развивать умения писать большую букву в именах людей, орфографическую зоркость, мышление.Планируемые результаты:Предме...