Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Якушева Елена Владимировна

Рабочая программа по чтению  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kl.chtenie.docx499.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

педагога

первой квалификационной категории

Якушевой Елены Владимировны

Чтение

2 класс

2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка

        

Рабочая программа по  учебному предмету «Чтение» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе адаптированной  основной  образовательной  программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.        

 Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.

Программа ориентирована на учебник Воронковой В. В., Пушковой И. Е. «Чтение». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII  вида. – М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год.

Основной формой реализации программы является урок.

Учебный предмет «Чтение» включен в обязательную предметную область «Язык и речевая практика».

Программа составлена на основе программы учебного курса «Чтение» АООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 года обучения чтению в МБОУ СОШ г. Мамоново.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета «Чтение» (2 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года  N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;  
  • Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
  • Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
  • Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоновона 2016-2017 учебный год;

- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на  2016-2017 учебный год.

Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.

Задачи:

- развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

- формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

- учить самостоятельно работать с книгой.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации ;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по русскому языку решаются  коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
  • коррекция и развитие зрительного и слухового  восприятия
  • коррекция и развитие тактильного восприятия
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
  • Умение выражать свои чувства.

Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для  детей с ОВЗ.

  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

- Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей.

- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

  1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям.

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

- Представления об устройстве домашней жизни.

- Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность  в каких-либо областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

-Представления об устройстве школьной жизни.

- Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях.

- Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.

- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении.

Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении

III.  Овладение навыками коммуникации

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях

- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор.

- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

- Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.

- Освоение культурных норм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

  1. Дифференциация и осмысление картины мира

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей.

- Формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

- Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка.

- Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

- Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

- Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.).

- Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.)

- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению.

- Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми  исследовательскую деятельность.

- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.).

- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

- Умение принимать и включать  в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

  1. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.

- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать  и ограничивать контакт.

- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

ФГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ

Общее количество обучающихся в классе 30. Данная программа предусматривает обучение детей с ОВЗ   (с интеллектуальными нарушениями) . Форма получения образования обучающимися – очная.. Класс интегрированный,  преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных  и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности.

На изучение учебного предмета «Чтение» отводится – 136 часов.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны уметь:

- читать по слогам короткие тексты;

- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

Учащийся должен знать:

- наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Раздел программы

Содержание работы

Техника чтения

Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительным ь и ъ знаками, многосложных.

       Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

Понимание читаемого

       Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы, элементарная оценка прочитанного.

Развитие устной речи

Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

         Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы, о ком она, о чем в ней рассказывается.

Тематическое планирование

по чтению   во 2 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Буквы А, О, У, ы. Соотнесение буквы и звука

1

2

Буквы И, Е, Е, Ю, Я

1

3

Буквы П, С, К, В, Р, Н. Чтение слов

1

4

Буквы 3, М, Д, Т, Б, Г. Чтение слов

1

5

Буквы Л, Ш, И, Ф., X, Ж.. Чтение слов

1

6

Буквы Ц, Щ, й, ь, ъ

1

7

Алфавит. А.Шибаев «Беспокойные соседки»

1

8

Пересказ содержания по вопросам прочитанного. А.Шибаев «Беспокойные соседки»

1

9

Т.Сапгир «Ёж и ёлочка» (внекл. чтение)

1

10

Нахождение в тексте предложений для ответов на вопросы «Кошка и мышка»

1

11

Рассматривание иллюстраций к тексту. «Кошка и мышка»

1

12

Ответы на вопросы. « В лесу»

1

13

Чтение загадок (внекл. чтение)

1

14

Ответы на вопросы. «Кошка и птичка»

1

15

Рассматривание иллюстраций. «Кошка и птичка»

1

16

Рассматривание иллюстраций. «Наш сад»

1

17

Ответы на вопросы. «Наш сад»

1

18

Рассматривание     иллюстраций.     «Заяц     и Ворона»

1

19

Ответы на вопросы. «Заяц и Ворона»

1

20

В.Безбородое «Киске» (внекл. чтение)

1

21

В.Безбородое «Щенку»

1

22

Л.Пантелеев «АУ!»

1

23

В. Безбородов  «Мальчику» (внекл. чтение)

1

24

Подбор рисунков к словам. «На хоря напала хворь»

1

25

Л.Пантелеев «Как поросёнок научился говорить»

1

26

Е.Благинина «Дождик» (внекл. чтение)

1

27

Л.Пантелеев «Как поросёнок научился говорить»

1

28

А.Шибаев «Буква Я шагает гордо»

1

29

Чтение загадок (внекл. чтение)

1

30

Ответы на вопросы. «Рыбка»

1

31

О.Григорьев «Яма». Чтение по ролям.

1

32

А.Введенский «Песенка дождя» (внекл. чтение)

1

33

И. Демьянинов «Дразнилка»

1

34

Изменение слов по образцу

1

35

Экскурсия в природу

1

36

И. Демьянинов «Этажи»

1

37

А.Дементьев «Слепой заяц» (внекл. чтение)

1

38

Подводим итоги I четверти

1

39

И. Демьянинов «ы»

1

40

Е.Трутнева «Эхо»

1

41

Украинская сказка «Колосок» (внеклассное чтение)

1

42

У. Раджаб «Мамочка»

1

43

Ответы на вопросы. «Лучше всех»

1

44

Ответы на вопросы. « Мила и мыло»

1

45

Бианки «Муравей»

1

46

Рассматривание иллюстраций «По грибы»

1

47

Ответы на вопросы «По грибы»

1

48

Р.н.с. «Тетерев» (внеклассное чтение)

1

49

В.Безбородов «Белка»

1

50

Чтение загадок

1

51

Е.Благинина «Цапля объясняет»

1

52

А.Шибаев «Гроза»

1

53

А.Шибаев «Тише, мыши»

1

54

Чтение загадок (внеклассное чтение)

1

55

Е.Петрищева «Шишки у Мишки»

1

56

Н.Сладков «Заяц и белка» (внеклассное чтение)

1

57

А.Толстой «Ёж»

1

58

Ответы на вопросы «Кто что заслужил»

1

59

Е.Ильина «Три сестры»

1

60

Чтение загадок (внеклассное чтение)

1

61

С.Чёрный «На дворе»

1

62

А.Гладилин «Зайчонок и осень»

1

63

Экскурсия в природу

1

64

Подводим итоги II четверти

1

65

«Жалко птичек». Ответы на вопросы

1

66

С.Чёрный «На дворе»

1

67

«Воробьишки». Ответы на вопросы

1

68

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» (внеклассное чтение)

1

69

Чтение загадок

1

70

О. Дриз «Добрые слова»

1

71

А.Кондратьев «Доброго пути»

1

72

Чтение загадок (внеклассное чтение)

1

73

А.Шибаев «А что ещё?»

1

74

Чтение загадок.

1

75

А.Шибаев «Два хвостика»

1

76

В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница» (внеклассное чтение)

1

77

А.Шибаев «Два хвостика»

1

78

Чтение загадок

1

79

А.Шибаев «Одна буква», «Буква заблудилась»

1

80

Л.Татьяничева «Северные гости» (внеклассное чтение)

1

81

А.Шибаев «Буква заблудилась»

1

82

Чтение слов парами.

1

83

Г.Юдин «Отец и мать»

1

84

Г.Трейлиб «Доверие- вещь хрупкая» (внеклассное чтение)

1

85

Г.Юдин «Отец и мать»

1

86

А.Майков «Ласточка»

1

87

«Крошка-воин». Ответы на вопросы

1

88

Чтение загадок

1

89

А.Борченко «Обновка» (внеклассное чтение)

1

90

Чтение загадок

1

91

Е.Пермяк «Первая рыбка»

1

92

С.Гершуни «Куцый» (внеклассное чтение)

1

93

А. Блок «Ветхая избушка».

1

94

В.Берестов «Кошкин щенок». Н.Шилов «Божья коровка» (внеклассное чтение)

1

95

В.Берестов «Кошкин щенок»

1

96

Н.Горелова «Зайчик»

1

97

О.Безручко «Кот-мечтатель»

1

98

Сказка «Почему кот моется после еды»

1

99

А.Горская «Сосчитай-ка» (внеклассное чтение)

1

100

Сказка «Почему кот моется после еды».

1

101

С.Чёрный «Кто у кого?»

1

102

Сказки Ганса Христиана Андерсена (внеклассное чтение)

1

103

С.Чёрный «Жеребёнок»

1

104

Экскурсия в природу

1

105

Подводим итоги III четверти

1

106

В.Орлов «Как малыши маму нашли»

3

107

О братьях наших меньших (внеклассное чтение)

1

108

В.Орлов «Как малыши маму нашли»

1

109

Н. Сладкое «Белка и медведь»

1

110

Е.Чарушин «Тошкины сны»

1

111

Что говорят стихи (внеклассное чтение)

1

112

Е.Чарушин «Тошкины сны»

1

113

«Кто первый»

1

114

Е.Пермяк «Как Маша стала большой»

1

115

Е.Ховив «Слон в тапочках» (внеклассное чтение)

1

116

К.Ушинский «Сила - не право»

1

117

П.Бажов «Про Великого Полоза» (внеклассное чтение)

1

118

К.Ушинский «Сила - не право»

1

119

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

1

120

Е.Пермяк «Про нос и язык»

1

121

Знай и люби родную природу (внеклассное чтение)

1

122

Е.Пермяк «Про нос и язык»

1

123

К.Ушинский «Гусь и журавль»

1

124

Смешные рассказы (внеклассное чтение)

1

125

Я.Аким «Жадина»

1

126

Г.Снегирёв «Медвежата»

1

127

С.Погореловский «Апрельский дождик»

1

128

В.Сутеев «Кораблик»

1

129

Е.Пермяк «Для чего руки нужны»

1

130

В. Маяковский «Что такое хорошо и что так ое плохо» (внеклассное чтение)

1

131

В.Берестов «Серёжа и гвозди»

1

132

С.Баруздин «Нужный гвоздь»

1

133

Волшебные сказки братьев Гримм (внеклассное чтение)

1

134

С.Баруздин «Торопливый ножик»

1

135

Экскурсия в природу

1

136

Подводим итоги года

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по рисованию  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...