Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kl.chtenie.docx | 499.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
педагога
первой квалификационной категории
Якушевой Елены Владимировны
Чтение
2 класс
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004.
Программа ориентирована на учебник Воронковой В. В., Пушковой И. Е. «Чтение». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год.
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «Чтение» включен в обязательную предметную область «Язык и речевая практика».
Программа составлена на основе программы учебного курса «Чтение» АООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 года обучения чтению в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Чтение» (2 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоновона 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
- развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
- учить самостоятельно работать с книгой.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по русскому языку решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
- Умение выражать свои чувства.
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
ФГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ
Общее количество обучающихся в классе 30. Данная программа предусматривает обучение детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) . Форма получения образования обучающимися – очная.. Класс интегрированный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности.
На изучение учебного предмета «Чтение» отводится – 136 часов.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Учащийся должен знать:
- наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел программы | Содержание работы |
Техника чтения | Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительным ь и ъ знаками, многосложных. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания. | |
Понимание читаемого | Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы, элементарная оценка прочитанного. | |
Развитие устной речи | Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом. | |
Внеклассное чтение | Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы, о ком она, о чем в ней рассказывается. |
Тематическое планирование
по чтению во 2 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Буквы А, О, У, ы. Соотнесение буквы и звука | 1 |
2 | Буквы И, Е, Е, Ю, Я | 1 |
3 | Буквы П, С, К, В, Р, Н. Чтение слов | 1 |
4 | Буквы 3, М, Д, Т, Б, Г. Чтение слов | 1 |
5 | Буквы Л, Ш, И, Ф., X, Ж.. Чтение слов | 1 |
6 | Буквы Ц, Щ, й, ь, ъ | 1 |
7 | Алфавит. А.Шибаев «Беспокойные соседки» | 1 |
8 | Пересказ содержания по вопросам прочитанного. А.Шибаев «Беспокойные соседки» | 1 |
9 | Т.Сапгир «Ёж и ёлочка» (внекл. чтение) | 1 |
10 | Нахождение в тексте предложений для ответов на вопросы «Кошка и мышка» | 1 |
11 | Рассматривание иллюстраций к тексту. «Кошка и мышка» | 1 |
12 | Ответы на вопросы. « В лесу» | 1 |
13 | Чтение загадок (внекл. чтение) | 1 |
14 | Ответы на вопросы. «Кошка и птичка» | 1 |
15 | Рассматривание иллюстраций. «Кошка и птичка» | 1 |
16 | Рассматривание иллюстраций. «Наш сад» | 1 |
17 | Ответы на вопросы. «Наш сад» | 1 |
18 | Рассматривание иллюстраций. «Заяц и Ворона» | 1 |
19 | Ответы на вопросы. «Заяц и Ворона» | 1 |
20 | В.Безбородое «Киске» (внекл. чтение) | 1 |
21 | В.Безбородое «Щенку» | 1 |
22 | Л.Пантелеев «АУ!» | 1 |
23 | В. Безбородов «Мальчику» (внекл. чтение) | 1 |
24 | Подбор рисунков к словам. «На хоря напала хворь» | 1 |
25 | Л.Пантелеев «Как поросёнок научился говорить» | 1 |
26 | Е.Благинина «Дождик» (внекл. чтение) | 1 |
27 | Л.Пантелеев «Как поросёнок научился говорить» | 1 |
28 | А.Шибаев «Буква Я шагает гордо» | 1 |
29 | Чтение загадок (внекл. чтение) | 1 |
30 | Ответы на вопросы. «Рыбка» | 1 |
31 | О.Григорьев «Яма». Чтение по ролям. | 1 |
32 | А.Введенский «Песенка дождя» (внекл. чтение) | 1 |
33 | И. Демьянинов «Дразнилка» | 1 |
34 | Изменение слов по образцу | 1 |
35 | Экскурсия в природу | 1 |
36 | И. Демьянинов «Этажи» | 1 |
37 | А.Дементьев «Слепой заяц» (внекл. чтение) | 1 |
38 | Подводим итоги I четверти | 1 |
39 | И. Демьянинов «ы» | 1 |
40 | Е.Трутнева «Эхо» | 1 |
41 | Украинская сказка «Колосок» (внеклассное чтение) | 1 |
42 | У. Раджаб «Мамочка» | 1 |
43 | Ответы на вопросы. «Лучше всех» | 1 |
44 | Ответы на вопросы. « Мила и мыло» | 1 |
45 | Бианки «Муравей» | 1 |
46 | Рассматривание иллюстраций «По грибы» | 1 |
47 | Ответы на вопросы «По грибы» | 1 |
48 | Р.н.с. «Тетерев» (внеклассное чтение) | 1 |
49 | В.Безбородов «Белка» | 1 |
50 | Чтение загадок | 1 |
51 | Е.Благинина «Цапля объясняет» | 1 |
52 | А.Шибаев «Гроза» | 1 |
53 | А.Шибаев «Тише, мыши» | 1 |
54 | Чтение загадок (внеклассное чтение) | 1 |
55 | Е.Петрищева «Шишки у Мишки» | 1 |
56 | Н.Сладков «Заяц и белка» (внеклассное чтение) | 1 |
57 | А.Толстой «Ёж» | 1 |
58 | Ответы на вопросы «Кто что заслужил» | 1 |
59 | Е.Ильина «Три сестры» | 1 |
60 | Чтение загадок (внеклассное чтение) | 1 |
61 | С.Чёрный «На дворе» | 1 |
62 | А.Гладилин «Зайчонок и осень» | 1 |
63 | Экскурсия в природу | 1 |
64 | Подводим итоги II четверти | 1 |
65 | «Жалко птичек». Ответы на вопросы | 1 |
66 | С.Чёрный «На дворе» | 1 |
67 | «Воробьишки». Ответы на вопросы | 1 |
68 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» (внеклассное чтение) | 1 |
69 | Чтение загадок | 1 |
70 | О. Дриз «Добрые слова» | 1 |
71 | А.Кондратьев «Доброго пути» | 1 |
72 | Чтение загадок (внеклассное чтение) | 1 |
73 | А.Шибаев «А что ещё?» | 1 |
74 | Чтение загадок. | 1 |
75 | А.Шибаев «Два хвостика» | 1 |
76 | В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница» (внеклассное чтение) | 1 |
77 | А.Шибаев «Два хвостика» | 1 |
78 | Чтение загадок | 1 |
79 | А.Шибаев «Одна буква», «Буква заблудилась» | 1 |
80 | Л.Татьяничева «Северные гости» (внеклассное чтение) | 1 |
81 | А.Шибаев «Буква заблудилась» | 1 |
82 | Чтение слов парами. | 1 |
83 | Г.Юдин «Отец и мать» | 1 |
84 | Г.Трейлиб «Доверие- вещь хрупкая» (внеклассное чтение) | 1 |
85 | Г.Юдин «Отец и мать» | 1 |
86 | А.Майков «Ласточка» | 1 |
87 | «Крошка-воин». Ответы на вопросы | 1 |
88 | Чтение загадок | 1 |
89 | А.Борченко «Обновка» (внеклассное чтение) | 1 |
90 | Чтение загадок | 1 |
91 | Е.Пермяк «Первая рыбка» | 1 |
92 | С.Гершуни «Куцый» (внеклассное чтение) | 1 |
93 | А. Блок «Ветхая избушка». | 1 |
94 | В.Берестов «Кошкин щенок». Н.Шилов «Божья коровка» (внеклассное чтение) | 1 |
95 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 |
96 | Н.Горелова «Зайчик» | 1 |
97 | О.Безручко «Кот-мечтатель» | 1 |
98 | Сказка «Почему кот моется после еды» | 1 |
99 | А.Горская «Сосчитай-ка» (внеклассное чтение) | 1 |
100 | Сказка «Почему кот моется после еды». | 1 |
101 | С.Чёрный «Кто у кого?» | 1 |
102 | Сказки Ганса Христиана Андерсена (внеклассное чтение) | 1 |
103 | С.Чёрный «Жеребёнок» | 1 |
104 | Экскурсия в природу | 1 |
105 | Подводим итоги III четверти | 1 |
106 | В.Орлов «Как малыши маму нашли» | 3 |
107 | О братьях наших меньших (внеклассное чтение) | 1 |
108 | В.Орлов «Как малыши маму нашли» | 1 |
109 | Н. Сладкое «Белка и медведь» | 1 |
110 | Е.Чарушин «Тошкины сны» | 1 |
111 | Что говорят стихи (внеклассное чтение) | 1 |
112 | Е.Чарушин «Тошкины сны» | 1 |
113 | «Кто первый» | 1 |
114 | Е.Пермяк «Как Маша стала большой» | 1 |
115 | Е.Ховив «Слон в тапочках» (внеклассное чтение) | 1 |
116 | К.Ушинский «Сила - не право» | 1 |
117 | П.Бажов «Про Великого Полоза» (внеклассное чтение) | 1 |
118 | К.Ушинский «Сила - не право» | 1 |
119 | Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | 1 |
120 | Е.Пермяк «Про нос и язык» | 1 |
121 | Знай и люби родную природу (внеклассное чтение) | 1 |
122 | Е.Пермяк «Про нос и язык» | 1 |
123 | К.Ушинский «Гусь и журавль» | 1 |
124 | Смешные рассказы (внеклассное чтение) | 1 |
125 | Я.Аким «Жадина» | 1 |
126 | Г.Снегирёв «Медвежата» | 1 |
127 | С.Погореловский «Апрельский дождик» | 1 |
128 | В.Сутеев «Кораблик» | 1 |
129 | Е.Пермяк «Для чего руки нужны» | 1 |
130 | В. Маяковский «Что такое хорошо и что так ое плохо» (внеклассное чтение) | 1 |
131 | В.Берестов «Серёжа и гвозди» | 1 |
132 | С.Баруздин «Нужный гвоздь» | 1 |
133 | Волшебные сказки братьев Гримм (внеклассное чтение) | 1 |
134 | С.Баруздин «Торопливый ножик» | 1 |
135 | Экскурсия в природу | 1 |
136 | Подводим итоги года | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...