Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Якушева Елена Владимировна

Рабочая программа по рисованию  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl.risovanie.docx487.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

педагога

первой квалификационной категории

Якушевой Елены Владимировны

 рисование 2 класс

2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  учебному предмету «Рисование» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе  адаптированной  основной  образовательной  программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.

Рабочая программа  составлена на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2010 г.

Основной формой реализации программы является урок.

Учебный предмет «Рисование» включен в обязательную предметную область «Искусство».

Программа составлена на основе программы учебного курса «Рисование» АООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 года обучения рисованию  в МБОУ СОШ г. Мамоново.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета «Рисование» (2 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года  N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;  
  • Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
  • Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
  • Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;

                      -Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на  2016-2017 учебный год.

Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.

Задачи:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;      

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;      

содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;      

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;      

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;      

дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;      развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.  

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации ;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по рисованию  решаются  коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
  • коррекция и развитие зрительного и слухового  восприятия
  • коррекция и развитие тактильного восприятия
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
  • Умение выражать свои чувства.

Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для  детей с ОВЗ.

  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

- Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей.

- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

  1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям.

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

- Представления об устройстве домашней жизни.

- Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность  в каких-либо областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

-Представления об устройстве школьной жизни.

- Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях.

- Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.

- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении.

Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении

III.  Овладение навыками коммуникации

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях

- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор.

- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

- Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.

- Освоение культурных норм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

  1. Дифференциация и осмысление картины мира

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей.

- Формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

- Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка.

- Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

- Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

- Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.).

- Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.)

- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению.

- Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми  исследовательскую деятельность.

- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.).

- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

- Умение принимать и включать  в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

  1. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.

- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать  и ограничивать контакт.

- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

ФГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ

Общее количество обучающихся в классе 30. Данная программа предусматривает обучение детей  с ОВЗ   (с интеллектуальными нарушениями) . Форма получения образования обучающимися – очная.. Класс интегрированный,  преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных  и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности.

На изучение учебного предмета «Рисование» отводится – 34 часа.

Обучающиеся должны уметь:   

 свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;      

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;      

использовать данные учителем ориентиры 9опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;      

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;      

рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

       понимать принцип повторения и чередования элементов в узоре (по форме и цвету);      

различать и знать названия цветов;      

узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Раздел программы

Содержание работы

Декоративное рисование.

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный. Желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.      

Рисование с натуры.

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование на темы.

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).    

Беседы об изобразительном искусстве.

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картине, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста.  Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.      

Тематическое планирование

по рисованию   во 2 классе


п /п

Тема урока

Кол-во ча

сов

1

Фрукты. Яблоко.

1

2

Белый гриб.

1

3

Узор в полосе из листьев и ягод.

1

4

Составление  узора  в полосе.

1

5

Овощи. Помидор, огурец.

1

6

Геометрический орнамент в квадрате

1

7

Узор в квадрате из веточек с листочками.

1

8

Осенние листья.

1

9

Деревья осенью.

1

10

Узор  из  цветов  для коврика  прямоугольной  формы.

1

11

Учебные принадлежности.

1

12

Разноцветные флажки.

1

13

Ветка  ели.

1

14

Узор в квадрате из веточек ели.

1

15

Вот какая ёлочка!

1

16

Снеговики.

1

17

Узор из снежинок.

1

18

Башенка из элементов строительного материала.

1

19

Узор в круге – расписная тарелка.

1

20

Машина.

1

21

Рамка для картины.

1

22

Платочек для мамы.

1

23

Узор из чередующихся геометрических фигур в полосе.

1

24

Игрушка (рыбка).

1

25

Дорожный знак «Впереди  опасность».

1

26

Узор в полосе из цветов и листочков.

1

27

Скворечник.

1

28

Ракета в космосе.

1

29

Светофор.

1

30

Ветка с листьями.

1

31

Весенние цветы.

1

32

Узор из цветов в круге.

1

33

Рыбки в аквариуме среди водорослей.

1

34

Машины на дороге.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...