Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl.mir_prirody_i_cheloveka.docx | 490.92 КБ |
2_kl.mir_prirody_i_cheloveka.docx | 490.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
педагога
первой квалификационной категории
Якушевой Елены Владимировны
Мир природы и человека
2 класс
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.
Cоставлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор: Н.Б. Матвеева «Живой мир» (под ред. И.М. Бгажноковой).
М., Просвещение, 2012 г.)
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в обязательную предметную область «Естествознание»
Программа составлена на основе программы учебного курса «Мир природы и человека» АООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Мир природы и человека» (2 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
-Уточнять имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
-На основе наблюдений и простейших опытных действий расширят представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям окружающей среды;
-Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и результаты опытных работ, отмечать фенологические данные;
-Формировать знания учащихся о природе своего края;
-Формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по предмету «Мир природы и человека» решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
- Умение выражать свои чувства.
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
ФГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ
Общее количество обучающихся в классе 30. Данная программа предусматривает обучение детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) . Форма получения образования обучающимися – очная.. Класс интегрированный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности.
На изучение учебного предмета «Мир природы и человека»» отводится – 34 часа.
Планируемые образовательные результаты
Основные требования к знаниям учащихся:
1-ый уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
Выполнять элементарные гигиенические правила;
Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе
2-ой уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
Различать диких и домашних животных, рыб;
Различать признаки времён года;
Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.
Содержание учебного предмета
Раздел программы | Содержание работы |
Сезонные изменения в природе | Формирование представления о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Название времён года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток. Формирование представления о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание. |
Растения и животные в разное время года. | Наблюдения за растениями в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой. |
Труд человека в разное время года. | Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы., дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. |
Неживая природа | Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. |
Растения | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (з-4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов Алтая. Уход за растениями сада и огорода |
Животные | Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь собака – волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2-3 названия рыб, распространённых в водоёмах села). внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. |
Человек | Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. |
Тематическое планирование по миру природы и человека во 2 классе
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе. Смена времён года. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времён года | 1 |
2 | Осень. Экскурсия в природу. | 1 |
3 | Осень рисунок по наблюдениям. | 1 |
4 | Явления и состояния неживой природы: похолодание, дождь. | 1 |
5 | Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание трав. | 1 |
6 | Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью. | 1 |
7 | Неживая природа. Вода. Простейшие свойства воды. | 1 |
8 | Первичные представления о температуре, термометре. | 1 |
9 | Вода горячая и холодная. Практическая работа «Наблюдение за изменением температуры воды». | 1 |
10 | Значение воды для жизни растений, животных и человека. | 1 |
11 | Вода в природе: дождь, снег, лёд. Вода в природе: река, озеро (пруд), болото. Состояние воды зимой. Экскурсия на водоём (болото) | 1 |
12 | Рисунок «Зима» по наблюдениям на экскурсии. | 1 |
13 | Сезонные изменения в природе. Явления и состояния неживой природы зимой. Наблюдение за погодой зимой. Детские игры зимой | 1 |
14 | . Предупреждение травм и несчастных случаев. Правила поведения на зимних дорогах. | 1 |
15 | Наблюдение за зимующими птицами подкормка: синица, сорока. | 1 |
16 | Живая природа. Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки | 1 |
17 | . Условия для жизни растений. | 1 |
18 | Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка, традесканция. | 1 |
19 | Уход за комнатными растениями. | 1 |
20 | Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека. | 1 |
21 | Животные. Домашние животные. Дикие животные.
| 1 |
22 | Сравнение домашних и диких животных: кошка – рысь, собака – волк. Необходимые условия для жизни домашних животных. Отношение человека к животным. | 1 |
23 | Разнообразие пород кошек, их повадки. Разнообразие пород собак. Их повадки. | 1 |
24 | Рыбы. Внешний вид. Рыбы. Среда обитания. Образ жизни. | 1 |
25 | Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. | 1 |
26 | Образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. | 1 |
27 | Человек. Гигиена тела человека, закаливание. | 1 |
28 | Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. | 1 |
29 | Значение овощей и фруктов для правильного питания. Пища человека. Правильное питание. | 1 |
30 | Режим питания. Питание и личная гигиена человека. Профилактика пищевых отравлений. | 1 |
Сезонные изменения в природе. Весна. | ||
31 | Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Экскурсия. | 1 |
32 | Появление перелётных птиц: скворцов, грачей. Наблюдение за птицами. | 1 |
Повторение | ||
33 | Неживая и живая природа. Правила поведения на дорогах. Отношение человека к растениям. | 1 |
34 | Отношение человека к растениям. Экскурсия. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
педагога
первой квалификационной категории
Якушевой Елены Владимировны
Мир природы и человека
2 класс
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.
Cоставлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор: Н.Б. Матвеева «Живой мир» (под ред. И.М. Бгажноковой).
М., Просвещение, 2012 г.)
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в обязательную предметную область «Естествознание»
Программа составлена на основе программы учебного курса «Мир природы и человека» АООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 года обучения в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Мир природы и человека» (2 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
-Уточнять имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
-На основе наблюдений и простейших опытных действий расширят представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям окружающей среды;
-Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и результаты опытных работ, отмечать фенологические данные;
-Формировать знания учащихся о природе своего края;
-Формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по предмету «Мир природы и человека» решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
- Умение выражать свои чувства.
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
ФГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ
Общее количество обучающихся в классе 30. Данная программа предусматривает обучение детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) . Форма получения образования обучающимися – очная.. Класс интегрированный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности.
На изучение учебного предмета «Мир природы и человека»» отводится – 34 часа.
Планируемые образовательные результаты
Основные требования к знаниям учащихся:
1-ый уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
Выполнять элементарные гигиенические правила;
Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе
2-ой уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
Различать диких и домашних животных, рыб;
Различать признаки времён года;
Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.
Содержание учебного предмета
Раздел программы | Содержание работы |
Сезонные изменения в природе | Формирование представления о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Название времён года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток. Формирование представления о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание. |
Растения и животные в разное время года. | Наблюдения за растениями в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой. |
Труд человека в разное время года. | Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы., дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. |
Неживая природа | Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. |
Растения | Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (з-4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов Алтая. Уход за растениями сада и огорода |
Животные | Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь собака – волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2-3 названия рыб, распространённых в водоёмах села). внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. |
Человек | Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. |
Тематическое планирование по миру природы и человека во 2 классе
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе. Смена времён года. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времён года | 1 |
2 | Осень. Экскурсия в природу. | 1 |
3 | Осень рисунок по наблюдениям. | 1 |
4 | Явления и состояния неживой природы: похолодание, дождь. | 1 |
5 | Наблюдение за растениями: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание трав. | 1 |
6 | Экскурсия. Работа в саду и огороде осенью. | 1 |
7 | Неживая природа. Вода. Простейшие свойства воды. | 1 |
8 | Первичные представления о температуре, термометре. | 1 |
9 | Вода горячая и холодная. Практическая работа «Наблюдение за изменением температуры воды». | 1 |
10 | Значение воды для жизни растений, животных и человека. | 1 |
11 | Вода в природе: дождь, снег, лёд. Вода в природе: река, озеро (пруд), болото. Состояние воды зимой. Экскурсия на водоём (болото) | 1 |
12 | Рисунок «Зима» по наблюдениям на экскурсии. | 1 |
13 | Сезонные изменения в природе. Явления и состояния неживой природы зимой. Наблюдение за погодой зимой. Детские игры зимой | 1 |
14 | . Предупреждение травм и несчастных случаев. Правила поведения на зимних дорогах. | 1 |
15 | Наблюдение за зимующими птицами подкормка: синица, сорока. | 1 |
16 | Живая природа. Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки | 1 |
17 | . Условия для жизни растений. | 1 |
18 | Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция, кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка, традесканция. | 1 |
19 | Уход за комнатными растениями. | 1 |
20 | Огород. Овощи, их признаки. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в питании человека. | 1 |
21 | Животные. Домашние животные. Дикие животные.
| 1 |
22 | Сравнение домашних и диких животных: кошка – рысь, собака – волк. Необходимые условия для жизни домашних животных. Отношение человека к животным. | 1 |
23 | Разнообразие пород кошек, их повадки. Разнообразие пород собак. Их повадки. | 1 |
24 | Рыбы. Внешний вид. Рыбы. Среда обитания. Образ жизни. | 1 |
25 | Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. | 1 |
26 | Образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий. | 1 |
27 | Человек. Гигиена тела человека, закаливание. | 1 |
28 | Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. | 1 |
29 | Значение овощей и фруктов для правильного питания. Пища человека. Правильное питание. | 1 |
30 | Режим питания. Питание и личная гигиена человека. Профилактика пищевых отравлений. | 1 |
Сезонные изменения в природе. Весна. | ||
31 | Явления природы весной. Появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Экскурсия. | 1 |
32 | Появление перелётных птиц: скворцов, грачей. Наблюдение за птицами. | 1 |
Повторение | ||
33 | Неживая и живая природа. Правила поведения на дорогах. Отношение человека к растениям. | 1 |
34 | Отношение человека к растениям. Экскурсия. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» 2 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по «Ручному труду» предназначена для детей с ОВЗ и обеспечивает реализацию требований адаптированной общеобразовательной программой в предметной области &laqu...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по курсу Речевая практика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.Используемый УМК:Учебник: С.В. Комарова. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированн...
Рабочая программа по курсу русский язык 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Используемый УМК:Учебник: Э.В. Якубовская, Я.В Коршунова «Русский язык». 2 класс. Учебник для общеобразовательных орган...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.
Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...