Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl.rechevaya_praktika.docx | 493.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
педагога
первой квалификационной категории
Якушевой Елены Владимировны
Речевая практика
2 класс
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.
Рабочая программа по учебному курсу «Речевая практика» составлена в соответствии с программой «Русский язык» (А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы» И.А. Бгажнокова, СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2007 и учебником «Устная речь. 2 класс» С.В. Комаровой.
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «Речевая практика» включен в обязательную предметную область «Язык и речевая практика».
Программа составлена на основе программы учебного курса «Речевая практика» АООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 года обучения речевой практики в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» (2 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
- Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
- Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоновона 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год.
Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.
Задачи:
-Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
-Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
-Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
-Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
-Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
-Учить строить устные связные высказывания;
-Воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по речевой практике решаются коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
- коррекция и развитие тактильного восприятия
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
- Умение выражать свои чувства.
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ.
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
- Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
ФГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ
Общее количество обучающихся в классе 30. Данная программа предусматривает обучение детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) . Форма получения образования обучающимися – очная.. Класс интегрированный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности.
На изучение учебного предмета «Речевая практика» отводится – 68 часов.
Планируемые образовательные результаты:
Основные требования к умениям учащихся 2 класса:
Учащиеся должны уметь:
1-й у р о в е н ь
выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;
использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план;
2-й у р о в е н ь
выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников;
участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел программы | Содержание работы |
Аудирование | Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др. (с опорой на наглядные средства). | |
Дикция и выразительность речи | .Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. | |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», | |
Культура общения | Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, |
Тематическое планирование
по речевой практике во 2 классе
№п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Школьная жизнь – 8 ч Добро пожаловать! | 1 |
2 | У нас новая ученица | 1 |
3 | Кто нас лечит и кормит | 1 |
4 | Правила для школьника | 1 |
5 | Дежурим с другом (подругой) | 1 |
6 | «Ура! Перемена!» | 1 |
7 | Истории о лете | 1 |
8 | Я расскажу вам, где отдыхал | 1 |
9 | Игры и игрушки – 5 ч «Игрушки» | 1 |
10 | «Моя любимая игрушка» | 1 |
11 | «Магазин игрушек» | 1 |
12 | «Уложим куклу спать» | 1 |
13 | «Мы уже не малыши» | 1 |
14 | Играем в сказку – 7 ч Знакомство со сказкой «Три медведя» | 1 |
15 | Инсценировка сказки «Три медведя» | 1 |
16 | Знакомство со сказкой «Три поросенка» | 1 |
17 | Инсценировка сказки «Три поросенка» | 1 |
18 | Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | 1 |
19 | Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | 1 |
20 | Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» | 1 |
21 | Я дома – 4 ч В воскресенье все дома | 1 |
22 | Расскажи о себе | 1 |
23 | Я звоню себе домой | 1 |
24 | Я звоню в экстренные службы | 1 |
25 | Мои товарищи в школе - 4 ч Играем во дворе | 1 |
26 | Не надо больше ссориться | 1 |
27 | Дружат в нашем классе девочки и мальчики | 1 |
28 | Наш товарищ заболел | 1 |
29 | Готовим новогодний праздник - 3 ч Готовимся к празднику | 1 |
30 | Новогодние чудеса | 1 |
31 | Новогодние поздравления | 1 |
32 | Новогодние поздравления | 1 |
33 | Зимняя прогулка – 4 ч Зимняя одежда | 1 |
34 | Зимние забавы | 1 |
35 | Мы катаемся с горы | 1 |
36 | Мы лепим снеговика | 1 |
37 | Мойдодыр – 12 ч Я умываюсь | 1 |
38 | Я чищу зубы | 1 |
39 | Режим дня школьника | 1 |
40 | Я правильно одеваюсь | 1 |
41 | Вещи в моем шкафу | 1 |
42 | Я собираюсь на прогулку | 1 |
43 | Содержу одежду в чистоте | 1 |
44 | Опрятному человеку нужны помощники | 1 |
45 | Я обуваюсь | 1 |
46 | Я ухаживаю за обувью. | 1 |
47 | Я по лужам прогулялся | 1 |
48 | Мишка заболел | 1 |
49 | Я за порогом дома Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) | 1 |
50 | Мы не знаем, как пройти, Как быть? | 1 |
51 | Где я живу | 1 |
52 | Моя дорога в школу | 1 |
53 | За покупками в магазин | 1 |
54 | Я иду в кружок. Кто со мной? | 1 |
55 | Мы в гостях на день рождении | 1 |
56 | День рождения !Знакомимся с гостями | 1 |
57 | День рождения! Провожаем гостей | 1 |
58 | Накрываем на стол | 1 |
59 | Поздравляем маму | 1 |
60 | Мир природы – 8 ч «К нам весна шагает…» | 1 |
61 | Первоцветы | 1 |
62 | Весенняя прогулка. | 1 |
63 | «А у нас в квартире кот! А у вас?» | 1 |
64 | Учу попугая говорить | 1 |
65 | У меня есть щенок! | 1 |
66 | Здравствуй лето! | 1 |
67 | Здравствуй лето! | 1 |
68 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...
Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Адаптированная рабочая программа для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку
Адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку и содержит: планируемые результаты ос...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. Взрослый выступает для ребенка в качестве ...