Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: "А. С. Пушкин "В тот год осенняя погода..."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Евсеева Светлана Ивановна

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин "В тот год осенняя погода..."   4 класс   УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Литературное чтение»

УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс

Тема: А.С. Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин»

«В тот год осенняя погода…»

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d8f21ab156276394dcd7c19fd1ac9c51&n=33&h=215&w=177

Учитель начальных классов: Евсеева Светлана Ивановна                

Педагогическая цель

Познакомить с «онегинской строфой»; рассмотреть виды рифмовки в ней, их сочетание и содержательность

Педагогические задачи

Способствовать ознакомлению с  творчеством А.С. Пушкина, раскрытию возвышенного настроения стихотворения; создать условия для совершенствования выразительности чтения, формирования умений понимать изобразительно-выразительные средства языка, находить их; содействовать развитию литературной речи, языка, образного мышления; способствовать воспитанию чувства прекрасного, любви к природе.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты

Научатся анализировать стихотворение, получат возможность научиться анализировать средства выразительности, подчёркивать существенные признаки изображаемых предметов и явлений, усиливать передаваемые чувства, поэтические образы.

Личностные результаты

Демонстрируют интерес к содержанию и форме произведения; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Универсальные учебные действия

Познавательные: владеют приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; выделяют существенную информацию из текста; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы.

Регулятивные: выбирают способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: выражают свои мысли в устной речи; используют доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины

«Онегинская строфа», виды рифм, содержательность и сочетание рифм. Средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение). Тема произведения.

Технологическая  карта  урока

Этапы и цели урока

Формы, методы, методические приёмы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Фронтальная. Словесный.

1.Приветствие уч-ся.

2.Проверка готовности к уроку.

3.Эмоциональный настрой.

4. Правила посадки.

Психологический настрой.

Проверка готовности  к уроку.

Приветствует детей, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Коммуникативные:

-Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать точку зрения.

II. Проверка
домашнего
задания

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

1. Рассказ наизусть стихотворения

– Прочтите выразительно стихотворение, которое вы приготовили дома. Объясните, какие виды рифмовки  в стихотворении.

(парная рифмовка – рифмуются две соседние строчки; перекрёстная рифмовка - рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строчки;

охватная рифмовка – рифмуются две строчки по краям и две строчки посередине)

Проверяет качество выполнения домашнего задания

Выполняют учебную задачу под руководством учителя, осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные:

-адекватно использовать  речевые средства для разрешения различных задач.

III. . Введение в тему урока

Цель: создание направленности на учебную работу; принятие учебной задачи урока (предугадывание предстоящего чтения)

Фронтальная. Словесный.

1. Чтение стихотворных произведений.

У вас на столах лежат книги.  Откройте их на странице, которая отмечена закладкой. На данной странице отмечен отрывок, прочитайте его. (учащиеся читают сначала самостоятельно, потом вслух)

Определите виды рифмовки в прочитанных отрывках.

Из каких произведений вы прочитали отрывки? Кто автор?

Кто может определить тему сегодняшнего урока?

Какую цель мы поставим перед собой на уроке? Чем мы будем заниматься?

Правильно, мы будем работать с произведениями А. С. Пушкина. А точнее, мы  познакомимся с отрывком из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «В тот год осенняя погода…». Слайд №1

Подводит учащихся к определению цели, формулирует учебную задачу урока.

Планируют работу на уроке.

Читают стихи.

Осмысленно читают, соблюдая интонацию
и знаки препинания.

Правильно строят ответы на вопросы

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

Познавательные:

 -строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.

IV. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: восприятие информации на слух; развитие интереса к поэту, его творчеству; эмоциональное восприятие стихотворения; выразительное чтение; овладение навыками поискового чтения.

Фронтальная

Словесный

Наглядный

1.Подготовка к восприятию (Рассказ о А.С. Пушкине)

  - Что вы знаете о А. С. Пушкине?  

- Какие произведения  он писал?

- Какие произведения Пушкина вы читали?

Рассказ о Пушкине.(небольшой) Приложение 1 

Слайд № 2, 3, 4, 5, 6

- Для некоторых людей создание стихов – дело жизни. Эти люди – поэты. А. С. Пушкин – гениальный поэт. Слайд № 7

Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

  Пушкин создал большое количество замечательных произведений –это и стихи, и рассказы, и повести, и поэмы, и романы. Среди этих произведений возвышается неповторимый  роман в стихах «Евгений Онегин».

 Его вы будете изучать , когда перейдёте в старшие классы (9 класс).А сегодня мы будем читать  отрывок  из этого романа.

Задает вопросы по ранее изученному материалу

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

-адекватно использовать  речевые средства для разрешения различных задач;

Познавательные:

-извлекать информацию,

-строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.

Фронтальная

Словесный

Беседа

2. Первичное восприятие стихотворения

-Откройте учебник на странице 128.

-Ребята, сейчас я вам прочитаю лирическое стихотворение «В тот год осенняя погода…». Слушайте внимательно, после прослушивания вы постараетесь придумать  заголовок  к этому отрывку.

- Какое настроение навевает стихотворение? Почему? (Сначала было грустно, оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, то и на душе стало светло и радостно.)

-Как можно озаглавить это стихотворение?

Читает стихотворение;

Дает целевую установку;

Проверка восприятия , задает вопросы по содержанию.

Понимают содержание прочитанного, высказывают свое отношение.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

Фронтальная

Словесный

Беседа

3.Вторичное чтение и анализ стихотворения «В тот год осенняя пора…»

- Прочитайте ещё раз самостоятельно.  Какие слова или выражения вам не понятны? (на третье в ночь- ночь на 3 января; куртины- отдельно стоящиая группа деревьев и кустов; кровля -крыша) 

- Как зовут героиню романа?(Татьяна)

–Поделитесь своими впечатлениями: что описывает автор? (поэт описывает начало русской зимы; он передаёт нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуется её приходу)

-Докажите, что зима долго не наступала. (первые три строки; слово ждала повторяется)

-Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно.

-О чем говорит поэт «Деревья в синем серебре»? (об инее)

-А «Зимы блистательный ковер»? (о снеге)

-Как называется такой поэтический прием? (Метафорой. Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства)

- Как вы себе представляете: «мягко устланные горы зимы блистательным ковром»?

- Какое чувство могло охватить Татьяну, когда она увидела, как преобразилась земля от первого снега?

- Как вы думаете, сколько смысловых  частей в отрывке? (Две смысловые части: первая – ожидание зимы и первый снег, вторая – то, что Татьяна видит за окном)

- Посмотрите на иллюстрацию и опишите её. Какое настроение хотел передать художник? Почему?

- Что показалось особенно красивым в зимней природе? Слайд № 8 - 20

Эпитеты: лёгкие (узоры), (сороки) весёлые, устланные (горы),  блистательный (ковёр)

Олицетворения:  Зимы ждала природа.  На стёклах лёгкие узоры.  Сорок весёлых на дворе.  Устланные горы.

Задает наводящие вопросы для правильных  ответов учащихся и понимания ими данной темы

Читают произведение про себя.

Находить средства художественной выразительности в текстах.

Высказывают свое отношение и понимание прочитанного.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

Познавательные:

-строить рассуждения;

-осуществлять анализ.

Фронтальная

Словесный

Беседа

4.Выразительное чтение стихотворения

Слайд № 21

На парте лежат листы с отпечатанным отрывком, возьмите простой карандаш, прочитайте ещё раз стихотворение, стрелочками соедините рифмующиеся слова в каждой строчке.  Приложение 2 

Какую рифму использует Пушкин в данном отрывке?

(в первом четверостишии – перекрёстная, во втором – парная, в третьем – охватная, а в заключительном двустишии – снова парная)

А. С. Пушкин был первым из русских поэтов, который  использовал сразу все три вида рифмовки?

Используя три вида рифмовки,  А. С. Пушкин написал всю поэму -роман «Евгений Онегин» Роман – крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не хотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С момента выхода романа в свет весь поэтический мир называет эту строфу «онегинской».

- Сколько строчек составляет строфа, названная «онегинской»? (14 строчек)

Контролирует работу детей;

Исправляет ошибки.

Читают произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Определяют виды рифмы.

Коммуникативные:

-слушать и слышать других

Физминутка.

Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Словесный

Элементы валеологии.

Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке

Обучающиеся повторяют движения за учителем.

Осуществляют профилактику утомления.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

Фронтальная

Словесный

Беседа

4.Выразительное чтение стихотворения

Вернёмся к отрывку.

Прочитайте первую строфу. Как нужно её прочитать, можно ли сделать паузу в конце первого четверостишия?

- А в конце третьего? (сделать паузы в конце этих четверостиший невозможно, так как нарушится целостность и завершённость «онегинской строфы»)

Прочитайте об этом рассуждения героев учебника на стр. 129 (всё в стихотворении как-то перетекает одно в другое, всё плавненько,незаметно. Даже непонятно, где какая часть. Всё единое целое.)

-Приготовьтесь читать выразительно, передавая настроение. (Выразительное чтение учащимися)

Контролирует работу детей;

Исправляет ошибки.

Задает наводящие вопросы для правильных  ответов учащихся и понимания ими данной темы

Читают произведение, определяют виды рифмы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

Познавательные:

-строить рассуждения.

V. Применение знаний и способов действий

Цель: развитие творческих способностей. обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Фронтальная

Словесный

Беседа

1.Работа в отрывками их поэмы, прочитанные учениками ранее (в предыдущих классах)

У вас на столе  отпечатанные стихи этого поэта, прочитайте их и определите вид рифмовки.

Это тоже отрывки из поэмы «Евгений Онегин», эти отрывки вы читали в предыдущих классах.

Приложение 3

Контролирует работу детей;

Исправляет ошибки.

Задает наводящие вопросы для правильных  ответов учащихся и понимания ими данной темы

Читают произведение, определяют виды рифмы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

Познавательные:

-строить рассуждения;

-осуществлять анализ.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Фронтальная. Словесный. Беседа

- Ребята, наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали.

 -Отрывки из какого произведения мы сегодня изучали?

-Что нового узнали о Пушкине?

- С каким видом рифмы познакомились? («онегинская строка» - все виды рифмы в 14 строчках)

Задает вопросы с целью выявления у детей понимания изученного материала

Анализируют работу на уроке: соотносят задачу, план и совершенные операции. Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

VII. Домашнее задание

 Цель: выразительное чтение стихотворения наизусть.

Словесный.

-Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы,  который мы изучили на сегодняшнем уроке.

Нарисовать  рисунок к стихотворению (по желанию)

Спасибо за работу.   Слайд № 22

Записывает домашнее задание на доске.

Записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

Приложение 1

  Родился Пушкин в Москве 26 мая (6 июня) в старинной дворянской семье, которая к этому времени стала небогатой. Пушкины владели лишь небольшими поместьями.

   Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, был хорошо образован и воспитан, писал стихи. Он собрал богатую библиотеку, состоящую в основном из французских книг.

   Мать, Надежда Осиповна. обладала живым характером, была беззаботна. Воспитанием детей (а их было трое — Александр, Ольга и Лев) ни отец, ни мать не занимались; их учителями и воспитателями были часто меняющиеся гувернёры-французы. В доме господствовал французский язык, поэтому Саша до 5-ти лет не разговаривал по-русски.

   Но в доме, к счастью, были люди, которые помогли будущему поэту узнать и полюбить родной язык. Бабушка Мария Алексеевна могла на превосходном русском языке рассказать своему внуку и сказку, и о жизни прадеда. Няня Пушкина, Арина Родионовна, крепостная Ганнибалов, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от «господ», вынянчила их детей, а потом внуков. Они раскрыли перед мальчиком всё богатство разговорного русского языка и русского фольклора.

    Пушкин уже к 8-ми годам прочитал большую часть книг из библиотеки отца.

    Сформировать литературный вкус Пушкину помог и его дядя — Василий Львович Пушкин — поэт.

    Когда Пушкину исполнилось 12 лет, его отправили получать школьное образование в Царскосельский лицей. 

Пушкин создал большое количество замечательных произведений –это и стихи, и рассказы, и повести, и поэмы, и романы. Он много рисовал, и это говорит о многогранности таланта. Свои рисунки поэт часто делал прямо в рукописях, где были написаны стихи. Воистину, талантливый человек талантлив во всём.

 Пушкин – великий русский поэт.  Память о нём живёт в веках.

И сквозь века и поколенья он не устанет удивлять…

Приложение 2

Отрывок из поэмы

В тот год осенняя погода

Стояла долго во дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом.

Приложение 3

               Отрывок №1

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная* сень* 
С печальным шумом обнажалась*, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

Сень* - (устаревшее) То, что покрывает или укрывает что-нибудь.

Таинственная*- секретный, скрытый. 

Обнажалась* - лишилась покрова, одежды

               Отрывок №2

Опрятней* модного паркета*
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону* вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами  падая на брег.

Опрятный*-  аккуратный, чистый

Паркет*- гладкие дощечки для пола

Лоно*- устаревшее переносное значение –ширь или глубь земли или воды

               Отрывок №3

Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл – и вот сама 
Идет волшебница-зима, 
Пришла, рассыпалась; клоками* 
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей вокруг холмов. 
Брега* с недвижною рекою 
Сравняла пухлой* пеленою*; 
Блеснул мороз, и рады мы 
Проказам* матушки-зимы.

Клок*- пучок волос или шерсти

Брега*- берега

Пухлый* - округлый, мягкий, несколько вздутый

Пелена*- сплошной покров, то, что закрывает со всех сторон

Проказы*- здесь: шалость, проделка

               Отрывок №4

Встаёт заря во мгле* холодной;
На нивах* шум работ умолк;
С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;
Его почуя*, конь дорожный
Храпит* — и путник осторожный
Несётся в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева*,
И в час полуденный* в кружок
Их не зовёт его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядёт*, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.

Во мгле*- мрак, тьма

Нива*- засеянное поле

Почуя*- почуять, почувствовать

Хлев*- помещение для скота, животных

Полуденный*- в полдень

Прядёт*- скручивать нитку

               Отрывок №5

Гонимы вешними* лучами,
С окрестных* гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые* луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью* полевой

Летит из кельи* восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии* ночей.

Вешними*- весенними

Окрестность*- местность, окружающее пространство

Потоплённый*- потоплены

Дань*- налог, плата

Келья*- жилище монаха или отдельная комната в монастыре
Безмолвие*- полная тишина, молчание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.

Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение....

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...