Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха.
Планируемые результаты:
предметные: отработать навыки литературного анализа стихотворений, выразительное чтение; знать содержание и композиционный строй стихотворения; формирование умения выразительно читать стихотворение с передачей эмоционального тона; умение находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); умение создавать под руководством учителя текст с использованием авторских художественных выразительных средств; умение участвовать в коллективной беседе.
личностные: положительное отношение к предмету; совершенствование умения излагать свои мыли в устной форме; развитие коммуникативных навыков и навыка публичных выступлений.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Н.А.Чуракова "Литературное чтение", учебник 2 класса, II часть (образовательная система "Перспективная начальная школа"), презентация, доска, музыкальное сопровождение, листы для творческой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 23.32 КБ |
Презентация | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока. Методы и приемы. | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный момент. Мотивационный этап. Словесный метод (слово учителя, учебный диалог) Наглядный (рассматривание иллюстраций) | 5 мин | Сегодня проводится занятие в клубе “Ключ и заря”. Это занятие – для самых наблюдательных членов клуба. Закончите стихотворение. Если на деревьях листья пожелтели, – Правильно. Осенью зовётся. Какая погода чаще всего бывает осенью. Прослушаем фрагмент произведения Чайковского, чтобы настроиться на работу. Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года” – Какие чувства возникли при прослушивании? – Какую картину увидели? – Подходит ли эта музыка к теме осени? Почему? – Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи. – Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором. | Слушать учителя, называть правильный ответ загадки. Участвовать в учебном диалоге, формулировать устное высказывание. | Л: самоопределение, целеполагание. К: построение высказывания в устной форме; обмен мнениями. |
2. | Постановка учебной задачи. Словесный (учебный диалог) Практический (работа с учебником) | 5 мин | – Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету, где указаны даты жизни А.С. Пушкина). Вы уже знаете немного о жизни и творчестве поэта. Сегодня услышите новые стихи поэта. Мы поговорим о том, как любил это время года А.С. Пушкин. Он сам об этом говорил так: “ Осень… любимое моё время … пора моих литературных трудов” – Послушайте такие стихотворные строчки: И с каждой осенью я расцветаю вновь; – Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, – осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца. Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе и на Москву, Московскую область, и А.С. Пушкин не мог выехать из Болдино три месяца. Пушкин в это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин” – Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество. (На доске открываются рисунки с осенними пейзажами) Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте одно из них. Это отрывок из романа А.с. Пушкина “Евгений Онегин” “… Уж небо осенью дышало” | Вспоминают информацию об авторе, которую уже знают. Расширяют свои знания о поэте и его творчестве. | П: анализ материала с опорой на предыдущий опыт; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. К: выражение своих мыслей понятно и точно; аргументация своего мнения; умение взаимодействовать с одноклассниками. |
3. | Решение частных задач Словесный (учебный диалог, высказывания учащихся) Практический (работа с учебником) Наглядный (рассматривание картин осени) | 34 мин | Выразительное чтение учителя. Проверка восприятия. Вопросы для первичного восприятия текста: Работа над произведением. Нам предстоит поближе познакомиться со стихотворением, но сначала обратите внимание на слова со сноской. Давайте узнаем их лексическое значение. (Сень, нива, почуя - все иллюстрации на экране) Какие еще слова вам не знакомы? - Радует ли героя-рассказчика наступление осени? Прочитай те строчки, которые помогают представить, что происходит осенью в лесах. - О ком обычно говорят: дышит, дышал, дышало? ( о человеке) - Поэт стремится к тому, чтоб мы это только увидели или еще и услышали? - - Найди строчки, подтверждающие ваш ответ. - Найдите строчки, позволяющие представить, что делают птицы осенью. - Мы это только видим или и видим, и слышим? Можем ли мы почувствовать запахи осени? - Кто из вас, ребята, видел летящих в небе журавлей или гусей? Как выстраиваются птицы в летящей стае? Почему гуси в полёте кричат? Поэт описывает раннюю или позднюю осень? - Теперь в парах обсудите тихонечко: первая часть - это впечатления и наблюдения поэта? Или его размышления? Будьте готовы аргументировать свою точку зрения. (Проверка готовности по рукам) Спасибо за ваши ответы. Впечатления, описанные в первой части стихотворения, обособленны друг от друга или складываются в какую-то общую картину? Где поэт ставит точку? - Прочитайте это стихотворение про себя так, будто вместо запятых стоят точки. Что изменилось? Почему? - Как нужно читать эту часть? Прочитайте выразительно. Перечитайте вторую часть стихотворения. Что вы заметили? (Это одно предложение.) – Какие знаки стоят в конце некоторых строчек? – Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что обозначает этот знак. Точка с запятой сообщает, что в одном высказывании объединяются различные наблюдения или размышления. – Вы согласны с такой расстановкой знаков? Работа по учебнику на странице 53. | Слушают выразительное чтение учителя. Анализируют стихотворение с помощью вопросов учителя на осмысление. Узнают значение новых слов. Высказывают свое мнение по поводу темы урока. Делятся собственным опытом и суждениями. Находят строчки в подтверждении своего мнения в стихотворении. Работают в парах, обсуждают проблемный вопрос. Проводят эксперимент, заменяя запятые на точки. Читают получившееся стихотворение, делают заключение. | П: работа с учебником; анализ материала с опорой на предыдущий опыт; выполнение действий по алгоритму; анализ словарного материала; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. К: выражение своих мыслей понятно и точно; аргументация своего мнения; умение взаимодействовать с одноклассниками. |
4. | Итоги урока. Рефлексия. Дача домашнего задания | 3 мин | Творческая работа (на партах лежат листочки) – Как вы воспринимаете осень? Какими словами вы могли бы выразить своё отношение к осени? Продолжите ряды слов-ассоциаций: Унылая пора, грустно, ___________________ Краса, яркие краски,___________________________ Прикрепить листочки на дерево, если успеваем. – С каким произведением А. С. Пушкина мы познакомились? (Мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина “…Уж небо осенью дышало”.) – Какой теме посвящено стихотворение? Домашнее задание: учить наизусть. | Выполняют творческо-рефлексивную работу, подводят итоги своей работы на уроке. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез Р: осуществляют итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время го да… Закончите стихотворение:
А.С.Пушкин (1799 – 1837) Осень… любимое моё время … пора моих литературных трудов ” И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод…
Сень – то, что укрывает, покров.
Нива – засеянное поле, пашня.
Пахарь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"
Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:· Предметные: формирова...
Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"
Предмет: литературное чтение Тема урока: Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Я и мои друзья" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Я и мои друзья» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж¬бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, п...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Стихи о дружбе и обидах" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопо...