Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Воронова Мария Владимировна

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха.

         Планируемые результаты:

предметные: отработать навыки литературного анализа стихотворений, выразительное чтение; знать содержание и композиционный строй стихотворения; формирование умения выразительно читать стихотворение с передачей эмоционального тона;  умение находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);  умение создавать под руководством учителя текст с использованием авторских художественных выразительных средств;  умение участвовать в коллективной беседе.

         личностные: положительное отношение к предмету; совершенствование умения излагать свои мыли в устной форме; развитие коммуникативных навыков и навыка публичных выступлений.

         Тип урока: изучение нового материала.

         Оборудование: Н.А.Чуракова "Литературное чтение", учебник 2 класса, II часть (образовательная система "Перспективная начальная школа"), презентация,  доска, музыкальное сопровождение, листы для творческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект23.32 КБ
Файл Презентация2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы.

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент.

Мотивационный этап.

Словесный метод (слово учителя, учебный диалог)

Наглядный (рассматривание иллюстраций)

5 мин

Сегодня проводится занятие в клубе “Ключ и заря”. Это занятие – для самых наблюдательных членов клуба. Закончите стихотворение.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
– Как зовётся? (
Осень)

– Правильно. Осенью зовётся. Какая погода чаще всего бывает осенью. Прослушаем фрагмент произведения Чайковского, чтобы настроиться на работу.

Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года”

– Какие чувства возникли при прослушивании?

– Какую картину увидели?

– Подходит ли эта музыка к теме осени? Почему?

– Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи.

– Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором.

Слушать учителя, называть правильный ответ загадки.

Участвовать в учебном диалоге, формулировать устное высказывание.

Л: самоопределение, целеполагание.

К: построение высказывания в устной форме;

обмен мнениями.

2.

Постановка учебной задачи.

Словесный (учебный диалог)

Практический (работа с учебником)

5 мин

– Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету, где указаны даты жизни А.С. Пушкина). Вы уже знаете немного о жизни и творчестве поэта. Сегодня услышите новые стихи поэта. Мы поговорим о том, как любил это время года А.С. Пушкин. Он сам об этом говорил так: “ Осень… любимое моё время … пора моих литературных трудов”

– Послушайте такие стихотворные строчки:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод…

– Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, – осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца. Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе и на Москву, Московскую область, и А.С. Пушкин не мог выехать из Болдино три месяца.

Пушкин в это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин”

– Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.

(На доске открываются рисунки с осенними пейзажами)

Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте одно из них. Это отрывок из романа А.с. Пушкина “Евгений Онегин” “… Уж небо осенью дышало”

Вспоминают информацию об авторе, которую уже знают. Расширяют свои знания о поэте и его творчестве.

П: анализ материала с опорой на предыдущий опыт;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: выражение своих мыслей понятно и точно;

аргументация своего мнения;

умение взаимодействовать с одноклассниками.

3.

Решение частных задач

Словесный (учебный диалог, высказывания учащихся)

Практический (работа с учебником)

Наглядный (рассматривание картин осени)

34 мин

Выразительное чтение учителя.

Проверка восприятия. Вопросы для первичного восприятия текста:
- Какие картины предстали перед вашими глазами? Опишите их.
- Какой жанр данного произведения?

Работа над произведением.

Нам предстоит поближе познакомиться со стихотворением, но сначала обратите внимание на слова со сноской. Давайте узнаем их лексическое значение. (Сень, нива, почуя - все иллюстрации на экране)

Какие еще слова вам не знакомы?
Давайте прочитаем первую часть стихотворения.

- Радует ли героя-рассказчика наступление осени? Прочитай те строчки, которые помогают представить, что происходит осенью в лесах.

- О ком обычно говорят: дышит, дышал, дышало? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие? (небу)
- Как называется это изобразительное средство языка? (метафора)
- Объясните, как вы понимаете - небо дышало осенью? (на экране иллюстрация осеннего неба)

- Поэт стремится к тому, чтоб мы это только увидели или еще и услышали? - - Найди строчки, подтверждающие ваш ответ.

- Найдите строчки, позволяющие представить, что делают птицы осенью. - Мы это только видим или и видим, и слышим? Можем ли мы почувствовать запахи осени?

- Кто из вас, ребята, видел летящих в небе журавлей или гусей? Как выстраиваются птицы в летящей стае? Почему гуси в полёте кричат?
( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест) Они вам напоминают кого – то? (Пушкин себя сравнивает с улетающими птицами, это он оторван от родных)

Поэт описывает раннюю или позднюю осень?

- Теперь в парах обсудите тихонечко: первая часть - это впечатления и наблюдения поэта? Или его размышления? Будьте готовы аргументировать свою точку зрения.

(Проверка готовности по рукам)

Спасибо за ваши ответы. Впечатления, описанные в первой части стихотворения, обособленны друг от друга или складываются в какую-то общую картину? Где поэт ставит точку?

- Прочитайте это стихотворение про себя так, будто вместо запятых стоят точки. Что изменилось? Почему?

- Как нужно читать эту часть? Прочитайте выразительно. Перечитайте вторую часть стихотворения. Что вы заметили? (Это одно предложение.)

– Какие знаки стоят в конце некоторых строчек?

– Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что обозначает этот знак.

Точка с запятой сообщает, что в одном высказывании объединяются различные наблюдения или размышления.

– Вы согласны с такой расстановкой знаков?

Работа по учебнику на странице 53.

Слушают выразительное чтение учителя.

Анализируют стихотворение с помощью вопросов учителя на осмысление.

Узнают значение новых слов.

Высказывают свое мнение по поводу темы урока.

Делятся собственным опытом и суждениями.

Находят строчки в подтверждении своего мнения в стихотворении.

Работают в парах, обсуждают проблемный вопрос.

Проводят эксперимент, заменяя запятые на точки. Читают получившееся стихотворение, делают заключение.

П: работа с учебником;

анализ материала с опорой на предыдущий опыт;

выполнение действий по алгоритму;

анализ словарного материала;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

К: выражение своих мыслей понятно и точно;

аргументация своего мнения;

умение взаимодействовать с одноклассниками.

4.

Итоги урока.

Рефлексия.

Дача домашнего задания

3 мин

Творческая работа (на партах лежат листочки)

– Как вы воспринимаете осень?

Какими словами вы могли бы выразить своё отношение к осени? Продолжите ряды слов-ассоциаций:

Унылая пора, грустно, ___________________

Краса, яркие краски,___________________________

Прикрепить листочки на дерево, если успеваем.

– С каким произведением А. С. Пушкина мы познакомились? (Мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина “…Уж небо осенью дышало”.)

– Какой теме посвящено стихотворение?

Домашнее задание: учить наизусть.

Выполняют творческо-рефлексивную работу, подводят итоги своей работы на уроке.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

Р: осуществляют итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 2

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время го да… Закончите стихотворение:

Слайд 3

А.С.Пушкин (1799 – 1837) Осень… любимое моё время … пора моих литературных трудов ” И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод…

Слайд 4

Сень – то, что укрывает, покров.

Слайд 5

Нива – засеянное поле, пашня.

Слайд 6

Пахарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:·        Предметные: формирова...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Я и мои друзья" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Я и мои друзья» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж¬бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, п...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Стихи о дружбе и обидах" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопо...