Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
УМК "Перспективная начальная школа". Глава "Сравниваем прошлое и настоящее", 2-ой урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 70.4 КБ |
prilozhenie1.pptx | 2.86 МБ |
prilozhenie_2.docx | 11.47 КБ |
prilozhenie_3.docx | 200.04 КБ |
prilozhenie_4.docx | 295.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»
Пояснительная записка
Тема урока | К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей" |
Место урока | Глава "Сравниваем прошлое и настоящее", 2-ой урок |
Тип урока | комплексное применение знаний и умений |
Цель урока | создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского "Растрёпанный воробей" и понимания поступков и состояния героев |
Задачи урока |
|
Методологи- ческая база | УМК "Перспективная начальная школа" Н.А.Чуракова "Литературное чтение 3 класс" В учебник заложен искусствоведческий материал (репродукции картин), учебники предполагают систему интерактивной связи, использование функциональных пиктограмм: «Выскажи предположение», «Загляни в словарик в конце учебника», «Воспользуйся лупой», «Загляни в Интернет» и др.В учебниках используется маркирование текста с помощью голубого и жёлтого цветов (вертикальные полоски – чтение по цепочке, горизонтальные – прямая речь, диалог); выделение цветом сюжетных линий; обозначение разными цветами настроения, эмоций героев произведений. |
Обоснование преимуществ преодоления проблем, трудностей с помощью данной разработки | На уроке учащиеся научатся добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; аргументировать своё предложение; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами |
Оборудование | Н.А.Чуракова «Литературное чтение 3 класс»; мультимедийная презентация (Приложение 1); карточки для работы в паре (Приложение 2); портрет К.Паустовского (Приложение 3); репродукции картин (Приложение 4) |
Основные понятия | Олицетворение, сравнение, писатель |
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | 1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2)создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Были-были-небылицы Продолжаем изучать. Будем четко ход событий В произведениях отмечать. Эпиграф "Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости" К.Паустовский -Как понимаете эти слова? -В кого, во что будем всматриваться, вслушиваться? -Я вам помогу! | Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя. Будем всматриваться в героев, в их взаимоотношения, наблюдать художественные особенности текста. | Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | 1)актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; 2)мотивировать к пробному учебному действию; 3)организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия | 1) Игра «Птичьи рифмы». В забавные рифмы со мной поиграйте, Я начинаю, а вы продолжайте: Сегодня дятел без очков, Не видит дятел… (червячков). Тает снег, бегут ручьи, В гости к нам спешат… (грачи). От важности слегка надут, Гуляет по двору… (индюк). На кур он смотрит с высока, Не замечает … (петуха). Слетелись к кормушке разные птички, Среди них есть и … (синички). 2) Работа со скороговоркой. Три вороны спозаранку подрались из-за баранки. • Чтение в обычном режиме. • Быстро, по рядам. • С вопросом, с восклицанием - Давайте, ребята, вспомним, какую главу мы начали с вами изучать? - Рассказ какого писателя мы на прошлом уроке читали? - Проверяем домашнее задание. Какой рассказ К. Паустовского вам был задан на дом? | Находят ответы – рифмы Дети выполняют упражнение «Сравниваем прошлое и настоящее» К.Г.Паустовского Рассказ К. Паустовского «Растрепанный воробей» читать и подготовиться к анализу | Регулятив ные: целеполагание. Познавательные: постановка вопросов. Коммуникативные: вырабатывать навык слушать и дополнять |
3.Выявление места и причины затруднения | 1)организовать фиксацию места, где возникло затруднение | - Время бежит – жизнь меняется, мы меняемся… А что же остаётся неизменным? - Ребята, а что такое ИСТОРИЯ? - Почему рассказ "Растрёпанный воробей" помещён в главе "Сравниваем прошлое и настоящее?" -Что означает слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев рассказа? | Предположения учащихся | Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем
|
4.Построение проекта выхода из затруднения | 1)в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий | -Как же нам ответить на эти вопросы? Что для этого нужно сделать? | -Надо вспомнить героев произведения, вспомнить то, что уже знаем. | Регулятив ные: готовность к обсуждению |
5.Реализация построенного проекта | 1)организовать реализацию построенного проекта; 2)организовать фиксацию преодоления затруднения | - Что показалось удивительным? необычным? смешным? - Назовите мне, пожалуйста, героев рассказа. - Какие чувства они у вас вызвали? - Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какая Маша? Характеристика Маши, подтверждая каждое качество выборочным чтением. (добрая, любознательная, впечатлительная) -Что известно нам о ее семье: о маме, папе и няне Петровне? Учащиеся еще раз внимательно просматривают текст и отвечают на вопросы: – Кем был Машин отец? Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной». - Что можем сказать про ее маму? - Что известно нам про няню Петровну? - Переходим к птицам. Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? (короткий пересказ некоторых эпизодов текста) - Сначала дадим характеристику вороне: какая она? Что про нее говорят? – Что вызывает она у Маши? - Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? – А какие отношения у Маши с воробьем? - Какие качества Пашки автор хотел подчеркнуть словами «…как маленький пушистый снаряд?» Какой приём использует автор? Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце. - Расскажите, что случилось с Пашкой, и как он оказался у Маши дома? - Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? -Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями друг с другом. -Успеха добивается лишь тот, кто действует. Соответствует ли это высказывание поступку Пашки? -Почему маме Маши был дорог маленький букет цветов, сделанный из тонкого стекла? - Найдите в тексте слова, которые говорил папа, когда дарил маме этот букет. - К какому важному событию готовилась мама Маши? - Что достала мама из сундука за два дня до спектакля? - Почему Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем. - Прочитайте описание кузнеца в начале сказки. - Что необычного в этом описании? Какой приём использует автор? - Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…» - Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, зима – в этом произведении одушевляются. - Как исторические изменения сказались на жизни воробьев? - О каком важном историческом событии упоминается в рассказе? - А что такое история? - В рассказе К.Паустовского много цветовых эпитетов. Закрасьте клеточки тем цветом, который указан в тексте. (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный) - Каким рассказ получился по настроению и по цвету? Подведение итогов: рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д. - У Паустовского рассказ получился веселый или печальный? Веселый, счастливый, смешной. - Почему же его персонажи так часто плачут? От чего обычно плачут люди? - Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут. (На доске слова -подсказки: счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом) Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли. | Маша, воробей и ворона Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша». Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами». Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу». Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая. Ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша, вместе с Петровной, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна, «… непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца. Он ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу Отношения Маши с воробьем Пашкой дружские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме. Сравнение Выборочное чтение Работа в парах. Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны Выразительное чтение этого эпизода Мама Маши была балериной в театре. Она готовилась впервые танцевать Золушку Подарок папы Потому что он был очень хрупкий Олицетворение Кузнец наделяется чувствами и желаниями человека: «Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула…» Каменный лев, что сидел внизу; не спали только Маша, отопление и зима; отопление тихонько пищало свою тёплую песню; зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина Это исчезновение извозчиков и появление автомобилей в городах Жизнь меняется с течением времени и эти изменения называются ИСТОРИЕЙ Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор: Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный. От горя, от обиды, от боли и т.д В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие три фрагмента текста: «Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода». «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша». «... люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слёзы». Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных вариантов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний. | Личностные: эмоциональная реакция на текст. Познавательные: проверка своих предположений. Регулятив ные: самостоятельно делают выводы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6.Первичное закрепление во внешней речи | 1)организовать усвоение детьми нового способа действий фронтально | - Как вы понимаете эти слова? «От маленькой радости смеются, а от большой плачут» - Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку. -Что означает слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев рассказа? | От счастья тоже плачут Мнение детей | Личностные: выражают свои чувстваПознавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1)организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий; 2)тренировать способность к самоконтролю и самооценке | - А сейчас мы с вами отправимся в «Музейный дом». Давайте посмотрим два семейных портрета. Один из них написал знакомый нам художник Владимир Боровиковский, а другой – Зинаида Серебрякова. - Вы поняли, какая семья жила в 18 веке, а какая – в 20 веке? - Что помогло вам догадаться? Как изменился внешний облик людей за два столетия? На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ивановна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопатрой (справа). На портрете Серебряковой изображена сама художница Зинаида Серебрякова с дочерьми: Катей (слева) и Татьяной (справа). - Как одеты девочки? - Как вы думаете, почему? - Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете? Видно ли, как они к ней относятся? Как можно назвать то чувство, которое связывает людей и на портрете Владимира Боровиковского и на портрете Зинаиды Серебряковой? -Обратите внимание на медальон. Что можем сказать о нем? - Таким образом, какой вывод мы можем делать? (что людей на обоих портретах связывает самые нежные, родственные чувства.) - Чем нам интересны люди на портрете 18 века? Неужели только тем, как они одевались и как причесывались? Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные привязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут. - Давайте сделаем вывод: можно ли сказать, что с течением времени все меняется: одежда, прически, чувства? Что все-таки остается неизменным, несмотря на то, какой век за окном: 18 или 20? - Почему рассказ К.Г.Паустовского размещён в этой главе «Сравниваем прошлое и настоящее?» | Девочки на каждом портрете похоже одеты: у сестер Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестер Серебряковых одинаковые тельняшки. Так во все времена принято одевать сестер. На портрете Боровиковского между дочерьми и матерью видно фамильное сходство. Позы, жесты, наклон головы старшей из сестер на этом портрете – все это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу. Он находится на длинной нитке жемчуга и его нежно держит младшая девочка. Эту нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Любочка и, наконец, сам медальон оказывается в руках у Клеопатры. Таким образом, все изображенные члены семьи оказываются связанными между собой и с 20-летним братом девочек и сыном графини – Андреем, который изображен на медальоне. Андрей в этот момент находится далеко. На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображенных человека близки друг другу: взаимным переплетением рук они составляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь. Во взгляде есть теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряженность, возможно, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать – близкий девочкам человек. С течением времени не все меняется! Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них – это то, что остается неизменным. Ответы детей | Регулятив-ные: планировать своё действие в соответствии с поставленной зада чей; оценивать правильность выполнения действия |
8.Включение в систему знаний и повторение | 1)организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия | -А вы когда бываете счастливы? -Плакали когда-нибудь от счастья? | Ответы детей | Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
9.Рефлексия учебной деятельности | 1)организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2)организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; 3)организовать обсуждение и запись домашнего задания | - Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним ? - Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему? Домашнее задание: 1)придумать продолжение рассказа; 2)подготовить пересказ содержания рассказа «Растрепанный воробей» - Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? - С какими портретами познакомились? - Назовите авторов этих портретов. | Ответы детей | Познавательные: умение формулиро-вать вывод. Личностные: самооценка на основе критериев успешности. Регулятив ные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |
Список литературы и Интернет-источников
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- http://www.moi-universitet.ru
- http://www.ozhegov.org
- http://www.theanimalworld.ru
- https://ru.wikipedia.org
- http://vsekratko.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три вороны спозаранку подрались из-за баранки.
Сравниваем прошлое и настоящее
Константин Георгиевич Паустовский 1892-1968 гг .
ВОРОНА ВОРОБЕЙ Пашка решительный любознательная хитрая отчаянный смелый коварная настоящий друг вороватая
«И было непонятно, как с такого неба может слетать такой снег. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине большие цветы. Но непонятнее всего была ворона». «Там, в сиянии , , и света, появился дворец».
Владимир Боровиковский Зинаида Серебрякова
Безбородко с дочерьми Автопортрет с дочерьми
К ниг и К.Г.Паустовского
У У меня получилось! Р Работал с удовольствием! О Очень понравилось! К Казалось сложным.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
«И было непонятно, как с такого неба
может слетать такой снег. И ещё было
непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у
мамы на столе в корзине большие цветы. Но
непонятнее всего была ворона».
«Там, в сиянии , , и
света, появился дворец».
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Константин Георгиевич Паустовский
1892 – 1968
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Владимир Боровиковский. Безбородко с дочерьми
Владимир Боровиковский
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого Трубочиска Яшу» 3 класс "Перспектива".
Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого Трубочиска Яшу»....
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Саша Чёрный "Воробей" 3 класс "Перспектива"
"Саша Чёрный "Воробей"...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" 3 класс "Перспектива"
"Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей"
Урок составлен по рассказу К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей". Создание диафильма. Работа над сжатым пересказом....
Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...