Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России" по теме: П.Бажов "Серебряное копытце"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Цель: учить анализировать произведение с точки зрения определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков.
Задачи:
продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»;
способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;
учить составлению портретной характеристики героев;
развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.
воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом.
Дидактические средства и материалы:
Сказ П. П. Бажова “Серебряное копытце” в учебнике “Литературное чтение”
Мультипликационная запись сказа “Серебряное копытце”, карточки с текстом.
- Целеполагание
С каким произведениепм мы с вами познакомились на предыдущем уроке?
Кто автор?
Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о Бажове?
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности.
Проблемный вопрос…..
Можете ли вы назвать идею произведения?
(о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т. д.)
Идея произведения это главная мысль В идее выражено отношение автора к героям, поступкам , проблемам…
На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях и что не нравится Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.
2. Проверка домашнего задания.
Работа в парах
-Дома вы перечитали сказ Бажова «серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.
Восстановите текст.
Так и стали жить вместе, дед , . Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили - , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на уходил, Дарёнка в избе , похлёбку да варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –
мышей . К вечеру соберутся, и им.
Итог.
Я вижу вы прочитали сказ и знаете его содержание
3. Работа в группах.
-Назовите главных героев.
-1 группа - даст характеристику Дарёнке по плану в таблице
- 2 группа - даст характеристику Коковане по плану в таблице
-3 группа - составит рассказ о Серебряном Копытце ( выборочный пересказ)
Задание на карточке.
Впиши нужные слова.
Козлик этот __________________. У него на правой ______________ передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .
- 4 группа – объяснит все пословицы и выберет подходящие к сказу
Хлеб – всему голова.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Каких только чудес не бывает на свете.
Назвался груздем — полезай в кузов.
Чёрствое сердце не знает благодарности.
4. Характеристика героев
Проверка 1 группы
Проверка 2 группы
Давайте прочитаем эти характеристики.
Что общего вы заметили в их описании? (одинокие, ценят красоту, природу)
Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем –то похожие на нас.
И у рассказчика своё отношение к ним.
Что нравится автору в характере Дарёнки?
А что понравилось Коковане в ней? (Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда)
Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей
-Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?
- А знаете ли вы, какая легенда лежит в основе произведения?
Серый лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.
Серебряное Копытце – это лось , которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него.
Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях — подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.
-А теперь попробуйте описать козлика.
Проверка 3 группы
Беседа об оленях.
- Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов?
- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?
-А что говорил про рога Серебряного копытца?
А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей)
Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили, что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, а Серебряное Копытце всегда с рожками. ( Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…” )
Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно!
- Проверка 4 группы
5. О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.
А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
6. Рефлексия
Зачем мы искали с вами те качества героев, которые есть у людей?
Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живём.
Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами и именно с такими героями происходят чудеса. Сегодня первый день зимы. Скоро новый год. Говорят, под новый год, что ни пожелается, все всегда произойдет- все всегда сбывается! Ждите чудо! И оно обязательно случится!!!!
Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный.
7. Д.З. Придумать продолжение сказки о том, что случилось с Муренкой?
Карточки для урока
Так и стали жить вместе, дед ______________ , __________ Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили - ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________ уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да ___________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ___________ им.
___________________________________________________________
Так и стали жить вместе, дед ______________ , __________ Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили - ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________ уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да ___________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ___________ им.
_________________________________________________________________
Так и стали жить вместе, дед ______________ , __________ Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили - ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________ уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да ___________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ___________ им.
_____________________________________________________________
Так и стали жить вместе, дед ______________ , __________ Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили - ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________ уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да ___________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ___________ им.
_______________________________________________________________
Так и стали жить вместе, дед ______________ , __________ . Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили - ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на __________ уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да ___________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ___________ им.
Дарёнка |
1.Семейное положение |
2.Внешность |
3.Характер |
4.Чем занимается |
Слова- помощники
упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, простой, внимательный, жадный.
Кокованя |
1.Семейное положение |
2.Внешность |
3.Характер |
4.Чем занимается |
Слова-помощники
упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, простой, внимательный, жадный.
Составить рассказ о Серебряном копытце.
Впиши нужные слова.
Тот козел __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. В каком месте __________ эти копытцем- там и появится ____________
Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, голова ____________.
А рожки у него _____________. У простых козлов на ___________, а у него на _____________
Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ .
Кормится ______________, а зимой_________ .
__________________________________________________________
Составить рассказ о Серебряном копытце.
Впиши нужные слова.
Тот козел __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. В каком месте __________ эти копытцем - там и появится ____________
Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, голова ____________.
А рожки у него _____________. У простых козлов на ___________, а у него на _____________
Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ .
Кормится ______________, а зимой_________ .
__________________________________________________________
Составить рассказ о Серебряном копытце.
Впиши нужные слова.
Тот козел __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. В каком месте __________ эти копытцем- там и появится ____________
Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, голова ____________.
А рожки у него _____________. У простых козлов на ___________, а у него на _____________
Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ .
Кормится ______________, а зимой_________ .
Объяснить все пословицы и выбрать подходящие к сказу
Хлеб – всему голова.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
На хотенье есть терпенье.
Назвался груздем — полезай в кузов.
Каких только чудес не бывает на свете.
Объяснить все пословицы и выбрать подходящие к сказу
Хлеб – всему голова.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
На хотенье есть терпенье.
Назвался груздем — полезай в кузов.
Каких только чудес не бывает на свете.
Объяснить все пословицы и выбрать подходящие к сказу
Хлеб – всему голова.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
На хотенье есть терпенье.
Назвался груздем — полезай в кузов.
Каких только чудес не бывает на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...