Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России" по теме:  П.Бажов "Серебряное копытце"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цель: учить анализировать произведение с точки зрения определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков.

Задачи:

продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»;

способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;

учить составлению портретной характеристики героев;

развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.

воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом.

Дидактические средства и материалы:

Сказ П. П. Бажова “Серебряное копытце” в учебнике “Литературное чтение”

Мультипликационная запись сказа “Серебряное копытце”, карточки с текстом.

  1. Целеполагание

С каким произведениепм мы с вами познакомились на предыдущем уроке?

Кто автор?

Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о Бажове?

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности.

Проблемный вопрос…..

Можете ли вы назвать идею произведения?

(о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т. д.)

Идея произведения это главная мысль В идее выражено отношение автора к героям, поступкам , проблемам…

 На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас  с вами, и что нравится в людях и что не нравится Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

2. Проверка домашнего задания.

Работа в парах

-Дома вы перечитали сказ Бажова «серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы  хорошо знаете текст.

    Восстановите текст.

Так и стали жить вместе, дед   ,  . Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили -   , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на     уходил, Дарёнка в избе , похлёбку да     варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила –

мышей   . К вечеру соберутся, и    им.

Итог.

Я вижу вы прочитали сказ и знаете его содержание

3. Работа в группах. 

 -Назовите главных героев.

 -1  группа - даст характеристику Дарёнке по плану  в таблице

- 2 группа - даст характеристику Коковане по плану  в таблице

-3 группа  -  составит рассказ о Серебряном Копытце ( выборочный пересказ)

Задание на карточке.

Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на правой ______________ передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .

- 4 группа – объяснит все пословицы и выберет   подходящие к сказу  

Хлеб – всему голова.

Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.

Каких только чудес не бывает на свете.

Назвался груздем — полезай в кузов.

Чёрствое сердце не знает благодарности.

 4. Характеристика героев

 Проверка  1 группы

 Проверка 2 группы

Давайте прочитаем эти характеристики.

 Что общего вы заметили в их описании? (одинокие, ценят красоту, природу)

 Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем –то похожие на нас.

И у рассказчика своё отношение к ним.

Что нравится автору в характере Дарёнки?

А что понравилось Коковане в ней? (Он увидел в ней  черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда)

Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей

-Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?

- А знаете ли вы, какая легенда лежит в основе произведения?

Серый лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это лось , которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него.

Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях — подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

-А теперь попробуйте описать козлика.

Проверка 3 группы

Беседа об оленях.

- Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов?

- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?

-А что говорил про рога Серебряного копытца?

А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей)

Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили, что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, а Серебряное Копытце всегда с рожками. ( Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…” )

Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно!

- Проверка 4 группы

5.    О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

 6. Рефлексия

Зачем мы искали с вами те качества героев, которые есть у людей?

Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живём.

Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами и именно с такими героями происходят чудеса. Сегодня первый день зимы. Скоро новый год. Говорят, под новый год, что ни пожелается, все всегда произойдет- все всегда сбывается! Ждите чудо! И оно обязательно случится!!!!

Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный.

7. Д.З.    Придумать  продолжение сказки о том, что случилось с Муренкой?

Карточки для урока

Так и стали жить вместе, дед  ______________ , __________  Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили -  ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на   __________  уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да   ___________  варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила –мышей  ____________ . К вечеру соберутся, и  ___________  им.

___________________________________________________________

Так и стали жить вместе, дед  ______________ , __________  Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили -  ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на   __________  уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да   ___________  варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила – мышей  ____________ . К вечеру соберутся, и  ___________  им.

_________________________________________________________________

Так и стали жить вместе, дед  ______________ , __________  Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили -  ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на   __________  уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да   ___________  варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила – мышей  ____________ . К вечеру соберутся, и  ___________  им.

_____________________________________________________________

Так и стали жить вместе, дед  ______________ , __________  Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили -  ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на   __________  уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да   ___________  варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила – мышей  ____________ . К вечеру соберутся, и  ___________  им.

_______________________________________________________________

Так и стали жить вместе, дед  ______________ , __________ . Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили -  ______________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на   __________  уходил, Дарёнка в избе ______________, похлёбку да   ___________  варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила – мышей  ____________ . К вечеру соберутся, и  ___________  им.

                                                      Дарёнка

1.Семейное положение

2.Внешность

 3.Характер  

4.Чем занимается

Слова- помощники

упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, простой, внимательный, жадный.

                        Кокованя

1.Семейное положение

2.Внешность

3.Характер

4.Чем занимается

Слова-помощники

упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, простой, внимательный, жадный.

Составить рассказ о Серебряном копытце.

Впиши нужные слова.

Тот козел  __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. В каком месте __________ эти копытцем- там и появится ____________

Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, голова ____________.

А рожки у него  _____________. У простых козлов на ___________, а у него на _____________

Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ .

Кормится ______________, а зимой_________ .

__________________________________________________________

Составить рассказ о Серебряном копытце.

Впиши нужные слова.

Тот козел  __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. В каком месте __________ эти копытцем - там и появится ____________

Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, голова ____________.

А рожки у него  _____________. У простых козлов на ___________, а у него на _____________

Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ .

Кормится ______________, а зимой_________ .

__________________________________________________________

Составить рассказ о Серебряном копытце.

Впиши нужные слова.

Тот козел  __________________. У него на правой ______________ ноге______________ копытце. В каком месте __________ эти копытцем- там и появится ____________

Ростом он не выше __________ стола, ножки _______________, голова ____________.

А рожки у него  _____________. У простых козлов на ___________, а у него на _____________

Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ .

Кормится ______________, а зимой_________ .

Объяснить все пословицы и выбрать   подходящие к сказу  

Хлеб – всему голова.

Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.

На хотенье есть терпенье

Назвался груздем — полезай в кузов.

Каких только чудес не бывает на свете.

Объяснить все пословицы и выбрать   подходящие к сказу  

Хлеб – всему голова.

Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.

На хотенье есть терпенье

Назвался груздем — полезай в кузов.

Каких только чудес не бывает на свете.

Объяснить все пословицы и выбрать   подходящие к сказу  

Хлеб – всему голова.

Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.

На хотенье есть терпенье

Назвался груздем — полезай в кузов.

Каких только чудес не бывает на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...