Конспект урока.Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Барсучий нос»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Барсучий нос»
Цель: познакомить учащихся с творчеством русского писателя К. Г. Паустовского, обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать вывод; развивать познавательный и читательский интерес; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование вдумчивого читателя, способного сознательно читать произведение и рассуждать о прочитанном.
Личностные: проявлять интерес к изучению новой темы; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- организовать на продуктивную работу на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебное действие в соответствии с целью;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Познавательные УУД:
- определять особенности характера героя и обосновывать свое мнение;
- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение.
Оборудование: презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | - Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. | |
2.Речевая разминка | (сл.1)- Посмотрите на экран. Перед вами скороговорка. Прочитаем ее вместе со мной. «Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня» - Посмотрите внимательно и определите, над произношением, каких звуков мы с вами будем работать (читаю скороговорку, четко выделяя все звуки). - Верно, молодцы. О ком эта скороговорка? - Что он делает? - Правильно. Прочитаем скороговорку, выделяя звуки [с] и [с’]. - А теперь прочитайте эту скороговорку без меня быстро. Еще быстрее. Очень быстро. - Молодцы. Прочитаем нашу скороговорку выразительно. - Кто сможет быстро и правильно прочитать скороговорку? - А кто попробует произнести эту скороговорку весело? А кто попробует произнести грустно? А теперь шепотом? -Молодцы! У многих получилось прочитать быстро нашу скороговорку, а те, у кого возникли затруднения, могут потренироваться дома в правильности и быстроте чтения | Читают скороговорку вместе с учителем. - Мы будем работать над звуками [с] и [с’]. - О Сене. - Носит сено в сени. Выполняют задание. - Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня. Читают скороговорку выразительно вместе с учителем. Учащиеся читают скороговорку. Выполняют задание. |
3.Самоопределение деятельности | – Сегодня на уроке мы прочитаем и проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Барсучий нос». | |
4.Подготовка к восприятию | 1. Знакомство с биографией писателя. (сл.2)- Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе. Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе. Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос». - Как вы думаете, о каком лесном жителе повествует нам К. Г. Паустовский? 2. Сообщение о барсуке. (сл.3)- – По каким приметам мы можем узнать барсука? 3. Словарная работа. -Чтобы не допустить ошибок при чтении поработаем со словами: (сл.4)- Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт. (сл.5)- Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах. (сл.6)- Чёлн – выдолбленная из дерева лодка. (сл.7)- Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам. | - о барсуке - Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых. |
5.Аналитическое чтение | - Начнём читать произведение по цепочке и после прочтения начнём отвечать на вопросы. Первую часть прочитаю вам я, после ответьте на вопросы. – О каких приметах осенней природы рассказывает писатель? – С чем сравнивает воду в озере? – Какую рыбу ловили рыбаки? – О чём вы узнали из этой части? - Теперь читаем по цепочке. Начиная с первого ряда первой парты. - Слушаем внимательно и следим за текстом. Я буду задавать вам вопросы. – Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? – Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя? – Почему барсук прибежал к костру? – Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика? – Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? - О чем говорится во второй части? | -Желтые листья; …где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь…; облетевшие леса -С дегтем -Окуни, ерши, щуки (Ответы детей) -Чтобы отгонять волков -…но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей… -Почувствовал вкусный запах. -…С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал… (Ответы детей) |
6. Физминутка | -Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. | |
7.Продолжение работы по теме | -Продолжим чтение по цепочке. Следите внимательно за текстом. Я буду задавать вопросы. – Кто первым услышал фырканье зверя? - Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку. - Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки. - О чём узнали из третьей части? -Продолжим читать произведение. – Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика? – Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? – Что мы можем сказать о барсуке? – О чём говорится в этой части? -Прочитаем пятую часть произведения. -Почему автор узнал барсука? | -Мальчик -… Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли… -…На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука… -Внимательный, наблюдательный. (Ответы детей) -У барсука был шрам на носу |
8.Итог урока | – Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай? – Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик? - Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники. – Какова главная мысль рассказа? - Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. – Все ли вам понятно по содержанию сказки? - Оценки за урок… Домашнее задание: | (Ответы детей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»
Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...
Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 1
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 2
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 3
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока. Тема урока: Закрепление пройденного материала. Квадрат.
Цель: закрепиь знание о квадрате, как о частном случае прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они мог...
Конспект урока по произведению К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей" («Литературное чтение»)
Цель: провести обобщающий урок над произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»;Задачи:Образовательные:1)Продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпан...