Конспект урока.Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Барсучий нос»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Романова Анастасия Алексеевна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000f2765-86481f8f.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Барсучий нос»

Цель: познакомить учащихся с творчеством русского писателя К. Г. Паустовского, обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать вывод;  развивать познавательный и читательский интерес; воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование вдумчивого читателя, способного сознательно читать произведение и рассуждать о прочитанном.

            Личностные: проявлять интерес к изучению новой темы; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

             Регулятивные УУД:

  • организовать на продуктивную работу на уроке;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять учебное действие в соответствии с целью;
  • ориентироваться в разных способах выполнения задания.

             Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

             Познавательные УУД:

  • определять особенности характера героя и обосновывать свое мнение;
  • определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение.

Оборудование: презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Речевая разминка

(сл.1)- Посмотрите на экран. Перед вами скороговорка. Прочитаем ее вместе со мной.

«Носит Сеня в сени сено.

 Спать на сене будет Сеня»

- Посмотрите внимательно и определите, над произношением, каких звуков мы с вами будем работать (читаю скороговорку, четко выделяя все звуки).

- Верно, молодцы. О ком эта скороговорка?

- Что он делает?

- Правильно. Прочитаем скороговорку, выделяя звуки [с] и [с’].

- А теперь прочитайте эту скороговорку без меня быстро. Еще быстрее. Очень быстро.

- Молодцы. Прочитаем нашу скороговорку выразительно.

- Кто сможет быстро и правильно прочитать скороговорку?

- А кто попробует произнести эту скороговорку весело? А кто попробует произнести грустно? А теперь шепотом?

-Молодцы! У многих получилось прочитать быстро нашу скороговорку, а те, у кого возникли затруднения, могут потренироваться дома в правильности и быстроте чтения

Читают скороговорку вместе с учителем.

- Мы будем работать над звуками [с] и [с’].

- О Сене.

- Носит сено в сени.

Выполняют задание.

- Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня.

Читают скороговорку выразительно вместе с учителем.

Учащиеся читают скороговорку.

Выполняют задание.

3.Самоопределение деятельности

– Сегодня на уроке мы прочитаем и проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Барсучий нос».

4.Подготовка к восприятию

1. Знакомство с биографией писателя.

(сл.2)- Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателямиВо второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос».

- Как вы думаете, о каком лесном жителе повествует нам К. Г. Паустовский?

2. Сообщение о барсуке.

(сл.3)- – По каким приметам мы можем узнать барсука?

3. Словарная работа.

-Чтобы не допустить ошибок при чтении поработаем со словами:

(сл.4)- Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.

(сл.5)- Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

(сл.6)- Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.

(сл.7)- Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.

- о барсуке

- Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых.

5.Аналитическое чтение

- Начнём читать произведение по цепочке и после прочтения начнём  отвечать на вопросы. Первую часть прочитаю  вам я, после ответьте на вопросы.
Следите за ходом текста.

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

- Теперь читаем по цепочке. Начиная с первого ряда первой парты.

- Слушаем внимательно и следим за текстом. Я буду задавать вам вопросы.

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя?

– Почему барсук прибежал к костру?

– Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

- О чем говорится во второй части?


-Желтые листья; …где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь…; облетевшие леса

-С дегтем

-Окуни, ерши, щуки

(Ответы детей)        

-Чтобы отгонять волков

-…но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей…

-Почувствовал вкусный запах.

-…С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал…

(Ответы детей)

6. Физминутка

-Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке.

7.Продолжение работы по теме

-Продолжим чтение по цепочке. Следите внимательно за текстом. Я буду задавать вопросы.

– Кто первым услышал фырканье зверя?        

- Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.

- Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.

- О чём узнали из третьей части?

-Продолжим читать произведение.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

-Прочитаем пятую часть произведения.

-Почему автор узнал барсука?

-Мальчик

-… Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли…

-…На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука…

-Внимательный, наблюдательный.

(Ответы детей)

-У барсука был шрам на носу

8.Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

- Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

- Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

– Все ли вам понятно по содержанию сказки?

- Оценки за урок…

Домашнее задание:

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Конспект урока. Тема урока: Закрепление пройденного материала. Квадрат.

Цель: закрепиь знание о квадрате, как о частном случае прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые,  они мог...

Конспект урока по произведению К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей" («Литературное чтение»)

Цель: провести обобщающий урок над произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»;Задачи:Образовательные:1)Продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпан...