Тема урока: «Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»)»
методическая разработка по чтению по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_o_skazke_i_detskih_fantaziyah_a.n._tolstoy_fofka.docx | 168.34 КБ |
rasskaz_o_skazke_i_detskih_fantaziyah_a.n._tolstoy_fofka.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Тема урока: «Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»)».
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: Создание условий для знакомства с рассказом Алексея Николаевича Толстого «Фофка», формирование умений работать с текстом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;
- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Предметные (образовательные)- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;
Личностные (воспитательные)- умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация.
Оформление доски:
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 2 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 5 |
5 | Основная часть | 28 |
6 | Рефлексия + подведение итогов | 2 |
Этапы урока | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |
Орг. Момент | - Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок. (Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.) | Личностные: приучение к порядку | |
Мотивация к учебной деятельности | - Ребята, посмотрите на иллюстрации книг. Что вы видите на этих иллюстрациях? К каким рассказами этого автора вы уже знакомы?
| Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; | |
Актуализация знаний | На прошлых уроках вы говорили про рассказы. - Кто мне скажет, что такое рассказ? (Рассказом называется повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий) - А чему нас может научить рассказ? (Рассказы учат делать добрые поступки) - А какие рассказы вы помните? Кто их автор? (Н. Носов «Огурцы»; В. Бианки «Кукушонок») | Познавательные: Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; | |
Постановка проблемы | - Посмотрите на две иллюстрации на доске, они помогут вам понять, о чем пойдет речь на уроке. - Откройте свои учебники на странице 160 - Посмотрите и предположите, что это за жанр произведения - А как вы догадались, что это рассказ? - Какая тема урока? Что мы должны будем знать и уметь? | Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Предметные: Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; | |
Беседа до чтения | - Сегодня мы будем работать с рассказом Алексей Николаевича Толстого - Кто знает произведения этого автора? - Ребята, я хочу вас познакомить с писателем, который мне очень нравится. Его зовут Алексей Николаевич Толстой. Русский писатель, поэт, родился в Николаевске Саратовской области в семье графа. Первое образование в биографии Толстого Алексея Николаевича было получено дома. Затем после переезда в Самару обучается в училище. Далее в жизни Толстого было получено образование в Петербургском технологическом институте. В это время написаны первые стихи Толстого. Оставив институт, посвящает себя литературе. Дебют в печати начался с книги Толстого «За синими реками». На раннее творчество Толстого оказали влияние произведения Горького, Некрасова, Волошина. Во время Первой мировой войны в своей биографии Алексей Николаевич Толстой был корреспондентом на фронте. Произведения Толстого того времени отражали военную ситуацию («Подводой», «На горе»). После революции занялся изучением образа Петра I. В 1918 году переезжает в Одессу, затем в Париж, Берлин. Вдалеке от родины написаны произведения Толстого «Детство Никиты», «Аэлита», «Черная пятница». После возвращения в СССР в биографии Алексея Толстого издана трилогия «Хождение по мукам». Величайшим произведением Алексея Толстого считается исторический роман «Петр Первый». Над ним писатель трудился 16 лет. Книги Алексея николаевича читали еще ваши мамы и папы. И я надеюсь, что вам они тоже понравятся. Рассказ «Фофка» - Ребята откройте учебник на странице 160 - Посмотрите на название рассказа. Как вы думаете, о чем пойдет речь? - Как вы думаете, Кто такой Фофка? Как вы понимаете это слово? - Давайте сейчас прослушаем рассказ. | ||
Беседа во время чтения | Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение. – Где впервые автор предупреждает читателя о чём-то необычном и таинственном? («Но никто не досмотрел...».) – А в самой бумажной полосе есть ли что-то таинственное? (Нет – собачки, цыплёнок с пумпушкой.) – Почему маляр показался детям необыкновенным? (Не видно лица, «пропал через чёрный ход».) – Как маляр произнёс «ну-ну!»? Попробуйте сказать «не просто “ну-ну”, а что-то похуже». – О чём говорит фраза «Потом и оказалось: мама никогда...»? (Значит, появление полосы обсуждалось детьми, задело их воображение.) – Какие похожие на сказочные присказки вводит в текст автор? («Только его и видели», «делать нечего».) – Какую роль в тексте они играют? – Кто из детей больший фантазёр? (Зина – она выдумщица и заводила.) – Страшно ли звучит имя цыплёнка – Фофка? – Что изменилось бы, если бы дети лежали с открытыми глазами? (Легче фантазировать с закрытыми глазами, тогда каждый звук становится необычным, а тени и свет лампадки пугают и волнуют, если смотреть на них сквозь щёлку в одном глазу.) – Покажите, как надо сощурить глаз, чтоб свет лампадки стал похож на мячики – шарики, прыгающие по стене. (Глаз то приоткрывается чуть-чуть, то зажмуривается). – Почему нянька по-другому прореагировала на рассказы детей? – Много ли шалостей пришлось припоминать детям? Прочитайте выразительно предложение-ответ. – Что перепуталось в детских головках? (Собственные шалости и шалости мальчиков – озорников Макса и Морица.) – Какое приключение Макса и Морица проиллюстрировано Бушем? (С. 89.) – Как это повлияло на фантазии детей? – Что обидело героя в Зининых словах? Прочитайте их «противным голосом». – «Этого, конечно, я снести не мог». А что другое терпел от сестрёнки? – Кто же мог «страшно больно» цапнуть за нос? – Верит ли Зина в собственные выдумки? – А почему мальчик заревел не сразу, а подождал? – А кем вас пугали взрослые, когда вы долго не засыпали и шалили? – Кого дети называют госпожой «Пчелой»? Что в ней необычного? – Докажите, что даже на хозяйку магазина они смотрят как фантазёры и выдумщики. – Много ли кнопок они купили? (На все 30 копеек.) – Почему они дождались, когда родители уйдут со двора? (Взрослые бы их не поняли.) | Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы; Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста; самостоятельно находить ключевые слова; самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Личностные: Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | |
Беседа после чтения | Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Как же получилось, что причиной страхов стал нарисованный цыплёнок с пумпушкой? (Под влиянием книги В. Буша и конкретной истории с цыплёнком, которого обидели Макс и Мориц). – Продолжается ли фантазия детей? (Конечно, это очевидно из двух последних абзацев.) – Почему собачка, передавшая вам привет, назвала себя Акчабос? 2) Творческая работа. – Придумайте свою клятву-заговор. – Чем бы вы поклялись? – Как бы звучала ваша клятва-заговор? 3) Выявление жанровых особенностей. – Что делает эту историю сказкой? (Фантастический Фофка, особенности языка.) – Что в этой истории от рассказа? (Построение, детали, реальный мир, герои, начало и конец текста, диалоги героев и др.) – Как же соединяются в «Фофке» сказка и рассказ? Закончите предложение (задание III.1 в тетради, уроки 92–93). «Фофка» – это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ... (фантазиях). – Как А.Н. Толстой ответил на вопрос: «Как надо писать для детей?». (Писать для детей – значит смотреть на мир глазами детей.) | ||
Рефлексия + подведение итогов | У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. - Напишите на «сердечке» одно слово, чему научил вас рассказ А.Н.Толстого «Фофка». (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету автора на доске). Активно работали на уроке … Красиво и правильно выражали свою мысль … Внимательно слушали одноклассников … Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания | Коммуникативные Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алексей Николаевич Толстой (1882-1945)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: рассказ К.Д. Паустовского «Заячьи лапы»
конспект урока по литературному чтению 4 класс СРО Занкова...
Конспект урока литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок».
Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.
Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида.Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский....
Конспект урока в РВГ 2,4 класс Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан» Тема урока: Однокоренные слова
4 класс Чтение Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»2 класс Русский язык Тема урока: Однокоренные слова...
Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....
Конспект урока литературного чтения во 2 классе для обучающихся с ОВЗ. Тема урока: Рассказ «Утренние лучи» К.Д. Ушинского.
Познакомить обучающихся с ОВЗ (обучающие с нарушенным слухом) с рассказом Ушинского К.Д. «Утренние лучи», создать эмоциональную атмосферу, необходимую для восприятия произведения....
Урок по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Духовно-нравственное воспитание личности в творчестве Л. Н. Толстого».
Цели и задачи:-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста...