Конспект урока в РВГ 2,4 класс Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан» Тема урока: Однокоренные слова
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

4 класс Чтение Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»

2 класс Русский язык Тема урока: Однокоренные слова

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Рассказ Е.И. Чарушина «Кабан»

Цель: продолжить знакомство с творчеством Е.И. Чарушина

Задачи:

  1. познакомить с рассказом Е.И. Чарушина «Кабан»; учить анализировать, делить текст на сюжетные линии, составлять план и пересказывать рассказ по плану;
  2. развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения; зрительное и слуховое восприятие, внимание, мнестические процессы, логическое мышление, сукцессивные способности;
  3. расширять и активизировать словарный запас речи  обучающихся, воспитанников; развивать связную речь детей;
  4. воспитывать любовь к животным, наблюдательность, бережное отношение к «братьям нашим меньшим»; умение вести себя в опасных ситуациях с животными

Тип урока: изучение нового материала

Словарь: зоосад, художник – анималист, кабан, гуськом, бегают рысью, буянит, сопит, стегает, птичья загородка,  марал, студень, акварель, администрация, небоскрёб.

Оборудование: музыка, индивидуальные и демонстрационные карточки со словами и оценками, портрет писателя,

2класс.

Тема урока: Однокоренные слова.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: формировать представление об однокоренных словах/

Задачи:

Совершенствовать знания, умения, навыки в распознавании корня слова;

Развивать умения работать самостоятельно и в паре;

Воспитывать аккуратность, любовь к слову.

Планируемые результаты.

Предметные.

Выделять корень в однокоренных словах, находить безударную гласную в корне: объяснять,  доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами

Метапредметные.

РегулятивныеУУД

Овладевать умением контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Быть готовым к поиску способов разрешения трудностей.

Познавательные УУД

Уметь анализировать объект с целью выделения признаков.

Уметь использовать алгоритм  для решения  творческих  задач.

Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник.

Личностные  УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

КоммуникативныеУУД

Умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное, работать в парах.

Оборудование: учебники  «Литературное чтение», «Русский язык», карточки с однокоренными словами, с текстом, открытки с дикими животными, песня «Не дразните собак»

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Тему его вы попробуйте определить по песни.

Звучит песня «Не дразните собак»

Мы будем говорить о животных и о том, как к  ним к относиться, о взаимоотошениях человека с животными.

Где можно увидеть животных?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы не спугнуть зверя, а запомнить его?(д.б осторожным, внимательным, зорким, уметь слушать, думать, наблюдать)

Очень умелым наблюдателем за животными был мастер слова Е. Чарушин. Посмотрите на портрет писателя.

Чарушин очень любил животных и обладал всеми перечисленными качествами в совершенстве.

2класс

4класс

2. Словарная работа. (определите на какое правило слова, выписать «лишнее слово)

Не др.зните с.бак,

Не г.няйте кошек,

Не ж.лейте для птиц

Ни з.рна, ни крошек!

Какими словами показано доброе отношение к животным?

Какое слово лишнее?

Собака, собачка, собачья, собачиться

3. Новая тема

Что общего между этими словами?

Как они называются? Почему?

Тема урока-------------------

Зачитаем, что будем делать на урока?

Работа с деформированным текстом.

С.бачка, д.роге, по, б.жит, маленькая.

Навстречу, пес, ей важный, ш.гает.

Будут ли пес и собачка однокоренными ? Почему?

2.Проверка домашнего задания. Знакомство с биографией Е.И.Чарушина

Как Е.Чарушин назвал свой рассказ?

Почему именно так?(кабан-страшный зверь.Мы должны знать их повадки и умело  уйти от опасности)

А вот какая история произошла на самом деле, когда он рисовал животных ,вы и узнаете , прочитав рассказ «Кабан»

СР. Прочитать рассказ и определить на сколько частей можно разделить рассказ.

Выделить слова и выражения, которые для вас непонятны.

(Словарная работа-карточка)

Проверим ваше умение слушать, запоминать

4. Совершенствование полученных знаний.

Марина начинает, учитель продолжает читать текст.

Работа с иллюстрациями животных.

Найдите среди иллюст-ий тех жив-х, о которых услышали в рассказе.

Где они находятся? (В зоопарке живут олень, медведь, слон, волк)

Могут ли они там создавать семью?

Как называются члены звериной семьи?

Работа с доской

Олень –олениха- олененок.

Медведь-медведица-медвежонок.

Слон –слониха-слоненок.

Волк –волчиха - волчонок.

Как называются слова в цепочках?

Зачитаем правило.

Работа над безударными гласными .

Работа по карточке.

Ответить на вопросы.

5. Самостоятельная работа в тетради.

1) Придумать свои цепочки (2). Выделить корень

2) Списать упражнение №9

5.Работа с учителем.

Беседа по содержанию. 

Анализ рассказа. Выборочное чтение.

- С кем вы познакомились вначале рассказа? Что нового вы узнали об этом животном?

- А чем занимается ягуар?        

- Прочитайте про медведя (про слона, про волков)

- Кто живёт в общей загородке? (журавли) Чем они заняты, прочитайте.

- Когда происходили все эти события? (рано утром)

- Какое настроение было у художника? Докажите словами из текста.

- Вдруг художник чувствует, что-то не так. Что насторожило его?

- Найдите и прочитайте этот отрывок так, чтобы передать волнение.

- Как вы думаете, зачем автор залез на загородку? (Чарушин знал, как ведут себя кабаны на воле, они агрессивные и опасные, поэтому решил, что лучше уйти с их пути)

- Найдите и прочитайте описание кабанов.

- А как бы вы повели себя на его месте?

- О чём думал Чарушин сидя на загородке? Найдите в тексте.

- Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент?

- Как повели себя кабаны? Зачитайте.

- Поясните слова: «Простыми свиньями побежали в свой хлев»

- Что значит «ручные» кабаны? Для кого эти кабаны являются «ручными»?

- Чем заканчивается история? Зачитайте.

- Чего устыдился Чарушин?

- Можем ли мы смеяться за это над ним и осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял панику, не кричал)

- Автор сумел умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.

На сколько частей разделили текст?(3)

6. Работа с учителем.

Проверка работ.

Подготовка к работе  с текстом.

Кто видел кабанов? Какие они?

Какое домашнее животное ему родственное?(свинья)

Учитель читает текст, а дети озаглавливают.

6. Самостоятельная работа.

Озаглавьте каждую часть .

Можно выбрать заголовки-предложения из текста, придумать свои

  1. Я рисую животных.
  2. Вырвались на волю.
  3. Кабаны-то ручные.

7. Самостоятельная работа. Дети записывают текст в тетрадь.

Спишите текст и найдите однокоренные слова , выделите в них корень.

Кабаны.

Живут в наших лесах дикие свиньи-кабаны. Кабаньи тропы ведут в густую чащу. Кабаниха всегда держит в поле зрения своих кабанят. Кабанчики любят лакомиться сладкими корешками, не откажутся и от другой пищи. Они всеядны.

(Взаимопроверка)

7. Работа с учителем.

Проверка.

Работа с иллюстрацией.

Какой эпизод изображен на иллюстрации?

Найдите ему подтверждение из текста.

К какой части нашего плана он относится?

Прием «Синквейн»

Кабан

Громадный, беспокойный

Чавкает, хрюкает, защищается

У кабана есть клыки.

Всеядный.

С рассказом какого писателя мы познакомились?

О ком этот рассказ?(о жив. зоосада)

Что такое зоосад?

ЗООСАД (зоологический сад или парк, в котором держат в специальных помещениях  животных из разных стран)

С какой целью создаются зоосады?(познакомиться с разными видами животных и редкими видами , уже исчезающими с лица земли0

8. Рефлексия

С какими словами мы сегодня работали?

Будут ли однокоренными слова СУП,ПОВАРЕШКА, ПОВАР,

Самооценка ребят.

1 Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Еще придется потрудиться.

4. Да, трудно все-таки учиться.  

Что понравилось на уроке?

Произведение «Кабан» смешное или поучительное? Почему?(нужно учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. Быть трусом не только стыдно , но и опасно, это вредит здоровью и жизни. Дикие животные всегда остаются дикими, даже в зоосаду, и поэтому нельзя подходить близко к клеткам.

Оцените свою работу.

Д.З №10

Д.З Пересказать текс по плану.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку. 2 класс. Тема "Корень. Однокоренные слова"

Открытый урок по русскому языку на тему "Корень. Однокоренные слова" во 2 классе, 2 четверть по УМК "Планета знаний"....

Тема урока: «Однокоренные слова»

В классе ученик с ОВЗ (нарушений письменной речи у учащегося начальной школы)...

Конспект урока литературы в 4 классе по теме: Творчество Е.И.Чарушина. "Кабан"

Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразите...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг.(подснежник)Легенда гласит:"Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник......

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг....Легенда гласит:"Однажды старуха Зима......

Русский язык. 3 класс. УМК "Школа России". Тема урока: Однокоренные слова.

Урок русского языка проводился по учебнику В.П.Канакиной , В.Г. Горецкого УМК "Школа России".Тип урока: овладение новыми знаниями.Форма урока: квест. Реализуемые технологии: игрового обучени...