Урок по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Духовно-нравственное воспитание личности в творчестве Л. Н. Толстого».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели и задачи:
-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;
-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению 2 класс
Тема урока: «Духовно-нравственное воспитание личности
в творчестве Л. Н. Толстого».
Цели и задачи:
-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;
-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
-развивать логику, технику чтения;
-закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное, составлять пословицы и объяснять их смысл;
-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям;
-сформировать в сознании детей понятие слова «доброта»;
-расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;
-пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте;
-развивать умение определять нравственные качества человека, приводить примеры из своей жизни.
Оформление, оборудование и реквизит:
-карточки с пословицами;
-иллюстрации к рассказам Л.Н.Толстого;
-выставка детских книг Л.Н.Толстого;
-детские сочинения с фотоматериалами на тему: «Спешите делать добро!»;
-плакат с буквами славянской азбуки (кириллицы);
-презентация «Л.Н.Толстой»; слайды из школьной жизни;
-запись песен «Улыбка» В.Шаинского, «Если добрый ты» из мульт. «День рождения кота Леопольда»;
-проектор, экран, ноутбук, муз.центр.
Ход урока
- Орг. момент
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.
- Постановка цели урока
-Сегодня мы продолжим работу по духовно-нравственному воспитанию на примере творчества Л.Н.Толстого.
3.Изучение нового материала
а) Рассказ учителя.
Лев Николаевич родился в 1828г, а умер в 1910г. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений -90 томов!
(Прочитать статью в учебнике с.108)
Толстой изучал музыку, историю, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. В то время было ещё очень мало школ, дети бедных вообще не могли учиться, Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне под Тулой школу, написал учебник для детей «Азбука» и сам учил их.
- С какими произведениями Л.Н.Толстого мы уже знакомились?
(Обратить внимание на выставку книг Л.Н.Толстого).
В старшей школе вы будете читать повести и романы Л.Н.Толстого. Даже роман «Война и мир», состоящий из 4 томов.
б) Творческое задание.
-Рассмотрите иллюстрации на стр.109. Узнали ли вы сказку? Расскажите её по рисункам.
в) Подготовка к восприятию.
На доске написаны пословицы. Но только в одной строчке начало одной пословицы, а конец – другой. Соедините начало и конец пословицы, чтобы получились верные высказывания.
При солнышке тепло… …детки же и горе.
Нет лучше дружка… …и душа на месте.
Вся семья вместе… …тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… …при матери добро.
Детки - радость… …чем родная матушка.
-Какой смысл вложил народ в эти пословицы?
-Какой темой они объединены? (о семье.)
- Сегодня мы будем читать рассказы о семье. Посмотрите на иллюстрацию на стр.110.
- О какой семье пойдёт речь?
-Где они живут?
-Как вы думаете, какие они?
г) Первичное чтение рассказа «Старый дед и внучек».
Дети читают по цепочке, по ходу чтения объясняют слова: «лохань» -
«невестка»-
«слаживает»-
д) Первичная проверка понимания:
-Интересен ли рассказ?
-Чем он вам понравился?
-Какие действующие лица в этом рассказе?
е) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?
- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
- Зачем Миша делал лохань?
- Почему родители Миши заплакали?
ё) Обобщающая беседа.
- Как они стали относиться после этого к дедушке?
- Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?
- Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому произведению?
-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?
Обсудить эпизод из передачи А.Малахова «Пусть говорят («Безродный дед»).
-Что значит почитать старших? (Любить, уважать, баловать, заботиться)
Почитать родителей – значит:
в детстве – их слушать,
в молодости – с ними советоваться,
в зрелом возрасте – о них заботиться.
- Есть ли в вашей семье старые люди?
-Как вы к ним относитесь?
-Почему?
-Какова главная мысль этого рассказа Л.Н.Толстого? Чему он вас научил?
Каждый человек должен обладать такими качествами, как: доброта, терпимость (толерантность), любовь, уважение к себе и окружающим.
Герои каких сказок и мультфильмов обладали толерантностью? (медведь в сказке «Маша и медведь»),
Кот Леопольд в мульт. ( «Приключения кота Леопольда»).
Физминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
-Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, а как думаете вы - что такое доброта?
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
-Ребята, а как вы думаете, где живёт доброта?
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
-Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
В народе всегда относились к доброте по - особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду вам показывать карточки, на которых записаны начала пословиц, а вы будете называть окончания.
На добрый привет … (добрый ответ).
Про доброе дело … (говори смело).
Жизнь дана на … (добрые дела).
Учись доброму … (дурное на ум не пойдёт).
Спасибо - … (великое дело).
-Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая ласковая, добрая, приветливая, поэтому я с ней дружу. И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок должен снова передать улыбку мне.
(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка», проводится игра).
-Каждый день жизни предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела, отдыхаете ли вы на природе, ухаживаете ли вы за домашними животными.
М.Садовский «Доброе сердце».
Я как – то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
-Ну, что ж, сказала мать, - пусть
Он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж, - она сказала, - пусть
Он поживёт немножко
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, - сказала мама,- пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: «Пусть живут –
В квартире так чудесно,
А если потесниться, тут
И нам найдётся место!
-Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу.
Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта , как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
-Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им, бережно относится к природе.
Особые слова благодарности хочется выразить тем людям, которые не жалея себя воевали во время Великой Отечественной войны, сейчас эти люди уже очень старые их осталось совсем немного, но мы должны помнить о них, заботиться, любить и уважать, быть терпимыми по отношению к ним, ведь они рисковали своей жизнью ради нас.
«Ещё тогда нас не было на свете»
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу, решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
М.Владимов
В старой азбуке (кириллице) буквы назывались словами. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова станут девизом на всю вашу жизнь.
Звучит песня «Если добрый ты» из мультф. «День рождение кота Леопольда».
(Зачитать отрывки из сочинений детей по теме: «Спешите делать добро», просмотр слайдов).
Итог урока.
-Чему был посвящён наш урок?
-О чём мы с вами говорили на уроке?
-Чему же учат нас произведения Л.Н.Толстого?
- Что больше всего на уроке вам понравилось?
-Какой вывод из урока вы для себя сделали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"
УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.В. Бианки "Мышонок Пик"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу.Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навы...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"
Класс: 3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "И.С. Соколов-Микитов "Лстопадничек"
Класс: 3 Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением «Листопадничек» И.С. Соколова-Микитова ; развивать навыки выразительного чтения, учить выд...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "М.М.Пришвин "Моя Родина"
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»Цели урока: познакомить с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.Планируемые р...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к ...