Введение в раздел. Стихотворения А. С. Пушкина и К. Бальмонта об осени.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гребень Людмила Юрьевна

План-конспект урока по теме "Введение в раздел. Стихотворения А. С. Пушкина и К. Бальмонта об осени", 3 класс, "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_osen.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок **. Введение в раздел. Стихотворения А. С. Пушкина и К. Бальмонта об осени.

Цель. Научиться составлять систему образов и чувств стихотворения, используя произведения А.С. Пушкина, К. Бальмонта и Ф. Тютчева, а также сравнивать произведения авторов.

Задачи.

  1. Рассмотрение средств выразительности стихотворений.
  2. Составление системы образов и чувств стихотворения А.С. Пушкина.
  3. Составление системы образов и чувств стихотворения К. Бальмонта.
  4. Сравнение лирических произведений.

Урок **.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Какое ваше любимое время года?

Почему?

Кому нравиться осень, почему?

Кому не нравиться осень, почему?

Какой период осени вам больше всего нравиться?

Опишите, как вы видите осень.

Посмотрите, хотя осенний период один в году, у всех осень разная, кому-то нравиться, кому-то – нет.

Как же можно запечатлеть свои чувства и передать другим? (нарисовать картину, написать сочинение, стихотворение, …).

Посмотрите, как русские художники могли передать через картины свои ощущения.

(Просмотр и краткое обсуждение картин).

Нашли ли вы свою картину осени.

Мы с вами знаем, что картину можно не только нарисовать на холсте, но и описать словесно в стихах.

С помощью каких средств поэт рисует картину? (средства художественной выразительности, тропы, метафоры, олицетворения, сравнения, …)

Посмотрите, художественно-выразительные слова называются тропами, очень созвучно со словом «тропинка», увидев которую и пойдя по ней можно достигнуть цели.

А сможем ли мы найти эти «тропинки» в стихотворениях, которые смогут привести нас к пониманию мысли автора, того что он хотел нам сказать, того, какую идею автора несло его сочинение через века, чтобы услышать нам.

Перед нами сейчас предстанут стихотворения нескольких поэтов, их картины и самое главное чувства.

Как мы определим цель нашего урока? (Научиться понимать чувства, переживания поэта через художественное описание в стихотворении).

2

Целевая установка на слушание

Прослушаем полностью стихотворение А.С. Пушкина «Осень» и ответим на вопрос, как относиться поэт к осени и почему?

3

Первичное восприятие

Прослушивание аудиозаписи (полный вариант).

4

Выявление специфики восприятия

Какие периоды времени описал А.С. Пушкин в стихотворении?

Какой же период года ему более по душе и почему?

5

Постановка учебной задачи на анализ

Откройте стр. 176. Здесь приведён отрывок из стихотворения. Попробуем найти те «тропинки», которые помогут направить нас к пониманию смысла.

Прочитаем ещё раз и найдём описательные слова поэта об осени.

6

Перечитывание и анализ

К кому обращается автор? (к осени).

Встречается ли нам хоть раз слово «осень»?

Как вы догадались? (по названию).

Как автор называет осень и почему? (унылая пора, очей очарование)

Что означает унылая? (Уныние подавленное состояние духа, грусть, упадок сил, т.е. грустная пора, период, когда вся природа сначала замирает).

Что такое очарование? (от слова чары, колдовство, т.е. околдованы очи, взгляд).

Чем же очарован поэт? (приятна мне твоя прощальная краса)

Каким словом описывает свои ощущения поэт? (приятна)

Как автор описывает красоту осени? (прощальная)

Почему «прощальная», что выражает это слово применительно к осени?

Какое слово можно подобрать для замены?

Скажите, а вам не кажется, что здесь какое-то противоречие? Как может быть приятна унылая пора? (ответы детей)

Давайте рассмотрим, чем же так «приятна» осень для поэта, и какой именно период осени по нраву А.С. Пушкину.

Составим систему образа?

О каком образе идёт речь? (осень)

Учитель записывает на доске, ученики в тетради.

Ускорим нашу работу. Разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа рассмотрит одну строчку из стихотворения (учитель по порядку говорит какие строчки), выполнит задание, т.е. обсудит между собой, сформулирует ответ, выберет отвечающего. Задание: найти в каждой строчке образно-выразительные слова, тропы, описывающий период осени и объяснить, как понимаете выбранные слова и почему автор выбрал именно эти слова для описания.

Работа по ответам групп.

(Люблю я пышное природы увядание).

Тропы: пышное увядание. Выражение отношения: Люблю.

Наводящие вопросы. Что такое увядание? (утрата свежести, засыхание)

Как А.С. Пушкин описывает увядание природы? (пышное)

Что вы понимаете под этим словом?

Как можно сказать по-другому? Сохранился ли образ?

Каким единственным словом описывает поэт своё отношение? (Люблю).

Делается запись на доске и в тетрадях (под «образ», «осень» пишется пышное увядание, рядом со столбиком образ параллельно столбик «чувства», в нём запись «приятна», «люблю»)

(В багрец и золото одетые леса)

Что такое багрец, золото? (Багровый – бордовый, золото – золотой). Как называется данный период осени? (Золотая осень).

Как можно одеть лес, можно ли его вообще одеть? (это образное выражение, олицетворение, т.е. настолько преобразился, как будто переодели).

Как можно сказать по-другому? Сохранился ли образ?

Делается запись (образ: багрец, золото)

(В их сенях ветра шум и свежее дыхание)

Если дети не попросили помощи учителя для объяснения слова сени, то надо уточнить при их ответе.

Что такое сени?  (входная часть русского традиционного дома, типа прихожей, разделяющая крыльцо непосредственно от дома, нежилая, неотапливаемая).

В «их сенях», в чьих сенях, о чём речь? (в сенях леса)

Что происходит и почему в сенях? (ветра шум: ветер дует, срывая и шелестя опадающими листьями).

Какими ещё словами автор описывает осень, и что означают эти слова? (свежее дыхание: похолодало, уже не так тепло, лёгкий прохладный (свежий) ветерок)

Как можно сказать по-другому? Сохранился ли образ?

Запись (образ: ветра шум, свежее дыхание).

(И мглой волнистою покрыты небеса)

Что это за загадка? Что это за мгла? (Мгла – это атмосферное явление, это помутнение воздуха, представляющее собой в виде сероватой или белёсой пелены, т.е. серая пелена на небе)

Как описывает А.С. Пушкин мглу и почему? (волнистая, если посмотреть на осеннее небо, то оно действительно волнистое, где-то светлее тучи, где-то темнее, как будто серые волны на небе).

Запись (образ: мгла волнистая).

(И редкий солнца луч, и первые морозы)

Какие художественно-выразительные слова вы нашли, что можно включить в столбик образа осени? (Редкий солнца луч). Как вы себе это представляете? Вам достался не самая простая строчка. Вам не кажется, что в стихотворении есть противоречия? Найдите его. В начале читали о золотой осени, почему сейчас появляется свежий ветер, серая мгла, редкий луч солнца? (Природа преображается от золотой, богатой яркими красками к блёклой, унылой, дождливой поздней осени).

Запись (образ: редкий луч).

(И отдалённые седой зимы угрозы)

У нас поэт опять нам задал загадку, что это за угрозы зимы? (холода, заморозки, когда покрываются первым, хрупким льдом лужи). Какой осенний период описывает поэт? (Самая поздняя осень). Как описан следующий период года, почему выбрано именно это слово? (Седая, белая, старуха зима, злая зима (сочетание слов седая и угрозы).

Запись (образ: отдалённые угрозы)

Посмотрим, какая же картина образа у нас получилась. Какой период осени описывает автор? (здесь на самом деле смена картин, прогрессия: от золотой до самой поздней, в конце автор даже затрагивает зиму и высказывает своё отношение к ней седой+угрозы (злая, лютая старуха). (Проскочить по картинам).

Какими словами автор описывает своё отношение к осени? (Приятна, люблю).

О каком периоде осени идёт речь? (Вся осень: от начала до конца).

Действительно, А.С. Пушкину из всех времён года очень нравилась именно осень, и при этом не какой-то определённый период времени, а любая осень, вся осень).

Посчитайте в этом отрывке, сколько обычных слов и образно-выразительных. Почти все слова образно выразительные.


7

Подготовка к восприятию.

Всем ли мила осень так, как А.С. Пушкину!? А может именно надо дождаться определённого периода осени, зайти в волшебный осенний лес и… станешь сразу поэтом, стихи так и польются!? Как вы думаете, что нужно, чтобы стать поэтом? (ответы детей). Изучая поэзию можно найти ответ на этот вопрос. Сейчас мы познакомимся ещё с одним стихотворением об осени Константина Бальмонта. Как вы думаете будет ли оно похоже на стихотворение А.С. Пушкина, которое мы только что рассмотрели? (ответы детей). Почему стихотворение будет другим? (Это разные люди, они могут чувствовать по-разному, испытывать разное настроение). Значит, прочитав стихотворение, можно узнать человека?

Тогда давайте познакомимся с Константином Бальмонтом.

8

Целевая установка на слушание

Прослушайте стихотворение и попробуйте определить настроение поэта, его отношение к осени.

9

Первичное восприятие

Чтение учителем.

10

Выявление специфики восприятия

Отличается ли стихотворение Константина Бальмонта об осени от стихотворения А.С. Пушкина? Чем? (ответы детей).

Как вам показалось, какое настроение осень вызывала у поэта? (грустное).

11

Постановка учебной задачи на анализ

Объединитесь в группы по 4 человека и докажите через систему образов и чувств настроение автора, как делали со стихотворением А.С. Пушкина. Время выполнения 3 минуты.

12

Перечитывание и анализ

Составление системы образов и чувств.

Кто хочет ответить? Остальные дополняют. Отвечаю по просьбе учителя.

Какими словами описывает осень поэт?

Осень:                                               Чувства:

Поспевает брусника                       Грустнее

Дни холоднее                                  Реже смеётся

Птичий крик                                    Заплачет

Стаи улетают

Деревья блистают

Солнце реже смеётся

Нет благовония

Осень заплачет

Рассмотрим первое четверостишие (зачитывает)

Какие слова для описания осени использует К. Бальмонт?

О чём и как успевает сообщить нам автор? (время и чувства. Наводящие вопросы, если потребуется. В какое время поспевает брусника, и улетают птицы? (конец сентября – октябрь, период золотой осени (деревья блистают в разноцветном уборе).

От чего автору становится грустнее? (дни становятся холодные и от приближающейся зимы становится грустно, да ещё крик улетающих птиц добавляет грусти). Кто-нибудь слышал крик улетающих птиц? Какие чувства они вызывают? (Можно найти и прослушать аудиозапись).

Делается запись.

Прочитаем второе четверостишие (читает учитель).

С чего начинается и как заканчивается четверостишие? (отлёт птиц, уточнение куда летят птицы, время осени). Как вы думает, почему автор разделяет пунктуационно (запятой) строки «стаи птиц улетают, прочь за синее море»? (выделяется слово прочь, логическое ударение, безнадёга, огорчение, некоторая безысходность). Есть ли в этом четверостишии противоречие, и если есть, то какое? (Огорчение отлётом птиц и красота леса).

Какие слова для описания красоты леса использует поэт?

Какие средства для изображения своих чувств использует поэт, ведь здесь не так много причудливых словосочетаний? (Пунктуация, противоречие образов).

Прочитаем третье четверостишие (читает учитель).

Чем данное четверостишие отличается от первых двух? (наличие образных словосочетаний).

Что это за словосочетания?

Как вы понимаете выражение «солнце реже смеётся»? Как можно заменить? Как изменится картина?

Что такое благовоние?

Как автор описывает осень? Почему слово «Осень» написано с заглавной буквы? (Имя собственное, обращается как к живому человеку) Как называется этот приём? (олицетворение).

Как вы себе представили осень в таком описании? (просыпающаяся, плачущая от того, что её разбудили девочка).

Вы что-нибудь заметили интересного в структуре стихотворения? (Начинается с простых описательных слов, применяя только пунктуацию и противоречие – реальный мир, а заканчивается олицетворением, миром фантазии).

Как вы думаете, как поэт относится к осени и почему? (навевает тоску, грусть).

Константин Бальмонт относится к поэтам символистам, т.е. использовал слова как символы, чтобы через них перенести скрытый смысл. Осень для природы – переходный период, так поэт может использовать образ осени как символ, описывающий период перехода от одного этапа в своей жизни к другому. Здесь важно учесть, какие чувства описывает поэт.

Скажите, как можно понять стихотворение Константина Бальмонта «Осень» через систему символов?

19

Обобщение

Посмотрим на эти два стихотворения, как в общем можно сказать, чем они схожи, а чем отличаются? (Описывают осенний период, но отношение к осени разное, подчёркнуто различным представлением картин, систем образов).

Д/з

С. 176 (читать). Рисунок к одному из стихотворений.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Выставка рисунков. Обсуждение (главное чёткое изображение по выбранному стихотворению, а не искусность).

Кому не нравиться осень и почему?

Известно, что автору следующего стихотворения Ф. Тютчеву осень не нравилась, он сам говорил о том, что осень навевает на него тоску. Как вы думаете, о чём и как будет говорить поэт? (ответы детей).

2

Целевая установка на слушание

При прослушивании ответьте на вопрос, как высказал своё отношение к осени Ф. Тютчев?

3

Первичное восприятие

Прослушивание записи.

4

Выявление специфики восприятия

Чувствуется ли недовольство в стихотворении? (нет).

Как вы думаете, о каком периоде осени идёт речь? (бабье лето).

Как можно понять, почему автору этих строк осень не по душе? (дети ответ не знают). Чем отличается или схоже это стихотворение с теми, которые мы рассматривали раньше? (дети не могут чётко ответить). Давайте выясним эти вопросы.

Определим цель урока.

Понять отношение Ф. Тютчева к осени, сравнить стихотворения поэтов об осени между собой.

5

Постановка учебной задачи на анализ

Достигнуть поставленную цель помогут составление систему образов и чувств стихотворения.

6

Перечитывание и анализ

Разделиться на группы и составить систему образов и чувств. Время работы – 3-4 минуты.

Система образов                                       Чувства

Первоначальная осень                             Дивится (дивная пора)

Короткая, дивная пора                            (торжественное, праздничное – добавить в

Хрустальный день                                    конце анализа)

Лучезарны вечера

Пустеет воздух

Не слышно птиц

Далеко до зимних бурь

Тёплая лазурь

Отдыхающее поле

Пусто

Простор

Праздная борозда

О каком времени осени идёт речь? (первоначальная осень, короткая, дивная пора – «бабье лето»)

Как описывает эту пору осени поэт, какими словами? (День хрустальный, лучезарны вечера, пустеет воздух, не слышно птиц, далеко до зимних бурь, теплая и чистая лазурь).

Как вы понимаете «день хрустальный»? (по отношению ко дню вмещает игру света, прозрачность осеннего неба, слово также передаёт звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты)

Как можно заменить данный эпитет? (нет соответствия)

Как вы понимаете «лучезарны вечера»? (передаёт появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем, вечера все в лучах заходящего солнца).

Учитель читает второе четверостишие.

Отгадайте загадку поэта, что означает строчка «где бодрый серп гулял и падал колос»? (Падал колос - сжатая нива, хлебное поле, серп гулял – крестьяне жали хлеб, как жали? – бодрый серп гулял (скоро, бодро).

Что такое борозда на поле? (след оставленный плугом)

Почему поэт называет борозду праздной? (праздный – сидящий без дела, ничего не делающий, поэт не говорит, что работали крестьяне, но что всё вокруг трудилось целое лето, а сейчас время, отдыха после тяжёлого труда). Вспомните, как вы отдыхаете, когда сделали что-то тяжёлое? (ничего не хочется делать, просто лежать). Так и автор олицетворяет поля, т.е. передаёт ему человеческие качества – праздная борозда – первое время отдыха после тяжёлого труда.

Как мы поняли, что поле пустое? (теперь уж пусто всё, простор везде)

Почему автор описывает паутину и как это делает? (Паутины тонкий волос, создаётся впечатление запустения, паутина колышущаяся на ветру и блестящая на солнце).

Учитель читает третье четверостишие.

Только ли поле отдыхает или есть изменения вокруг? (Пустеет воздух, птиц не слышно боле).

Почему? (каждый отходит от своих трудов, замолкает буйная жизнь лета, настаёт новый этап года и жизни, все готовятся к зиме). Как подчёркивает приход зимы автор? (не смотря, что многозаботливое лето уходит, но до зимы ещё далеко, наступает новая пора – пора зрелости года, отдохновения).

Как описывает поле автор? (отдыхающее, льётся теплая и чистая лазурь). Как вы это понимаете? (Лазурь –это светло-синий цвет, скорее всего, здесь описывается небо, оно ещё теплое ранней осенью, чистое – безоблачное).

Почему поэт опять возвращается к отдыхающему полю? (отмечает особенность периода года, это уже не праздное поле, а отдыхающее под тёплой и чистой лазурью,

  Короткое бабье лето, наполненное солнцем и тишиной, вызывает у поэта ощущение завершения очередного жизненного этапа, но не отождествляется со смертью. Поэтому «осень первоначальная», тёплая, приветливая, воспринимается поэтом как небольшая передышка перед сменой времён года. Кроме того, для Ф. Тютчева – этот период года  - это возможность почувствовать себя свободным, насладиться гармонией природы, которая переживает отдохновение от летних трудов, замерла в ожидании предстоящих холодов, с её бездонным голубым небом, тёплым ветром, опустевшими полями, ярким солнцем, которое уже не обжигает).

Какое настроение испытывает автор? (Праздничное, торжественное).

Каким периодом осени всё-таки восхищается пот? (Короткий миг, когда природа немного замирает, готовясь к новому периоду своей жизни).

7

Обобщение

Составление концептуальной таблицы.

Нарисовать на доске. Обсудить линии сравнения с детьми. Сделать в группах по 4 человека. Обсудить. Вывод: поэт – художник слова, через точно выбранные средства выразительности, центральный образ, автор наиболее точно описывает свои переживания.

Линии сравнения

А. Пушкин

К. Бальмонт

Ф. Тютчев

Центральный образ стиха

Природы увядание

Лес, перелётные птицы

Дивная пора, отдыхающее поле

Особенности описания

Обращение к осени

Осень – плачущий ребёнок

Описание

Период осени

Весь период

Золотая осень

Бабье лето

Настроение

Любит, приятна

Грусть

 Торжественность, праздничное

Выразительные слова

Множество художественно-выразительных слов

Противоречие, пунктуация, имена собственные (Осень), олицетворение

Олицетворение, художественно-выразительные слова

8

Д/з

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, рисунок к стихотворению Ф. Тютчева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. «Введение в раздел. Такая разная осень…». Стихотворение К. Д. Бальмонта. 2 класс

Цели урока:     знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».      Задачи урока:    - формирование у учащихся представления...

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...