Конспект урока на тему "Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Школа 2100
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Челябинск, 2016
Тема урока: Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»
Цели урока:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение осозновать и определять эмоции других людей; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.
Предметные: развивать умение работать с учебником; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать в слух; делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; подробно и выборочно пересказывать текст.
Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный этап | 30 сек | Здравствуйте ребята, садитесь. | Приветствие учителя. | Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Мотивационный этап | 5 мин | Сегодня у нас новый раздел, очень интересный, а какой сейчас узнаем. 1. Проверка домашнего задания. Рассматривание детских работ на тему «Мои увлечения» и рассказ о любимых занятиях. – Интересно жить тому человеку, у которого есть увлечение, занятие для души. Одни люди очень любят читать, другие коллекционируют марки и значки, третьи собирают частушки, пословицы. | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. |
Постановку учебной задачи Методы: словесный, практический. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 15 мин | . Введение в раздел. – Послушайте следующие строчки и определите увлечение этого человека. Наполним музыкой сердца! Устроим праздники из буден! Своих мучителей забудем, Вот сквер – пройдёмся до конца. Найдём любимейшую дверь, За ней – ряд кресел золочёных, Куда с восторгом увлечённых Внесём мы тихий груз Своих потерь. Какая музыка была, Какая музыка звучала! Она совсем не поучала, А лишь тихонечко звала. – Автор этих строчек – Юрий Иосифович Визбор. По профессии журналист, киносценарист. Написал много песен на свои стихи, исполнял их сам. Послушайте одну из них. Звучит песня Ю. Визбора по выбору учителя: «Одинокий гитарист», «Домбайский вальс», «Милая моя», «Наполним музыкой сердца...» и др. – Кто из вас догадался, какова тема следующего раздела? Откройте учебник на с. 132–133, прочитайте название раздела. – О чём будем читать? – Почему строчка-название в кавычках? (Это цитата из стихотворения Ю. Визбора.) – Расскажите, что видите на иллюстрации. Как эти рисунки связаны с музыкой? – Любите ли вы музыку? Какую? Чтение учителем авторского текста (с. 134). – Что нового о семье Насти вы узнали? – Почему же люди пишут стихи, картины, музыку? Прочитайте про себя ответ папы и перескажите его близко к тексту. – Подчеркните в ответе папы те строчки, в которых заключена главная мысль. – Какую музыку называют «серьёзной»? – Отгадайте кроссворд «Скрипичный ключ». Вопросы к кроссворду 1. В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет. (Балалайка) 2. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. (Лютня) 3. На этом инструменте играл И.С. Бах. В самых больших этих инструментах насчитывается несколько тысяч металлических и деревянных звучащих труб длиной от нескольких миллиметров до нескольких метров. (Орган) 4. Деревянный музыкальный инструмент в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами, в переводе это слово обозначает «звучание воздушной струи». (Флейта) 5. То толстеет, то худеет – на весь дом голосит. (Гармонь) 6. Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пустота. (Барабан) 7. Выглядит шикарно прямо, Разновидность фортепиано, Ровен его клавиш ряд, Поиграть на нём я рад. (Рояль) | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. Решают кроссворды. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
Решение частных задач. Методы: наглядный, словесный, практический. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 18 мин | 1. Работа со стихотворением «Рояль». 1. Работа с текстом до чтения. – Что вы узнали о рояле из загадки? (Разновидность фортепиано.) – Какую форму имеет инструмент? (Треугольный корпус.) – Рассмотрите иллюстрацию. Что увидели дети внутри рояля? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух. Вопросы после чтения: – С чем автор сравнивает внутреннее устройство рояля? – Что напоминает улицы? Из чего состоит этот городок? (Из струн, молоточков, суконца.) – Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? (Хороший знаток музыки, фантазёр.) – Какую музыку мы могли бы услышать на улицах этого города? (Светлую, радостную, мажорную.) 2. Выразительное чтение стихотворения. 2. Чтение фрагмента рассказа И.С. Тургенева «Певцы». 1. Работа с текстом до чтения. Вступительное слово учителя. – Вы послушаете сейчас отрывок из рассказа «Певцы». Его автор – русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ написан более 150 лет назад. Можете ли вы высказать какие-то предположения о содержании рассказа по его названию? Ответы детей учитель выслушивает, но не комментирует. – Этот рассказ – о необычном «соревновании» двух исполнителей русских народных песен, одного из них зовут Яков, имени другого мы не знаем, автор называет его по роду занятий – рядчик (человек, который управляет, заведует чем-то, возможно, он управляющий у какого-нибудь барина). Действие происходит в небольшом деревенском кабачке, слушатели – и жители деревни, и прохожие люди, рассказчик – охотник, помещик, хорошо знающий эти места и людей. – Представить обстановку, действующих лиц нам поможет иллюстрация на с. 15. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту). Задача учителя – помочь детям прочувствовать текст, эмоционально его «прожить». По ходу чтения следует прокомментировать значения некоторых слов: фальцет (см. сноску на с. 151); све'дущие – знающие, понимающие хорошо что-либо; скорбь – сильная печаль, горесть, страдание; упоение – восторг, наслаждение. 2. Выявление первичного восприятия. – Кто же победил в этом состязании певцов? – Почему решили, что Яков? Ведь после пения рядчика «общий слитный крик ответил ему неистовым взрывом» – это был крик восторга! А после пения Якова «никто не крикнул, даже не пошевельнулся…» 3. Беседа после чтения (возможно выборочное чтение, если позволит время). – Как готовится к пению рядчик? А Яков? (Рядчик выступает вперёд к тем, кому суждено разрешить их спор. Яков пытается отстраниться от зрителей. Он настраивает себя на пение. Певцу требуются душевная сосредоточенность и особый настрой.) – Как звучал голос рядчика? Якова? (Автор показывает техническое мастерство рядчика: способность брать ноты в большом диапазоне, делать смелые переходы и украшать своё пение. Яков вкладывает в пение душу; автор отмечает «глубокую страсть», силу, «грустную скорбь».) – Как воспринимают слушатели пение рядчика? Якова? – Как вы думаете, почему же победил именно Яков? (Слушатели не просто восторгались его мастерством, Яков заставил их пережить очень сильные эмоции, задел за живое: «Русская… душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».) После беседы можно послушать с детьми в записи какую-нибудь русскую народную песню. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, читают текст | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
Итог урока. Рефлексия Методы: словесный. Приемы: беседа. | 2 мин | – Какое умение формировали? – В этом разделе нам предстоит прочитать о музыке и музыкантах, о влиянии музыки на человека, на его душу, даже на всю его жизнь. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания | |
Домашнее задание | 1 мин | 1. Перечитать отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы». 2. Выполнить задание № 4 в тетради на с. 51. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по физической культуре (раздел подвижные игры 1 класс по ФГОС) Тема урока: «История, девиз и символика Олимпийских игр»
История возникновения Олимпийских игр. Символика зимних и летних Олимпийских игр....
Конспект урока «Валентин Берестов и его стихотворения «А чем мы фронту помогали?», «Мир»».
"Перспективная начальная школа"...
Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский "У мальчика Юры ужаснейший насморк" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступк...
Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»
На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...
Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»
На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...