Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Дубасова Ольга Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihotvorenie_yu._kima_otvazhnyy_ohotnik.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3

Тема: Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник».

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: познакомить со стихотворением Ю. Кима «Отважный охотник».

Задачи урока:

Образовательная: находить средства художественной выразительности в тексте, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям;

Развивающая: развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

Воспитательная: определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: уметь читать вслух, прогнозировать  содержание произведения, понимать поступки героев и их эмоциональное состояние.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последова-тельность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

КОММУНИКАТИВНЫЕ - развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ХОД  УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, сегодня наш урок хотелось бы начать с цитаты великого китайского философа Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий, и путь опыта – самый горький». Я предлагаю вам сегодня на уроке размышлять, подражать и приобрести опыт, который поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.

Приветствуют учителя

Ставят учебную задачу

2. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворений К. Бальмонта, Б. Заходера.

2. Выступления детей (чтение сочинений-миниатюр).

2. Введение в новый раздел.

– Мы прочитали первый раздел нашего учебника. Вспомните, как он назывался. («Прощание с летом».)

– Взгляните на вещи, предметы, которые я принесла на урок.

- Назовите их и скажите, кому и для чего они необходимы. (Дети называют предметы: карта, рюкзак, компас, верёвка, удочка, перочинный нож, солнечные очки. Они являются спутниками туриста, необходимыми в походе и путешествии.)

– Кто из вас догадался, о каком времени года мы будем читать? Почему? (О лете. Среди предметов есть солнечные очки и удочка.)

– Попробуйте назвать тему следующего раздела. (Летние походы. Летние путешествия.)

– Проверим, так ли это, откроем учебник на следующей странице и прочтём название раздела. (Дети читают название раздела, комментируют иллюстрации.)

– Поднимите руку, кто любит путешествия и приключения. Куда можно путешествовать летом?

– Какие книги о путешествиях и приключениях вы читали?

– А можно играть в путешествие, находясь во дворе или дома, это тоже увлекательно. Но только для этого нужно кое-что знать о путешествиях и путешественниках. Попробуем разобраться, что же такое путешествия и приключения.

На доске запись:

Путешествовать – быть в пути, в дороге, идти или ехать вдаль.

Путешествие – странствование, ходьба или езда по чужим местам.

Путешественник – тот, кто находится в пути, много ездит или ходит.

– Для чего, с какой целью люди отправляются в путешествия? Как они это делают? Каких известных путешественников вы знаете? (Учитель помогает детям, называет имена.)

– Каким может быть путешествие? Составьте словосочетания с этим словом. (Опасное путешествие, интересное, увлекательное, морское, космическое и т.д.)

– Путешествовать можно, оставаясь на месте, переносясь мысленно в дальние страны. Мы путешествуем в мечтах, в фантазиях. Любое путешествие станет незабываемым, если оно будет сопровождаться приключениями.

– А что такое приключение? Попробуйте подобрать синонимы к этому слову. (Можно воспользоваться толковым словарём.)

Приключение – случай, происшествие, нечаянное событие, похождение.

– Как вы думаете, кто самые большие любители путешествий и приключений? (Дети.)

– Откройте содержание учебника на с. 206. Прочитайте названия произведений этого раздела. Есть ли знакомые вам? Как вы думаете, кто главные герои этих путешествий? (Дети предполагают: взрослые, дети, животные.)

– Правы ли мы в своих предположениях, узнаем, когда будем читать.

Выразительно читают стихотворения наизусть.

Выступают с сочинениями.

Отвечают на вопросы

Размышляют над вопросом учителя.

Высказывают свои предположения.

Предполагают название раздела.

Читают название раздела.

Высказывают свои мнения.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Составляют словосочетания.

Слушают учителя.

Выдвигают предположения, подбирают синонимы к слову.

Высказывают свое мнение, аргументируют ответ.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

I. Чтение стихотворения Ю. Кима «Отважный охотник».

1. Работа с текстом до чтения.

– Открывает раздел стихотворение Юлия Кима. Прочитайте его название. Как вы думаете, подходит ли оно к нашему разделу о путешествиях и приключениях? О ком оно?

– Подберите синонимы к слову отважный. (Смелый, бесстрашный.)

– Рассмотрите иллюстрацию. Есть ли что-то необычное, удивительное?

Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, от чьего лица оно

написано.

Беседа после чтения. Чтение авторского текста.

– Настя тоже прочитала стихотворение, и у неё возник вопрос к папе. Прочитаем об этом на с. 24. (За Настю читает ученик, за папу – учитель.)

– Что вы узнали об авторе стихотворения?

– Прочитайте ещё раз предложение, в котором поясняется, что значит быть поэтом-романтиком.

– Как вы понимаете выражение «люди, жаждущие приключений»? (Они ищут их, стремятся к ним.)

– Какие поступки вы бы назвали благородными? (Ответы детей.)

Повторное чтение стихотворения.

– Прочитаем это стихотворение по строфам, постараемся понять героя Ю. Кима. (При чтении 16-й строфы обратить внимание на слово манят (на постановку ударения для соблюдения рифмы и усиления действия), манить – звать; пути, дороги – синонимы.)

– Чем заряжено ружьё отважного охотника? Эти патроны изобразил художник. (Картечь – это крупная дробь для охотничьего ружья.)

После чтения 2-й строфы:

– Обратите внимание, как заканчиваются 1-я и 2-я строфы. Как вы понимаете последние строчки? (Для героя важны мечта, приключения, преодоление трудностей, а совсем не охота.)

После чтения 3-й строфы:

– Воспользовался ли герой стихотворения своими патронами с картечью? Почему?

Читают название стихотворения.

Выдвигают предположения.

Подбирают синонимы.

Высказывают свое мнение, аргументируют ответ.

Размышляют во время чтения.

Выполняют задание учителя.

Зачитывают отрывок текста.

Высказывают свое мнение.

Предполагают.

Читают стихотворение по строфам.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют прочитанное.

Отвечают на вопросы учителя.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа с текстом после чтения.

– Как вы думаете, для чего Ю. Ким написал это стихотворение? Что он хотел донести до читателей? О чём оно? (Автор показывает, каким должен быть настоящий путешественник...)

– А что же главное должно быть в нём? В каких строчках об этом говорится?

Не нужен мне ни порох,

Ни пули, ни пыжи,

Пока в моих патронах

Огонь моей души.

(Учитель объясняет значение слова пыж – прокладка из войлока или картона, отделяющая порох в патроне от пули, дроби.)

– Таким «отважным охотником» можно назвать и самого Ю. Кима.

В душе его ярко горит огонь любви к жизни, к детям, к природе, к Родине.

Обо всём этом его стихи, песни, об этом поёт его гитара. Этого человека можно назвать оптимистом.

– Почему оптимистом и что такое оптимизм, вы узнаете, отыскав слова и их значения в словаре. Толковый словарь поможет вам уточнить значение слова романтик.

Высказывают свое мнение, аргументируют ответ.

Доказывают примерами из текста.

Слушают рассказ учителя.

Работают со словарём.

5. Самостоятельная работа.

Работа над выразительным чтением.

– На что похоже стихотворение? (На песню.)

– В каком ритме его нужно читать? (Бодрый, маршевый ритм.)

– Действительно, со словами этого стихотворения-песни хорошо отправиться в поход, бодро маршируя. Каким вы увидели героя стихотворения?

(Он смелый, мужественный, отважный, не боится встречи с бандитами и дикими зверями, идёт вперёд, не страшась непогоды, благородный, всегда готов защитить тех, кто в нём нуждается, скромный.)

– Прочитайте стихотворение несколько раз про себя, а затем приготовьтесь читать вслух, стараясь передать его ритм.

Чтение стихотворения 1–2 учениками, затем хором.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свое мнение, аргументируют ответ.

Самостоятельно работают над выразительным чтением стихотворения.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Ребята, продолжите предложения

– Сегодня на уроке я узнал…

– Меня заинтересовало…

– Меня этот рассказ научил…

- В конце урока моё настроение…

– Вы сегодня большие молодцы, вы со всем справились и многому научились.

Выполняют рефлексию учебной деятельности на уроке.

Дают оценку своему настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...

Раздел «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…» Тема: Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

Презентация к уроку литературного чтения по разделу "О весна, без конца и без краю". Первый урок раздела по учебнику "Литературное чтение" УМК "Школа 2100"....

Введение в раздел. Стихотворения А. С. Пушкина и К. Бальмонта об осени.

План-конспект урока по теме "Введение в раздел. Стихотворения А. С. Пушкина и К. Бальмонта об осени", 3 класс, "Школа-2100"...