Литературное чтение. «Введение в раздел. Такая разная осень…». Стихотворение К. Д. Бальмонта. 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Крючек Ольга Николаевна

Цели урока:

     знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».

 

     Задачи урока:

    - формирование у учащихся представления о том какая бывает разная осень у поэта, художника,      композитора;

   - развитие творческих способностей учащихся и художественной речи;

    - воспитание и приобщение к произведениям искусства, музыки, поэзии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

   Литературное чтение.            

   Тема урока: «Введение в раздел. Такая разная осень…».  

                           Стихотворение К. Д. Бальмонта.   

     Цели урока:

     знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».

     Задачи урока:

    - формирование у учащихся представления о том какая бывает разная осень у поэта, художника,      композитора;

   - развитие творческих способностей учащихся и художественной речи;

    - воспитание и приобщение к произведениям искусства, музыки, поэзии.

Этап урока

Содержание урока

1.Организцион

ный момент.  

Цель  :подготовить  учащихся к работе (мотивация).

        

2. Введение в новую тему.

 Цель: обеспечить  понимание учащимися цели учебно-познавательной деятельности;

3.Работа над новой темой и поставленными задачами

Цель : согласовать

      тему и цель урока.

3.Работа в группах. Цели:  выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал.

4. Итог урока. Рефлексия. Цели:  Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы;

Ход урока.

 1.Чтение детьми четверостиший:

Осень наступила,

И всю жизнь в лесу переменила

Деревья желтые и красные стоят

Они надели свой сказочный наряд.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года осенью зовется.

- Что помогло определить тему нового раздела? (Стихи)

- Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему.

(“Глухая пора листопада”)

- Ребята, сегодня мы вместе с Настей приступаем к чтению произведений из этого раздела

2. Чтение авторского текста на стр. 176 учебника.  

Давайте прочитаем, какая же проблема волнует Настю сейчас? (Как описать осень в сочинении, она ведь такая разная?)

- А почему в конце первого абзаца стоит многоточие? (Примет осени очень много, их можно долго продолжать)

3. Чтение авторского текста по ролям (автор, мама, папа, бабушка) с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени.

- Ребята, давайте еще раз вернемся к названию раздела. Что необычного вы видите в записи названия? (Слова стоят в кавычках)

- Знаете ли вы, почему поставлены кавычки? Этот вопрос задает и Настя. Вот, что ответил на этот вопрос ее папа… (Чтение учителем авторского текста учебника 1 абзац)

- Итак, наша цитата взята из стихотворения Б. Пастернака “Иней”.

Глухая пора листопада,

 Последних гусей косяки.

 Расстраиваться не надо:

 У страха глаза велики.

Итак, цитата – это… 

-  Почему Б. Пастернак назвал пору листопада “глухой”? (Опали все листья, все звуки приглушены и т.д.)

Увидеть и рассмотреть осень, услышать ее звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием ее красок и раскрыть тему нашего урока нам поможет сегодня искусство: живопись, музыка, литература. Взялись за дело три мастера: художник, композитор, поэт.

 1. Взялся за дело изобразить осень великий русский художник Ефим Ефимович  Волков.    

 -Как художник может передать  красоту осени? (При помощи красок.)  

-Что художник может передать с помощью красок? (Цвет). Ребята, посмотрите, какие красивые цвета использовал мастер для изображения осени.

Итак, краски художника – это цвет.

2. Создать образ осени своими красками взялся великий русский композитор П.И. Чайковский. (П.И. Чайковский “Времена года”, октябрь “Осенняя песнь” (фрагмент).

- В каком фрагменте была тема осени? (В первом). Почему? (В музыке слышны капельки дождя, музыка печальная, грустная, нежная, задушевная, спокойная…)

- Что же помогло композитору изобразить осень? (Музыка.)

 Музыка – это краски, с помощью которых рисует композитор.

- А какие краски у композитора? (Звуки)

Итак, краски композитора – звуки. 

Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какими красками рисуют поэты.

 Будем:

развивать умение работать с текстом, умение говорить.

воспитывать художественный вкус,  любовь к природе.

А поможет  нам в этом великий русский поэт  Константин Дмитриевич Бальмонт.

К.Д. Бальмонт увидел и описал осеннюю природу по-своему.

- Какими же красками рисует поэт? (Словами).

 Постарайтесь при чтении “увидеть” те картины осени, которые поэт “создает” словами.

1. Чтение стихотворения учителем. К.Д. Бальмонт “Осень”.

- О какой осени идет речь? (О наступающей, первоначальной)

- По каким приметам вы догадались, что речь идет о наступлении осени? (Поспевает брусника, стали холоднее дни, улетают птицы, реже появляется солнышко, завяли цветы…)

- Как вы понимаете значение слова благовоние?

Благовоние – это старинное слово, означает приятный запах, аромат. “Нет в цветах благовонья…”, то есть цветы больше не пахнут, как летом.

- В каких строках поэт очеловечивает осень, как бы оживляет ее? Прочитайте об этом.

Обратите внимание, как написано слово осень у Бальмонта?( С большой буквы , как бы очеловечивает оживляет)

Такой прием в литературе называется олицетворение.

Работа в группах.

- Так какая же осень у К. Д. Бальмонта?

   Выберите из  предложенных слов ,те которые передают характер осени.( печальная, скучная, грустная, тоскливая, раздражительная, красивая, пышная, золотая, хрупкая, дивная, бодрая, свежая, радостная)  Докажите.

(Только-только наступает, грустная, печальная, меньше солнечных дней, не пахнут цветы, но красота еще не увяла: “деревья блистают в разноцветном уборе”…)

- Так какие же краски у поэта? Чем рисует поэт? (Словами)

Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека при помощи изобразительно-выразительных средств языка. (Олицетворение, сравнение, эпитеты). Краски у поэта разные.

“краска” - олицетворение. 

-Мы сейчас  поработаем в группах.

Я включу музыку П. И. Чайковского

В конце урока у нас должен получиться альбом .

  1 группа (художники)– выбрать те рисунки ,которые  близко передают то настроение, которое  возникает у вас при чтении стихотворения. Обоснуйте.  

 

2 группа(поэты)- стихи, которые вы нашли  к уроку по нашей теме .Обоснуйте.

 3 группа(знатоки народной мудрости)- выберите  пословицы или цитаты про осень, загадки про осень.

 Защита своих работ.

  1. Выразительное чтение стихотворений учащимися.

- Какая же осень? (У  всех – разная.  Каждый  видел осень по-своему )

     3. Возьмите краски и кисти и нарисуйте осень, передайте настроение  которое  возникло у вас  при чтении  стихотворения.

IV. Итог урока. Рефлексия.

_Кто помог нам увидеть разную осень?

-Как художник передает красоту осени?

-как музыкант передал красоту осени?

-Как поэт передает красоту и характер осени?

-Что такое олицетворение?

Оцените свою работу на уроке. Украшаем дерево  листочками.

– Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературному чтению 3 класс"Такая разная осень.."

Тема:Такая разная осень…(Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)Цели:• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умен...

Самоанализ урока литературного чтения "Такая разная осень".

3 класс. УМК "Школа 2100". Самоанализ урока литературного чтения по теме "Такая разная осень"....

«Такая разная осень..." (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева). 3-й класс

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).Цели:·         развитие уменийвоспр...

Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)

Презентационный лист № 1 по предмету Литературное чтение в з классеУчитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов ГБОУ лицей №144  Калининского района Санкт-Петербург...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100».Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100»Конспект составила учитель начальных классов : Семикопенко Г.Н.Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…&raq...