Литературное чтение. «Введение в раздел. Такая разная осень…». Стихотворение К. Д. Бальмонта. 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цели урока:
знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».
Задачи урока:
- формирование у учащихся представления о том какая бывает разная осень у поэта, художника, композитора;
- развитие творческих способностей учащихся и художественной речи;
- воспитание и приобщение к произведениям искусства, музыки, поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Тема урока: «Введение в раздел. Такая разная осень…».
Стихотворение К. Д. Бальмонта.
Цели урока:
знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».
Задачи урока:
- формирование у учащихся представления о том какая бывает разная осень у поэта, художника, композитора;
- развитие творческих способностей учащихся и художественной речи;
- воспитание и приобщение к произведениям искусства, музыки, поэзии.
Этап урока | Содержание урока | |
1.Организцион ный момент. Цель :подготовить учащихся к работе (мотивация).
2. Введение в новую тему. Цель: обеспечить понимание учащимися цели учебно-познавательной деятельности; 3.Работа над новой темой и поставленными задачами Цель : согласовать тему и цель урока. 3.Работа в группах. Цели: выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал. 4. Итог урока. Рефлексия. Цели: Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы; | Ход урока. 1.Чтение детьми четверостиший: Осень наступила, И всю жизнь в лесу переменила Деревья желтые и красные стоят Они надели свой сказочный наряд. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется Это время года осенью зовется. - Что помогло определить тему нового раздела? (Стихи) - Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему. (“Глухая пора листопада”) - Ребята, сегодня мы вместе с Настей приступаем к чтению произведений из этого раздела 2. Чтение авторского текста на стр. 176 учебника. Давайте прочитаем, какая же проблема волнует Настю сейчас? (Как описать осень в сочинении, она ведь такая разная?) - А почему в конце первого абзаца стоит многоточие? (Примет осени очень много, их можно долго продолжать) 3. Чтение авторского текста по ролям (автор, мама, папа, бабушка) с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени. - Ребята, давайте еще раз вернемся к названию раздела. Что необычного вы видите в записи названия? (Слова стоят в кавычках) - Знаете ли вы, почему поставлены кавычки? Этот вопрос задает и Настя. Вот, что ответил на этот вопрос ее папа… (Чтение учителем авторского текста учебника 1 абзац) - Итак, наша цитата взята из стихотворения Б. Пастернака “Иней”. Глухая пора листопада, Последних гусей косяки. Расстраиваться не надо: У страха глаза велики. Итак, цитата – это… - Почему Б. Пастернак назвал пору листопада “глухой”? (Опали все листья, все звуки приглушены и т.д.) Увидеть и рассмотреть осень, услышать ее звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием ее красок и раскрыть тему нашего урока нам поможет сегодня искусство: живопись, музыка, литература. Взялись за дело три мастера: художник, композитор, поэт. 1. Взялся за дело изобразить осень великий русский художник Ефим Ефимович Волков. -Как художник может передать красоту осени? (При помощи красок.) -Что художник может передать с помощью красок? (Цвет). Ребята, посмотрите, какие красивые цвета использовал мастер для изображения осени. Итак, краски художника – это цвет. 2. Создать образ осени своими красками взялся великий русский композитор П.И. Чайковский. (П.И. Чайковский “Времена года”, октябрь “Осенняя песнь” (фрагмент). - В каком фрагменте была тема осени? (В первом). Почему? (В музыке слышны капельки дождя, музыка печальная, грустная, нежная, задушевная, спокойная…) - Что же помогло композитору изобразить осень? (Музыка.) Музыка – это краски, с помощью которых рисует композитор. - А какие краски у композитора? (Звуки) Итак, краски композитора – звуки. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какими красками рисуют поэты. Будем: развивать умение работать с текстом, умение говорить. воспитывать художественный вкус, любовь к природе. А поможет нам в этом великий русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. К.Д. Бальмонт увидел и описал осеннюю природу по-своему. - Какими же красками рисует поэт? (Словами). Постарайтесь при чтении “увидеть” те картины осени, которые поэт “создает” словами. 1. Чтение стихотворения учителем. К.Д. Бальмонт “Осень”. - О какой осени идет речь? (О наступающей, первоначальной) - По каким приметам вы догадались, что речь идет о наступлении осени? (Поспевает брусника, стали холоднее дни, улетают птицы, реже появляется солнышко, завяли цветы…) - Как вы понимаете значение слова благовоние? Благовоние – это старинное слово, означает приятный запах, аромат. “Нет в цветах благовонья…”, то есть цветы больше не пахнут, как летом. - В каких строках поэт очеловечивает осень, как бы оживляет ее? Прочитайте об этом. Обратите внимание, как написано слово осень у Бальмонта?( С большой буквы , как бы очеловечивает оживляет) Такой прием в литературе называется олицетворение. Работа в группах. - Так какая же осень у К. Д. Бальмонта? Выберите из предложенных слов ,те которые передают характер осени.( печальная, скучная, грустная, тоскливая, раздражительная, красивая, пышная, золотая, хрупкая, дивная, бодрая, свежая, радостная) Докажите. (Только-только наступает, грустная, печальная, меньше солнечных дней, не пахнут цветы, но красота еще не увяла: “деревья блистают в разноцветном уборе”…) - Так какие же краски у поэта? Чем рисует поэт? (Словами) Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека при помощи изобразительно-выразительных средств языка. (Олицетворение, сравнение, эпитеты). Краски у поэта разные. “краска” - олицетворение. -Мы сейчас поработаем в группах. Я включу музыку П. И. Чайковского В конце урока у нас должен получиться альбом . 1 группа (художники)– выбрать те рисунки ,которые близко передают то настроение, которое возникает у вас при чтении стихотворения. Обоснуйте.
2 группа(поэты)- стихи, которые вы нашли к уроку по нашей теме .Обоснуйте. 3 группа(знатоки народной мудрости)- выберите пословицы или цитаты про осень, загадки про осень. Защита своих работ.
- Какая же осень? (У всех – разная. Каждый видел осень по-своему ) 3. Возьмите краски и кисти и нарисуйте осень, передайте настроение которое возникло у вас при чтении стихотворения. IV. Итог урока. Рефлексия. _Кто помог нам увидеть разную осень? -Как художник передает красоту осени? -как музыкант передал красоту осени? -Как поэт передает красоту и характер осени? -Что такое олицетворение? Оцените свою работу на уроке. Украшаем дерево листочками. – Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок чтения в 3 классе Введение в раздел. Какая разная осень школа 2100… (Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)
Данный урок знакомит учащихся с классиками русской литературы....
Презентация по литературному чтению 3 класс"Такая разная осень.."
Тема:Такая разная осень…(Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)Цели:• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умен...
Самоанализ урока литературного чтения "Такая разная осень".
3 класс. УМК "Школа 2100". Самоанализ урока литературного чтения по теме "Такая разная осень"....
«Такая разная осень..." (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева). 3-й класс
Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).Цели:· развитие уменийвоспр...
Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)
Презентационный лист № 1 по предмету Литературное чтение в з классеУчитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов ГБОУ лицей №144 Калининского района Санкт-Петербург...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100».Введение в раздел. Как приходит весна? (Стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид…», А. Блока «Ветер принёс издалёка…»)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. ОС «Школа 2100»Конспект составила учитель начальных классов : Семикопенко Г.Н.Тема раздела: «О ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ…&raq...