Конспект урока по литературному чтению 3 класс ОС "Школа 2100" по теме: "Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворение К.Д. Бальмонта)»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Аттестуемый педагог: Вихлянцева Елена Николаевна
Предмет: литературное чтение Класс: 3 б
Автор УМК: «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева.
Тема урока: «Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворение К.Д. Бальмонта)»
Тип урока : урок изучения нового материала
Цели урока:
знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».
Задачи урока:
Формирование у учащихся представления о том какая бывает разная осень у поэта, художника, композитора;
развитие творческих способностей учащихся и художественной речи;
воспитание и приобщение к произведениям искусства, музыки, поэзии
Средства обучения:
учебник для 3 класса “Литературное чтение” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, ),
мультимедийный проектор, презентация в слайдах ,
карточки с заданием для групповой работы.
Методы и формы работы:
-фронтальный;
-индивидульный;
-парная работа;
-проблемно-диалогический;
-словесный;
-наглядный;
-практический.
Этап урока | Содержание урока | |
1.Организцион ный момент. Цель :подготовить учащихся к работе (мотивация); создать положительную эмоциональную атмосферу.
2. Введение в новую тему. Цель: обеспечить понимание учащимися цели учебно-познавательной деятельности; организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется выведение нового понятия;. Методы: фронтальный и индивидуальный опрос учащихся. 3.Работа над новой темой и поставленными задачами .Цель : согласовать тему и цель урока, создать условия для проведения учащимися конкретной цели будущих учебных действий; Методы: проблемно-диалогический, словесный, наглядный. 3.Работа в группах. Цели: выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал. Методы: групповая работа 4. Итог урока. Рефлексия. Цели: Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы; зафиксировать новое содержание, изученное на уроке провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Ход урока.
Осень наступила, И всю жизнь в лесу переменила Деревья желтые и красные стоят Они надели свой сказочный наряд. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется Это время года осенью зовется. - Что помогло определить тему нового раздела? (Стихи) - Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему. Слайд 1. (“Глухая пора листопада”) - Ребята, сегодня мы вместе с Настей приступаем к чтению произведений из этого раздела 2. Чтение авторского текста на стр. 176 учебника. Давайте прочитаем, какая же проблема волнует Настю сейчас? (Как описать осень в сочинении, она ведь такая разная?) - А почему в конце первого абзаца стоит многоточие? (Примет осени очень много, их можно долго продолжать) 3. Чтение авторского текста по ролям (автор, мама, папа, бабушка) с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени. - Ребята, давайте еще раз вернемся к названию раздела. Что необычного вы видите в записи названия? (Слова стоят в кавычках) - Знаете ли вы, почему поставлены кавычки? Этот вопрос задает и Настя. Вот, что ответил на этот вопрос ее папа… (Чтение учителем авторского текста учебника 1 абзац) - Итак, наша цитата взята из стихотворения Б. Пастернака “Иней”. Глухая пора листопада, Последних гусей косяки. Расстраиваться не надо: У страха глаза велики. Итак, цитата – это… Слайд 2. - Почему Б. Пастернак назвал пору листопада “глухой”? (Опали все листья, все звуки приглушены и т.д.) Увидеть и рассмотреть осень, услышать ее звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием ее красок и раскрыть тему нашего урока нам поможет сегодня искусство: живопись, музыка, литература. Взялись за дело три мастера: художник, композитор, поэт. 1. Взялся за дело изобразить осень великий русский художник Ефим Ефимович Волков? Слайд 3 -Как художник может передать красоту осени? (При помощи красок.) Слайд 4 -Что художник может передать с помощью красок? (Цвет). Ребята, посмотрите, какие красивые цвета использовал мастер для изображения осени. Итак, краски художника – это цвет. Слайд 5. 2. Создать образ осени своими красками взялся великий русский композитор П.И. Чайковский. Слайд 6. (П.И. Чайковский “Времена года”, октябрь “Осенняя песнь” (фрагмент) Слайд 7. - В каком фрагменте была тема осени? (В первом). Почему? (В музыке слышны капельки дождя, музыка печальная, грустная, нежная, задушевная, спокойная…) - Что же помогло композитору изобразить осень? (Музыка.) Музыка – это краски, с помощью которых рисует композитор. - А какие краски у композитора? (Звуки) Итак, краски композитора – звуки. Слайд 8. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какими красками рисуют поэты. Слайд 9. Будем: развивать умение работать с текстом, умение говорить. воспитывать художественный вкус, любовь к природе. А поможет нам в этом великий русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Слайд 10. К.Д. Бальмонт увидел и описал осеннюю природу по-своему. - Какими же красками рисует поэт? (Словами). Слайд 11. Постарайтесь при чтении “увидеть” те картины осени, которые поэт “создает” словами. 1. Чтение стихотворения учителем. К.Д. Бальмонт “Осень”. - О какой осени идет речь? (О наступающей, первоначальной) Слайд 12. - По каким приметам вы догадались, что речь идет о наступлении осени? (Поспевает брусника, стали холоднее дни, улетают птицы, реже появляется солнышко, завяли цветы…) - Как вы понимаете значение слова благовоние? Слайды 13, 14. Благовоние – это старинное слово, означает приятный запах, аромат. “Нет в цветах благовонья…”, то есть цветы больше не пахнут, как летом. - В каких строках поэт очеловечивает осень, как бы оживляет ее? Прочитайте об этом. Обратите внимание, как написано слово осень у Бальмонта?( С большой буквы , как бы очеловечивает оживляет) Такой прием в литературе называется олицетворение. Работа в группах. - Так какая же осень у К. Д. Бальмонта? Выберите из предложенных слов ,те которые передают характер осени.( печальная, скучная, грустная, тоскливая, раздражительная, красивая, пышная, золотая, хрупкая, дивная, бодрая, свежая, радостная) Докажите. (Только-только наступает, грустная, печальная, меньше солнечных дней, не пахнут цветы, но красота еще не увяла: “деревья блистают в разноцветном уборе”…) - Так какие же краски у поэта? Чем рисует поэт? (Словами) Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека при помощи изобразительно-выразительных средств языка. (Олицетворение, сравнение, эпитеты). Краски у поэта разные. “краска” - олицетворение. Слайд 15. -Мы сейчас поработаем в группах. Я включу музыку П. И. Чайковского В конце урока у нас должен получиться альбом . 1 группа (художники)– выбрать те рисунки ,которые близко передают то настроение, которое возникает у вас при чтении стихотворения. Обоснуйте.
2 группа(поэты)- стихи, которые вы нашли к уроку по нашей теме .Обоснуйте. 3 группа(знатоки народной мудрости)- выберите пословицы или цитаты про осень, загадки про осень. Защита своих работ.
- Какая же осень? (У всех – разная. Каждый видел осень по-своему ) 3. Возьмите краски и кисти и нарисуйте осень, передайте настроение которое возникло у вас при чтении стихотворения. IV. Итог урока. Рефлексия. _Кто помог нам увидеть разную осень? -Как художник передает красоту осени? -как музыкант передал красоту осени? -Как поэт передает красоту и характер осени? -Что такое олицетворение? Оцените свою работу на уроке. Слайды 17,18 Украшаем дерево листочками. Слайд 19 – Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень
Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями. На данном уроке используется сравнительный анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины при...
Литературное чтение. «Введение в раздел. Такая разная осень…». Стихотворение К. Д. Бальмонта. 2 класс
Цели урока: знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень». Задачи урока: - формирование у учащихся представления...
«Такая разная осень..." (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева). 3-й класс
Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).Цели:· развитие уменийвоспр...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс.Тема:"Введение в новый раздел. Стихотворение Ю.Мориц"Слониха, слонёнок и слон"
Тип урока: изучение нового материала.Используемые технологии: развивающее обучение, КСО...