Конспект урока на тему "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3 Б

Тема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»

Цели урока:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный этап

30 сек

Здравствуйте ребята,  садитесь.

Приветствие учителя.

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотивационный этап

1 мин

Сегодня у нас очень и занимательный урок.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог.

10мин

1. Знакомство с новым разделом.

– Откройте учебник на с. 102–103.

– Как называется раздел? Кто это мы? (Дети.)

– О чём мы будем читать произведения? (О семье, о взаимоотношениях детей и родителей.)

– Какие произведения из тех, что мы читали раньше, можно было бы включить в этот раздел? (1-й кл. В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Разлука», М. Зощенко «Глупая история» и т.д.)

Слушают, отвечают на вопросы

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Решение частных зада

Методы:  наглядный, словесный, практический.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

30 мин

1. Работа со стихотворением «Всё в порядке».

1. Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите рисунок к стихотворению. Определите характер стихотворения. (Весёлый.)

– Когда говорят, что всё в порядке? Интересно, а при чём здесь слон?..

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– Вы предполагали, что о таком порядке пойдёт речь в стихотворении?

3. Повторное чтение по смысловым частям (комментированное чтение).

Эдуард Успенский

ВСЁ В ПОРЯДКЕ

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты, (Боты – короткая резиновая обувь.)

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом. (Интересно, что она увидит? Вопрос, не требующий ответа детей.)

– Был на квартиру налёт?

– Нет.

– К нам заходил бегемот?

– Нет. (Уже можете предположить, что увидела мама? Налёт – это… (нападение с целью грабежа или стремительное нападение, атака). Очевидно, в квартире полный разгром. А почему мама решила, что заходил именно бегемот? …Наверное, всё разбросано, перевёрнуто.)

– Может быть, дом не наш?

– Наш.

– Может, не наш этаж? (Мама не узнаёт свою квартиру! Но разговаривает она с кем? Скорее всего, со своим ребёнком.)

– Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко. (Вот и ответ на все мамины и наши вопросы: мальчики просто немножко поиграли!)

– Значит, это не обвал?

– Нет.

– Значит, слон у нас не танцевал?

– Нет. (А вот ответ на наш вопрос, при чём здесь слон.)

– Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась! (Мама могла бы рассердиться, отругать детей, а она отнеслась к произошедшему с юмором. Как по-вашему, дети это поняли? Чем всё закончится? Скорее всего, они наведут в доме порядок.)

4. Беседа.

– Какой смысл вложил автор в заглавие стихотворения? (Автор улыбается и смотрит на эту ситуацию глазами детей. Они играли. У них всё в порядке. С позиции взрослых тоже всё в порядке: детям хорошо, они живы. Заглавие – это и продолжение стихотворения: дети наведут в доме порядок после игры.)

– Оправдались ли наши предположения о весёлом характере стихотворения? И всё-таки почему художник нарисовал слона?

5. Выразительное чтение по ролям.

2. Работа со стихотворением «Если был бы я девчонкой».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название стихотворения. Продолжите это предложение. (Задание выполняют мальчики.)

– Догадались, от имени кого написано стихотворение?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– Что вас рассмешило?

– Встречались ли вы в жизни с подобными ситуациями?

3. Беседа.

– О чём мечтает герой стихотворения?

– Что бы он тогда сделал?

– Согласны ли вы с мальчиком, что все эти дела девчоночьи?

– А сам он с собой согласен? (Нет.)

– В чём комичность ситуации? (Сделала бы все дела девочка, а хвалит мама сына, мальчика.)

– Почему мальчик только мечтает о помощи маме, её похвале? (Возможно, не умеет всё это делать, может быть, не хочет или стесняется.)

– Каков же характер стихотворения? (Весёлый, шуточный.)

– Понравилось ли стихотворение? Ожидали вы такую концовку? Что можно сказать об авторе, прочитав стихотворение? (Он непредсказуем, знает детский характер.)

4. Выразительное чтение по ролям.

5. Беседа об авторе стихотворений.

– Что нового вы узнали об Э. Успенском? (Он пишет весёлые и смешные стихи, но в них объясняет детям серьёзные вещи.)

– Верен ли себе автор? (Да.) Каким представляете себе автора Э. Успенского? (Весёлым, остроумным, находчивым человеком...)

Э. Успенский пишет не только стихи, сказки и пьесы, но и сценарии, ведёт передачи на радио и телевидении. Организовал издательство «Самовар», чтобы печатать хорошие книги.

3. Работа с текстами стихотворений после чтения.

Сравнение двух стихотворений Э. Успенского.

– Чем похожи эти стихотворения? (Герои – мама и сын; ситуации похожи – сын не очень-то любит помогать по дому; весёлые, с чувством юмора.)

– Как вы думаете, нужны ли детям такие стихи? (Конечно, они помогают посмотреть на себя со стороны: какой я? Развивают чувство юмора, незаметно и ненавязчиво воспитывают…)

– Что нового о себе каждый из вас узнал после чтения этих стихотворений? Послушаем сначала мальчиков.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, читают текст.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Итог урока. Рефлексия

Методы: словесный.

Приемы: беседа.

2 мин

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Домашнее задание

2 мин

Выучить наизусть одно стихотворение (по выбору детей) или оба, подготовить выразительное чтение.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Челябинск, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Э.Успенский "Над нашей квартирой". "Если был бы я девчонкой"

Презентации подготовлены к урокам Э Успенского во 2 классе по программе "Школа России" Презентации составлены по иллюстрациям книжек для малышей 1980г выпуска...

Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...

План-конспект урока по литературному чтению на тему: Эдуард Успенский «Всё в порядке».

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...

Конспект урока по русскому языку "Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения составлять текст из предложений, в которых нарушен порядок повествованияПланируемые результаты:Предметные: знать члены предложения и порядок их нахо...

Конспект урока русского языка. Тема: "Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...