Урок литературного чтения в 1 классе. А.Л. Барто. Стихи детям.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

А.Л. Барто. Стихи детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Структура

 Учебный предмет: Литературное чтение (обучение грамоте -послебукварный период)

 УМК «Школа России»

 Тема урока: А.Л. Барто. Стихи детям.

 Тип урока:  урок изучения нового материала

 Задачи урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А.Л. Барто; формирование  навыков выразительного чтения; обучение анализу стихотворения, раскрывать его смысл, чувствовать интонацию,  ритм;  воспитание трудолюбия бережного отношение к игрушкам.

Ожидаемые результаты:        

  • свободно высказывать собственные суждения;
  • читать стихотворения выразительно
  • критически относиться к мнению других;
  • повышение познавательной активности на уроках
  • выстраивать ответ на поставленный вопрос

Предметные: 

  • Развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • Обучать овладению умениями правильно читать, объяснять значение новых слов, участвовать в диалоге, составлять несложные  высказывания;
  • Воспитывать позитивное отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждать познавательный интерес к произведениям, стремление совершенствовать свою речь;
  • Анализировать текст, выделять главную мысль.

  Метапредметные:  

  • Развивать умения работать с информацией;
  • Развивать умение использовать различные способы поиска информации;
  • Развивать  умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Познавательные:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Находить ответы на вопросы в тексте.
  • Формировать умение извлекать из художественных текстов необходимую информацию.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Развивать умение работать в паре.
  • Развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные: 

  • Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: Компьютер,  проектор,  экран, доска.

Наглядные пособия: Учебник Азбука, портрет А.Л. Барто. Книги А.Барто из школьной библиотеки.

 Индивидуальные пособия: карточки для работы в парах, смайлики (средства обратной связи).

Компьютерная презентация: «Агния Львовна Барто». 

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: в рамках образовательной программы ДОУ и воспитания в семье.

 Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Организационный момент

30 секунд

2.

Подготовка к изучению нового материала

3 минуты

3.

Работа над новым материалом

30 минут

4.

Закрепление изученного

3,5 минуты

5

Рефлексия.

3 минуты


Содержание урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово  к уроку.

 А сейчас тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.

Дети приветствуют учителя, проверяют  свою готовность к  уроку.

Регулятивные:

Организация рабочего места, нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: принятие образа хорошего ученика

2.

Подготовка к изучению нового.

- Ребята давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книг (презентация). Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы разучивали с вами стихи.

-Вспомните стихотворение по нескольким словам: плачет, уронила, не утонет (слайд).

-А кто вспомнит это стихотворение целиком?

 «Наша Таня громко плачет….»

-Как же нам помочь Тане?

  • Давайте вспомним следующее стихотворение: «идёт, вздыхает, упаду»

-Кто это? (слайд,

  • Ещё одно стихотворение вы вспомните без труда (слайд: «уронили, оторвали, не брошу)

-Почему Мишка грустный?

-Как нам помочь Мишке?

Дети вспоминают, воспроизводят стихотворение.

Помогают персонажу преодолеть трудности. (Мяч достать можно разными предметами: палкой, или попросить взрослого.)

 

Бычок! Чтение стихотворения со слайда.

Дети вспоминают и читают стихотворение о Мишке.

Дети предлагают пришить лапу.

 

Познавательные: Строят устные речевые высказывания.

Коммуникативные:

слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении;

Познавательные: Строят устные речевые высказывания.

3.

Работа над новым материалом

1. Постановка проблемы. Открытие нового:

-Чему учат эти стихи?

-Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?

Автор строк, знакомых вам с раннего детства Агния Львовна Барто.

-Кто может сформулировать тему нашего урока? Что мы должны узнать нового на уроке?

2. Объявление темы, целей урока. 

-Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто.

3.Знакомство с поэтессой А.Л.Барто и её творчеством.

Может кто-то может рассказать о А.Л. Барто?

-Тогда слушайте и запоминайте.

(слайд) Агния Львовна Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. А. Л. Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее.

-Как вы думаете, кому были посвящены её стихи?

  Большая часть стихов А.  Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Она встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

 
4. Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.  

5. Работа над стихотворением «Помощница»

У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Сегодня мы узнаем о ней ещё одну историю. Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся. Оно зашифровано в таблице. Поработайте в парах и расшифруйте слово с помощью ключа.

А

Н

М

О

И

Ц

О

П

Щ

9

6

3

2

7

8

4

1

5

- Скажите, как называется стихотворение?

Оно напечатано на стр. 104 Азбуки. Давайте откроем и прочитаем его.

Чтение стихотворения учителем.

-Я вам прочту стихотворение, а вы следите пальчиком.

-Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать?

-Теперь прочитайте стихотворение про себя.

-Читаем по цепочке.

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

 Беседа по содержанию прочитанного:

1.Какие дела успела Таня выполнить за день? Найдите в тексте.

2. Как вы думаете, почему стих назван именно так: "Помощница"?

3. Правда ли, что Таня "Помощница"?

4. А, кого можно назвать помощником или помощницей?

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

6.Физминутка. Игра « Полезно – легко»    

- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – топаете. Встаньте, пожалуйста, и приготовьтесь.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, играть в игры в телефоне или компьютере, обедать, поливать огород, болтать по телефону, мыть посуду, гулять с другом, пылесосить, выносить мусор, грызть семечки.

7. Работа над стихотворением «Зайка»

Вначале урока мы вспомнили стихи о Мишке, Бычке. У А. Барто есть целый цикл, который называется «Игрушки». У вас есть любимые игрушки? Как вы с этими игрушками обращаетесь?

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.( стр 104, «Зайка»)

 Прочитайте про себя.

Чтение вслух 1 уч-ся.

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему?

-Почему зайка остался на скамейке?

-Как относится девочка к своей игрушке? Можно ли её назвать хозяйкой? В чём состоит основная мысль произведения!

 -Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"?

8.  У  А. Л. Барто есть стих, которое называется «Игра в слова» (стр 105)

Чтение учителем стихотворения.

  • -От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит)
  • -А какие звуки вы знаете?
  • -Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются?
  • -Как мы должны прочитать это стихотворение?

Чтение стиха вслух детьми

Дети предлагают свои варианты.

Формулируют тему и задачу урока.

Дети делятся известной им информацией.

Знакомятся с биографией и творчеством А.Л. Барто.

Дети высказывают свои предположения.

Дети знакомятся с выставкой книг из школьной библиотеки.

Дети работают в парах и выполняют задание.

«Помощница»

Дети открывают учебники.

Дети следят.

Ответы детей

Выполняют задание.

«Столярный клей»

Дети объясняют.

Ответы детей с опорой на текст.

Людей, которые помогают другим.

Выполняют движения.

Отвечают на вопросы

Дети объясняют выражение.

Дети следят

Вспоминают и называют звуки. (гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Выборочное чтение детьми.

Дети высказывают своё мнение. Везде по-разному используя мимику, интонацию.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи

Познавательные:

 - постановка и решение проблемы;

Познавательные:

принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: Строят устные речевые высказывания.

Познавательные:

-умение работать с учебником, с текстом.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

-умение работать с учебником, с текстом.

Познавательные:

-умение работать с учебником, с текстом.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

4.

Закрепление пройденного

Тест. Учитель раздаёт детям карточки.

Из какого произведения эти строки? Соедини линией.

Весь до ниточки промок...        

«Я выросла»

Я устала, не могу

Я вам завтра помогу!

«Игра в  слова»

Скажи потише:

« Шесть мышат...»

«Зайка»

Куклу жалко отдавать...

«Помощница»

-Возникли ли проблемы при выполнении задания?

-У вас есть возможность взять книгу в библиотеке и прочитать.

Ребята работают с тестами самостоятельно, после выполнения меняются работами выполняют взаимопроверку работ.

Осталось: «Куклу жалко отдавать»- «Я выросла»

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

5

Рефлексия

-Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного вы сегодня узнали? Чему нас учит А. Барто в своих произведениях?

– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат солнышки и тучки, если у вас хорошее настроение, отсутствие усталости поднимите, а если вы устали и вы считаете, что сегодня на уроке зря потратили время и вы сердитые и грустные как тучки, поднимите рисунки с тучками.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои впечатления от урока.

Получают позитивный настрой от урока

Познавательные: Строят устные речевые высказывания.


Литература

 Жиренко О. Е. , Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте. Чтение и письмо. М.: ВАКО, 2016
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/02/28/agniya-lvovna-barto-literaturnoe-chtenie-1-klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"

План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой  2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям  вспомнить  первые стихи своего детства....

Урок литературного чтения по Азбуке В.Г. Горецкого. Стихи А. Барто "Игрушки"

Урок проходит в нетрадиционной форме. Дети сидят на стульчиках в центре класса. Их окружают игрушки, подобранные с учетом героев стихотворений А. Барто. Накануне урока детям было дано индивидуальное з...

Урок литературного чтения. 4 класс. С. А.Есенин. Стихи

На уроке литературного чтения ученики знакомятся с творчеством С.А.Есенина, развивают навык слушания, учатся понимать образный язык поэтической речи....

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс "Как Незнайка сочинял стихи"

Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе по повести Н.Носова "Как Незнайка сочинял стихи"...

технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...

Урок литературного чтения 1 класс А. Л.Барто "Стихи"

Работаю в начальной школе - детский сад. Давала урок для подготовительной группы. В конце урока, после самостоятельной работы, дети выбирали картинку с любого стихотворения, чтобы разукрасить дома, за...