Конспект урока литературного чтения 2 класс тема: «Зима в стихах русских поэтов»
план-конспект урока по чтению на тему
Итоговый урок по теме: "Стихи русских поэтов о зиме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_2_kl.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы 2 класс
Тема урока: « Зима в стихах русских поэтов»
Цели урока:
- Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту, находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
- Формировать у детей навыки осознанного чтения.
- Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
- Воспитание чувства прекрасного на примере произведений поэтов и художников.
- Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус.
Оборудование: ПК, проектор. Презентация.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания. Выставка книг.
- Актуализация знаний. Кроссворд. Загадки зимние.
- Ключевое слово нашего урока прячется в кроссворде. Отгадав его, вы сможете его прочитать.
Разгадывание кроссворда по загадкам.
- Какой это мастер на окна нанес
И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз) Вспоминают орфограмму парного согласного.
- Как не ошибиться в написании этого слова?
2) Покрутилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моем окошке. (Снежинка)
Повторяют орфограмму написания гласной буквы после шипящей.
- Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель)
- У нас под самой крышей
Белый гвоздь растёт,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)
- Прочитайте, какое слово получилось в выделенных клетках?
- Сегодня мы в гостях у волшебницы Зимы.
- Вопросы о зиме.
Развитие познавательных процессов.
1) Блиц – вопросы о зиме. Отвечайте быстро, не ошибаясь!
- Назовите зимние месяцы.
- Какой месяц год кончает, зиму начинает?
- Какой зимний месяц самый короткий?
2) Расположите зимние месяцы в правильном порядке.
Февраль, декабрь, январь.
- Зимние забавы.
А. А. Блок.
Внукам – шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
Это стихотворение относится к теме «Зимние забавы»
- Тема и цели урока.
- Красота зимней природы
.
Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.
- Ассоциации (работа в тетради)
Зима хотела бы послушать, какой вы ее себе представляете? (Дети рассказывают по своим рисункам, с чем у них ассоциируется зима)
- На какие группы можно разбить все ваши представления?
а) Красота природы
б) Новый год
в) Зимние забавы.
- Речевая гимнастика.
- ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.
ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!
- Прочитайте вслух.
- Похожи ли эти строчки на стихотворение? (ДА)
- Почему?
(Заканчивается одинаково – РИФМА).
Что такое рифма?
- Все ли слова произносятся одинаково? (НЕТ, тише - громче – С разной ИНТОНАЦИЕЙ.
- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.
- Попытайтесь прочитать с чувством радости.
Поэзия - это ещё одно открытие мира: то, что не замечал, становится явным; мимо чего пробегал, приоткрывает свою тайну.
- Как вам кажется, подходит эта формулировка к вопросу, что такое поэзия?
(Высказывания детей. Поэзия – стихи, произведения, написанные в стихотворной форме. Поэзия – красота и прелесть чего-либо).
Кто такой поэт?
(Дети проговаривают своё мнение, высказывают отличительные черты поэзии).
Дети: Поэт – тот, кому есть что сказать людям, у настоящего поэта есть наблюдение, впечатления и переживания, которые могут быть интересны и другим, представляют ценность для многих.
- Давайте сверим ваши представления о поэте с моими.
Поэт – тот, кто заставляет нас увидеть мир по-новому, по- другому, открывает нас самих.
- Вы согласны со мной, с моим мнением?
(Дети высказывают свою точку зрения).
- Каких поэтов вы ещё знаете? (Дети перечисляют).
(Пушкин, Есенин, Майков, Кольцов, Суриков, Блок, Фет…)
- Работа над темой урока.
- Сегодня сравним произведения разных поэтов.
Поэзию нельзя представить без лирики природы.
В картинах природы в лирике И. Бунина чувствуется тревога, странность, напряжение. Он считал человека частью природы. Образ природы романтичен, одушевлён.
Стихи о зиме. (запись)
Метафора.
К. Бальмонт. «Снежинка»
11. Физминутка.
12. Аким Я. «Первый снег»
Зима – волшебница
Олицетворение.
Ф Тютчев
Часто в стихотворениях зиму называют волшебницей. Как вы думаете, почему?
Действительно Зима-волшебница. Она околдовывает всех. Поэты так описывают ее. Тютчев пишет: «Чародейкою- зимою околдован лес стоит…» (Словарная работа. Чародейка --- чары---волшебство) А Сергей Есенин пишет: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой повязалася сосна…» Зима одевает природу в наряды.
С. Есенин
V. Работа над выразительным чтением.
Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.
Какие правила выразительности чтения вы знаете?
(читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы).
- Правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мя должны сделать паузу, поставим вот такой знак /
- Прочитайте это стихотворение, используя знания, которые вы сегодня получили.
В живописи используются те же приёмы, что и в поэзии: контраст, звукопись.
Представьте, что вы тоже художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению? (Небо голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли.).
Молодцы. Вы – мастера словесного пейзажа.
- А что означает слово пейзаж?
(Пейзаж – картина природы.
3.Подготовка к выразительному чтению. Речевая гимнастика.
-Чтобы речь была понятной, яркой, нужно правильно дышать во время чтения.
Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем 3 раза.
- К какой теме не рассказали стихотворение?
Ребята читали стихотворения поэтов, которые не являются нашими современниками. Раньше Новый год так широко не праздновали, как сейчас.
- Молодцы, ребята!
4. Работа по усвоению произведения.
1) Введение в тему.
7. Минутка отдыха для глаз. Представление под музыку.
Ребята, закройте глаза и представьте себе поля, леса, покрытые белым снегом, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - блестящий.
- А теперь, представьте, что на ваши реснички упали снежинки.
Поморгайте глазками.
Работа по отработке выразительности чтения.
- Итог урока. Рефлексия.
– О каком времени года говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
- Подведение итогов, разбор домашнего упражнения.
- Какие мысли, чувства пробудил у вас урок?
Что узнали для себя нового?
Что понравилось?
- Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.
Сочинить своё стихотворение о зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....
Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа".
Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа". В презентацию рекомендуется встави...
Литературный вечер на тему: «Мои любимые стихи русских поэтов о Родине".
Пояснительная записка. Форма проведения – устный журнал.Цель: формирование гражданственности, ответственности, желание быть полезным своей стране, чувство гордости за свою Родину.Задачи:1. ...
конспект урока литературного чтения на тему "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою». (2 класс)
Тема: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».Цели урока. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»;познакомить с пейзажными зарисовками зи...
План конспект урока литературного чтения по теме " Создание поэтами художественных образов, использование приёмов: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись. На материале стихотворения И. Бунина "Листопад".
План конспект урока литературного чтения для 3 класса....