Конспект урока литературного чтения 2 класс тема: «Зима в стихах русских поэтов»
план-конспект урока по чтению на тему

Пономаренко Ирина Юрьевна

Итоговый урок по теме: "Стихи русских поэтов о зиме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_2_kl.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект  урока   литературы   2 класс

                  Тема урока:  « Зима в стихах русских поэтов»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту, находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
  2. Формировать у детей навыки осознанного чтения.
  3. Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
  4. Воспитание чувства прекрасного на примере произведений поэтов и художников.
  5. Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус.

Оборудование: ПК, проектор. Презентация.

                           Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.   Выставка книг. 
  3.  Актуализация знаний. Кроссворд.  Загадки  зимние.

- Ключевое слово нашего урока прячется в кроссворде. Отгадав его, вы сможете его прочитать.

Разгадывание кроссворда по загадкам.

  1. Какой это мастер на окна нанес

И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз) Вспоминают орфограмму парного согласного.

- Как   не ошибиться в написании этого слова?

 2) Покрутилась звездочка  в воздухе немножко,

Села и растаяла на моем окошке. (Снежинка)

Повторяют орфограмму написания гласной буквы после шипящей.

  1. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель)

  1. У нас под самой крышей

 Белый гвоздь растёт,

Но как солнышко взойдет,

Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)

- Прочитайте, какое слово получилось в выделенных клетках?

- Сегодня мы в гостях у волшебницы Зимы.

  1. Вопросы о зиме.

 Развитие познавательных процессов.

1) Блиц – вопросы о зиме. Отвечайте быстро, не ошибаясь!

  • Назовите зимние месяцы.  
  • Какой месяц год кончает, зиму начинает?
  • Какой зимний месяц самый короткий?

2) Расположите зимние месяцы в правильном порядке.

Февраль, декабрь, январь.

  1. Зимние забавы.

А. А. Блок.

Внукам – шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег…

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом…

Это стихотворение относится к теме «Зимние забавы»

  1. Тема и цели урока.
  2. Красота зимней природы

.

Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.

  1. Ассоциации (работа в тетради)

Зима  хотела бы послушать, какой вы ее себе представляете? (Дети рассказывают по своим рисункам, с чем у них ассоциируется зима)

- На какие группы можно разбить все ваши представления?

а) Красота природы

б) Новый год

в) Зимние забавы.

  1. Речевая гимнастика.
  1. ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.

ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!

- Прочитайте вслух.

- Похожи ли эти строчки на стихотворение? (ДА)

- Почему?

(Заканчивается одинаково – РИФМА).

Что такое рифма?

- Все ли слова произносятся одинаково? (НЕТ, тише - громче –   С разной ИНТОНАЦИЕЙ.

- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.

- Попытайтесь прочитать с чувством радости.

Поэзия  - это ещё одно открытие мира: то, что не замечал, становится явным; мимо чего пробегал, приоткрывает свою тайну.

- Как вам кажется, подходит эта формулировка к вопросу, что такое поэзия?

 (Высказывания детей. Поэзия – стихи, произведения, написанные в стихотворной форме. Поэзия – красота и прелесть чего-либо).

Кто такой поэт?

 (Дети проговаривают своё мнение, высказывают отличительные черты поэзии).

Дети: Поэт – тот, кому есть что сказать людям, у настоящего поэта есть наблюдение, впечатления и переживания, которые могут быть интересны и другим, представляют ценность для многих.

- Давайте сверим ваши представления о поэте с моими.

Поэт – тот, кто заставляет нас увидеть мир по-новому, по- другому, открывает нас самих.

- Вы согласны со мной, с моим мнением?

  (Дети высказывают свою точку зрения).

- Каких поэтов вы ещё знаете? (Дети перечисляют).

(Пушкин, Есенин, Майков, Кольцов, Суриков, Блок, Фет…)

  1. Работа над темой урока.

- Сегодня сравним произведения разных поэтов. 

Поэзию нельзя представить без лирики природы.

В картинах природы в лирике И. Бунина чувствуется тревога, странность, напряжение. Он считал человека частью природы. Образ природы романтичен, одушевлён.

Стихи о зиме. (запись)

Метафора.

К. Бальмонт. «Снежинка»

11. Физминутка.

12. Аким Я. «Первый снег»

      Зима – волшебница

Олицетворение.

Ф Тютчев

Часто в стихотворениях зиму называют волшебницей. Как вы думаете, почему?

Действительно Зима-волшебница. Она околдовывает всех. Поэты так описывают ее. Тютчев пишет: «Чародейкою- зимою  околдован лес стоит…» (Словарная работа. Чародейка --- чары---волшебство) А Сергей Есенин пишет: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой повязалася сосна…» Зима одевает природу в наряды.

С. Есенин

V. Работа над выразительным чтением.

Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.

Какие правила выразительности чтения вы знаете?

(читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы).

- Правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мя должны сделать паузу, поставим вот такой знак /

 - Прочитайте это стихотворение, используя знания, которые вы сегодня получили.

В живописи используются те же приёмы, что и в поэзии: контраст, звукопись.

        Представьте, что вы тоже художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению? (Небо голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли.).

Молодцы. Вы – мастера словесного пейзажа.

- А что означает слово пейзаж?

 (Пейзаж – картина природы.

3.Подготовка к выразительному чтению. Речевая гимнастика.

-Чтобы речь была понятной, яркой, нужно правильно дышать во время чтения.

Представьте, что на  ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем 3 раза.

- К какой теме не рассказали стихотворение?

Ребята читали стихотворения поэтов, которые не являются нашими современниками. Раньше Новый год так широко не праздновали, как сейчас.

- Молодцы, ребята!

4. Работа по  усвоению произведения.

1) Введение в тему.

        

7. Минутка отдыха для глаз. Представление под музыку.

Ребята, закройте глаза и представьте себе поля, леса, покрытые белым снегом, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - блестящий.

- А теперь, представьте, что на ваши реснички упали снежинки.

Поморгайте глазками.

Работа по отработке выразительности чтения.

  1. Итог урока. Рефлексия.

– О каком времени года говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Что понравилось?

  1. Подведение итогов, разбор домашнего упражнения.

- Какие мысли, чувства пробудил у вас урок?

Что узнали для себя нового?

Что понравилось?

        

  1. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.

Сочинить своё стихотворение о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа".

Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа". В презентацию рекомендуется встави...

Литературный вечер на тему: «Мои любимые стихи русских поэтов о Родине".

Пояснительная записка. Форма проведения – устный журнал.Цель: формирование гражданственности, ответственности, желание быть полезным своей стране, чувство гордости за свою Родину.Задачи:1. ...

конспект урока литературного чтения на тему "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою». (2 класс)

Тема: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».Цели урока. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»;познакомить с пейзажными зарисовками зи...