Урок литературного чтения. 3 класс. А.Л. Барто "В театре".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Баленко Лариса Геннадьевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit._cht._a.l._barto_v_teatre._3_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 3 "А" класс.

Тема урока: А. Л. Барто «В театре»

Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления  стихотворения  посредством творчества А.Л. Барто.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с произведением А. Л. Барто “В театре”; выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
развивающие: обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

воспитательные: воспитывать культуру поведения в театре; любовь к прекрасному; интерес к чтению.

Планируемые результаты. 

Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке; осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические произведения; читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому; сравнивать названия произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

Личностные: познакомиться  со стихотворением А.Л. Барто «В театре»; расширять знания о жизни и творчестве поэтессы     развить умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника; воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова.

Метапредметные.

Познавательные - прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух лирические произведения; читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому; сравнивать названия произведения и его содержание.

Регулятивные - осуществлять контроль хода выполнения работы и полученного результата; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные - выражать с достаточной полнотой свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приёмы: мотивации, организации рефлексии.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: портрет поэтессы, биография поэтессы, картинки театра.

Ход урока.

I. Организационный момент. Рефлексия.
1. Настрой на работу.
Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

2. Приветствие гостей.
Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.

3. Актуализация знаний и мотивация.

а). Речевая разминка.

-Давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку про себя.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

- Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.

- Молодцы.

б). Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

- Давайте вспомним о чём это стихотворение? (о разлуке мамы с сыном).

- Читаем стихотворение. Оцениваем.

4. Введение в тему урока.

Замечательная  детская поэтесса,  которая написала стихи, весёлые  песенки, пьески из жизни детей знакомы вам с раннего детства. Когда мы были малышами, мы с удовольствием читали её стихи, и многие из них знаем наизусть. Я начну рассказывать стихотворение, а вы, если знаете его, продолжайте:

1."Зайку бросила хозяйка" -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

2. "Бычок"

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

 

3."Лошадка"

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

 

4."Мячик"

Наша Таня громко плачет-
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.

 4. Постановка темы и цели урока.

- Вы уже догадались, кто автор этих замечательных стихов? (А.Л. Барто).

- Давайте вспомним биографию поэтессы.

Русская поэтесса Агния Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье врача-ветеринара. Она успешно закончила балетное училище, но балериной так и не стала. Стихи стала сочинять в школе. Агнию Барто (это фамилия её первого мужа-Павла Барто) как-то сразу заметили. У неё появились свои читатели.

 В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт-выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в г. Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. На радио вела передачу «Найти человека», которая шла в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей. Темпераментная, стремительная, яркая Агния Барто успевала всегда и всюду...

 Она писала стихи, пьесы, сценарии фильмов: «Алёша Птицын вырабатывает характер»,1953. «10 000 мальчиков», 1961. «Подкидыш» вместе с известной актрисой Риной Зелёной, 1940. «Слон и верёвочка», 1945. «Чёрный котёнок», 1965.

Агния Барто ушла из жизни 1 апреля 1981 г. Ее похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 - Ребята, кто-нибудь из вас был в театре?

- Зачем люди ходят в театр?

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением А. Барто «В театре».

- Какова тема нашего урока?

Тема урока: Стихотворение А.Л. Барто  "В театре"

Цель: -Чему будем учиться? (продолжать знакомство  жизнью и творчеством А.Л. Барто, познакомиться со стихотворением "В театре").

5. Первичное восприятие текста.

а). - Давайте мысленно совершим экскурсию в театр.

 Закройте глаза, я буду рассказывать, а вы представляйте.

- Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Входя в театр, зрители предъявляют билеты проверяющим.

- Затем снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб, получают номерки. Потом по билетам проходят в зрительный зал, находят ряд с указанным номером, садятся на место.

Открывайте глаза.

- В театре зрители могут сидеть в партере. (картинка на доске)

 Партер  – это нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В 17  веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале 17  века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.. Партер расположен почти на уровне сцены. За рядами партера на некотором возвышении помещается амфитеатр.

Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.

- Над ним расположен балкон.

Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала.

Ложа - это группа мест в зрительном зале (вокруг партера, отделённая перегородками или барьерами).

- Место для выступления артистов называется сцена.

- Вот перед зрителями открывается тяжелый занавес, и на сцену выходят актеры. Сбоку и сзади есть дополнительные занавески, которые называются кулисами. Примерно так выглядит театр.

- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

б). Учитель читает стихотворение.

- Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?

- Что показалось вам смешным, а что грустным?

6. Физминутка. (музыка для релаксации).

- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом.  По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой чудесной красоты! Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сожмите, Их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь, Глаза откройте, проснитесь.

7.Повторное чтение и анализ прочитанного.

1. - Прочитайте стихотворение самостоятельно.

2. Словарная работа.

- Объясните, как вы понимаете, что такое балет, фея, оркестр.

- Вот какое объяснение этому слову даёт толковый словарь:

Балет - вид искусства, в котором артисты говорят на языке танца.

- Как называется артистка балета?

- Балерины очень похожи на сказочных фей. Кто такая ФЕЯ?

Фея - волшебница.

- Представление в театре невозможно без участия ОРКЕСТРА. Что такое оркестр?

Оркестр - группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.

3. Выразительное чтение стихотворение.

-Когда девочка впервые попала на балет?

- С кем она пошла в театр?

-  Какое настроение было у девочек перед началом балета?

-  Как передать это при помощи голоса? (Предвкушение. восхищение).

-  Кого девочки хотели увидать на сцене?

 - Что произошло, когда заиграл оркестр?

- Как изменилось настроение, когда девочка обнаружила пропажу номерка? Как можно назвать состояние девочки?

Выберите подходящее слово: (слова на доске)

РАДОСТЬ   ТРЕВОГА   ОГОРЧЕНИЕ   УДИВЛЕНИЕ   ВОСТОРГ    СТРАХ    РАВНОДУШИЕ

 - Чем занимались девочки во время представления?

-  Что в это время происходило на сцене?

-  Где девочки искали номерок?

 - Как на это реагировали остальные зрители?

 - Когда девочки нашли номерок?

-  Смогли ли девочки посмотреть балет? Почему? Кто в этом виноват?

- Правильно ли вели себя подружки во время спектакля?

- Как нужно вести себя, если во время представления потерялся номерок?

- Дайте совет девочке, как нужно  вести  себя  в  театре.        

- Как Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает? (Я не думаю, что поэтесса осуждает девочек. Ведь нельзя назвать их виновными в сложившейся ситуации. Конечно, можно было бы дождаться конца представления, лишь потом начинать поиски. Но такая уж детская натура.
Барто скорее с иронией и легкой насмешкой говорит о столь необычном походе в театре. Она создает контраст между восторгом девочек от театра и тем, что они не воспользовались таким шансом.)

8. Чтение цепочкой.

- Работа по вопросам.

9. Итог урока. Рефлексия.
- О какой поэтессе, писательнице мы сегодня говорили?

- С каким стихотворением мы познакомились?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Достиг ли ты поставленных целей?

10. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

стр. 113-115, читать.

- Закончить наш урок я хочу стихотворением.

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает.

Учиться, работать и жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

Технологическая карта урока литературного чтения разработана по учебнику «Литературное чтение» 2  класс Авторы: Л. Ф.  Климанова и др....

презентации к уроку литературное чтение на тему "Агния Барто"

презентация к уроку литературное чтение на тему  "Агния Барто"...

Конспект к уроку литературного чтения "Стихотворение А.Л.Барто "Разлука"" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку литературного чтения "Стихотворение А.Л.Барто "Разлука""Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения. Тема: «А. Л. Барто «Разлука»»

Цель деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Л. Барто  и ее произведений;Планируемые результаты:...