Урок литературного чтения. 3 класс. А.Л. Барто "В театре".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 3 "А" класс.
Тема урока: А. Л. Барто «В театре»
Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления стихотворения посредством творчества А.Л. Барто.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с произведением А. Л. Барто “В театре”; выразительно читать, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
развивающие: обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
воспитательные: воспитывать культуру поведения в театре; любовь к прекрасному; интерес к чтению.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке; осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические произведения; читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому; сравнивать названия произведения и его содержание; высказывать своё мнение.
Личностные: познакомиться со стихотворением А.Л. Барто «В театре»; расширять знания о жизни и творчестве поэтессы развить умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника; воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова.
Метапредметные.
Познавательные - прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух лирические произведения; читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому; сравнивать названия произведения и его содержание.
Регулятивные - осуществлять контроль хода выполнения работы и полученного результата; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные - выражать с достаточной полнотой свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приёмы: мотивации, организации рефлексии.
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: портрет поэтессы, биография поэтессы, картинки театра.
Ход урока.
I. Организационный момент. Рефлексия.
1. Настрой на работу.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
2. Приветствие гостей.
Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
3. Актуализация знаний и мотивация.
а). Речевая разминка.
-Давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку про себя.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.
- Молодцы.
б). Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
- Давайте вспомним о чём это стихотворение? (о разлуке мамы с сыном).
- Читаем стихотворение. Оцениваем.
4. Введение в тему урока.
Замечательная детская поэтесса, которая написала стихи, весёлые песенки, пьески из жизни детей знакомы вам с раннего детства. Когда мы были малышами, мы с удовольствием читали её стихи, и многие из них знаем наизусть. Я начну рассказывать стихотворение, а вы, если знаете его, продолжайте:
1."Зайку бросила хозяйка" -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
2. "Бычок"
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
3."Лошадка"
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
4."Мячик"
Наша Таня громко плачет-
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
4. Постановка темы и цели урока.
- Вы уже догадались, кто автор этих замечательных стихов? (А.Л. Барто).
- Давайте вспомним биографию поэтессы.
Русская поэтесса Агния Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье врача-ветеринара. Она успешно закончила балетное училище, но балериной так и не стала. Стихи стала сочинять в школе. Агнию Барто (это фамилия её первого мужа-Павла Барто) как-то сразу заметили. У неё появились свои читатели.
В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт-выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в г. Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. На радио вела передачу «Найти человека», которая шла в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей. Темпераментная, стремительная, яркая Агния Барто успевала всегда и всюду...
Она писала стихи, пьесы, сценарии фильмов: «Алёша Птицын вырабатывает характер»,1953. «10 000 мальчиков», 1961. «Подкидыш» вместе с известной актрисой Риной Зелёной, 1940. «Слон и верёвочка», 1945. «Чёрный котёнок», 1965.
Агния Барто ушла из жизни 1 апреля 1981 г. Ее похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище.
- Ребята, кто-нибудь из вас был в театре?
- Зачем люди ходят в театр?
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением А. Барто «В театре».
- Какова тема нашего урока?
Тема урока: Стихотворение А.Л. Барто "В театре"
Цель: -Чему будем учиться? (продолжать знакомство жизнью и творчеством А.Л. Барто, познакомиться со стихотворением "В театре").
5. Первичное восприятие текста.
а). - Давайте мысленно совершим экскурсию в театр.
Закройте глаза, я буду рассказывать, а вы представляйте.
- Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Входя в театр, зрители предъявляют билеты проверяющим.
- Затем снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб, получают номерки. Потом по билетам проходят в зрительный зал, находят ряд с указанным номером, садятся на место.
Открывайте глаза.
- В театре зрители могут сидеть в партере. (картинка на доске)
Партер – это нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В 17 веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале 17 века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.. Партер расположен почти на уровне сцены. За рядами партера на некотором возвышении помещается амфитеатр.
Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.
- Над ним расположен балкон.
Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала.
Ложа - это группа мест в зрительном зале (вокруг партера, отделённая перегородками или барьерами).
- Место для выступления артистов называется сцена.
- Вот перед зрителями открывается тяжелый занавес, и на сцену выходят актеры. Сбоку и сзади есть дополнительные занавески, которые называются кулисами. Примерно так выглядит театр.
- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.
б). Учитель читает стихотворение.
- Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
- Что показалось вам смешным, а что грустным?
6. Физминутка. (музыка для релаксации).
- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой чудесной красоты! Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сожмите, Их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь, Глаза откройте, проснитесь.
7.Повторное чтение и анализ прочитанного.
1. - Прочитайте стихотворение самостоятельно.
2. Словарная работа.
- Объясните, как вы понимаете, что такое балет, фея, оркестр.
- Вот какое объяснение этому слову даёт толковый словарь:
Балет - вид искусства, в котором артисты говорят на языке танца.
- Как называется артистка балета?
- Балерины очень похожи на сказочных фей. Кто такая ФЕЯ?
Фея - волшебница.
- Представление в театре невозможно без участия ОРКЕСТРА. Что такое оркестр?
Оркестр - группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.
3. Выразительное чтение стихотворение.
-Когда девочка впервые попала на балет?
- С кем она пошла в театр?
- Какое настроение было у девочек перед началом балета?
- Как передать это при помощи голоса? (Предвкушение. восхищение).
- Кого девочки хотели увидать на сцене?
- Что произошло, когда заиграл оркестр?
- Как изменилось настроение, когда девочка обнаружила пропажу номерка? Как можно назвать состояние девочки?
Выберите подходящее слово: (слова на доске)
РАДОСТЬ ТРЕВОГА ОГОРЧЕНИЕ УДИВЛЕНИЕ ВОСТОРГ СТРАХ РАВНОДУШИЕ
- Чем занимались девочки во время представления?
- Что в это время происходило на сцене?
- Где девочки искали номерок?
- Как на это реагировали остальные зрители?
- Когда девочки нашли номерок?
- Смогли ли девочки посмотреть балет? Почему? Кто в этом виноват?
- Правильно ли вели себя подружки во время спектакля?
- Как нужно вести себя, если во время представления потерялся номерок?
- Дайте совет девочке, как нужно вести себя в театре.
- Как Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает? (Я не думаю, что поэтесса осуждает девочек. Ведь нельзя назвать их виновными в сложившейся ситуации. Конечно, можно было бы дождаться конца представления, лишь потом начинать поиски. Но такая уж детская натура.
Барто скорее с иронией и легкой насмешкой говорит о столь необычном походе в театре. Она создает контраст между восторгом девочек от театра и тем, что они не воспользовались таким шансом.)
8. Чтение цепочкой.
- Работа по вопросам.
9. Итог урока. Рефлексия.
- О какой поэтессе, писательнице мы сегодня говорили?
- С каким стихотворением мы познакомились?
- Что нового и интересного узнали на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Достиг ли ты поставленных целей?
10. Выставление оценок.
11. Домашнее задание.
стр. 113-115, читать.
- Закончить наш урок я хочу стихотворением.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает.
Учиться, работать и жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…»
Технологическая карта урока литературного чтения разработана по учебнику «Литературное чтение» 2 класс Авторы: Л. Ф. Климанова и др....
Технологическая карта урока литературного чтения на тему:"А. Барто «Разлука», «В театре»." 3 класс
Конспект урока...
презентации к уроку литературное чтение на тему "Агния Барто"
презентация к уроку литературное чтение на тему "Агния Барто"...
Урок литературного чтения по произведению А. Барто "Веревочка"
Конспект и презентация к уроку...
Конспект к уроку литературного чтения "Стихотворение А.Л.Барто "Разлука"" (3 класс УМК "Школа России")
Ниже представлен конспект к уроку литературного чтения "Стихотворение А.Л.Барто "Разлука""Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения. Тема: «А. Л. Барто «Разлука»»
Цель деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Л. Барто и ее произведений;Планируемые результаты:...