технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Литературное чтение, 3 класс |
Учитель | Пятунина Зинаида Евгеньевна |
Тема урока | Стихи о детях. С.В. Михалков «Если», УМК «Школа России» |
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством С. В. Михалкова, его биографией; совершенствовать навык чтения, умения формулировать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; находить средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения); способствовать расширению словарного запаса, развитию памяти, воображения, мышления; содействовать воспитанию любви к книге | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм | Метапредметные: познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения; выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении; строят диалог в паре или группе, задают вопросы | Личностные: осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к герою произведения |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: портрет С. В. Михалков; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений, учебник Климанова Л.Ф. «Литературное чтение» в 2х частях, ч.2,М., Просвещение, 2015 г. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. Мы урок начнем с разминки, Выпрямляем свои спинки. На носочках потянулись, Вправо-влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – Урок пора нам начинать | Сообщают о готовности учебника, рабочей тетради, школьных принадлежностей). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Умеют слушать в соот- ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово (см. ресурсный материал). Ключевое слово: Маршак. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. Проводит чтение-слалом (см. ресурсный материал) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Проводит игру-конкурс на лучшее знание произведений С. В. Михалкова. – Назовите, из какого произведения отрывок (см. ресурсный материал). – С творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня? (С творчеством Сергея Михалкова.) – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с… Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 116–117. – Прочитайте название стихотворения и подумайте, о чем оно может быть? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказы- вание в уст-ной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биогра- | Рассказывает о творчестве С. В. Михалкова, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. Первичное чтение произведения | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Прочитайте стихотворение самостоятельно. – Совпало ли его содержание с вашими предположениями? – Что помогло детям скоротать скучный дождливый день? (Детские фантазии.) – Прочитайте, во что они превратили лужу. – Прочитайте, что они хотели бы сделать с тучей. – Прочитайте, как у них получилась каплища | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое |
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Это стихотворение о природе? (Нет.) – А о чем? – Что за фантазии возникли у ребят? – Как вы считаете, это стихотворение наполнено грустью и скукой? – Надо ли стараться передать эти чувства? – А потом? С какой интонацией и настроением надо читать? Проводит игру «Артисты». – Представьте, что это разговор двух мальчиков. Первый говорит задумчиво, но с хитрецой, будто готов похулиганить, повеселиться. Второй – с восторгом и удивлением, как будто он увидел решение задачи. – Какие чувства вы продемонстрировали при чтении стихотворения? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляе- мого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Читают про себя. Соревнуются в лучшем чтении | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обуча- ющихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Выучить наизусть стихотворение. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Подготовить сообщение про кукушку | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведения итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – А вы бы хотели оказаться на месте героев стихотворения «Если» и испытать такие же чувства? Почему? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «На какой я ступеньке?» (см. ресурсный материал) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
КРОССВОРД
1. А теперь без… (грамоты) Пропадешь, Далеко без… (грамоты) Не уйдешь. 2. Жил человек рассеянный На улице… (Бассейной). 3. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на… (ремне)? | 4. Побежали котятки, Отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой. Потому что… (нашлись) Потому что… (нашлись) Перчатки! | 5. Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, … (саквояж). 6. Против дома, у ворот, Жил в сторожке старый… (кот). |
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
ИГРА-КОНКУРС
Мы с приятелем вдвоем Замечательно живем. Мы такие с ним друзья – Куда он, туда и я! («Мы с приятелем».) | – На прививку! Первый класс! – Вы слыхали? Это нас!.. Я прививки не боюсь: Если надо – уколюсь! («Прививка».) | В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью «Каланча». По фамилии Степанов И по имени Степан, Из районных великанов Самый главный великан. («Дядя Степа».) |
Что стряслось у тети Вали? У нее очки пропали! («Где очки».) | В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил упрямый Фома. («Фома».) | Красной цифрой не отмечен Этот день в календаре И флажками не расцвечен Возле дома, на дворе. («Важный день».) |
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. В. МИХАЛКОВЕ
Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году в Москве, школьные годы провел в Пятигорске.
Когда писатель встречается со своими юными читателями, кто-нибудь обязательно назовет его не настоящим именем, а именем его героя – дядя Степа. Почему? Оказывается, произошла вот такая история.
Журнал «Пионер» в 1935 году опубликовал поэму С. Михалкова «Дядя Степа».
Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем номере. Но нужны были иллюстрации к поэме. За короткий срок до выпуска журнала художник не успел бы приготовить необходимые рисунки. Тогда редактор, внимательно измерив взглядом с ног до головы долговязую фигуру стоящего перед ним поэта, неожиданно произнес:
– Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать Вас. Вы – самый настоящий дядя Степа!
И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки. Поэма в журнале была проиллюстрирована не рисунками, а фотографиями Михалкова.
Первые свои стихи – обыкновенные «взрослые» – напечатал в ростовском журнале. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи».
Первое стихотворение для детей – оно называлось «Три гражданина» – Сергей Михалков напечатал в журнале «Пионер» в 1935 г., а вскоре появился «Дядя Степа», и молодой поэт, как говорят в таких случаях, «проснулся знаменитым».
Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, но не забывал и взрослых. В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) работал военным корреспондентом в действующей армии; по окончании войны уволился в запас в звании подполковника. В послевоенный период начал писать басни, занялся драматургией; в 1962 г. стал организатором и главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль»; автор текстов Государственного гимна Советского Союза (совместно с Габриэлем Эль-Регистаном) первой редакции – 1944 г. и второй редакции – 1977 г., Государственного гимна Российской Федерации – 2000 г.
УПРАЖНЕНИЕ «НА КАКОЙ СТУПЕНЬКЕ?»
Цель упражнения: помочь выстраивать адекватную самооценку. Учащимся раздаются бланки с нарисованной на них лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь». После того как все нарисовали, учитель сообщает ключ к этой методике:
– ступенька 1–4– самооценка занижена;
– ступенька 5–7 – самооценка адекватна;
– ступенька 8–10 – самооценка завышена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: расширение знаний детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.Планируемые результаты: Предметные: з...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: расширить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова; познакомить с рассказом Н.Н. Носова «Телефон»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения....
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс Тема: Э. Успенский «Чебурашка» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: представление о произведении Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; разви...
Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Н. Носов "Федина задача" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Н. Носова, знакомство с рассказом «Федина задача», формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информа...
Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "М. Зощенко "Великие путешественники" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование умений анализировать текст, делить его на части; формирование навыков беглого чтения и правильн...