Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательных школ. УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена для изучения курса «Литературное чтение» учащимися 4 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана на основе программы по литературному чтению для общеобразовательных учреждений (автор О.В.Кубасова) и примерной программы начального общего образования по литературному чтению, в соответствии с ФГОС начального общего образования по литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе | 100.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новоселовка
«Утверждаю»
Директор МБОУ – СОШ № 7
Приказ от 01.09. 2017 г. № 110
___________ /Е. Н. Черкасская/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Начальное общее образование. 4 класс
Количество часов: 101 час
Учитель: Валько Валентина Сергеевна
Программа разработана на основе примерных программ по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. М: Просвещение, 2010 год (Стандарты второго поколения).
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. М: Просвещение, 2010 год (Стандарты второго поколения);
- Программа Кубасовой О.В. «Литературное чтение»/ М.:Просвещение,2013г./;
- О. В. Кубасова « Литературное чтение 4 класс» Учебник, в 4-х частях. Издательство Смоленск
« Ассоциация XXI век», 2013год.
В соответствии с учебным планом и учебным графиком МБОУ-СОШ № 7 х. Новосёловка рабочая программа по литературному чтению реализуется в объёме 101 час (3 часа в неделю)
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:
•всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
•потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
•читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
•готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1 | Гимн Российской Федерации. | Личностные задачи/результаты 1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности. 2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности. 3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. 4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. 5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины. 6. Формирование привычки к рефлексии. 7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости). 8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. 9. Развитие мышления, внимания, памяти. 10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Метапредметные задачи/результаты 1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению. 2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества. 3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций. 4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами. 5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности. 6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой. 7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. 8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве1 9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме. Предметные задачи/результаты 1. Формирование положительной мотивации к чтению. 2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. 3. Развитие воссоздающего воображения. 4. Обучение адекватному восприятию читаемого. 5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике. 6. Совершенствование всех сторон навыка чтения. 7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал. 8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения. 9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разнойвидо-жанровой принадлежности. 10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения. 11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведенияи анализировать средства выразительности (на доступном уровне). 12. Обучение умению различать художественный и научно-популярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями. 13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения. 14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете. 15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания. 17. Развитие литературных способностей. Выпускники начальной школы научатся: • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни; • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения; • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое); • полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное; • знанию основных моральных норм; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; • работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью; • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; • характеризовать героев; • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; • находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;• выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия; • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; • отличать поэтический текст от прозаического; • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.); • соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках; • владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.); • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; • цитировать (устно); • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов; • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия; • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста; • вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; • составлять несложные монологические высказывания о произведениях; • составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу; • определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть; • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественногопроизведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах; • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; • пользоваться алфавитным каталогом; • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке; • пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями. Выпускники начальной школы получат возможность научиться: • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; • уважать культуру народов многонациональной России и других стран; • бережно и ответственно относиться к окружающей природе; • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • соотносить литературу с другими видами искусства; • испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой; • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); • определять сходство и различие произведений разных жанров; • осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения;• использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; • выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями; • высказывать и пояснять свою точку зрения; • применять правила сотрудничества; • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас; • находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте; • понимать особенности изучаемых типов композиции; • выделять в тексте опорные (ключевые) слова; • цитировать (письменно); • осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация; • писать изложения; • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста); • делать устную презентацию книги (произведения); • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом; • работать с детской периодикой; • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности. | ||
1 | «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (20 ч) | 19 | Пётр I и мужик», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; бразильская сказка «Жизнь человека»; X. К. Андерсен «Русалоч- ка»; А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс «Рыба и кольцо»; А. Линдгрен «Крошка Нильс Карл- сон»; Дж. Родари «Эти бедные привидения»; К. Драгунская «Лекарство от послушности». | |
2 | «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (4 ч) | 4 | «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исце ление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Не- чаева). | |
3 | «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (4 ч) | 4 | X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и Козёл», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две Бочки»; Л. Н. Тол- стой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; И. Демьянов «Валерик и тетрадь». | |
4 | Оглянись вокруг (Рассказы) (20 ч) | 19 | молока»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Р. Фраерман «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев «По- лосатая палка»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов «Огородники»; О. Григорьев «Две трубы»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»; А. Чехов «Ванька»; Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»; Л. Кас- силь «У классной доски»; В. Лидин «Завет»; Р. Брэдбери «Всё лето в один день». | |
5 | Золотая колесница (Мифы Древней Греции) (4 ч) | 3 | «Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар». | |
6 | «В начале было Слово...» (Библейские сказания) (7 ч) | 7 | «Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание Спасителя. Изгна- ние из рая»; «Всемирный потоп»; «Моисей»; С. Лагерлёф «Святая ночь»; А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын». | |
7 | «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) (8 ч) | 10 | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | |
8 | «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) (5 ч) | 4 | А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!»; Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»). | |
9 | Мир волшебных звуков (Поэзия) (14 ч) | 12 | В. Жуковский «Песня»; А.С. Пушкин «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»* (из И.В. Гёте), «Утёс», «Молитва»; И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин «С добрым утром!»*; М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»; С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Ю. Влади- миров «Чудаки»*; Д. Хармс «Очень страшная история»; В. Хотом- ская «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высотская «Весенние рубаш- ки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла». | |
10 | Когда, зачем и почему? (Познавательная литература) (15 ч) | 18 | Н. Кун «Олимп»; Ю. Яковлев «О нашей Родине»; И. Соколов- Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»; «Кре- щение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьёв «Сергей Радонежский»; В. Губарев «В открытом космосе»; Л. Яхнин «Ме- тро»; М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч по- чему»; Н. Надеждина «Лук от семи недуг»; М. Константиновский «Что такое электрический ток»; В. Малов «Как парижский офици- ант русскому изобретателю помог»; А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), «Сказки Пушкина»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»; К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент). | |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
Гимн Российской Федерации. | 1 | ||
1 | «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (20 ч) | 19 | Проверка навыков читательской деятельности № 1 |
2 | «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (4 ч) | 4 | |
3 | «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (4 ч) | 4 | |
4 | Оглянись вокруг (Рассказы) (20 ч) | 19 | Проверка навыков читательской деятельности № 2 |
5 | Золотая колесница (Мифы Древней Греции) (4 ч) | 3 | |
6 | «В начале было Слово...» (Библейские сказания) (7 ч) | 7 | |
7 | «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) (8 ч) | 10 | |
8 | «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) (5 ч) | 4 | |
9 | Мир волшебных звуков (Поэзия) (14 ч) | 12 | |
10 | Когда, зачем и почему? (Познавательная литература) (15 ч) | 18 | Проверка навыков читательской деятельности № 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
1(1) | С. Михалков «Гимн Российской Федерации»; тема «Что мы читали летом»; библиотечный урок. | 1 | 4/09 | |
Учебная тема: «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (19 ч.) | ||||
1(2) | И. Токмакова «В чудной стране»; русская народная сказка «Пётр I и мужик». | 1 | 5/09 | |
2(3) | Русская народная сказка «Марья и ведьмы». | 1 | 7/09 | |
3(4) | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Знакомство с содержанием. | 1 | 11/09 | |
4(5) | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». | 1 | 12/09 | |
5(6) | Обобщение по теме «Русские народные сказки». | 1 | 14/09 | |
6(7) | Тема «Книги со сказками разных народов»; бразильская сказка «Жизнь человека». | 1 | 18/09 | |
7(8) | X. К. Андерсен «Русалочка». Знакомство с содержанием. | 1 | 19/09 | |
8(9) | X. К. Андерсен «Русалочка». Ответы на вопросы. | 1 | 21/09 | |
9(10) | X. К. Андерсен «Русалочка». Словесное рисование. | 1 | 25/09 | |
10(11) | Проверка навыков читательской деятельности № 1. X. К. Андерсен «Русалочка». Характеристика главной героини. | 1 | 26/09 | |
11(12) | Работа над ошибками. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Знакомство с содержанием. | 1 | 28/09 | |
12(13) | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 | 2/10 | |
13(14) | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; тема «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | 3/10 | |
14(15) | Д. Джекобс «Рыба и кольцо». | 1 | 5/10 | |
15(16) | А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». | 1 | 9/10 | |
16(17) | А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». | 1 | 10/10 | |
17(18) | А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». | 1 | 12/10 | |
18(19) | Дж. Родари «Эти бедные привидения». Тема «Книги Джанни Родари». | 1 | 16/10 | |
19(20) | К. Драгунская «Лекарство от послушности». | 1 | 17/10 | |
Учебная тема: «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (4 ч) | ||||
1(21) | «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева). | 1 | 19/10 | |
2(22) | «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова). | 1 | 23/10 | |
3(23) | «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева). | 1 | 24/10 | |
4(24) | «Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева); тема «Книги с былинами»; обобщение. | 1 | 26/10 | |
Учебная тема: «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (4 ч) | ||||
1(25) | X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козёл». | 1 | 7/11 | |
2(26) | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки». | 1 | 9/11 | |
3(27) | Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе». | 1 | 13/11 | |
4(28) | И. Демьянов «Валерик и тетрадь»; тема «Книги с баснями»; обобщение. | 1 | 14/11 | |
Учебная тема: «Оглянись вокруг» (Рассказы) (19 ч) | ||||
1(29) | М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока». | 1 | 16/11 | |
2(30) | К. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 | 20/11 | |
3(31) | К. Паустовский «Заячьи лапы». | 1 | 21/11 | |
4(32) | Тема «Рассказы о животных». Р. Фраерман «Девочка с камнем». | 1 | 24/11 | |
5(33) | Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой». | 1 | 27/11 | |
6(34) | Ю. Яковлев «Полосатая палка». Тема «Рассказы о детях». | 1 | 28/11 | |
7(35) | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | 30/11 | |
8(36) | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | 4/12 | |
9(37) | Н. Носов «Огородники». | 1 | 5/12 | |
10(38) | Н. Носов «Огородники»; О. Григорьев «Две трубы». | 1 | 7/12 | |
11(39) | С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт». | 1 | 11/12 | |
12(40) | А. Чехов «Ванька». | 1 | 12/12 | |
13(41) | Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Знакомство с содержанием. | 1 | 14/12 | |
14(42) | Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Чтение по ролям. | 1 | 18/12 | |
15(43) | Д. Мамин-Сибиряк«Вертел». | 1 | 19/12 | |
16(44) | Проверка навыков читательской деятельности № 2. Л. Кассиль «У классной доски». | 1 | 21/12 | |
17(45) | Работа над ошибками. Л. Кассиль «У классной доски»; тема «Книги о Великой Отечественной войне». | 1 | 25/12 | |
18(46) | В. Лидин «Завет». | 1 | 26/12 | |
19(47) | Р. Брэдбери «Всё лето в один день»; обобщение. | 1 | 28/12 | |
«Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) (3 ч) | ||||
1(48) | «Персей». | 1 | 9/01 | |
2(49) | «Орфей и Эвридика»; тема «Книги с мифами Древней Греции». | 1 | 11/01 | |
3(50) | «Дедал и Икар»; обобщение. | 1 | 15/01 | |
«В начале было Слово...» (Библейские сказания) (7 ч) | ||||
1(51) | «Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из рая». | 1 | 16/01 | |
2(52) | «Всемирный потоп». | 1 | 18/01 | |
3(53) | «Моисей». Глава 1-6. | 1 | 22/01 | |
4(54) | «Моисей». Глава 7-12. | 1 | 23/01 | |
5(55) | С. Лагерлёф «Святая ночь». | 1 | 25/01 | |
6(56) | А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын»; обобщение. | 1 | 29/01 | |
7(57) | Тема «Книги с библейскими сказаниями». | 1 | 30/01 | |
«Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) (10 ч) | ||||
1(58) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Знакомство с содержанием. | 1 | 1/02 | |
2(59) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Выборочное чтение. | 1 | 5/02 | |
3(60) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ответы на вопросы. | 1 | 6/02 | |
4(61) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Создание иллюстраций к прочитанному фрагменту. | 1 | 8/02 | |
5(62) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Чтение по ролям. | 1 | 12/02 | |
6(63) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Характеристика персонажей. | 1 | 13/02 | |
7(64) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Соотношение иллюстраций с текстом. | 1 | 15/02 | |
8(65) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Выборочный пересказ. | 1 | 19/02 | |
9(66) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Выборочное чтение. | 1 | 20/02 | |
10(67) | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Работа с текстом. | 1 | 22/02 | |
«Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) (4 ч) | ||||
1(68) | А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». | 1 | 26/02 | |
2(69) | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава); тема «Книги Н. Носова». | 1 | 27/02 | |
3(70) | Н.Н. Носов «Два друга». | 1 | 1/03 | |
4(71) | Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»). | 1 | 5/03 | |
«Мир волшебных звуков» (Поэзия) (12 ч) | ||||
1(72) | В. Жуковский «Песня». А. С. Пушкин «Птичка», «Няне», «Зимняя дорога». | 1 | 6/03 | |
2(73) | М. Лермонтов «Горные вершины» (из И. В. Гёте), «Утес», «Молитва». | 1 | 12/03 | |
3(74) | И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка». | 1 | 13/03 | |
4(75) | А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...». | 1 | 15/03 | |
5(76) | С. Есенин «С добрым утром!» | 1 | 26/03 | |
6(77) | М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки». | 1 | 27/03 | |
7(78) | С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи». | 1 | 29/03 | |
8(79) | Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история». | 1 | 2/04 | |
9(80) | Тема «Книги и журналы с забавными стихами»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы». | 1 | 3/04 | |
10(81) | О. Высотская«Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня». | 1 | 5/04 | |
11(82) | Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла»; обобщение. | 1 | 9/04 | |
12(83) | Тема «Книги и журналы со стихами современных детских поэтов». | 1 | 10/04 | |
«Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература) (18 ч) | ||||
1(84) | Н. А. Кун «Олимп». | 1 | 12/04 | |
2(85) | Ю. Яковлев «О нашей Родине»; И. Соколов- Микитов «Русский лес». | 1 | 16/04 | |
3(86) | Проверка навыков читательской деятельности № 3. Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое». | 1 | 17/04 | |
4(87) | Работа над ошибками. «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»). | 1 | 19/04 | |
5(88) | Н. Соловьёв «Сергей Радонежский». Знакомство с содержанием. | 1 | 23/04 | |
6(89) | Н. Соловьёв «Сергей Радонежский». Составление плана. | 1 | 24/04 | |
7(90) | Н. Соловьёв «Сергей Радонежский». Работа с репродукциями. | 1 | 26/04 | |
8(91) | В. Губарев «В открытом космосе». | 1 | 28/04 | |
9(92) | Л. Яхнин «Метро». | 1 | 3/05 | |
10(93) | М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего». | 1 | 7/05 | |
11(94) | М. Ильин «Сто тысяч почему»; тема «Книги и журналы, отвечающие на вопросы». | 1 | 8/05 | |
12(95) | Н. Надеждина «Лук от семи недуг». | 1 | 10/05 | |
13(96) | М. Константиновский «Что такое электрический ток». | 1 | 14/05 | |
14(97) | В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог». | 1 | 15/05 | |
15(98) | А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» | 1 | 17/05 | |
16(99) | К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении). | 1 | 21/05 | |
17(100) | К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент). | 1 | 22/05 | |
18(101) | Я. М. Смоленский «Как научиться читать стихи», К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина». Чтение на лето. | 1 | 24/05 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Личностные задачи/результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения
к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному
опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном
пространстве1
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении,
письме.
Предметные задачи/результаты
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию
и форме литературного произведения.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разнойвидо-жанровой
принадлежности.
10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведенияи анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и научно-популярный тексты и выбирать адекватный вид чтения литературного произведения
в соответствии с его особенностями.
13. Овладение приёмами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях,
в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью,
театром, кино, музыкой).16. Обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
Выпускники начальной школы научатся:
• осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
• читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
• применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое);
• полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
• знанию основных моральных норм;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
• работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью;
• определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
• характеризовать героев;
• устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения;
• находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать
их роль в тексте;• выделять основные элементы сюжета, определять их роль
в развитии действия;
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
• отличать поэтический текст от прозаического;
• распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
• соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
• владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
• осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
• делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
• цитировать (устно);
• передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого)
с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;
• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
• высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
• вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
• составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
• составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
• определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
• создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
• осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
• ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
• пользоваться алфавитным каталогом;
• ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
• пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
• осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
• воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
• испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
• уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
• бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• соотносить литературу с другими видами искусства;
• испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
• развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
• определять сходство и различие произведений разных жанров;
• осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения;• использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
• выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
• высказывать и пояснять свою точку зрения;
• применять правила сотрудничества;
• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
• находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;
• понимать особенности изучаемых типов композиции;
• выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
• цитировать (письменно);
• осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая
экранизация;
• писать изложения;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);
• делать устную презентацию книги (произведения);
• пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
• работать с детской периодикой;
• расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
В начальной школе проверяется не только навык чтения, но и читательские умения. Навык чтения – понимание (сознательность чтения), правильность, способ чтения, темп, выразительность. Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность.
Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (20-25 декабря), в конце учебного года (апрель или май). Такой подход даёт возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения на протяжении трёх основных этапов обучения в течение года и по классам.
Ф.И. ученика | Понимание | Способ чтения | Правиль- ность чтения | Темп чтения | Выразитель- ность | Итогов. балл | ||||||||
понимает | Не понимает | По слогам | По слогам и целыми словами | Целыми словами | Без ошибок | С ошибками | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Соблюдает паузу | Логические ударения | Эмоциональность |
Темп чтения:
4 класс | |||
1 пол. | 2 пол. | ||
про себя | вслух | про себя | вслух |
100-110 | 70-80 | 115-120 | 80-95 |
Обязательное чтение наизусть:
класс | стихотворения | проза |
4 класс | 12 | 1 |
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки | Недочёты |
|
|
Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
Нормы оценок по литературному чтению
Оценка «5» ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка «4» ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка «2» ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка «5» — твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» — знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» — читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» — нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текста
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.
2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Оценка «5» — выполнены правильно все требования.
Оценка «4» — не соблюдены 1-2 требования.
Оценка «3» — допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка «2» — допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка «5» — выполнены все требования.
Оценка «4» — допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка «3» — допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка «2» — допущены ошибки по трем требованиям.
Пересказ
Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» — допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» — пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» — не может передать содержание прочитанного.
Контрольно- измерительные материалы
по литературному чтению
для 4 класса
Проверочная работа №1
Пояснительная записка
Цель: проверить навык грамотного вдумчивого чтения и умения работать с текстом, а именно, находить правильные ответы на поставленные вопросы по содержанию прочитанного, давать свою оценку поступкам героев, объяснять значение крылатых выражений.
Форма проведения: работа с текстом
Тема: «Проверка читательских умений. «Суд Соломона» Пересказ В.Смирновой»
Раздел: «Что за прелесть эти сказки!..»
Примерные сроки проведения: I четверть, 11 урок
Время проведения: Инструктаж – 3 минуты. Время выполнения – 25 минут.
Материалы и оборудование: работа выполняется на отдельных бланках (образец прилагается). Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Работа имеет 1вариант.
Инструкция для учащихся:
- Внимательно прочитай весь текст.
- Просмотри все задания.
- Выполняй задания последовательно, ответы некоторых заданий могут быть связаны между собой, заключая в себе в связи с этим некоторые подсказки.
- При выполнении задания можно карандашом делать пометки в тексте, пользоваться черновиками.
- Задания, предлагающие выбор правильного варианта ответа из нескольких предложенных, содержат, как правило, один верный ответ, но иногда они могут суммироваться (2 правильных ответа).
- Определив правильный ответ, запиши его или подчеркни его номер.
- Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите тот ответ, который считаете верным.
Желаю успеха!
Ключи:
Правильные ответы к заданиям
| А | Б | В | Г |
1 | + |
|
|
|
2 |
|
| + |
|
3 | + |
|
|
|
4 | 4 | 1 | 3 | 2 |
5 | Мудрости | |||
6 |
|
| + |
|
7 |
| + |
|
|
8 |
|
| + |
|
9 | Однажды пришли к нему две женщины | |||
10 | + |
|
|
|
11 | Она пожалела ребёнка | |||
12 |
|
|
|
|
13 | Добро и зло | |||
14 | Мудрое решение |
Инструментарий для проверки:
За каждое верно выполненное задание ставится 1 балл. Максимальное количество баллов – 14.
0 баллов – задание выполнено неверно.
Примечание.
При оценке работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на оценку. Учитывается только последнее написание.
Критерии оценки работы в целом:
Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме:
Количество баллов | Оценка | Уровни овладения ГОС |
от 0 до 6 баллов | 2 | Уровень овладения ГОС ниже базового |
от 7 до 11 баллов | 3 | Базовый уровень овладения ГОС |
от 12 до 13 баллов | 4 | Оптимальный уровень овладения ГОС |
14баллов | 5 | Расширенный уровень овладения ГОС |
Текст работы
Проверочная работа №1
Тема: «Проверка читательских умений. «Суд Соломона» Пересказ В.Смирновой»
Задания для учащихся
Прочитай текст
Суд Соломона
Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос. «Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».
И сказал ему голос: «Да будет так». И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрёл несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь мир. По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.
И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и месяца от роду. И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка. Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Соломон сказал:
– Подайте мне меч!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой. Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
А другая сказала:
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором прогнали прочь. Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.
(356 слов) (Пересказала В. Смирнова)
Выполни задания, прочитав текст
Прочитай библейскую легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время происходят события, описанные в тексте?
А) В очень далёкие времена;
Б) в наше время;
В) в недалёком прошлом.
2. Кому сделал предложение во сне неведомый голос?
А) Мудрому властителю;
Б) прославленному воину;
В) молодому царю.
3. Какое значение вкладывает голос в слово судьба?
А) Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
В) знание прошлого.
4. Какие соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с помощью цифр.
А) Прожить долгую-долгую жизнь;
Б) прославиться на земле военными подвигами;
В) покорить себе все народы;
Г) приобрести много золота и сделаться первым богачом.
5. Что попросил Соломон у неведомого голоса?
6. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?
А) Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.
7. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?
А) Быть могущественным властелином;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.
8. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?
А) Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.
9. Определи в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона.
10. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?
А) Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
В) наказать женщин.
11. Почему Соломон приказал отдать ребёнка первой женщине?
12. Какими, на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?
13. Что должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья?
14. Объясни значение выражения соломоново решение.
Проверочная работа № 2
Пояснительная записка
Цель: проверить навык грамотного вдумчивого чтения и умения работать с текстом, а именно, находить правильные ответы на поставленные вопросы по содержанию прочитанного, давать свою оценку поступкам героев, объяснять значение крылатых выражений.
Форма проведения: работа с текстом
Тема: «Проверка читательских умений. «Что такое псевдоним»
Раздел: «Оглянись вокруг. Рассказы»
Примерные сроки проведения: II четверть, 44 урок
Время проведения: Инструктаж – 3 минуты. Время выполнения – 25 минут.
Материалы и оборудование: работа выполняется на отдельных бланках (образец прилагается). Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Работа имеет 1вариант.
Структура КИМ:
Тест содержит 10 заданий, которые делятся на две части.
Задания 1-7 (часть «А») — направлены на понимание текста, носят воспроизводящий (репродуктивный) характер, помогают сформировать внимание юного читателя.
Задания 8-10 (часть «В») повышенной сложности.
Инструкция для учащихся:
- Внимательно прочитай весь текст.
- Просмотри все задания.
- Выполняй задания последовательно, ответы некоторых заданий могут быть связаны между собой, заключая в себе в связи с этим некоторые подсказки.
- При выполнении задания можно карандашом делать пометки в тексте, пользоваться черновиками.
- Задания, предлагающие выбор правильного варианта ответа из нескольких предложенных, содержат, как правило, один верный ответ, но иногда они могут суммироваться (2 правильных ответа).
- Определив правильный ответ, запиши его или подчеркни его номер.
- Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите тот ответ, который считаете верным.
Желаю успеха!
Ключи:
№ задания | Ответы к заданиям |
А 1. | Псевдоним – вымышленное имя, заменяющее собой настоящее. |
А 2. | Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники. |
А 3. | Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псевдоним, главное, чтобы он был необидным. |
А 4. | «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда» |
А 5. | С произведениями М. Горького |
А 6. | Произведения А. Гайдара |
А 7. | Аркадий Петрович Голиков |
В 8. | Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним – Максим Горький. |
В 9. | Кумир - предмет восхищения, поклонения. Тараторить - говорить быстро, не останавливаясь. Прозвище - имя, которое даётся человеку по какой-нибудь характерной для него черте. |
В 10. | 1. Алексей Максимович Пешков - Максим Горький ; 2. Аркадий Петрович Голиков – Аркадий Петрович Гайдар; 3. Коля Корнейчуков – Корней Иванович Чуковский. |
Инструментарий для проверки:
За каждое верно выполненное задание ставится 1 балл.
0 баллов – задание выполнено неверно.
№ задания | Баллы |
А 1. | 1 б. |
А 2. | 1 б. |
А 3. | 1 б. |
А 4. | 3б. По 1 б. за произведение |
А 5. | 1 б. |
А 6. | 1 б. |
А 7. | 1 б. |
В 8. | 1 б. |
В 9. | 3 б. По 1 б. за верную пару |
В 10. | 3 б. По 1 б. за псевдоним |
Примечание.
При оценке работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на оценку. Учитывается только последнее написание.
Критерии оценки работы в целом:
Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме:
Количество баллов | Оценка | Уровни овладения ГОС |
от 0 до 7 баллов | 2 | Уровень овладения ГОС ниже базового |
от 8 до 12 баллов | 3 | Базовый уровень овладения ГОС |
от 13 до 15 баллов | 4 | Оптимальный уровень овладения ГОС |
16 баллов | 5 | Расширенный уровень овладения ГОС |
Текст работы
Проверочная работа №2
Тема: «Проверка читательских умений. «Что такое псевдоним»
Задания для учащихся
Прочитай текст
ЧТО ТАКОЕ ПСЕВДОНИМ
Псевдоним — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее. Псевдонимы часто придумывали для себя писатели, поэты, художники.
Знаешь ли ты, как зовут Максима Горького? Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Детство и юность писателя были очень тяжёлыми. Вскоре после рождения мальчика умер его отец, и Алёша оказался в доме деда. С горечью вспоминал об этом Алексей Максимович, отсюда и его псевдоним — Максим Горький. Имя отца он поставил на первое место, как бы продлив таким образом его жизнь. Произведения Горького ты будешь изучать в старших классах и многое узнаешь о жизни людей прошлого столетия.
Тысячи людей выросли на книгах Гайдара. Их читают и сегодня на ста языках мира. Аркадий Гайдар широко известен своими книгами «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Писатель учил детей быть мужественными, верными, бесстрашными людьми. Аркадий Петрович Голиков писал свои повести и рассказы под псевдонимом Гайдар, что по-монгольски означает — дозорный, храбрый и бдительный воин.
31 марта 1882 года родился Коля Корнейчуков, впоследствии известный как Корней Чуковский — сказочник, кумир детворы. Он был литературным критиком, переводчиком. О том, как его занесло в сказки, Корней Иванович писал следующее: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Это было в городе Хельсинки, я вёз его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический стук колёс: «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...». Стихи складывались сами собой. Единственная была у меня забота — отвлечь внимание ребёнка от приступов болезни, томившей его. Поэтому я тараторил как шаман». После выхода первой книги Чуковский был завален детскими письмами, которые стали главным признанием его писательского таланта.
Иногда дети в шутку дают друг другу прозвища, которые часто сопровождают человека всю жизнь. Это тоже своеобразный псевдоним, главное, чтобы он был необидным.
Выполни задания, прочитав текст «Что такое псевдоним»
Часть А
1. Что такое псевдоним? Запиши ответ.
2. Кто часто придумывает для себя псевдонимы? Подчеркни ответ в тексте.
3. Верно ли, что псевдоним и прозвище одно и то же? Обоснуй свою мысль (письменно).
4. Запиши названия произведений Горького, Гайдара, Чуковского, которые ты знаешь.
5. Запиши, пользуясь текстом, с чьими повестями и рассказами ты познакомишься в старших классах.
6. Чьи произведения с интересом читают дети? Запиши ответ.
7. Кто из писателей выбрал себе псевдоним Гайдар? Запиши ответ.
Часть В
8. Почему Алексей Максимович Пешков выбрал себе псевдоним Горький? Объясни письменно.
9. Соотнеси слова с их значением.
Кумир имя, которое даётся человеку по какой-нибудь
характерной для него черте.
Тараторить предмет восхищения, поклонения.
Прозвище говорить быстро, не останавливаясь.
10. Заполни таблицу, опираясь на текст.
Писатели, о которых говорится в тексте | Их псевдонимы |
Проверочная работа № 3
Пояснительная записка
Цель: проверить навык грамотного вдумчивого чтения и умения работать с текстом, а именно, находить правильные ответы на поставленные вопросы по содержанию прочитанного, давать свою оценку поступкам героев, объяснять значение крылатых выражений.
Форма проведения: работа с текстом
Тема: «Проверка читательских умений «Синица – пример благодарности»
Раздел: «Когда, зачем и почему? Познавательная литература»
Примерные сроки проведения: IV четверть, 86 урок
Время проведения: Инструктаж – 3 минуты. Время выполнения – 25 минут.
Материалы и оборудование: работа выполняется на отдельных бланках (образец прилагается). Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Работа имеет 1вариант.
Структура КИМ:
Тест содержит 10 заданий, которые делятся на две части.
Задания 1-7 (часть «А») — направлены на понимание текста, носят воспроизводящий (репродуктивный) характер, помогают сформировать внимание юного читателя.
Задания 8-10 (часть «В») повышенной сложности.
Инструкция для учащихся:
- Внимательно прочитай весь текст.
- Просмотри все задания.
- Выполняй задания последовательно, ответы некоторых заданий могут быть связаны между собой, заключая в себе в связи с этим некоторые подсказки.
- При выполнении задания можно карандашом делать пометки в тексте, пользоваться черновиками.
- Задания, предлагающие выбор правильного варианта ответа из нескольких предложенных, содержат, как правило, один верный ответ, но иногда они могут суммироваться (2 правильных ответа).
- Определив правильный ответ, запиши его или подчеркни его номер.
- Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите тот ответ, который считаете верным.
Желаю успеха!
Ключи:
№ | Ответы к тесту |
А 1. | Пение синицы в зимнюю стужу своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро. |
А 2. | Продолжительность их жизни достигает девяти лет. |
А 3. | Пение во время ненастья – служит причиной сравнительного долголетия синиц. |
А 4. | Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы как только находят пропитание – устраивают оживлённый гомон. Этим они подают сигнал другим синицам в округе принять участие в пиршестве. |
А 5. | По-разному благодарят синички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури. |
А 6. | Ч Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек – благодарности. |
А 7. | Н Насколько эта благодарность искренна, можно видеть по тому, как она выражается. Чем больше душевной теплоты в словах благодарности, тем ценнее она для тех, кому адресована. |
В 8. | № 3 Почему синицы не делают запасов на зиму. № 1 Пение в снежную бурю. № 5 За что люди могут быть благодарны синичкам. № 4 Разнообразное пение синичек. № 2 Пение в непогоду — подвиг синички. |
В9. | Долголетие - большая продолжительность жизни. Гомон - звонкое шумное пение птиц. Ненастье - плохая погода. |
В 10. | Б. Только у синичек в природе можно научиться благодарности. |
Инструментарий для проверки:
За каждое верно выполненное задание ставится 1 балл.
0 баллов – задание выполнено неверно.
А 1. | 1 б. |
А 2. | 1 б. |
А 3. | 1 б. |
А 4. | 1 б. |
А 5. | 1 б. |
А 6. | 1 б. |
А 7. | 1 б. |
В 8. | 5 б. (1б. за каждый пункт плана) |
В9. | 3 б. (1б. за каждое верное значение) |
В 10. | 1 б. |
Примечание.
При оценке работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на оценку. Учитывается только последнее написание.
Критерии оценки работы в целом:
Вся работа в целом оценивается отметкой по следующей схеме:
Количество баллов | Оценка | Уровни овладения ГОС |
от 0 до 7 баллов | 2 | Уровень овладения ГОС ниже базового |
от 8 до 12 баллов | 3 | Базовый уровень овладения ГОС |
от 13 до 15 баллов | 4 | Оптимальный уровень овладения ГОС |
16 баллов | 5 | Расширенный уровень овладения ГОС |
Текст работы
Проверочная работа № 3
Тема: «Проверка читательских умений «Синица – пример благодарности»
Задания для учащихся
Прочитай текст
СИНИЦА — ПРИМЕР БЛАГОДАРНОСТИ
Когда тучи плотно заволакивают небо и идёт сильный дождь, когда снежная буря обрушивается на землю, звонкое пение маленькой синицы можно слышать сквозь шум и завывание ветра. Кажется, что маленькая птичка с какой-то необыкновенной лёгкостью переносит самую тяжелую непогоду, поражая своим жизнерадостным пением всех, кому довелось её слышать.
Пение синицы в зимнюю непогоду своего рода подвиг, потому что температура тела маленькой птички падает очень быстро. В холодное зимнее ненастье, когда другие птицы ищут тёплое укрытие, маленькие синички оглашают всю округу звонким радостным щебетом. Птицы как бы благодарят жизнь за то, что она дана им, и восхваляют её. Возможно, что это необычное качество — пение во время ненастья — служит причиной сравнительного долголетия синиц. Они переживают своих пернатых собратьев: продолжительность их жизни достигает девяти лет.
Поскольку птенцы синицы отличаются прекрасным аппетитом, родителям приходится постоянно искать для них корм. Можно было бы ожидать от них стремления прятать и хранить пищу, но выражая свою благодарность природе, синицы как только находят пропитание — устраивают оживлённый гомон. Этим они подают сигнал другим синицам в округе принять участие в пиршестве.
Человеку есть чему поучиться у маленьких синичек — благодарности. Насколько эта благодарность искренна, можно видеть по тому, как она выражается. Чем больше душевной теплоты в словах благодарности, тем ценнее она для тех, кому адресована. У синиц это проявляется в разнообразии пения. С приходом весны, когда становится теплее, они меняют свою зимнюю песню на весеннюю, их щебет становится пронзительным и заканчивается продолжительным свистом. По-разному благодарят синички мать-природу за непогоду и солнце, за крепкий мороз и снежные бури.
Мы, люди, учась благодарности у маленьких желтогрудых птичек, должны всегда помнить о том, что её следует проявлять вовремя. Скажем же синичкам спасибо за живой пример благодарности.
(По материалам Американского института передового обучения)
Прочитай текст «Синица – пример благодарности» и выполни задания.
А 1. Почему пение синицы зимой можно считать подвигом? Найди в тексте и подчеркни ответ.
А 2. Какова в среднем продолжительность жизни синичек?
А 3. Что, по мнению автора, является причиной долголетия синичек? Запиши ответ.
А 4. Почему синицы не делают запасов пищи на зиму? Подчеркни ответ в тексте.
А 5. За что синички благодарят мать-природу своим пением? Найди ответ в тексте и запиши его.
А 6. Чему автор предлагает поучиться у синичек? Запиши ответ.
А 7. Какой должна быть искренняя благодарность, обращённая к кому-либо? Запиши ответ.
В1. Восстанови план текста (запиши номера частей).
№ Почему синицы не делают запасов на зиму.
№ Пение в снежную бурю.
№ За что люди могут быть благодарны синичкам.
№ Разнообразное пение синичек.
№ Пение в непогоду — подвиг синички.
В2. Соотнеси слова с их значением.
Долголетие звонкое шумное пение птиц.
Гомон плохая погода.
Ненастье большая продолжительность жизни.
В 3. Подчеркни главную мысль рассказа.
- Надо быть благодарным ко всему, что происходит в жизни.
Б. Только у синичек в природе можно научиться благодарности.
- Синички благодарны природе за всё, что она им даёт.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
ШМО учителей нач. классов _________/Ульянчук Ю.И./
МБОУ – СОШ № 7 30 августа 2017 года
от 29 августа 2017 года № 1
________/Алексеенко С.М./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. ...
Рабочая программа по литературному чтению.2 класс коррекционной школы
Представлена рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа 2000"
Рабочая программа содержит почснительную записку и планирование. С учетом ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса, УМК "Школа России"....
рабочая программа по литературному чтению (2 класс) "Начальная школа 21 века"
тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Начальная школа XXI века" к учебникам "Литературное чтение" и "Учебная хрестоматия. Литературное чтение" Л.Ф.Ефросининой 2010 года с указанием основных...