Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
В данном учебном материале представлена рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogr_litchten4kl10_11uchgod.docx | 67.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГЕЛИОС» г. ДАЛЬНЕГОРСК
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУСОШ «Гелиос»
_____________И.В. Воронина
«___»_______________2010 г.
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении учителей начальных классов
протокол №____
от «___»______________2010 г.
Руководитель МО
___________Л.В. Павловская
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Ю.Н. Москаленко
«___»___________________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
4 КЛАСС
2010 – 2011 учебный год
Разработчик: Кислова Снежана Сергеевна,
учитель начальных классов
2010 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г. N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 и примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова
Вид реализуемой рабочей программы: основная общеобразовательная
Цели предмета:
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи предмета.
1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
2. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление.
3. Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление.
4. Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
5. Формировать потребность в постоянном чтении книг: развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
6. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
7. Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
8. Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
9. Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
ся Межпредметные связи.
Содержание курса литературного чтения позволяет осуществлять его связь с:
- русским языком;
- окружающим миром;
- изобразительным искусством;
- музыкой.
Принципы отбора учебного материала:
- учет возрастных особенностей;
- органическое сочетание обучения и воспитания;
- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
- художественно-эстетического и литературоведческого;
- практическая направленность преподавания.
Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;
Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащих
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен:
знать/понимать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- читать осознанно текст художественного произведения "про себя" (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 стр.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Сетка часов.
102 часа из расчета 3 часа в неделю
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
1 | Былины. Летописи. Жития. | 6 |
2 | Из русской классической литературы. | 20 |
3 | Поэтическая тетрадь. | 12 |
4 | Сказки русских писателей. | 12 |
5 | Делу время — потехе час. | 7 |
6 | Страна далекого детства. | 8 |
7 | Поэтическая тетрадь. | 6 |
8 | Природа и мы. | 9 |
9 | Поэтическая тетрадь. | 5 |
10 | Родина. | 5 |
11 | Страна «Фантазия». | 5 |
12 | Зарубежная литература. | 7 |
ИТОГО | 102 ч |
Содержание учебного предмета
Продолжается работа с произведениями фольклора, с бы линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произве дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер жание произведений.
Былины. Летописи. Жития (6 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
термины: былина, летопись, житиё и их смысловые значения.
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного пересказа;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Из русской классической литературы (20 ч).
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
названия, темы и сюжеты 2 - 3 произведений боль ших фольклорных жанров, а также литературных произведе ний писателей-классиков;
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
находить в тексте выразительные средства языка;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Поэтическая тетрадь (12 ч.).
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Сказки русских писателей (12 ч.).
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
знать не менее 6 - 7 народных сказок, уметь их переска зывать.
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Делу время — потехе час (7 ч.).
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Страна далекого детства (8 ч.).
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Поэтическая тетрадь (6 ч.).
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Природа и мы (9 ч.).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
правила составления краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
порядок составления плана к прочитанному (полного, краткого, кар тинного).
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Поэтическая тетрадь (5 ч.).
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб цов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка»
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте чественной и зарубежной литературы. Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Родина (5 ч.).
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Страна «Фантазия» (5 ч.).
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Зарубежная литература (7 ч).
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андер сен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Знание, умения и навыки по теме.
Обучающиеся должны знать:
названия, темы и сюжеты 2 - 3 литературных произведе ний зарубежных писателей.
Обучающиеся должны уметь:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Календарно – тематическое планирование.
№ | № по теме | Дата | Тема | Цель | Формы контроля | Терминология, понятия | |
Былины. Летописи, Жития. (6 ч.) | |||||||
1 | 1 | О былинах. | Развитие литературно - художественные умений. | Устный опрос. | Былина. | ||
2 | 2 | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Формирование умение находить признаки художественности в предложенном тексте. | Фронтальный опрос. | Варяги Славяне Кривичи Перун | ||
3 | 3 | «И вспомнил Олег коня своего» | Формирование умение находить признаки художественности в предложенном тексте. | Индивидуальный опрос. | Волхвы Кудесник Лета | ||
4 | 4 | Летописи. Жития. | Расширение круга чтения, актуализация ранее изученного, представление о жанре. | Фронтальный опрос. | Летопись Жития | ||
5 | 5 | «Ильины три поездочки» | Расширение круга чтения, подготовка к изучению раздела, актуализация представлений о жанре. | Индивидуальный опрос. | Дозор Сказитель Колчан Сажень | ||
6 | 6 | «Житие Сергия Радонежского» | Обучение умению чувствовать и понимать образный язык былинного сказа. | Индивидуальный опрос. | Зачин Развитие Исход | ||
Из русской классической литературы (20 ч.). | |||||||
7 | 1 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок) | Обеспечение целостного восприятия и понимание текста. | Индивидуальный опрос. | Литературная сказка Малахай Вершок | ||
8 | 2 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». | Развитие литературно- художественных умений. | Составление плана. | Аршин Яхонт | ||
9 | 3 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». | Обеспечение понимания идеи произведения. | Пересказ по плану. | Присказка | ||
10 | 4 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». | Обеспечение понимания идеи произведения. | Чтение по ролям. | Метафора Рифма | ||
11 | 5 | А.С. Пушкин «Няне». | Обогащение чувственного опыта, формирование навыка чтения. | Индивидуальный опрос. | Светлица | ||
12 | 6 | А.С. Пушкин «Туча». | Формирование знаний о выразительном чтении, проникновение в эмоциональный мир поэта. | Индивидуальный опрос. | Лазурь | ||
13 | 7 | А.С. Пушкин «Унылая пора!..» | Формирование знаний о выразительном чтении, проникновение в эмоциональный мир поэта. | Индивидуальный опрос. | Очи | ||
14 | 8 | А.С. Пушкин «Птичка Божия не знает…» | Формирование умения различать и называть переживания, возникшие при чтении произведения. | Индивидуальный опрос. | Багрец Сени Мгла | ||
15 | 9 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Обучение учащихся при чтении художественного произведения, следить за ходом повествования и различать последовательность событий и последовательность их изложения. | Индивидуальный опрос. | Литературная сказка | ||
16 | 10 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Обучение пользованию выборочным чтением для подтверждения своих суждений. | Фронтальный опрос. | Эпитет | ||
17 | 11 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Формирование навыка выразительного чтения. | Фронтальный опрос. | Сюжет Молва | ||
18 | 12 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Формирование навыка выразительного чтения. | Индивидуальный опрос. | Пересказ | ||
19 | 13 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок) | Обеспечение целостного восприятия и понимание поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Дарьял Валун | ||
20 | 14 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Расширение круга чтения. | Индивидуальный опрос. | Литературная сказка. | ||
21 | 15 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Обеспечение целостного восприятия и понимание поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Намаз. | ||
22 | 16 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. | Индивидуальный опрос. | Роковой час. | ||
23 | 17 | А.П. Чехов «Мальчики» | Обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле | Фронтальный опрос. | Рассказ. | ||
24 | 18 | А.П. Чехов «Мальчики» | Обогащение чувственного опыта, реального представления об окружающем мире и природе. | Индивидуальный опрос. | Рассказ-этюд. | ||
25 | 19 | А.П. Чехов «Мальчики» | Формирование эстетического отношения к жизни. | Индивидуальный опрос. | Повествование | ||
26 | 20 | Обобщающий урок по теме: «Из русской классической литературы». | Формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление. | Фронтальный опрос. | Рассказ, рассказ-этюд, повествование. | ||
Поэтическая тетрадь (12 ч.). | |||||||
27 | 1 | Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» | Формирование эстетического отношения к искусству слова. | Индивидуальный опрос. | Эпитеты | ||
28 | 2 | Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» | Закрепление знаний об эпитете, как образном средстве языка. | Индивидуальный опрос. | Архаизмы. | ||
29 | 3 | А. А. Фет «Весенний дождь» | Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. | Индивидуальный опрос. | Строфа. | ||
30 | 4 | А. А. Фет «Бабочка» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Перекрестная рифмовка. | ||
31 | 5 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Лазурь. Ветхий. Гимн. | ||
32 | 6 | Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…» | Развитие поэтического слуха, накопление эстетического опыта слушания произведений изящной словесности | Индивидуальный опрос. | Эпитеты. | ||
33 | 7 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | Развитие творческого воображения. | Индивидуальный опрос. | Олицетворение | ||
34 | 8 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | Развитие и обогащение речи. | Индивидуальный опрос. | Эпитеты. | ||
35 | 9 | Н.А. Некрасов «Школьник» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. Пополнение словарного запаса. | Индивидуальный опрос. | Эпитеты. | ||
36 | 10 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. Пополнение словарного запаса. | Индивидуальный опрос. | Эпитеты. | ||
37 | 11 | И. А. Бунин «Листопад» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Терем. Лазурь. Лиловый. | ||
38 | 12 | Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». | Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова | Фронтальный опрос. | Эпитеты. | ||
Сказки русских писателей (12 ч.). | |||||||
39 | 1 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Чтение и осмысление текста научно-познавательной сказки; дать представление о жанре. | Фронтальный опрос. | Научно-познавательная сказка. | ||
40 | 2 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Формирование навыка составления плана произведения. | Фронтальный опрос. | Научно-познавательная сказка. | ||
41 | 3 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Обеспечение достаточно глубокого понимания содержания произведений различного уровня сложности. | Фронтальный опрос. | Надзиратель. Шатер. Бахрома. Механики. | ||
42 | 4 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Развитие умения вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа, выражения мысли и переживаний персонажа. | Индивидуальный опрос. | Эпитеты. | ||
43 | 5 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение. | Индивидуальный опрос. | Символизм. | ||
44 | 6 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения. | Фронтальный опрос. | Авторская сказка. | ||
45 | 7 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Формирование умения воссоздавать художественные образы литературного произведения развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся. | Фронтальный опрос. | Архаизмы. | ||
46 | 8 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Формирование навыка составления плана произведения. | Индивидуальный опрос. | Мораль | ||
47 | 9 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Обеспечение глубокого понимания текста | Фронтальный опрос. | План пересказа | ||
48 | 10 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Обеспечение глубокого понимания текста, выявление особенностей речи героев сказа. | Фронтальный опрос. | План пересказа | ||
49 | 11 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения. | Индивидуальный опрос. | Эпитеты. | ||
50 | 12 | Обобщающий урок по теме: «Сказки русских писателей». | Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности | Фронтальный опрос. | Авторская сказка. | ||
Делу время – потехе час. (7 ч.) | |||||||
51 | 1 | Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Обеспечение целостного восприятия и понимание текста. | Фронтальный опрос. | Ходики Маятник Ситный | ||
52 | 2 | Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Обеспечение глубокого понимания смысла текста | Индивидуальный опрос. | Пословица | ||
53 | 3 | Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Формирование навыка составления плана произведения. | Индивидуальный опрос. | Главная мысль. | ||
54 | 4 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | Обогащение нравственного опыта школьников. | Индивидуальный опрос. | Эпизод | ||
55 | 5 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Формирование умения правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа | Фронтальный опрос. | Сюжет. | ||
56 | 6 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | Обеспечение целостного восприятия и понимание текста. | Фронтальный опрос. | Ирония Сравнение | ||
57 | 7 | Обобщающий урок по теме: «Делу время – потехе час». | Совершенствование всех видов речевой деятельности | Фронтальный опрос. | Сказка Литературная сказка Олицетворение. | ||
Страна далекого детства (8 ч.). | |||||||
58 | 1 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | Формирование умения осознавать идею произведения, правильно оценивать ее. | Фронтальный опрос. | Корма Сени Уловка | ||
59 | 2 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | Воспитание интереса к чтению и книге. | Индивидуальный опрос. | Цитата. | ||
60 | 3 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Развитие литературно- художественных умений. | Фронтальный опрос. | Иллюстрация Части текста. | ||
61 | 4 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Формирование умения осознавать идею произведения, правильно оценивать ее | Индивидуальный опрос. | Олицетворение | ||
62 | 5 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. | Индивидуальный опрос. | Симфоническая музыка. Эпиграф. | ||
63 | 6 | М. М. Зощенко «Ёлка» | Формирование умения осознавать идею произведения, правильно оценивать ее. | Фронтальный опрос. | Пастилка Фарфор Событие | ||
64 | 7 | М. М. Зощенко «Ёлка» | Формирование умения осознавать идею произведения, правильно оценивать ее | Фронтальный опрос. | Рассказ | ||
65 | 8 | Обобщающий урок по теме: «Страна далёкого детства». | Совершенствование всех видов речевой деятельности | Фронтальный опрос. | Рассказ Эпиграф. | ||
Поэтическая тетрадь (6 ч.). | |||||||
66 | 1 | В. Я. Брюсов «Опять сон» | Обеспечение целостного восприятия и понимание поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Зачин | ||
67 | 2 | В. Я. Брюсов «Детская» | Развитие творческого воображения. | Индивидуальный опрос. | Заглавие | ||
68 | 3 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | Обеспечение целостного восприятия и понимание поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Гурьба Салазки Сюжет | ||
69 | 4 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» | Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. | Индивидуальный опрос. | Сравнение | ||
70 | 5 | М. И. Цветаева «Наши царства» | Развитие поэтического слуха, накопление эстетического опыта слушания произведений изящной словесности | Индивидуальный опрос. | Ритм Строфа | ||
71 | 6 | Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». | Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова | Индивидуальный опрос. | Ритмический рисунок | ||
Природа и мы (9 ч). | |||||||
72 | 1 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Формирование умения понимать и осмысливать текст, выделять законченные части. | Индивидуальный опрос. | Протока Заводь | ||
73 | 2 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Обеспечение целостного восприятия текста. | Фронтальный опрос. | Идея произведения. | ||
74 | 3 | М. Пришвин «Выскочка» | Формирование умений ориентироваться в тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений. | Фронтальный опрос. | Описание Экспозиция Эпизод Сравнения | ||
75 | 4 | Е. И. Чарушин «Кабан» | Обеспечение целостного восприятия и понимание текста. | Индивидуальный опрос. | Словесный портрет. | ||
76 | 5 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Обогащение чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе. | Фронтальный опрос. | Жанр произведения. Литературная сказка. | ||
77 | 6 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Обеспечение целостного восприятия и понимание текста. | Индивидуальный опрос. | План текста. Части произведения. | ||
78 | 7 | К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы» | Развитие литературно- художественных умений. | Фронтальный опрос. | План текста. Части произведения. | ||
79 | 8 | К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы» | Формирование умения правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа | Фронтальный опрос. | Картуз Губернатор Рысью Обух | ||
80 | 9 | Обобщающий урок по теме: «Природа и мы». | Совершенствование всех видов речевой деятельности | Фронтальный опрос. | Текст. Рассказ | ||
Поэтическая тетрадь (5 ч.) | |||||||
81 | 1 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Лик Чертог Просека | ||
82 | 2 | С. А. Клычков «Весна в лесу» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Эпизод. | ||
83 | 3 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. | Индивидуальный опрос. | Строфа | ||
84 | 4 | Н. М. Рубцов «Сентябрь» | Развитие поэтического слуха, накопление эстетического опыта слушания произведений изящной словесности | Индивидуальный опрос. | Рифма | ||
85 | 5 | С. А. Есенин «Лебёдушка» | Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова | Индивидуальный опрос. | Багровые Ватага Лазоревый Дозорила Доблестный | ||
Родина (5 ч.) | |||||||
86 | 1 | И. С. Никитин «Русь» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. Пополнение словарного запаса. | Индивидуальный опрос. | Синонимы | ||
87 | 2 | С. Д. Дрожжин «Родине» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Эпитеты | ||
88 | 3 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | Обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста. | Индивидуальный опрос. | Эпитеты | ||
89 | 4 | Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. | Индивидуальный опрос. | Эмоциональный настрой. | ||
90 | 5 | Обобщающий урок по теме: «Родина». | Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова | Индивидуальный опрос. | Эпитеты | ||
Страна «Фантазия» (5 ч.) | |||||||
91 | 1 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности. | Фронтальный опрос. | Научно-познавательная сказка. | ||
92 | 2 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | Формирование умений достаточно глубоко понимать содержание произведений различного уровня сложности. | Индивидуальный опрос. | Научно-познавательная сказка. | ||
93 | 3 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | Формирование навыка пользования при чтении справочными источниками. | Фронтальный опрос. | Научно-познавательная сказка. | ||
94 | 4 | К. Булычев «Путешествие Алисы» | Формирование умений достаточно глубоко понимать содержание произведений различного уровня сложности. | Индивидуальный опрос. | Научно-познавательная сказка. | ||
95 | 5 | Обобщающий урок по теме: «Страна «Фантазия». | Формирование потребности в постоянном чтении книг: развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства | Фронтальный опрос. | Жанр произведения. Литературная сказка. | ||
Зарубежная литература (7 ч.). | |||||||
96 | 1 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | Формирование умения вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа, выражения мыслей. | Фронтальный опрос. | Жанр произведения. Литературная сказка. | ||
97 | 2 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | Формирование умения правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа | Индивидуальный опрос. | Лилипут Паж Эпизод Иллюстрация | ||
98 | 3 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Формирование умения отличать в описываемых поступках побуждения, мотивы поведения действующих лиц, их отношение, эмоциональное состояние. | Индивидуальный опрос. | Жанр произведения. Литературная сказка. | ||
99 | 4 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Формирование умения характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом. | Фронтальный опрос. | Повествование | ||
100 | 5 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Развитие литературно- художественных умений. | Фронтальный опрос. | Эпизод | ||
101 | 6 | С. Лагерлёф «Святая ночь» | Обеспечение целостного восприятия и понимание текста. | Фронтальный опрос. | Молитва Стихи псалма | ||
102 | 7 | С. Лагерлёф «В Назарете» | Обеспечение целостного восприятия и понимание текста. | Индивидуальный опрос. | Цитата. Главная мысль |
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами:
Проектор, таблицы, картины и репродукции русских художников
УМК и методические пособия:
Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний
Контроль осуществляется через индивидуальный и фронтальный опросы, самостоятельные работы, тесты, замеры техники чтения.
Список учебной литературы | |
Для учителя | Для учащихся |
Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009. | Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009. |
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....