Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шубинцева Анастасия Константиновна

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. ПНШ. Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boris_zahoder_istoriya_gusenitsy_l._yahnin_lesnye_zhuki.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Дата: 3 марта 2017 г., пятница                                        

Школа: НОУСОШ №95        

Класс: 3- 4

Урок: 4

Время: 11:00 – 11:45

Кабинет: 107 

Учитель: Хайбулина Г.З.

Методист: Астахова А.А.

Студент: Шубинцева Н., 32гр.

Тема: Борис Заходер «История гусеницы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Цели деятельности учителя: учить определять тему и главную мысль произведения;

Учить представлять себе черты главного героя, опираясь на его высказывания и поступки;

Учить кратко пересказывать основные моменты текста своими словами; сравнить два текста и обнаружить в них сходный смысл.

Планируемые результаты

Предметные: 

формировать навык учебного чтения;

формировать умение ориентироваться в учебнике;

оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

формировать умение понимать нравственный смысл произведений.

Личностные:

способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу.

учить обосновывать свою точку зрения;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Литературное чтение: 3кл.: Учебник: / Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1

Орг.момент

1

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Константиновна.

Давайте друг другу подарим улыбки и сохраним их у себя до конца урока.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2

Мотивационный

этап

Словес.: ответы на вопросы

4

Вспомните, какое произведение вы изучали на прошлом уроке.

Кто автор этого произведения? С каким героями вы уже познакомились?

Что вы узнали о Гусенице? (Она любила только есть, жить в свое удовольствие).

Чем закончилась первая часть истории? (Что-то огромное и страшное схватило Гусеницу и унесло в небо).

Предположите, чем сегодня мы будем с вами заниматься?

Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведением «История гусеницы».

Хотите узнать о ее дальнейших приключениях?

Давайте поставим цели на урок. (Продолжить знакомство с….;

Познакомиться с….; Узнать о…).

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют уч задачу

23.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: выборочное чтение

Практический: словарная работа

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

Практический: слушание и чтение Т

17

2

(Чтение по цепочке со с. 95 до слов «И она увидела...».)

- Ребята, вам в тексте встретились неизвестные слова? Как вы думаете, что такое шелковинка?

Значение слова Шелковинка по Ожегову:

Шелковинка - Нитка шелка.

- Что случилось с Гусеницей? (Её схватил Скворушка).

- Как выглядел Скворушка? (Совсем молоденький, желторотый).

- Как отреагировала мама Скворчиха на его добычу? ( «Брось немедленно эту гадость…»).

- Скворушка послушался маму? (Да).

- Что сделала Гусеница чтобы спастись? (Выпустила шелковинку)

- Предположите, что увидела Гусеница.

(Дети по цепочке читают с. 96—98.) 

- Вы ожидали такой поворот событий?

- С кем встретилась Гусеница? (С Жуком)

- Как выглядел Жук? (Он был закован в блестящий темно-коричневый панцирь, а на голове у него торчала пара длинных грозных рогов)

- Предположите, почему Гусеница думала, что вокруг одна крапива? (Потому что она никогда ничего не видела кроме крапивы и не знала, что есть что-то другое в мире)

- Почему Жук подумал, что Гусеница умеет летать? (Потому что она оказалась на сучке).

- Прочитайте мнение Маши. Завершите Машино высказывание. ( Гусеница по прежнему думает только о еде).

Изменился ли взгляд Гусеницы на окружающий мир? Маша считает, что у Гусеницы появилось то, чего раньше не было. Вы догадываетесь, на что Маша обратила внимание? (Да, она по-прежнему думает только о крапиве, но у нее появился определенный интерес к окружающему миру; она стала задавать вопросы Жуку.)

- Как вы думаете, почему Жук разбирается в окружающем мире намного лучше Гусеницы? Что позволяет ему повидать мир? (Он умеет летать и имеет возможность видеть мир с высоты своего полета.)

- А каким он видит мир? Найдите и перечитайте его высказывания.

- Расскажите своими словами.

- Что вы можете сказать о Жуке?

- Почему Жуку нравится отвечать на вопросы Гусеницы?

(он чувствует себя знатоком окружающего мира.)

- На сколько частей вы бы разделили этот отрывок? Маша и Миша разделили его на три части и придумали название для каждой из них. Прочитайте и расставьте их в нужном порядке. (1. Скворушка отпускает Гусеницу, и она спасается. 2. Жук объясняет Гусенице, что такое речка, небо, лес. 3. Жук приглашает Гусеницу путешествовать вместе с ним.)

Эти названия очень подробные и имеют повествовательный характер, в них рассказывается о том, что произошло в сказке.

А теперь прочитайте, какие названия предложил Костя Погодин. Они стоят в правильном порядке? Наведите порядок. (1. Неожиданное спасение. 2. Открытие мира. 3. Несостоявшееся совместное путешествие.)

Чем отличаются заголовки, которые дал Костя, от тех, которые предложили Маша и Миша? (Они короче и выражают смысл каждой части сжато.)

Динамическая пауза

· Сидя или стоя, медленно поднять руки вверх, сцепить в замок над головой и хорошо потянуться. Медленно опустить руки.

· Писать носом или подбородком. Выписывать в воздухе цифры от одного до десяти, при этом делать большие повороты головы в разные стороны, чтобы буквы и цифры получались высокими и широкими… движения плавные, туловище неподвижное, спина прямая.

Определять конкретный смысл понятий.

Предполагать

Слушать чтение.

Читать вслух и про себя.

Характеризовать героев

Определять последовательность событий в произведении.

Выполнять упражнения для разминки шеи.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

П: осуществляют подвед под понятие

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают текст

П: строят речевое высказывание

34

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Практический: анализ выраз. чтения  

Словес.: обобщение

Наглядный: рассматривание иллюстраций

Словес.: монологические высказывания уч-ся.

16

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы будет свое задание.

Карточка 1

• Разбей произведение на части. (Стр. 95-98)

• Озаглавь каждую часть.

• Определи главную мысль прочитанного.

Карточка 2

  • Прочитайте диалог Гусеницы и Жука по ролям.
  • Подготовить выразительное чтение диалога у доски.

Карточка 3

• Прочитай внимательно текст. (Стр. 95-98)

  • Приготовься по плану связно пересказать прочитанное.
  • Кратко перескажи(-те) прочитанное.  

Карточка 4

• Прочитай внимательно текст. (Стр. 95-98).

•Дай свою оценку героям рассказа и событиям.

Карточка 5

  • Прочитайте диалог Гусеницы и Жука выразительно по ролям. (стр.96-98).
  • Какими предстают перед нами эти герои? Составьте характеристику Жука и Гусеницы.

Ребята, а сейчас давайте проверим, как вы справились с заданием в группах.

Работать самостоятельно

Проводить анализ чтения.

Отвечать на вопросы.

Сопоставлять тексты разных жанров.

Работать в группе.

Делить Т на смысловые части.

Читать по ролям.

Читать выразительно.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осмысленно читают худож Т

П: осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

П: строят рассужд

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

45.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

5

VI. Подведение итогов урока

- С какими произведениями вы познакомились на уроке?

- Что их объединяет? (В этих произведениях общий смысл.)

- Что нового вы узнали о Гусенице?

- С кем она познакомилась?

- Почему ее кругозор расширился?

-Что такое кругозор?

-Что нужно делать, чтобы расширить свой кругозор? А откуда у жуков такой кругозор? Кстати, что означает это слово? 

(По словарю Ожегова: 1. Пространство, которое можно окинуть взором. 2. Объем, широта интересов, знаний.)

- Как вы думаете, как может измениться жизнь Гусеницы, если она продолжит расширять свой кругозор?

 Эмоциональная рефлексия.

 1. Весь урок у меня было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное            - мечтательное

 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь

 4. Мне больше всего понравилось на уроке: …

Я благодарю вас за работу на уроке, за ваши ответы, за то, как быстро вы находили ответы в тексте и за вашу наблюдательность.

Домашнее задание

Стр. 100. Л. Яхнин «Лесные жуки».

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

Р: оценивают собственную деятельность 
на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Как рождается герой. Б. Заходер история гусеницы.

Предмет: литературное чтение Класс: 3-7Тема: Как рождается герой. Б. Заходер история гусеницы.Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: формирование представления о сказочном герое через изуче...

Технологическая карта ПНШ для проведения литературного чтения в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы» Л. Яхнин «Лесные жуки»

Технологическая карта урокаБорис Заходер «История  Гусеницы»Л. Яхнин «Лесные жуки» Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История  Гусеницы», Л. Яхнин «Лесные ...

Конспект урока по литератнурному чтению Как рождается герой. Б. Заходер история гусеницы 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема: Как рождается герой. Б. Заходер история гусеницы.Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: формирование представления о сказочном герое через изучение пр...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Агния Барто стихотворения "Верёвочка", "Мы не заметили жука"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Агния Барто стихотворения "Верёвочка", "Мы не заметили жука"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: « Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с песенками «Винни- Пуха» и умение характери...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: «Б. Заходер. Что красивей всего?» УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Б. Заходер. Что красивей всего?» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышл...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...