Урок литературного чтения в 3 классе по теме "М. Пришвин "Моя Родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_lit._cht._prishvin_moya_rodina.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Обучающая: продолжить знакомить обучающихся с творчеством М. М. Пришвина; познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина»; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; выделять смысловые части и озаглавливать их. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе. Развивающие: развивать навыки чтения, речь обучающихся; обогащать словарный запас; расширять кругозор детей, развивать интерес к миру художественной литературы и жизни талантливых людей.
Познавательные УУД – развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение; Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе. Предметные: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. Обучающиеся дополнят свои знания о жизни и творчестве М. М. Пришвина; познакомятся с произведением «Моя Родина»; узнают лексическое значение слов: «Родина», «сокровище», «кладовая», «очерк».
| |||||||
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФО У Д | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельнос- ти | 1 мин | Приветствие, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | – Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок литературного чтения я предлагаю посвятить теме, которая волнует каждого из нас | Приветствие, пожелание здоровья, хорошего настроения | Ф | Способствует организации внимания | Проверяют готовность к уроку |
Столкновение учащихся с проблемой и высказыва-ние первичных гипотез | 5 мин | Организовать анализ учащимися возникшей проблемной ситуации | А начать урок я хотела бы с песни. Закройте глаза, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чём эта песня. Как вы думаете, о чём эта песня? (О Родине) Что вы представляете, когда слышите слово Родина? Что человек называет своей Родиной? Найдите в толковом словаре значение слова Родина. Прочитайте друг другу, постарайтесь запомнить. Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает древнейшего бога славян Рода. Проводится конкурс «Родня». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род». (родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) - Какая страна является нашей Родиной? В песне говориться о любви к Родине. - Поднимите руки, кто любит свою Родину. - А за что вы её любите? У каждого из вас сердечко, напишите на нём, кто может, ответ на вопрос. Все ли смогли дать ответ? (Нет, не все) | Наблюдение, анализ данных | П | Предлагает проблемную ситуацию, которая связана с интеллектуальным затруднением | Осознают сущность затруднения и ищут способы решения проблемы с помощью догадки |
Определе-ние темы и цели урока | 3 мин | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | В конце урока у вас будет возможность ответить на этот вопрос. Что нам может помочь дать ответ? (литературные произведения). - На экране записаны названия некоторых произведений: («Осеннее утро», «Ребята и утята», «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб») - Прочитайте их. - Вы догадались, кто автор этих произведений? (Это Михаил Михайлович Пришвин) В учебнике на странице 58 прочитайте название произведения, которое будем изучать на уроке (Моя Родина). - Попробуйте сформулировать тему и цели урока. (М. М. Пришвин «Моя Родина». Проанализировать рассказ М. М. Пришвина, ответить на вопрос «За что мы любит свою Родину). | Фронтальная беседа | Ф | Проводит подводящий к теме диалог | С помощью учителя формулируют учебную проблему и через неё – тему и цель урока |
Осмысление содержания | 15 мин | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» |
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Орловской губернии в семье купцов. Сначала он ходил в школу вместе с крестьянскими детьми, а потом учился в Елецкой гимназии, серьёзном учебном заведении. Позже он закончил аграрный факультет университета в Германии. Михаил Михайлович Пришвин много путешествовал по России. Писатель посетил многие интересные места необъятной Родины, изучая природу и быт людей в разных уголках нашей страны. За его заслуги в экспедициях его приняли в Географическое общество. Тяга к путешествиям у него появилась ещё в детстве. Будучи гимназистом, он попытался совершить побег в Азию. Позже он скажет, что это было его первое устремление к мечте. Михаил Михайлович получил отличное образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем, репортёром. Он серьёзно увлекался охотой и фотографией. И всё время накапливал впечатления для своих произведений. Последние годы Пришвин жил на даче в живописнейшем местечке Подмосковья – Дунино. Сейчас там создан музей писателя, где можно больше узнать об этом интереснейшем человеке. - Что нового вы узнали о жизни и творчестве М. М. Пришвина? 2. Выставка книг с произведениями Пришвина. (Краткий обзор) 3. Первичное чтение рассказа (читает подготовленный ученик) -Определите жанр произведения (рассказ). Рассказ такого вида называется очерком. Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе. -Назовите тему рассказа. (Родина). -Кто является главным героем? (Автор). 4. Повторное чтение (по цепочке) -О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин? -Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко. -Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем? -В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте. -Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»? (Так образно М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому). -Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает? Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал своё произведение «Моя Родина»? Можно сказать, что Пришвин любил свой родной край? Объясните свой ответ -Определите главную мысль текста. (В этом рассказе автор показывает своё отношение ко всему живому, свою любовь к Родине и нас призывает любить и охранять природу. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину) 5. Составьте пословицы из слов. Выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к рассказу «Моя Родина». Обсудите смысл пословицы. - Проверим работу в парах. Прочитайте пословицы. Если дружба велика, будет Родина крепка. Береги землю родимую, как мать любимую. Тот герой, кто за Родину стоит горой. Обобщение учителя Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Пройдись по азейскому краю, Сады в одежде белоснежной, - Как называется наша Малая Родина? - На территории какой области находится село Азей? - На территории какого района находится село Азей? - Как называлось село раньше? (Листвянка, станция Азей) - Сколько улиц в селе? (5) - Назовите основные предприятия, находящиеся на территории села. - Численность населения села Азей. (728 ч) - Когда впервые была открыта школа в селе? (1939 г.) | Методы активного чтения с пометками. Общение вопрос - ответ | И Ф П | Способствует актуализации жизненного опыта учащихся, побуждает детей к выдвижению идей. Организует работу по обсуждению проблемных вопросов. Предоставляет дифференцированную помощь. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, работают с информацией, слушают выступления одноклассников. |
Обсуждение гипотез. Общий вывод | 2 мин | Интепретиро-вать полученную информацию в виде схемы | - А теперь давайте вернёмся в начало урока. Кто помнит очень важный вопрос, который мы сформулировали в начале урока? Я предлагаю ещё раз ответить на этот вопрос. Запишите ответы на своих сердечках. Дети делают вывод в виде схемы: | Ответ на поставленный вопрос, построение схемы | И | Проводит беседу, комментирует ответы и работу учащихся | С помощью учителя или самостоятельно формулируют выводы относительно проблемного вопроса, предложенного в начале урока. |
Итог урока | 2 мин | Подвести итог проделанной работе на уроке | - С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке? - Какое произведение писателя анализировали? - О чём заставил задуматься вас этот рассказ? Дома вам предстоит написать мини – сочинение на тему «Моя малая Родина» по плану:
| Общение «вопрос – ответ» | Ф | Подводит итог урока, комментирует работу учащихся. | Отвечают на вопросы |
Рефлексия | 2 мин | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | «Пантомима» | Пантомима | И | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"
В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация к уроку, поясните...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку литературное чтение (4 класс) на тему: "С. Д. Дрожжин. Родине"
Материал подобран к предмету Литературное чтение. 4 класс...
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....