конспект урока "Буква Г,г"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок чтения по ФГОС
«Звуки [г], [г'], буквы "Г, г"».
1- а класс
МБОУ СОШ № 1
Щусь Н.А.
Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Формы организации учебной деятельности:
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, гимнастические упражнения, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.
Цель: создать условия для знакомства с согласными звонкими звуками [г], [г'], отличающимися по признаку мягкости-твёрдости, с буквами Г, г.
Задачи:
- содействовать закреплению понимания смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;
- способствовать умению использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [г], [г'] с помощью маленькой печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;
- учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
- раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
- формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД:стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
- Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.
- Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
- Познавательные УУД:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
- Предметные УУД: использовать условное обозначение согласного звонкого твердого и мягкого звуков [г], [г'] с помощью маленькой печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и
орфоэпически; читать предложения как относительно законченный по смыслу структурные единицы.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в группе, значки для определения уровня полученных знаний на уроке, шаблоны «Лесенка знаний»; шаблоны для составления схем предложений; индивидуальные карточки-квадраты (розовая, синяя, желтая) для определения частей речи, прочитанных слов; конверты с шаблонами элементов букв.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» . Чтение слоговой таблицы.
III. Постановка учебной задачи
– Как гогочут гуси? (Га-га-га...)
Га-га-га! – гогочет гусь.
На гусят и на гусыню
Все гляжу, не нагляжусь.
Я семьей своей горжусь!
– Какой звук повторяется чаще ?
– Проанализируйте слова, называющие предметы на рисунках. Чем они похожи?
– Назовите тему нашего урока.
– Давайте определим для себя цели:
- Познакомимся… (с буквами Г, г)
- Учиться… (характеризовать звук [г], выделять звук [г] в словах)
- Упражняться… (в чтении слов и слогов, текста с этой буквой)
IV. Открытие нового знания
1. Звуковой анализ слов «горы» и «гири» на основе одноуровневых моделей
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике в верхнем ряду.
– Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.
– Чем похожи слова?
– Произнесите первый звук в словах.
– Дайте характеристику звуку [г], [г’].
– Какие гласные буквы будем писать после [г], [г’]?
– Объясните, почему звук «г» произносится твердо, почему звук [г’] произносится мягко?
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»)
2. Конструирование большой и малой букв Г, г.
«Г» схожа с цаплею по виду И подобно кочерге,
И на одной стоит ноге Горбит спину буква «Г».
– Рассмотрите образцы печатных букв «Г», «г». Из каких элементов-шаблонов они состоят? Сконструируйте буквы «Г», «г».
V. Физкультминутка «Узнай звук»
Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук»
Если услышите звук [г] – встанут мальчики
Если услышите звук [ г’ ] – встанут девочки.
(гусь, гиря, глобус, гитара, гость пироги, прогулка, герб, Галя, Гена, гвоздь, гимн, дороги)
Гимн – это в переводе с греческого «торжественная песня», которая звучит в особых случаях. При звучании гимна люди встают. Это особое музыкальное произведение, которое запоминается мелодией, маршевым ритмом.
Герб – эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других офиц. документах.
VI. Включение в систему знаний
1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели
– Рассмотрите иллюстрации в книге (с. 60). Кто здесь изображен?
– Как зовут мальчика? Прочитайте слово «Гена» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Какой звук обозначает буква «г» в слове «Гена»? Дайте характеристику звуку [г’] .
– Что держит в руках Гена? Объясните значение слова «горн».
– Прочитайте слово «горн» по слогам и орфоэпически. Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «горн». Дайте характеристику звуку [г].
2. Чтение слогов и слов (с. 61).
При чтении слов в строках дети определяют часть речи прочитанного слова и показывают соответствующую карточку (розовая – слово-предмет, синяя –
слово-действие, желтая – слово-признак).
– Чем отличаются слова? (По категориям рода, числа)
(Работа в группах)
1 группа – объясните значение слова «радуга».
2 группа –составьте по схеме предложение со словом «радуга».
(Радуга появилась после дождя.)
3 группа – объясните значение слова «гитарист».
4 группа –составьте по схеме предложение со словом «гитарист».
(У гитариста есть инструмент.)
3. Чтение минимальных пар слов. (Работа в парах)
– Прочитайте пары слов, объясняют их значение.
VII. Физкультминутка для глаз
VIII. Чтение и анализ текста «Не дразни гусей» (с. 61)
Вопросы и задания до чтения текста.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто изображен на картинке?
– Что решили сделать ребята? Что они держат в руке? Как защищаются гуси?
Прочитать предложения, записанные на доске (прием «снежный ком»), найти и подчеркнуть их в тексте.
Стоят стога ––>
Стоят стога сена ––>
На лугу стоят стога сена ––>
На дальнем лугу стоят стога сена –– >
Игорь и Егор ––>
Игорь и Егор стали дразнить ––>
Игорь и Егор стали дразнить гусей ––>
Упражнение «Финиш»
Чтение текста до описания, «как гуси спокойно гуляли возле дороги».
Упражнение «Буксир»
Читаем текст совместно с учителем. Учитель изменяет слова в тексте. Дети находят подмену, поднимают руки.
Вопросы после чтения текста:
– Какой прошел дождь?
– Что появилось на небе?
– Почему радугу называют ласково «радуга-дуга»?
– Кто гулял у дороги?
– Как звали детей, которые стали дразнить гусей?
– Что сделали гуси?
– Как вы думаете, чем закончилась эта история?
IХ. Задания на развитие внимания, речи
3. Игра «Каждой вещи – свое место».
Игра «Узнай слово»
Прочитываются слова на 1 и 2 строчках на розовом фоне (с. 61; ч1.). Звуковая схема (роза) . Чтобы узнать задуманное слово, задается учениками не более двух вопросов.
Читаются слова на 1 и 3 строчках на розовом фоне. Звуковая схема (море). Чтобы узнать задуманное слово, задается не более четырех вопросов.
Х. Рефлексия деятельности
Вспомним цели, которые мы для себя поставили.
- С чем мы познакомились… (с буквой Г)
- Чему учились… (характеризовать звук [г'], выделять звук [г] в словах)
- Мы упражнялись… (в чтении слов и слогов с этой буквой, в составлении предложений по схемам и др.)
– Мы выполнили поставленные цели?
Оценка знаний обучающимися «Лесенка знаний»
– Возьмите с парт значки и определите уровень полученных знаний на уроке по «Лесенке знаний»
(Ученики выходят к доске и оценивают свой уровень знаний)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...